Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ФГОС и КТП по русскому языку для 9 класса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
(с углублённым изучением отдельных предметов)»
Рассмотрена
на заседании МО Утверждена
протокол № ____ приказом директора школы
от _____________ от __________ № ________
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол № ____
от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для параллели 9 классов
на 2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Ориентирована на учебник русского языка 9 класса. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. - М. : Просвещение, 2019.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четырех разделов: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебной программы обучающихся 8 классов, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «СОШ № 1 (с углубленным изучением отдельных предметов)» в IX классе – 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебной программы
обучающихся 9 классов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом система оценки планируемых результатов имеет комплексный подход к оценке результатов (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).
Личностные результаты
1.Осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;
2.Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
3.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4.Понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Речь и речевое общение
Учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Учащийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Учащийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Учащийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Учащийся получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально- деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Учащийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Учащийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Учащийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Учащийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Учащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис
Учащийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Учащийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Учащийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка. (1час)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (11 часов)
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции.
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Учащийся научится:
обобщать сведения из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования; производить морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в простом предложении, производить анализ текста, средств связи его частей.
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать сведения из лексикологии и фразеологии, понимать роль словообразования и морфемики в русском правописании, выявлять, что входит в понятия «синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», «словосочетание».
Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Сложные предложения (6 часов)
Понятие о сложном предложении. Сложные союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (10 часов)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
Учащийся научится:
понимать структуру и особенности сложносочиненного предложения;
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Учащийся научится:
понимать структуру и особенности сложноподчиненного предложения;
отличать главное предложение от придаточного;
определять функцию и роль в СПП союзов, союзных слов и указательных слов;
расставлять разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями в СПП;
определять виды придаточных предложений и их особенности;
Учащийся получит возможность научиться:
конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам,
использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Бессоюзные сложные предложения (13 часов)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Учащийся научится:
понимать структуру и особенности бессоюзного сложного предложения;
определять смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения;
расставлять разделительные знаки препинания в БСП;
Учащийся получит возможность научиться:
передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения,
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями в речи
Сложные предложения с разными видами связи (12 часов)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Учащийся научится:
определять виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью,
расставлять разделительные знаки препинания в них;
Учащийся получит возможность научиться:
правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке (3 часа)
Учащийся научится:
понимать роль языка в жизни общества, стили русского языка, место русского языка среди языков мира, роль старославянского языка в развитии русского языка.
Учащийся получит возможность научиться:
узнать о разделах науки о русском языке, об ученых-русистах, исследовавших русский язык.
Повторение и систематизация пройденного в 9 классе (9 часов)
Фонетика. Графика. Орфография.
Лексика. Фразеология. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Морфология. Орфография.
Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Итого – 102 часа
Учебно-тематический план 9 класс
№№
Тема раздела
Кол-во часов
Формы контроля
Кол-во часов
1
Международное значение русского языка.
1
2
Повторение изученного в 5-8 классах.
11
Диктант
Сочинение
1
1
3
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Союзные сложные предложения.
5
Изложение
Сочинение
2
1
4
Сложносочинённое предложение.
12
Диктант
Изложение
Сочинение
1
1
1
5
Сложноподчинённые предложения.
33
Изложение
Сочинение
Диктант
1
2
1
6
Бессоюзные сложные предложения.
12
Диктант
Изложение
Сочинение
1
1
2
7
Сложные предложения с различными видами связи.
9
Итоговый диктант
Сочинение
1
1
8
Общие сведения о языке
3
9
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.
13
Контрольный тест
1
Резерв
3 ч.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс (102 часа)
№№
Тема урока
Виды учебной деятельности
Формы организации учебных занятий
Введение
1
Международное значение русского языка
Повторение основных средств художественной изобразительности, умение находить их в тексте.
Фронтальная, групповая
Повторение изученного в 5-8 классах
2
Фонетика и графика.
Повторение звуков русского языка, их классификации, орфоэпических норм и норм письма, использование алфавита в практической деятельности, умение опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.
Фронтальная, групповая
3
Лексикология (лексика), фразеология.
Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения, повторение основных способов объяснения лексического значения, умение толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Фронтальная, групповая
4
Морфемика.
Повторение морфем, передающих информацию о слове, умение использовать морфемный анализ слов для правильного правописания.
Фронтальная, групповая
5
Словообразование.
Определение основных способов словообразования, умение использовать словообразовательный анализ слов для правильного правописания.
Фронтальная, групповая
6
Морфология.
Употребление частей речи, соблюдение норм русского языка, знать орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. Умение распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использование их в речи, соблюдая нормы.
Фронтальная, групповая
7
Синтаксис словосочетания.
Повторение опознавательных признаков словосочетания, средств синтаксической связи в словосочетаниях, Умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Фронтальная, групповая
8
Синтаксис простого предложения.
Повторение опознавательных признаков предложения, главных и второстепенных членов предложения, односоставных предложений, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов. Умение правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Фронтальная, групповая
9
Р.Р. Текст. Типы речи
Повторение стилей речи и типов речи, совершенствование умений различать тексты разных стилей.
Фронтальная, групповая
10
Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.В.Васнецова «Баян».
Создание сочинения-описания картины с применением средств художественной выразительности.
Индивидуально-обособленная
11
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в 5-8 классах».
Написание диктанта с грамматическим заданием.
Индивидуально-обособленная
12
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Комплексный анализ текста. Создают собственный текст
Индивидуально-обособленная Фронтальная, групповая
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
13
Понятие сложного предложения.
Повторение признаков сложных предложений, умение создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи.
Фронтальная, групповая
14
Основные виды сложных предложений.
Повторение признаков сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи.
Фронтальная, групповая
15
Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста.
Знать приёмы сжатия текста (упрощение, исключение, обобщение). Композиционно-содержательный анализ текста, краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксирование основных фактов.
Повторение основных способов сжатия текста, совершенствование навыков сжатия текста.
Индивидуально-обособленная
17
Р.Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Знать основные элементы написания сочинения на лингвистическую тему. Уметь создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте., редактировать сочинение.
Индивидуально-обособленная
Сложносочинённое предложение.
18
Понятие о сложносочиненном предложении.
Расширение знаний о сложносочинённом предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП.
Фронтальная, групповая
19
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Определение значений между частями ССП, расширение знания о ССП с соединительными союзами, постановка знаков препинания.
Фронтальная, групповая
20
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Определение значений между частями ССП, расширение знания о ССП с разделительными союзами, постановка знаков препинания.
Фронтальная, групповая
21
Сложносочиненные предложения с противительными союзами.
Определение значений между частями ССП, расширение знания о ССП с противительными союзами, постановка знаков препинания.
Фронтальная, групповая
22
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Отработка навыка пунктуационного и синтаксического разбора ССП.
Фронтальная, групповая
23
Повторение изученного о сложносочинённом предложении.
Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения».
Написание диктанта с грамматическим заданием.
Индивидуально-обособленная
25
Речевые жанры. Рецензия
Формирования понятия об особенностях сочинений-рецензий. Отличительные особенности рецензии как жанра. Умение отбирать учебный материал в соответствии с учебной задачей, составлять текст в жанре рецензии.
Фронтальная, групповая
26
Обучение решению тестовых заданий ОГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
Индивидуально-обособленная
27
Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
Повторение стилей речи, формирование понятия об особенностях художественного стиля, совершенствование умений отличать художественный стиль от других стилей.
Повторение основных способов сжатия текста, совершенствование навыков сжатия текста.
Индивидуально-обособленная
29
Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Написание сочинения.
Индивидуально-обособленная
Сложноподчиненные предложения.
30
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Углубление понятия о СПП и средствах связи главного предложения с придаточным.
Фронтальная, групповая
31
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
Углубление понятия о союзах и союзных словах в СПП, умение различать союзы и союзные слова, постановка знаков препинания в СПП, составление схем СПП.
Фронтальная, групповая
32
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
Углубление понятия о союзах и союзных словах в СПП, умение различать союзы и союзные слова, постановка знаков препинания в СПП, составление схем СПП.
Фронтальная, групповая
33
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.
Углубление понятия об отличительных признаках СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, определение места придаточного предложения, умение находить указательные слова в предложении, определять, ко всему предложению или к слову относятся придаточные предложения, постановка знаков препинания, составление схем СПП.
Фронтальная, групповая
34
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Формирование понятия о видах придаточных предложений и отличительных особенностях придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умение использовать в речи СПП с придаточными определительными.
Фронтальная, групповая
35
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Углубление понятия об отличительных особенностях придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умение находить такие предложения в тексте и правильно употреблять в речи.
Фронтальная, групповая
36
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Формирование понятия об особенностях структуры сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным, совершенствование пунктуационных навыков и навыков разбора по членам предложения, умение использовать СПП в речи.
Фронтальная, групповая
37
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Углубление понятия об отличительных особенностях придаточных изъяснительных; совершенствование пунктуационных навыков, умение находить такие предложения в тексте и правильно употреблять в речи.
Фронтальная, групповая
38
Р.Р. Текст. Строение текста.
Знакомство с отличительными особенностями текста и его строением.
Фронтальная, групповая
39
Обучение решению тестовых заданий ОГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
Индивидуально-обособленная
40
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Формирование понятия об особенностях структуры сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными; совершенствование пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
41
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными образа действия и степени, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
42
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными места, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
43
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными времени, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
44
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными условия, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
45
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными причины, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
46
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными цели, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
47
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными сравнения.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными причины, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
48
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными уступки.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными уступки, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
49
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными следствия.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными следствия, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
50
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными присоединительными.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с придаточными присоединительными, их отличие от других видов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
51
Р.Р. Сжатое изложение.
Повторение основных способов сжатия текста, совершенствование навыков сжатия текста.
Индивидуально-обособленная
52
Р.Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.2
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.2, формирование навыка написания сочинения-рассуждения 9.2.
Индивидуально-обособленная
53
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения 9.2
Написание сочинение.
Индивидуально-обособленная
54
Р.Р. Речевые жанры. Путевые заметки.
Формирования понятия об особенностях сочинений в жанре путевых заметок. Отличительные особенности путевых заметок как жанра. Умение отбирать учебный материал в соответствии с учебной задачей, составлять текст в жанре путевых заметок.
Фронтальная, групповая
55
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.
Формирование понятия об особенностях структуры СПП с несколькими придаточными, их отличие от других видов, дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
56
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.
Углубление понятия об особенностях структуры СПП с несколькими придаточными, их отличие от других видов, дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, навыков синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
57
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.
Углубление понятия об особенностях структуры СПП с несколькими придаточными, их отличие от других видов, дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, совершенствование навыков постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, навыков синтаксического разбора
Фронтальная, групповая
58
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения».
Написание диктанта с грамматическим заданием.
Индивидуально-обособленная
59
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Комплексный анализ текста. Создают собственный текст.
Составление документов, необходимых в повседневной жизни; совершенствование деловой и письменной грамотности.
Фронтальная, групповая
62
Обучение решению тестовых заданий ОГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
Индивидуально-обособленная
Бессоюзные сложные предложения.
63
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Формирование понятия об основных признаках БСП, отработка приёма сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП; отработка пунктуационного навыка синтаксического разбора.
Фронтальная, групповая
64
Интонация в бессоюзном сложном предложении.
БСП со значением перечисления.
Знакомство с синтаксическими синонимами бессоюзных сложных предложений. Отработка навыка правильного произношения БСП со значением перечисления..
Фронтальная, групповая
65
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. Изучение правила постановки запятой и точки с запятой в БСП и формирование соответствующего пунктуационного навыка.
Фронтальная, групповая
66
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Изучение правила постановки двоеточия в БСП и формирование соответствующего пунктуационного навыка.
Фронтальная, групповая
67
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Повторение правила постановки двоеточия в БСП и отработка соответствующего пунктуационного навыка.
Фронтальная, групповая
68
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Изучение правила постановки тире в БСП и формирование соответствующего пунктуационного навыка.
Фронтальная, групповая
69
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Повторение правила постановки тире в БСП и отработка соответствующего пунктуационного навыка.
Фронтальная, групповая
70
Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Написание диктанта с грамматическим заданием.
Индивидуально-обособленная
71
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Комплексный анализ текста. Создают собственный текст.
Индивидуально-обособленная
72
Р.Р. Сжатое изложение.
Пишут изложение.
Индивидуально-обособленная
73
Р.Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3, формирование навыка написания сочинения-рассуждения 9.3.
Индивидуально-обособленная
74
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения 9.3
Написание сочинение.
Индивидуально-обособленная
Сложные предложения с различными видами связи.
75
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Фронтальная, групповая
76
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Фронтальная, групповая
77
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Фронтальная, групповая
78
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с различными видами связи.
Отработка навыка пунктуационного и синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи.
Фронтальная, групповая
79
Авторские знаки препинания.
Формирование понятия об авторских знаках препинания в текстах.
Фронтальная, групповая
80
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
Написание диктанта с грамматическим заданием.
Индивидуально-обособленная
81
Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Комплексный анализ текста. Создают собственный текст.
Индивидуально-обособленная
82
Обучение решению тестовых заданий ОГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
Индивидуально-обособленная
83
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения 9.3
Написание сочинения.
Индивидуально-обособленная
Общие сведения о языке.
84
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
Понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения.
Фронтальная, групповая
85
Русский литературный язык и его стили.
Понятие о роли языка в жизни общества как базовой, о процессе развития языка в связи с историческим развитием общества.
Фронтальная, групповая
86
Русский литературный язык и его стили.
Понятие о русском литературном языке и его стилях.
Фронтальная, групповая
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.
87
Фонетика. Графика. Орфография.
Обобщение знаний по фонетике; углубление понятий о соотношении фонетики и орфографии.
Фронтальная, групповая
88
Лексика. Лексический анализ.
Обобщение знаний о лексике: совершенствование навыков работы с разными видами словарей.
Фронтальная, групповая
89
Фразеология.
Обобщение знаний о фразеологии: совершенствование навыков работы с разными видами словарей.
Фронтальная, групповая
90
Морфемика.
Обобщение знаний по морфемике, совершенствование орфографических навыков.
Фронтальная, групповая
91
Словообразование.
Обобщение знаний по теме «Словообразование», совершенствование орфографических навыков.
Фронтальная, групповая
92
Морфология.
Обобщение знаний по теме «Морфология», о самостоятельных частях речи, совершенствование орфографических навыков.
Фронтальная, групповая
93
Морфология.
Обобщение знаний по теме «Морфология», о служебных частях речи и о междометии, совершенствование орфографических навыков.
Фронтальная, групповая
94
Синтаксис.
Обобщение знаний по теме «Синтаксис», систематизация сведений о случаях употребления различных знаков препинания; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Фронтальная, групповая
95
Синтаксис.
Обобщение знаний по теме «Синтаксис», систематизация сведений о случаях употребления различных знаков препинания; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Фронтальная, групповая
96
Пунктуация.
Систематизация сведений о случаях употребления различных знаков препинания; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Фронтальная, групповая
97
Обучение решению тестовых заданий ОГЭ.
Выполнение тестовых заданий.
Индивидуально-обособленная
98
Итоговый контрольный тест в форме ОГЭ.
Выполнение теста.
Индивидуально-обособленная
99
Анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте.
Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольном тесте.
Индивидуально-обособленная
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет: русский язык
Учитель: Махортова Ирина Анатольевна
Количество часов на год: 102, в неделю: 3
Учебник: Русский язык: учебник для класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019.
Авторы учебника: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко и др.
Класс: 9 В
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Количество часов по плану
24 часа
24 часа
29 часов
28 часов
Количество контрольных работ
1 диктант
1 сочинение
1 диктант
2 изложения
2 диктанта
1 диктант
1 сочинение
контрольный тест
№ урока
Наименование раздела, название темы
К-во час. по разделу
К-во час.по теме
Тип урока
Виды контроля
Дата по плану
Дата по факту
1
Международное значение русского языка.
1
1
Урок «открытия нового знания»
Входной
Повторение изученного в 5-8 классах
11
2
Фонетика и графика.
1
Урок методологической направленности
Тематический
3
Лексикология (лексика), фразеология.
1
Урок методологической направленности
Тематический
4
Морфемика.
1
Урок методологической направленности
Тематический
5
Словообразование.
1
Урок методологической направленности
Тематический
6
Морфология.
1
Урок методологической направленности
Тематический
7
Синтаксис словосочетания.
1
Урок методологической направленности
Тематический
8
Синтаксис простого предложения.
1
Урок методологической направленности
Тематический
9
Синтаксис сложного предложения.
1
Урок методологической направленности
Тематический
10
Р.Р. Текст. Типы речи
1
Урок «открытия нового знания»
Тематический
11
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в 5-8 классах».
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(234) "КТП по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения для 3 класса. Л. Д. Митюшина, Е. А. Хамраева "
["seo_title"] => string(138) "ktp-po-russkomu-iazyku-dlia-shkol-s-russkim-nierodnym-i-rodnym-nierusskim-iazykom-obuchieniia-dlia-3-klassa-l-d-mitiushina-ie-a-khamraieva"
["file_id"] => string(6) "231190"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1442413728"
}
}