kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Тайны слова» 6 класс (34 ч.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа  расширяет знания по русскому языку. В ней  сочетаются  теория  и практика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Тайны слова» 6 класс (34 ч.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области




Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю

на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:

учителей русского языка, Протокол №1 от ____________ 2017 г. Л.И.Махкамова

литературы и иностранных языков Председатель педсовета __________________

Протокол № 1 от _________2017 г . Т.Д.Деркачева Приказ по школе № __________

Руководитель ___________ от ___________ 2017 г

____________Т.Д. Деркачёва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Тайны слова» 6 класс (34 ч.)

на 2017 – 2018 учебный год

Составлена учителем

первой квалификационной категории

Даниловой Н.И.

2017год

1. Пояснительная записка

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Предлагаемая образовательная программа «Тайны слова » для работы с учащимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.

Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.

Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 6 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.

Цель программы:

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы:

 Образовательные:

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.

Развивающие:

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности;

- воспитание толерантности.

Виды деятельности педагога и детей:

- теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; защита рисунков, рефератов; научно-практические конференции, презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, литературно – музыкальная гостиная);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его, написание заметки в газету).

Методы:

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.  



2. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст (диалог);

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты
владение иностранным языком как средством общения

-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; 
-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- текстов, 
-читать аутентичные тексты преимущественно с пониманием основного содержания;

Оборудование и материалы:

- научно-популярные книги о русском языке;

- лингвистические словари;

- тексты художественных произведений;

- олимпиадные задания;

- тесты;

- образцы рефератов, деловых бумаг;

- памятки «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;

- материалы стенда «Учись учиться»;

- портреты учёных – языковедов;

- рисунки и творческие работы учащихся;

- магнитофон и аудиокассеты;

- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.



3. Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны слова»

Тема 1. О русском языке (7ч.)

  • Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»

  • Составление таблицы «Славянские языки».

  • Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.

  • Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

  • Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»

  • Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.

  • Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».

Тема 2. История языка(3ч)

  • Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?

  • Беседа «Письменность и книга на Руси»

  • Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.

Тема 3. Фонетика и орфоэпия(4ч)

  • Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

  • Конкурс скороговорок.

  • Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.

  • Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.

Тема 4. Лексика (8ч)

  • Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.

  • Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

  • Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».

  • Устный журнал «Ты и твоё имя».

  • Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.

  • Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.

  • Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).

  • Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.

  • Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).

Тема 5. Словообразование (6ч)

  • Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком).

  • Способы словообразования

  • Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

  • Решение словообразовательных уравнений.

  • Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.

  • Орфографическое словообразование

Тема 6. Морфология (6ч)

  • Переход собственных имён существительных в нарицательные.

  • Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.

  • Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

  • Морфологические средства связи предложений в тексте.



Методическая литература

  1. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.

  2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966.–160с.

  3. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.–142с.

  4. Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.

  5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.

  6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.

  7. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.

  8. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.

  9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.

  10. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.

  11. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.

  12. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.

  13. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.

  14. Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.–125с.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ







Тема учебного занятия






Содержание деятельности



Дата проведения

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

План

Факт


  1. О русском языке

7

2

5



1

Введение. Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»

1


1


2

Составление таблицы «Славянские языки».

1


1



3

Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся пословицы.

1

0,5

0,5



4

Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1


1



5

Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»

1

0,5

0,5



6

Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.

1

1




7

Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».

1


1




2. История языка

3

1

2



8

Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?

1


1



9

Беседа «Письменность и книга на Руси»

1

1





10

Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.

1


1




3. Фонетика и орфоэпия

4

0

4



11

Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

1


1



12

Конкурс скороговорок.

1


1



13

Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы.

Нахождение нарушения орфоэпических норм.

1


1



14

Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.

1


1




4 Лексика

8

2

7



15

Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.

1

0,5

0,5



16

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

1


1



17

Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».

1


1



18

Устный журнал «Ты и твоё имя».

1

1




19

Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.

1


1



20

Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.

1


1



21

Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).

1


1



22

Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).

1


1




5 Словообразование

6

3

3



23

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке

1

1




24

Способы словообразования

1

0,5

0,5



25

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1


1





26

Решение словообразовательных уравнений.




1



27

Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.



1


1



28

Орфографическое словообразование

1

0,5

0,5




6 Морфология

6

1

3



29

Переход собственных имён существительных в нарицательные.

1

0,5

0,5



30

Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.

1


1



31

Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.

1





32

Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

1


1



33

Морфологические средства связи предложений в тексте.

1

0,5

0,5



34

Грамматический турнир.

1


1



ИТОГО

34

9

25






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Тайны слова» 6 класс (34 ч.)

Автор: Данилова Наталья Ивановна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа "К тайнам мысли и слова""
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammaktainammysliislova"
    ["file_id"] => string(6) "340281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471854291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403261919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  основного общего образования ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Тайна слова"для 5 класса, первый год обучения "
    ["seo_title"] => string(183) "rabochaia-programma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-obshchieintielliektual-nomu-napravlieniiu-taina-slova-dlia-5-klassa-piervyi-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "230890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442302423"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства