Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Тайны слова» 6 класс (34 ч.)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю
на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:
учителей русского языка, Протокол №1 от ____________ 2017 г. Л.И.Махкамова
литературы и иностранных языков Председатель педсовета __________________
Протокол № 1 от _________2017 г . Т.Д.Деркачева Приказ по школе № __________
Руководитель ___________ от ___________ 2017 г
____________Т.Д. Деркачёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Тайны слова» 6 класс(34 ч.)
на 2017 – 2018 учебный год
Составлена учителем
первой квалификационной категории
Даниловой Н.И.
2017год
1. Пояснительная записка
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Предлагаемая образовательная программа «Тайны слова » для работы с учащимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 6 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.
Цель программы:
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
Воспитательные:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; защита рисунков, рефератов; научно-практические конференции, презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, литературно – музыкальная гостиная);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его, написание заметки в газету).
Методы:
- словесный;
- игровой;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
2. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст (диалог);
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты: . владение иностранным языком как средством общения
-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; -воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- текстов, -читать аутентичные тексты преимущественно с пониманием основного содержания;
Оборудование и материалы:
- научно-популярные книги о русском языке;
- лингвистические словари;
- тексты художественных произведений;
- олимпиадные задания;
- тесты;
- образцы рефератов, деловых бумаг;
- памятки «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
- материалы стенда «Учись учиться»;
- портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- магнитофон и аудиокассеты;
- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны слова»
Тема 1. О русском языке (7ч.)
Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
Составление таблицы «Славянские языки».
Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
Тема 2. История языка(3ч)
Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
Беседа «Письменность и книга на Руси»
Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
Тема 3. Фонетика и орфоэпия(4ч)
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
Конкурс скороговорок.
Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
Тема 4. Лексика (8ч)
Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
Устный журнал «Ты и твоё имя».
Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.
Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
Тема 5. Словообразование (6ч)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком).
Способы словообразования
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Решение словообразовательных уравнений.
Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
Орфографическое словообразование
Тема 6. Морфология (6ч)
Переход собственных имён существительных в нарицательные.
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Морфологические средства связи предложений в тексте.
Методическая литература
Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.
Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.
Введение. Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
1
1
2
Составление таблицы «Славянские языки».
1
1
3
Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся пословицы.
1
0,5
0,5
4
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
1
1
5
Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
1
0,5
0,5
6
Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
1
1
7
Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
1
1
2. История языка
3
1
2
8
Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
1
1
9
Беседа «Письменность и книга на Руси»
1
1
10
Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
1
1
3. Фонетика и орфоэпия
4
0
4
11
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
1
1
12
Конкурс скороговорок.
1
1
13
Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы.
Нахождение нарушения орфоэпических норм.
1
1
14
Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
1
1
4 Лексика
8
2
7
15
Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
1
0,5
0,5
16
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
1
1
17
Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
1
1
18
Устный журнал «Ты и твоё имя».
1
1
19
Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
1
1
20
Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
1
1
21
Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
1
1
22
Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
1
1
5 Словообразование
6
3
3
23
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке
1
1
24
Способы словообразования
1
0,5
0,5
25
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
1
1
26
Решение словообразовательных уравнений.
1
27
Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
1
1
28
Орфографическое словообразование
1
0,5
0,5
6 Морфология
6
1
3
29
Переход собственных имён существительных в нарицательные.
1
0,5
0,5
30
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
1
1
31
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
1
32
Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
1
1
33
Морфологические средства связи предложений в тексте.