– формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Изменение в рабочей программе в сравнении с авторской программой по русскому языку для 5 класса С.И.Львовой заключается в том, что Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5 классе – 204 часа, 6 часов в неделю, а авторская программа рассчитана на 170 часов – 5 часов в неделю.
Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка (1 ч)
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение.
Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.
Правописание окончаний. Правописание безударных окончаний –е, –и в именах существительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание слов с Ь и Ъ. Ь знак для обозначения мягкости согласной. Написание Ь знака после шипящих. Правописание –тся и –ться в глаголах. Разделительные Ъ и Ь знаки. Слитные дефисные и раздельные написания.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по значению. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Выделение грамматических основ в простых и сложных предложениях. Тире между подлежащим и сказуемым.
Определение. Дополнение. Обстоятельство.
( восклицательные и невосклицательные). Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). Предложения простые и сложные.
Зачем нужны знаки препинания. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения.
Типы речи. Повествование. Строение текста-повествования. Рассуждение. Описание. План текста. Абзац. План простой и сложный. Основные нормы построения текста.
Основные способы словообразования. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.
Правописание слов с корнями -кас-// -кос-. лаг-//-лож-. раст-// -ращ-// -рос-. Правописание слов с ударными о-ё после шипящих в корне. Типичные способы словообразования имен существительных. Типичные способы словообразования имён прилагательных.
Типичные способы словообразования глаголов. Правописание неизменяемых на письме приставок. Правописание приставок на з - с. Словообразовательный словарь. Определение морфемного состава , способа образования слова.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Слова, употребленные в прямом или переносном значении. Слова – синонимы, антонимы,омонимы. Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор.
Исконно русская лексика и заимствованные слова. Правописание буквы ы и и после ц. Общеупотребительная лексика и слова , имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологическое богатство русского языка.
Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Несклоняемые существительные. Число имен существительных. Правописание безударных окончаний –е и –и имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Правильное употребление имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речевом высказывании.
Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды прилагательных : качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имён прилагательных. Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Синтаксическая роль имен прилагательных в предложении. Морфологический разбор имени прилагательного. Правильное употребление имён прилагательных.
Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола, видовая пара. Правописание гласных в суффиксах -ива-(-ыва-), -ова-(-ева-). Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Корни с чередованием и-е и их написание.
Изменение глагола по наклонениям. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Раздельное и слитное написание не с глаголами.
тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
- коммуникативные и игровые ситуации.
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
урок-игра.
1. С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник для 5 класса. В трёх частях - М.: Мнемозина, 2012
2. С.И.Львова, И.А.Бажанова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2 частях, М.: Мнемозина, 2011
3.Л.В. Прохватилина. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс /Под ред. С.И.Львовой - М.: Мнемозина, 2012
4. Черепанова Л.В. Дневник достижений учащего по русскому языку. 5 класс - М.: Мнемозина, 2010
5.Ларионова Л.Г. Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся (ГИА и ЕГЭ) - М.: Мнемозина, 2012
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
№ | Тема урока | час | дата | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля | Д/з |
план | факт |
1-2 | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. | 2 | 02.09 03.09 | | комбинированный урок | Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка | Знать основные разделы лингвистики и владеть различными видами речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения | устный опрос | Выучить эпиграф |
3 | Фонетика (4часа) Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки | 1 | 04.09 | | урок закрепления и совершенствования | Фонетика как раздел лингвистики ( эпиграф с. 6, текст, с. 7). Звуки речи. Фонетико-орфографический анализ слова | Использовать элементы транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания звука. Знать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости. | самостоятельная работа | Упр 5, 9 Пересказ с. 7-8 |
4 | Фонетическая транскрипция. | 1 | 05.09 | | урок-практикум | Звуки речи. Транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков. Речевой аппарат человека | словарный диктант | Упр 20 |
5-6 | Сочинение по картине Врубеля М.А. «Царевна – лебедь» | 2 | 06.09 08.09 | | Урок развития речи | Создание словесного портрета героини. Устное описание картины. Анализ плана | | сочинение | Написать сочинение |
7 | Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте | 1 | 09.09 | | урок повторения, коррекции знаний, умений и навыков | Фонетический разбор. Фонетико-орфографический анализ слов. Звукопись как прием худ. выразительности | Использовать элементы транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания звука. Знать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Знать фонетический разбор слов. | диктант с грамматическим заданием | Упр 22, 24 |
8 | Слог. Ударение. | 1 | 10.09 | | урок-практикум | Слог как единица фонетики. Особенности и роль русского ударения | самостоятельная работа | Пересказ с. 16-17 Упр 35,41 |
9 | Орфоэпия ( 4 часа) как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков | 1 | 11.09 | | изучение нового материала | Особенности русского ударения. Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки | Знать основные правила произношения ударных и безударных гласных в современном русском литературном языке, правила произношения некоторых согласных сочетаний. Уметь работать с орфоэпическим словарем | диктант с грамматическим заданием | Пересказ п. 4 Упр 47. |
10 | Произношение согласных звуков. Особенности произношения сочетаний согласных звуков | 1 | 12.09 | | урок повторения, | Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков | Сочинение-миниатюра | Пересказ с. 21. Упр 51, 52 |
11 | Варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь: его назначение, структура. Орфографический минимум | 1 | 13.09 | | изучение нового материала | Орфоэпический словарь: его назначение, структура. | словарный диктант | Упр 56, 57 |
12 | Повторение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика».Самостоятельная работа (15 мин.) | 1 | 15.09 | | урок обобщения | | самостоятельная | |
13 – 14 | Графика (4 ч) раздел лингвистики. Алфавит и его использование Звуки и буквы. Орфография. Обозначение звуков буквами. | 2 | 16.09 17.09 | | урок повторения, коррекции знаний, умений и навыков | Возникновение письменности. Что такое графика? Алфавит. Назначение алфавита. | Знать алфавит и использовать его в практической деятельности. Уметь провести анализ звукового и буквенного состава слова. | самостоятельная работа | Упр 65 Упр 68 |
15 | Использование Ь для обозначения мягкости | 1 | 18.09 | | Урок повторения | | | | Упр 89 |
16 | Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я | 1 | 19.09 | | урок-практикум | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Обозначение звуков с помощью е, ю, ё, я | Знать обозначение двойных звуков при помощи букв е, ё, ю, я | диктант с грамматическим заданием | |
17 | Повторение итогов изучения раздела «графика» | 1 | 20.09 | | урок повторения, | Роль букв е, ё, ю, я в слове. Несовпадение звукового и буквенного состава слова. Что изучает графика | Знать причины несовпадения количества букв и звуков в русском языке, уметь проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова | диктант «Проверяю себя» | Упр 86 |
18 | Контрольный диктант по теме «Повторение | 1 | 22.09 | | урок контроля знаний, умений и навыков | Проверить умения по орфографии и пунктуации, разделам «фонетика, графика» | | контрольный диктант с грамматичеаским заданием | |
19 | Морфемика ( 7 ч ) Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова | 1 | 23.09 | | изучение нового материала | Морфемика раздел лингвистики. Морфемный разбор. Окончание – морфема , передающая грамматическое значение слова | Знать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучаемом строение слова, морфемы – значимые части слова, уметь определять грамматические признаки по окончанию, определять языковые значения словообразующих морфем, использовать выразительные возможности словообразующих морфем в художественном произведении Записывать слова поморфемным способом. | тест | Вопросы с. 33-34 Упражнение 91 |
20 – 21 | Морфемы словообразующие и формообразующие Морфемные модели слов | 2 | 24.09 25.09 | | изучение нового материала | Морфема как значимая часть слова. Словарик значения морфем. Приставки и суффикс – значимые части слова. Выразительные возможности суффиксов и приставок. Прием поморфемного письма. | самостоятельная работа | Упр 97, 99 Упр 112 |
22 | Корень слова | 1 | 26.09 | | | Корни-омонимы Корень слова. Выразительные возможности однокоренных слов | | | Упр 111 |
23 | Чередование гласных в морфемах | 1 | 27.09 | | изучение нового материала | Чередование гласных в корне. Чередование 0//А | | словарный диктант | Упр 121 |
24 | Чередование согласных в морфемах | 1 | 29.09 | | урок повторения, | Чередование о//е с нулем звука | | устный опрос | Упр 129 |
25 – 26 | Лексикология (6 часов + 2 р/р ) Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова. | 2 | 30.09 01.10 | | изучение нового материала | Понятие о лексикологии Основные способы определния лексического значения слова: путем подбора антонимов, синонимов, подбора групп однокоренных слов, использование рисунков | Уметь точно употреблять слова в речи в зависимости от его лексического значения; использовать слова одной тематической группы при конструировании предложений с обозначающими словами при однородных членах, а также предложений в которых сказуемое выражено именем существительным | самостоятельная работа | Сжатый пересказ с. 51-52 Упр 138 Упр 163, 158 |
27 | Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей. | 1 | 02.10 | | урок-практикум | | | |
28 - 29 | Тематические группы слов. Родовые и видовые понятия | 2 | 03.10 04.10 | | изучение нового материала | Родовые и видовые понятия. Орфографический анализ текста | самостоятельная работа | Упр 167, 171 Упр 173 |
30 - 31 | Р/Р Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка». | 2 | 06.10 07.10 | | творческая работа | Частичный смысловой анализ текста описания природы. Составление плана. Словарная работа | | сочинение | |
32 | Орфография (17часов) Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. | 1 | 08.10 | | урок повторения, коррекции знаний, умений и навыков | Цели изучения орфографии. Орфография как система правил. | Уметь увидеть орфограммы в корнях и окончаниях слов, подобрать правильный способ действия при написании. Использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | самостоятельная работа | Упр 182, 178 |
33 - 34 | Правописание морфем. | 2 | 09.10 10.10 | | урок-практикум | Правописание морфем. Основной принцип русской орфографии. Безударная гласная в корне, буквы и, а, у после шипящих, ЧН, НЧ,ЧК,РЩ | словарный диктант | Пересказ 68-69 Упр 187 |
35 - 36 | Правописание корней Правописание безударных гласных в корнях слов. | 2 | 11.10 13.10 | | урок повторения, коррекции знаний, умений и навыков | Правописание гласных и согласных в корнях. Правописание корней - омонимов | самостоятельная работа | Упр 193, 199 |
37 | Изложение - миниатюра | 1 | 14.10 | | Урок развития речи | | | | Упр 202, 203 |
38 - 39 | Правописание согласных в корнях слов | 2 | 15.10 16.10 | | изучение нового материала | | | диктант «Проверяю себя» | Упр 216 |
40 | Правописание окончаний. Правописание безударных окончаний –е, –и в именах существительных. | 1 | 17.10 | | урок повторения, коррекции знаний, умений и навыков | | Уметь увидеть орфограммы в корнях и окончаниях слов, подобрать правильный способ действия при написании. Использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | устный опрос | Упр 223 |
41 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 18.10 | | урок-практикум | | тест | Упр 232 |
42 | Правописание окончаний существительных и глаголов. | 1 | 20.10 | | изучение нового материала | | графический диктант | Упр 228 |
43 | Правописание слов с Ь и Ъ. Ь знак для обозначения мягкости согласной. Написание Ь знака после шипящих | 1 | 21.10 | | урок повторения, | Цели использования Ь и Ъ знака. Способы обозначения мягкости согласных. Написание Ь после шипящих | диктант «Проверяю себя» | Текст с. 88 Упр 237 |
44 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 | 22.10 | | изучение нового материала | Орфографический анализ текста. Сочинение- миниатюра | | тест | Упр 246( 1, 2) |
45 | Разделительные Ъ и Ь знаки | 1 | 23.10 | | урок повторения, | Употребление разделительных Ь и Ъ занков. Цели использования Б. Употребление ь и Ъ в словах иноязычного происхождения | Уметь увидеть орфограммы в корнях и окончаниях слов, подобрать правильный способ действия при написании. Использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | графический диктант | Упр 257 252 |
46 | Слитные дефисные и раздельные написания | 1 | 24.10 | | урок-практикум | Слитное и раздельное написание слов. Не с глаголами | диктант «Проверяю себя» | Упр 259 |
47 | Повторение и обобщение по разделу «Орфография». | 1 | 25.10 | | изучение нового материала | Правила орфографии. Правописание безударных гласных в корне. Написание слов с непроизносимыми согласными, удвоенными согласными | устный опрос | Повторить правила раздела орфография |
48 | Контрольный диктант по теме «Орфография» | 1 | 27.10 | | урок контроля знаний | | | контрольный диктант с грамматичеаским заданием | |
49 | Работа над ошибками в диктанте. | 1 | 28.10 | | урок-практикум | | | диктант «Проверяю себя» | |
50 | Морфология (4 часа) как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 29.10 | | урок повторения, | Морфология как раздел лингвистики. Части речи. Признаки частей речи. Морфологические признаки местоимений и существительных | Уметь распознавать части речи с учетом их грамматических категорий. Уметь использовать в речи слов приветствия, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения. | графический диктант | Пересказ 100-102 Упр 268 |
51 | Морфологические признаки существительных, прилагательных и глаголов | 1 | 30.10 | | | Морфологический разбор существительного, прилагательного , глагола. Использование числительных в речи. | | Упр 277, 270 |
52 | Слова изменяемые и неизменяемые. Наречие. Служебные части речи. | 1 | 31.10 | | изучение нового материала | Выразительные возможности самостоятельных частей речи. Наречие как часть речи. Служебные слова | словарный диктант | Упр 271, 287 |
53 | Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных. | 1 | 10.11 | | изучение нового материала | Определение лексического и грамматического значения слова по окончанию. Основные значения нулевых окончаний | языковой анализ текста | Упр 293 |
53- 54 | Р/Р Культура речи (5ч) Соблюдение норм современного русского литературного языка. | 2 | 11.11 12.11 | | изучение нового материала | Культура речи как раздел лингвистики. Понятие языковых норм. Редактирование. | Уметь использовать в речи слов приветствия, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения | самостоятельная работа | Упр 300 Упр 307 |
55-56 | Р/Р Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации | 2 | 13.11 14.11 | | урок повторения, коррекции знаний, умений и навыков | Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова. Учебная игра -соревнование | диктант «Проверяю себя» | |
57 | Синтаксис и пунктуация (30 часов) Синтаксис как раздел лингвистики ( 10 ч) Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | 15.11 | | урок повторения и коррекции знаний | Синтаксис как раздел грамматики, Словосочетание как единица синтаксиса. Роль словосочетаний в речи | Уметь выделять словосочетания из предложения. Знать виды словосочетаний, уметь находить главное и зависимое слово. | языковой анализ текста | Упр 321 |
58 | Виды словосочетаний по значению. | 1 | 17.11 | | урок формирования знаний | Основные виды словосочетаний. Выразительные возможности словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний | самостоятельная работа | Упр 337, 326 |
59 | Р/Р Подготовка к сочинению по репродукции с картины И.И. Фирсова «Юный живописец». Сочинение по картине | 1 | 18.11 | | урок-практикум | | | составление плана | |
60 | Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. | 1 | 19.11 | | изучение нового материала | Предложение как единица синтаксиса. Понятие об интонации. Смысловые возможности логического ударения | Знать интонационный анализ предложения: логическое ударение, паузу, мелодику, темп, тон речи | графический диктант | Пересказ 127-128 Упр 342 ( 1) |
61 | Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. | 1 | 20.11 | | урок повторения и коррекции знаний | Главные и второстепенные члены предложения. Конструкции с прямым дополнением. | комплексный анализ текста | Пересказ с. 133 Упр 355 |
62 | Способы выражения сказуемого | 1 | 21.11 | | урок формирования знаний | | словарный диктант | |
63 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 22.11 | | урок-практикум | | языковой анализ текста | |
64 | Второстепенные члены предложения (5 ч) Определение. | 1 | 24.11 | | изучение нового материала | | Уметь конструировать предложения по заданным схемам. Знать второстепенные члены предложения и способы их выражения | графический диктант | Пересказ 138-139 Упр 372 |
65 | Дополнение. | 1 | 25.11 | | изучение нового материала | | словарный диктант | Упр 376 (1) |
66 | Обстоятельство. | 1 | 26.11 | | изучение нового материала | Синтаксическая роль существительного. Тренировка орфографических умений | языковой анализ текста | Упр 380, 383 |
67 | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | 27.11 | | Урок повторения | | Самостоятельная работа | Упр 384 |
68 | Р/Р Изложение-миниатюра (упр.384) | 1 | 28.11 | | урок-практикум | | | изложение | |
69 | Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). | 1 | 29.11 | | урок повторения и коррекции знаний | | Уметь составлять схемы предложений , осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами | диктант «Проверяю себя» | Пересказ с. 144 упр 388 |
70 | Виды предложения по эмоциональной окраске ( восклицательные и невосклицательные). | 1 | 01.12 | | урок формирования знаний | Частичный синтаксический разбор предложений | графический диктант | Упр 400 |
71 | Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). | 1 | 02.12 | | изучение нового материала | Предложения распространенные и нераспространенные. Частичный синтаксический разбор предложений | словарный диктант | Упр 411 |
72 – 73 | Предложения простые и сложные. | 2 | 03.12 04.12 | | изучение нового материала | Выражение смысловых отношений между частями сложного предложения с помощью союзов. Виды сложных предложений | языковой анализ текста | Упр 414 Упр 416 |
74 | Простое осложнённое предложение (9) Предложения с однородными членами. | 1 | 05.12 | | урок формирования знаний | Понятие о простом осложненном предложении. Однородные члены предложения | Уметь составлять схемы предложений , осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами Знать случаи подстановки знаков препинания в конце предложений, между частями сложного предложения, при однородных членах, обращениях, вводных словах, в предложениях с прямой речью. | диктант «Проверяю себя» | Упр 425 |
75 | Постановка знаков препинания между однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. | 1 | 06.12 | | изучение нового материала | Конструирование предложений с обобщающим словом при однородных членах | комплексный анализ текста | Упр 438, 426 |
76 – 77 | Предложения с обращениями. | 2 | 08.12 09.12 | | урок формирования знаний | Роль обращения в художественной речи. Приемы поэтического обращения. Этикетные правила использования обращений | языковой анализ текста | Упр 446, 408 |
78 | Предложения с вводными словами. | 1 | 10.12 | | изучение нового материала | Сходства и различие обращений и вводных слов | диктант «Проверяю себя» | Упр 452 |
79 | Предложения с сравнительными оборотами. | 1 | 11.12 | | изучение нового материала | | комплексный анализ текста | Упр 457 |
80 – 81 | Предложения с прямой речью. | 2 | 12.12 13.12 | | изучение нового материала | Понятие о предложении с прямой речью. Конструирование предложений. Пунктуационное оформление. | Знать случаи подстановки знаков препинания в конце предложений, между частями сложного предложения, при однородных членах, обращениях, вводных словах, в предложениях с прямой речью. | | Упр 462, 463 |
82 | Диалог | 1 | 15.12 | | изучение нового материала | | | Упр 474 |
83 | Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис | 1 | 15.12 | | | | | |
84 | Контрольная работа по разделу «Синтаксис» | 1 | 17.12 | | | | | |
85 | Понятие о пунктуации.(7+2=9) Зачем нужны знаки препинания. | 1 | 18.12 | | урок повторения и коррекции знаний | Пунктуация как раздел лингвистики. Назначение знаков препинания | самостоятельная работа | Упр 479 |
86 | Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 19.12 | | урок формирования знаний | Система пунктуационных правил. Знаки препинания в конце предложения | Знать случаи подстановки знаков препинания в конце предложений, между частями сложного предложения, при однородных членах, обращениях, вводных словах, в предложениях с прямой речью | диктант «Проверяю себя» | Упр 485 |
87 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | 20.12 | | урок-практикум | | графический диктант | Упр 429 |
88 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | 22.12 | | изучение нового материала | Пунктуация в различных видах сложных предложений | комплексный анализ текста | Упр 498 |
89 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 23.12 | | | | | Упр 501 |
90 | Контрольный диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» | 1 | 24.12 | | урок-практикум | | | контрольный диктант | |
91 | Работа над ошибками | 1 | 25.12 | | | | | | |
92 – 93 | Текстоведение (13) Текстоведение как раздел лингвистики (3ч+1) Р/Р Текст и его признаки | 2 | 26.12227.12 | | изучение нового материала | Тема и идея текста. Основные признаки текста. Логическая последовательность предложений в тексте | Уметь выделять в тексте тему и идею. Знать строение текстов повествования, описания и рассуждения. Уметь составлять план теста, делить на обзацы | диктант «Проверяю себя» | Упр 509 Упр 512 |
94 | Обобщение по теме «Основные признаки текста. | 1 | 29.12 | | | | | |
95 | Р/Р Типы речи (7+2) Типы речи. Повествование. Строение текста-повествования. | 1 | 30.12 | | урок повторения и коррекции знаний | | языковой анализ текста | |
96 | Р/Р Рассуждение. Строение текста-рассуждения. | 1 | 12.01 | | изучение нового материала | | | самостоятельная работа | |
97 98 | Р/Р Контрольное сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» | 2 | 13.01 | | | | | сочинение | |
99 | Р/Р Способы развития основной мысли. | 1 | 14.01 | | изучение нового материала | | | диктант «Проверяю себя» | |
100 | Р/Р План текста. Абзац. План простой и сложный. | 1 | 15.01 | | изучение нового материала | | | графический диктант | |
101 | Р/Р Основные нормы построения текста. | 1 | 16.01 | | изучение нового материала | Требования к содержанию и построению текста | Уметь выделять в тексте тему и идею. Уметь составлять план теста, делить на абзацы | комплексный анализ текста | |
102 | Р/Р Основные нормы построения текста. | 1 | 17.01 | | изучение нового материала | | словарный диктант | |
103-104 | Р/Р Контрольное изложение, близкое к тексту (упр554). | 2 | 19.01 20.01 | | изучение нового материала | | языковой анализ текста | Упр 559 |
105 | Обобщение по разделу «Текстоведение». Редактирование тестов. | 1 | 21.01 | | урок формирования знаний | | диктант «Проверяю себя» | |
106 | Словообразование (12ч) Основные способы словообразования. изучение нового материала | 1 | 22.01 | | урок повторения и коррекции знаний | Повторение сведений о морфемике | Знать основные способы словообразования. Уметь выделять исходную часть слова и словообразующую морфему в процессе словообразовательного анализа слова. Знать написание неизменяемых на письме приставок и приставок на з–с. Знать написание корней с чередованиями –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, с ударными о-ё после шипящих | комплексный анализ текста | Упр 580 |
107 | Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка | 1 | 23.01 | | | Знакомство со словообразовательным словарем | | Упр 583 |
108-109 | Правописание слов с корнями -кас-// -кос-. –лаг-//-лож-. -раст-// -ращ-// | 2 | 24.01 26.01 | | изучение нового материала | | языковой анализ текста | Упр 592 |
110 | Правописание слов с ударными о-ё после шипящих в корне. | 1 | 27.01 | | изучение нового материала | | комплексный анализ текста | Упр 595 |
111 112 | Р/Р Сочинениепо картине И.И.Левитана «Золотая осень» ( упр. 598). | 2 | 28.01 29.01 | | творческая работа | Описание деталей картины. Лексическая работа | | сочинение | |
113 | Типичные способы словообразования имен существительных. | 1 | 30.01 | | изучение нового материала | Словообразовательные модели существительных | Знать основные способы словообразования. Уметь выделять исходную часть слова и словообразующую морфему в процессе словообразовательного анализа слова. Знать написание неизменяемых на письме приставок и приставок на з–с. Знать написание корней с чередованиями –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ | языковой анализ текста | Упр 599 |
114 | Типичные способы словообразования имён прилагательных. | 1 | 31.01 | | урок повторения и коррекции знаний | Стилистические возможности словообразования. Способы и средства образования прилагательных | самостоятельная работа | Упр 604 |
115 | Типичные способы словообразования глаголов. | 1 | 02.02 | | урок повторения и коррекции знаний | Приставочный и суффиксальный способы образования глаголов. Стилистический анализ текста. | диктант «Проверяю себя» | Упр 617 |
116 | Р/Р Изложение (упр 617) | 1 | 03.02 | | урок развития речи | | | изложение | |
117-118- 119 | Правописание неизменяемых на письме приставок. | 3 | 04.02 05.02 06.02 | | урок повторения и коррекции знаний | Группы приставок в зависимости от написания. Правописание неизменяемых приставок; приставки з, с; при- пре | | графический диктант | Упр 630, 636, 637 |
120 | Словообразовательный словарь. Определение морфемного состава , способа образования слова. | 1 | 07.02 | | изучение нового материала | | | словарный диктант | Упр 628 |
121 | Контрольная работа | 1 | 09.02 | | | | | диктант | |
122 | Лексика и фразеология (16) Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики на группы | 1 | 10.02 | | урок формирования знаний | Использование толкового словаря для определения значения слов | | самостоятельная работа | Упр 645 |
123 | Переносное значение слова | 1 | 11.02 | | | Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор | | | Упр 653 |
124 | Слова – синонимы, антонимы | 1 | 12.02 | | урок повторения и коррекции знаний | | Уметь пользоваться толковыми словарями для определения лексического значения слова. Знать тропы и уметь их использовать на уроках развития речи. | комплексный анализ текста | Упр 663 |
125 | Слова - омонимы. Разные виды омонимов. | 1 | 13.02 | | урок повторения и коррекции знаний | Омонимы. Омографы и омофоны. | языковой анализ текста | Упр 668 |
126 127 | Р.р. Сочинение ( упр.673). | 2 | 14.02 16.02 | | урок формирования знаний | | | дидактические материалы | |
128 | Исконно русская лексика и заимствованные слова | 1 | 17.02 | | урок-практикум | Нормы произношения иноязычных слов. Иноязычные морфемы. | Уметь использовать синонимы и антонимы как средство устранения неоправданных повторов. Знать написание Ы и И после Ц. Уметь толковать значение фразеологизмов и употреблять их в речи | диктант «Проверяю себя» | |
129 | Правописание буквы ы и и после ц. | 1 | 18.02 | | изучение нового материала | Выбор написания ци и цы с учетом структуры слова и значения морфем | графический диктант | |
130 – 131 | Общеупотребительная лексика и слова , имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы. | 2 | 19.02 20.02 | | изучение нового материала | Лексика ограниченного употребления. Термины как специальные книжные слова. Анализ научного текста. Диалектизмы как слова ограниченного употребления | комплексный анализ текста | Упр 695,703 |
132 | Устаревшие слова и неологизмы. | 1 | 21.02 | | урок изучения нового материала | Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи | | словарный диктант | Упр 705 |
133 | Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» | 1 | 24.02 | | Урок развития речи | | | | Написать сочинение |
134 | Фразеологическое богатство русского языка | 1 | 25.02 | | урок формирования знаний | Фразеология как раздел лингвистики. Объяснение значения фразеологизмов путем подбора синонимов и антонимов. | Уметь толковать значение фразеологизмов и употреблять их в речи | языковой анализ текста | |
135 | Повторение и обобщение по разделу «Лексика и фразеология» | 1 | 26.02 | | | | | | |
136 | | 1 | 27.02 | | урок проверки знаний | | | диктант с грамматическим заданием | |
137 | Морфология ( 57 часов) Грамматика и ее основные разделы: морфология и синтаксис. Слово как часть речи | 1 | 28.02 | | изучение нового материала | Морфология как раздел лингвистики. Классификация частей речи | | диктант «Проверяю себя» | Упр 734 |
138 | Имя существительное как часть речи. Общее значение имен существительных и их употребление в речи. | 1 | 02.03 | | урок повторения и коррекции знаний | Общее грамматическое значение имен существительных. Существительные с отвлеченным значением. | Уметь распознавать имена существительные на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Знать правописание суффиксов ек-, ик-, –чик-, -щик-. Знать слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Знать правописание безударных окончаний –Е- и И- имен существительных. Знать морфологический разбор имени существительного. | графический диктант | Упр 736 |
139 | Правописание суффиксов – чик -,-щик- | 1 | 03.03 | | урок формирования знаний | Написание суффиксов чик- щик- Написание Ь перед чик- щик- | комплексный анализ текста | Упр 743 |
140 | Правописание суффиксов – ек -, -ик-. | 1 | 04.03 | | урок-практикум | | словарный диктант | |
141 | Постоянные морфологические признаки имени существительного (6ч) Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 05.03 | | урок повторения и коррекции знаний | Различие собственных и нарицательных имен существительных. Правописание собственных имен существительных | языковой анализ текста | Упр 757 |
142 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | 06.03 | | изучение нового материала | Значение и грамматические особенности одушевленных и неодушевленных имен существительных | самостоятельная работа | Упр 770 |
143 | Род имён существительных | 1 | 07.03 | | урок повторения и коррекции знаний | Род имен существительных. Существительные общего рода | диктант «Проверяю себя» | Упр 773 |
144 | Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные | 1 | 10.03 | | урок формирования знаний | Типы склонения имен существительных. Разносклоняемые существительные | графический диктант | Упр 777 |
145- 146 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 2 | 11.03 12.03 | | урок-практикум | | комплексный анализ текста | Упр 789 |
147 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Несклоняемые существительные. Число имен существительных | 1 | 13.03 | | изучение нового материала | | Знать слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Знать морфологический разбор имени существительного | языковой анализ текста | Упр 779 |
148 | Правописание безударных окончаний –е и –и имен существительных. | 1 | 14.03 | | урок повторения и коррекции знаний | | самостоятельная работа | Упр 793 |
149 | Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. | 1 | 16.03 | | изучение нового материала | Роль существительных в предложении. Существительные в роли обращения. | | диктант «Проверяю себя» | Упр 801 |
150 | Культура речи. Правильное употребление имён существительных. | 1 | 17.03 | | изучение нового материала | Культура речи как раздел лингвистики. Группы литературных норм. Произношение иноязычных имен существительных | Знать основные нормы употребления существительных в речи. | графический диктант | Упр 771, 817 |
151 | Правильное употребление имен существительных. | 1 | 18.03 | | урок повторения и коррекции знаний | Грамматические и лексические нормы употребления имен существительных | | комплексный анализ текста | Упр 810, 814 |
152 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 19.03 | | Урок проверки умений и навыков | | | Диктант | |
153 | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | 20.03 | | | | | | |
154 | Имя прилагательное (16) Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речевом высказывании. | 1 | 30.03 | | урок-практикум | Грамматические признаки имени прилагательного. Общее грамматическое значение имени прилагательного. Роль прилагательного в речи | Уметь распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, морфологических признаков. Уметь употреблять прилагательные в художественном стиле речи в качестве эпитетов. Уметь определять разряды имен прилагательных. Знать правописание безударных окончаний имен прилагательных, кратких прилагательных с основой на шипящую. Знать морфологический разбор имени прилагательного, уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении | языковой анализ текста | Пересказ 93-94 Упр 820 |
155 156 | Р/Р Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»(упр 832) | 2 | 31.03 01.04 | | творческая работа | | дидактические материалы | |
157 | Разряды прилагательных : качественные, относительные, притяжательные. | 1 | 02.04 | | изучение нового материала | Разряды имен прилагательных по значению | диктант «Проверяю себя» | Пересказ с 101-102 Упр 834 |
158 | Притяжательные прилагательные. Употребление относительных и притяжательных прилагательных в значении качественных | 1 | 03.04 | | изучение нового материала | | графический диктант | Упр 839 |
159 | Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степени. . | 2 | 04.04 06.04 | | урок повторения и коррекции знаний | Семантические особенности форм степеней сравнения имен прилагательных. | словарный диктант | Пересказ с.107-108 Упр 851 |
160 | Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | 1 | 07.04 | | изучение нового материала | Грамматические особенности прилагательных в краткой форме. Синтаксическая функция кратких прилагательных | самостоятельная работа | Упр 857 |
161 | Склонение полных прилагательных (обобщение изученного ). | 1 | 08.04 | | урок повторения и коррекции знаний | разноуровневые карточки-задания | | диктант «Проверяю себя» | Упр 867 |
162 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | 09.04 | | изучение нового материала | | Знать правописание безударных окончаний имен прилагательных, кратких прилагательных с основой на шипящую. Знать морфологический разбор имени прилагательного, уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении | графический диктант | Упр 870, 871 |
163 | Синтаксическая роль имён прилагательных в предложении. | 1 | 10.04 | | урок повторения и коррекции знаний | | словарный диктант | Упр 888 |
164- 165 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | 2 | 11.04 13.04 | | урок формирования знаний | Нормы произношения прилагательных. Грамматические , лексические | языковой анализ текста | Упр 890, 875 |
166 – 167 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | 14.04 15.04 | | урок контроля знаний | | контрольный диктант с грамматическим заданием | |
168 | Глагол как часть речи. | 1 | 16.04 | | урок повторения и коррекции знаний | Общее значение глагола и употребление его в речи. | Уметь различать глаголы на основе грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении. Уметь определять синтаксическую роль глаголов в предложении. | диктант «Проверяю себя» | Упр 895 |
169 | Употребление глагола в речи. Изложение – миниатюра. | 1 | 17.04 | | Урок развития речи | Роль глагола в создании текстов разных типов | | Упр 900 |
170 | Инфинитив, его грамматические особенности. | 1 | 18.04 | | изучение нового материала | Использование инфинитива в речи. Написание Ь в неопределенной форме глагола | графический диктант | Упр 910 |
171 | Постоянные морфологические признаки глагола (8ч) . Вид глагола, видовая пара. | 1 | 20.04 | | урок формирования знаний | | | комплексный анализ текста | Упр 911 |
172 | Правописание гласных в суффиксах -ива-(-ыва-), -ова-(-ева-). | 1 | 21.04 | | изучение нового материала | | Уметь различать глаголы на основе грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении. Уметь отличать переходные глаголы от переходных. Знать правописание суффиксов –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Знать написание Ь в глаголах повелительного наклонения. Знать написание личных окончаний глаголов. Знать написание корней с чередованием И – Е (бир-/бер-, мир-/мер- и другие). Знать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами. Уметь определять синтаксическую роль глаголов в предложении. Уметь употреблять глаголы в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими но | словарный диктант | Упр 915- 916 |
173 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | 22.04 | | урок формирования знаний | | языковой анализ текста | Пересказ с. 136 упр 921 |
174 | Возвратные и невозвратные глаголы. | 1 | 23.04 | | изучение нового материала | Структурные и семантические особенности возвратных глаголов | самостоятельная работа | Упр 926 |
175- 176 | Корни с чередованием и-е и их написание (-бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -мир-//-мер- и др.). | 2 | 24.04 25.04 | | изучение нового материала | Правило выбора гласной в корне с чередованием | диктант «Проверяю себя» | Упр 929 |
177 | Проверочная работа по теме « Глагол». | 1 | 27.04 | | урок проверки знаний | | диктант | |
178 | Наклонение глагола (5ч) Изменение глагола по наклонениям | 1 | 28.04 | | изучение нового материала | | словарный диктант | Упр 932 |
179 | Условное наклонение. | 1 | 29.04 | | урок повторения и коррекции знаний | Значение , образование, изменение глаголов в условном наклонении. | языковой анализ текста | Упр 935 |
180 | Повелительное наклонение.. | 1 | 30.04 | | урок формирования знаний | Значение , образование, изменение глаголов в повелительном наклонении | самостоятельная работа | Упр 939 |
181 | Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. | 1 | 03.05 | | урок-практикум | | диктант «Проверяю себя» | Упр 945 |
182 183 184 185 | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | 4 | 04.05 05.05 06.05 07.05 | | изучение нового материала | Значение и изменение по временам глаголов в повелительном наклонении | графический диктант | |
186 | Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола» | 1 | 08.05 | | Урок повторения | | | |
187 | Контрольная работа | 1 | 11.05 | | | | | |
188 | Спряжение глаголов | 1 | 12.05 | | повторение | | | Упр 979 |
189 | Безличные глаголы | 1 | 13.05 | | урок формирования знаний | | графический диктант | |
190 | Р/Р Изложение «Любопытные» (упр 981) | 1 | 14.05 | | творческая работа | | | изложение | |
191-192 | Синтаксическая роль глагола. Культура речи (4ч) Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении | 2 | 15.05 16.05 | | изучение нового материала | | | самостоятельная работа | |
193 194 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | 18.05 19.05 | | Урок повторения | | | | |
195 | | 1 | 20.05 | | урок контороля знаний | | | диктант с грамматическим заданием | |
196 | | 1 | 21.05 | | | | | | |
197 198 199 | Повторение изученного в 5 классе | 3 | 22.05 23.05 25.05 | | урок повторения и коррекции знаний | | Знать основные разделы лингвистики и владеть различными видами речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения | языковой анализ текста | |
200 | Повторим пунктуацию | 1 | 26.05 | | урок повторения и коррекции знаний | | | | |
201 | Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в 5 классе». | 1 | 27.05 | | урок контроля знаний | | | контрольный диктант с грамматическим заданием | |
202 | Анализ контрольной работы | 1 | 28.05 | | | | | | |
203 204 | Итоги года | 2 | 29.05 30.05 | | урок-практикум | | | устный опрос | |