Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс ФГОС НОО.»
Пояснительная записка к рабочей программе по родному русскому языку 4 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год
Письмо Минобразования Ростовской области о направлении рекомендации по составления учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год № 24/4.1-7171 от 31.05.2019 года;
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
В соответствии с Образовательной программой школы всего на изучение родного русского языка в 4 классе 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы, по календарно тематическому плану 15 часов. Объединены темы: «Синонимия речевых формул»
Цели и задачи учебного предмета
Изучение предмета «Родной русский язык» направлено на достижение следующих целей: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.
Для достижения поставленных целей изучения родного русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык»
Личностные результаты
Обучающийся научиться формировать.
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;
-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов;
-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
-ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
-развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
-осознание ответственности за свои поступки и слова;
-осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научиться:
-принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;
-планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
Обучающийся научиться:
-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;
-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
-пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из их частей;
Обучающийся получит возможность научиться:
-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
-составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
Коммуникативные
Обучающийся научиться:
-выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
-участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
-применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научиться формировать:
--понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
-представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию;
-понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
-приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства решения коммуникативных задач;
Обучающийся получит возможность научиться формировать:
-овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объеме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
-овладение основными понятиями и правилами (в объеме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
-овладение основами грамотного письма (в объеме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процесс выполнения письменных работ.
Предмет «Родной русский язык» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
№
Тематический блок
Кол-во часов на изучение раздела (блока)
1
Русский язык: прошлое и настоящее
6
2
Язык в действии
4
3
Секреты речи и текста
6
4
Резерв учебного времени
1
Итого
17
Основное содержание предмета «Родной русский язык»
Четвёртый год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 1 ч.
Календарно - тематическое планирование по родному русскому языку.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
проведения
по плану
по факту
Слова, связанные с качествами и чувствами людей.
1
02.09
Слова, называющие родственные отношения.
1
09.09
Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
1
16.09
Русские традиционные эпитеты.
1
23.09
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
1
30.09
Проектные задания.
1
07.10
Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.
1
14.10
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.
1
21.10
История возникновения и функции знаков препинания.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
1
25.11
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
1
02.12
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
1
09.12
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
1
16.12
Редактирование предложенных и собственных текстов.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
1
23.12
Общая характеристика учебного предмета «Родной русский язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание предмета «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании предмета «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами предмета являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание предмета направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Проверка и оценка предметных достижений по «Родному русскому языку»
Проверка и оценка знаний по предмету «Родной русский язык» осуществляется в соответствии с нормами проверки и оценки предмета «Русский язык».
Итоговая работа по родному (русскому) языку 20___-20___ у.г.
учени____ 4 класса ___ ФИ____________________________________
1 вариант.
Базовый уровень.
Продолжи правило.
Синонимы – это ________________________________________________________________________
Антонимы – это ________________________________________________________________________
Давно разливают радостные песни жаворонки. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. В садике и в рощице звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но главного певца нет.
Но вот появился соловей. Это серенькая птичка с умными черными глазками. Она совсем невзрачная, ростом чуть больше воробья. И зазвучал настоящий гимн красавице весне. У этой маленькой птички чудесный голос. И нет в мире голоса богаче и красивее.
5.2. Прочитай текст .
Мимо мухомора не пройдёшь, чудо-чудное, диво-дивное! Сказочная Красная Шапочка. Или домик на курьих ножках? А может, гномик лесной в бисерном колпачке и кружевных панталончиках? Вот-вот зашевелится и что-нибудь скажет…
Назови тему текста. ________________________________
Определи главную мысль текста. ____________________________________________
5.3. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ.
На реке.
1.Это пристань.
2.В жару можно искупаться, покататься на лодке, половить рыбу.
3.Вот стоит прямо на воде дом с красной крышей.
4.К ней подходит белый пароход.
5.Интересно посидеть на берегу и посмотреть, как живет большая река.
6.Постоит он у пристани, высадит пассажиров, возьмет других и отправится дальше.
7.Хорошо летом на реке!
5,______________________________________________
Повышенный уровень.
Вставьте слова (кроме слова очень), которые будут усиливать выражение
Этот человек вас __________________________ уважает.
Я вам __________________________ сочувствую.
Такие ошибки _________________________ недопустимы.
Будьте ________________________ внимательны при выполнении задания.
Соотнеси фразеологизмы с их объяснением.
А) ни свет ни заря 1) совсем недавно
Б) не солоно хлебавши 2) быстро, торопливо
В) без году неделя 3) долгое время
Г) рукой подать 4) очень рано
Д) битый час 5) очень близко
Е) на скорую руку 6) обманувшись в своих ожиданиях
Итоговая работа по родному (русскому) языку 20___-20___ у.г.
учени____ 4 класса ___ ФИ____________________________________
2 вариант.
Базовый уровень.
Продолжи правило.
Синонимы – это _______________________________________________________________________
Антонимы – это ________________________________________________________________________
1.2. Замени глаголы и прилагательные антонимами.
Самолёт приземлился - ________________________________________
Машина выехала - _____________________________________________
Старый охотник - _____________________________________________
Старый дом - _________________________________________________
1.3.Определите значение слова КИСТЬ в предложении:
Ярко горят на снегу кисти рябины.
А) часть руки Б) украшение из пучка нитей
В) пучок щетинок для нанесения краски
Г) форма расположения плодов у растений
1.4. Узнай слово по лексическому значению. Запиши его.
Название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке. _____________________
1.5. Укажите значение фразеологизма «носить на руках».
А) Не задумываться Б) Баловать В) Не слушаться
В каком словосочетании выделенное слово употреблено в переносном значении:
А) горячий песок Б) крутой склон
В) горячее сердце Г) золотые часы
1.7. Какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации прощания .Напишите не менее 3 слов.
3.1. Отметь предложения, в конце которых нужно поставить вопросительный знак.
А). В книгах можно прочитать много интересных сказок, чудесных рассказов, замечательных стихов
Б). Как хороша берёзка весною, когда на ней начинают распускаться почки
В). Для чего используется этот прибор
Г). Как же не заблудиться в мире прекрасных мелодий
4.1. В каком слове нужно дописать ь?
А) доч … Б) грач … В) малыш … Г) обруч …
4.2. Укажи предложения, где нужно поставить запятую. Поставь запятые.
А) Папа с Федей пошли рыбачить а мама ждала их на берегу.
Б) Паша выглядел глупо и нелепо.
В) Долго же мы ждали наступления лета!
Г) Выходные прошли интересно и весело
Д) В салат мы положили молоденькие огурчики красные помидоры сладкий перец и петрушку.
5.1. Найдите в тексте и выпишите описание ландыша.
Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Они похожи на крошечные колокольчики. Широкие листья охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!
5.2. Прочитай текст.
Захотелось как-то Юре самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и представляет, как спасёт сестрёнку, если та вдруг тонуть будет. А тут сестрёнка подходит и просит брата погулять с ней. Юра отмахнулся от девочки. Прогнал её и дальше стал мечтать о том, как застрелит волков, когда они нападут на няню. Вдруг няня тут как тут. Убрать посуду просит. Отказался Юра и это сделать, сказал, что некогда. Сидит и дальше воображает о том, кому поможет. Потом пошёл к маме и спрашивает: - Что бы мне такое хорошее сделать?
Назови тему текста. _____________________________
Определи главную мысль текста. ______________________________________________________