Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку: Русский язык Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2011.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.
5. Учебный план МБОУ Краснинская СОШ на 2013/2014 учебный год.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.
7. Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год.
8. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
9. Требования к оснащению учебного процесса по русскому языку.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс».В 2 ч. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка : в 5 классе начинаем изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфология и орфография, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Принципы построения: Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса: Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Технологии, методы: Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания: В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 175 часов (5 часов в неделю).
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
№ п/п | Тема изучаемого раздела. Тема изучаемого материала | Кол-во часов | Планируемые результаты | Развитие речи | Основные виды учебной деятельности |
Дата | знания | умения | универсальные учебные действия | | |
| Язык — важнейшее средство общения | 3 | | | | | | |
1 | Язык и человек. Язык и речь. | 1 | | роль язык в жизни человека, общества; функции русского языка. | читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные, познавательные, коммуникативные | Пересказ текста, информационного сообщения | Знакомство с учебником,. Беседа. Ролевая игра |
2 | Стили речи | 1 | | Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. | определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания | коммуникативные познавательные, | элементы лингвистического анализа текста, словарная работа | Индивидуальная , групповая, работа в малых группах |
3 | Диагностическая работа | 1 | | | | Регулятивные, | | Индивидуальная |
| Повторение изученного | 22 | | | | | | |
4 | Фонетика. Звуки и буквы | 1 | | Классификацию звуков, | составлять транскрипцию, находить безударную гласную в корне | Регулятивные, общеучебные, логические | Словарная работа | Систематизация знаний. Выполнение упражнений, Работа в группах |
5 | Орфограмма | 1 | | орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме | находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; | Регулятивные, общеучебные, логические Познавательные | Устные высказывания | Систематизация знаний. Индивидуальные задания. Объяснения учителя. Работа с текстом. Выборочно-распределительное списывание. |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. | правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне пользоваться орфографическим словарем | Личностные, регулятивные, коммуникативные общеучебные, | Подобрать собственные примеры | Индивидуальные задания. Чтение и анализ текста. Самостоятельная работа. |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | | способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. | правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Регулятивные, общеучебные, логические | Составление текстов | диктант. Чтение и анализ текста; работа с таблицей, со словарем |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | способ проверки непроизносимых согласных в корне слова | правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова | Регулятивные, общеучебные, логические | Устное высказывание | Индивидуальные задания; работа с текстом.. Работа с учебником |
9 | Буквы И, У, А после шипящих | 1 | | правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения | правильно писать слова с буквами И, У, А после шипящих и слова-исключения | Личностные, регулятивные Познавательные | Составление текста или предложений | Индивидуальная работа. Творческое задание |
10 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | | правило употребления разделительных Ъ и Ь | находить в словах разделительные разграничивать разделительный Ь и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; | Личностные, регулятивные | Ответы на вопросы | Тренировочные упражнения |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | | Орфограмма – пробел, орфограмма- дефис | разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание | Личностные, регулятивные общеучебные, | Составление предложений | Наблюдение, работа с иллюстрациями |
12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | 1 | | | | Личностные, регулятивные | | Индивидуальная работа |
13 | Текст | 1 | | признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте). | составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план | Регулятивные, общеучебные, логические | Составление текста | Индивидуальная и коллективная работа с текстами |
14 | Р.Р.Обучающее изложение | 1 | | Способы изложения текста | Подбирать заголовки, передавать содержание от 3 лица | Личностные, регулятивные | анализ текста | Изложение по плану |
15 | Части речи | 1 | | на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи. | определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия | Личностные, регулятивные общеучебные, логические | Пересказ текста | Ролевая игра работа с учебником |
16 | Глагол | 1 | | Морфологические признаки глагола. Ь в глаголах 2 лица | уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени | Коммуникативные, личностные | Работа с иллюстрациями | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения |
17 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов | 1 | | | находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | Личностные, регулятивные общеучебные, логические | | Анализ схемы; выборочно-распределительное списывание. Проверочнаяработа |
18 | Тема текста | 1 | | широкие и узкие темы высказывания, микротемы). | Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста | Личностные, регулятивные | Устное сочинение | Сопоставление. Редактирование текста |
19 | Личные окончания глаголов НЕ с глаголами | 1 | | Спряжение глаголов | выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами | Личностные, регулятивные Познавательные | | Наблюдения по таблице, работа по учебнику |
20 | Имя существительное | 1 | | морфологические признаки существительного | определять число, род, падеж, тип склонения существительного употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Личностные, регулятивные, общеучебные | Устное высказывание | Систематизация материала, практическая работа со взаимопроверкой. |
21 | Имя прилагательное | 1 | | морфологические признаки прилагательного | изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными | Личностные, регулятивные, общеучебные | Составление предложений | Коллективная и индивидуальная работа с учебником. Беседа |
22 | Р.Р. Сочинение по картине Пластова «Летом» | 1 | | Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине | описывать изображенное на жанровой картине | Личностные, регулятивные | Составление рабочих материалов | Беседа,сочинение |
23 | Местоимение | 1 | | личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов. | находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов | Личностные, регулятивные Познавательные | Пересказ сказки | . Анализ и редактирование текста. Прием изучающего чтения. |
24 | Повторение материала по разделу | 1 | | разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов | разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов | Личностные, регулятивные | | Беседа, практическая работа по карточкам |
25 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | | | | Личностные, регулятивные | | диктант |
26 | Р.Р.Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости» | 1 | | способы раскрытия основной мысли текста. | определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему | Личностные, регулятивные | сочинение | Сочинение с иллюстрацией |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 34 | | | | | | |
27 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | | роль знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания. | связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания | Личностные, регулятивные Познавательные | Устное сжатое изложение | Объяснение учителя; работа с учебником. Тренировочные упражнения Самопроверка |
28 | Словосочетание | 1 | | строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. | отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании | Регулятивные, общеучебные, логические | | Работа с раздаточным материалом. Тренировочные упражнения. Редактирование словосочетаний |
29 | Разбор словосочетания | 1 | | порядок разбора словосочетания | разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме | Регулятивные, общеучебные, логические | Обобщающая беседа | Разбор по образцу |
30 | Предложение | 1 | | основные признаки предложения | определять границы предложения; находить грамматическую основу предложения; соотносить указанные предложения с определенными схемами | Регулятивные, общеучебные, логические | . Обобщающая беседа | Обобщающая беседа, работа со схемами, обобщение материала |
31 | Р.Р.Сжатое изложение упр 137 | 1 | | способы сжатия текста | формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; | Личностные, регулятивные Познавательные | изложение | Отбор материала в тексте, исключение второстепенной информации |
32 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений | распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять | Регулятивные, общеучебные, логические | Составление предложений | Словарная работа. Составление плана ответа. Анализ таблицы. Письмо по памяти с графическим комментированием |
33 | Восклицательные предложения | 1 | | виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении | распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять | Личностные, регулятивные | Выразительное чтение | Наблюдение над текстом, сравнение |
34 | Р.Р.Сочинение на свободную тему упр153 | 1 | | о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения | уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему | Личностные, регулятивные | Сочинение. Устный отзыв | сочинение Выбор темы |
35 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | | грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего | разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов | Регулятивные, общеучебные, логические | Выразительное чтение | Ответ по образцу, наблюдение, запоминание |
36 | Сказуемое | 1 | | способы выражения сказуемого | находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным | Регулятивные, общеучебные, логические | Составление предложений | Ролевая игра. Работа по воображению |
37 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения | правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему | Личностные, регулятивные Познавательные | Выразительное чтение | Списывание с учебника, работа со словарем |
38 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | | определение распространенных и нераспространенных предложений; | разграничивать распространенные и нераспространенные предложения | Регулятивные, общеучебные, логические | Распространение предложений | Составление ответов по плану наблюдения |
39 | Второстепенные члены предложения | 1 | | знать общее определение второстепенных членов предложения | находить в предложении второстепенные члены, распространять предложение второстепенными членами | Регулятивные, общеучебные, логические | | Самостоятельная работа, работа со схемами |
40 | Дополнение | 1 | | Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения | находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение | Регулятивные, общеучебные, логические | Составление предложений на тему | Работа с рисунками наблюдение, запоминаниие |
41 | Определение | 1 | | способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания. | находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями | Регулятивные, общеучебные, логические | Продолжение текста | Орфографическая работа. сочинение-миниатюра по вариантам. Чтение и анализ материала для наблюдений. |
42 | Обстоятельство | 1 | | способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; | верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; | Регулятивные, общеучебные, логические | Письменный ответ на вопрос | Работа с текстом, со схемами, индивидуальная работа с текстом |
43 | Предложения с однородными членами | 1 | | определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления | находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления | Регулятивные, общеучебные, логические | Письменный ответ на вопрос | Наблюдения над теоретическим материалом учебника. |
44 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами | соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;, | Регулятивные, общеучебные, логические | | . Чтение и анализ материала для наблюдений. Тренировочные упражнения. |
45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах | уметь составлять предложения с однородными членами | Личностные, регулятивные | Работа с рисунками | Индивидуальная работа с тестом |
46 | Предложения с обращениями | 1 | | определение обращения;; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию | обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего | Регулятивные, общеучебные, логические | Выразительное чтение | Наблюдение, запоминание, работа со схемами |
47 | Письмо | 1 | | письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи. | определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме | Личностные, регулятивные | письмо | Беседа, написание письма |
48 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | | порядок синтаксического разбора простого предложения | производить синтаксический разбор | Личностные, регулятивные | | Самостоятельная работа Составление алгоритма |
49 | Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | 1 | | рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. | составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль | Личностные, регулятивные Познавательные | сочинение | Наблюдение, беседа, сочинение |
50 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | | порядок пунктуационного разбора простого предложения | производить пунктуационный разбор (устный и письменный | Регулятивные, общеучебные | | Работа по образцу |
51 | Простые и сложные предложения | 1 | | структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы | определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного | Регулятивные, общеучебные | Выразительное чтение | Языковая разминка. Чтение теоретического материала. Работа с таблицей. Тренировочные упражнения |
52 | Запятая в сложном и простом предложении | 1 | | функция запятой между простыми предложениями в составе сложного | составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами А, И | Личностные, регулятивные | Дописать предложения | Самостоятельная работа по схемам, сравнение разных конструкций предложений |
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | порядок синтаксического разбора сложного предложения | производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения | Личностные, регулятивные, коммуникативные | Выбор названия текста | Наблюдение, составления схем, беседа |
54 | Прямая речь | 1 | | правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью | разграничивать прямую речь и слова автора | Личностные, регулятивные | Употребление вежливых слов | Чтение материала для наблюдений. Работа со схемами. Речевая ситуация |
55 | Диалог | 1 | | Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога | составлять схемы диалога, составлять диалоги на заданную тему; вести диалог | регулятивные, коммуникативные | Работа с рисунками, составление диалога | Чтение материала для наблюдений. Работа со схемами. Речевая ситуация |
56 | Повторение по теме «Синтаксис» | 1 | | Простое и сложное препдложение | Постановка знаков препинания в предложениях | Личностные, регулятивные | | Индивидуальная работа, работа со схемами |
57 | Р.Р. Выборочное изложение упр 254 | 1 | | План работы с тексом | Выбирать важную информацию в тексте | Личностные, регулятивные | изложение | Беседа по тексту, обмен впечатлениями |
58 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис» | 1 | | Правила орфографии и пунктуации | Находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы | Личностные, регулятивные | | Самостоятельная работа |
59 | Работа над ошибками | 1 | | План работы над ошибками | Классифицировать ошибки, подбирать правила проверки | Личностные, регулятивные | | Самостоятельная работа |
| Фонетика. Орфоэпия | 12 | | | | | | |
60 | Гласные звуки | 1 | | Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. | различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции | Личностные, регулятивные Познавательные | Словарная работа | Объяснение учителя. Чтение материала для наблюдений |
61 | Согласные звуки | 1 | | образование согласных звуков; перечень согласных звуков знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные | различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные | регулятивные, коммуникативные | Составление текста на лингвистическую тему | Наблюдение, выполнение творческих заданий |
62 | Повествование. Р.Р.Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка») | 1 | | структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. | определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст | регулятивные, коммуникативные | изложение | Наблюдение, выполнение творческих заданий |
63 | Согласные звонкие и глухие | 1 | | перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные | различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости | регулятивные, коммуникативные | Выразительное чтение | Языковая разминка. Анализ материала для наблюдений. Тренировочные упражнения |
64 | Графика. Алфавит | 1 | | различие между звуками и буквами | уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть | регулятивные, коммуникативные | Пересказ текста | Коллективная работа с учебником |
65 | Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание вещи | 1 | | особенности описания в научном и разговорном стиле. | письменно описывать предмет в разговорном стиле | Личностные, регулятивные | сочинение | Письменное описание |
66 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1 | | правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных | разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь | Познавательные | | Наблюдение Составление аналитической таблицы |
67 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | | звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. | различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я | Познавательные Личностные, регулятивные | Составление диалога | Наблюдение, систематизация материала |
68 | Орфоэпия | 1 | | представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях | правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки | Познавательные Личностные, регулятивные коммуникативные | Работа с орфоэпическим словарем | Слушание, запоминание |
69 | Фонетический разбор слова | 1 | | порядок фонетического разбора слова | производить фонетический разбор | регулятивные | | Работа по образцу |
70 | Повторение изученного по фонетике | 1 | | Основные правила по фонетике | Систематизировать знания о фонетике | Личностные, регулятивные, коммуникативные | Устное описание картины | Беседа по контрольным вопросам. Объяснительный диктант. Письмо по памяти. |
71 | Зачетная контрольная работа по фонетике | 1 | | | | Личностные, регулятивные, | Творческие задания | Индивидуальная работа с раздаточным материалом |
| Лексика | 10 | | | | | | |
72 | Слово и его лексическое значение | 1 | | функция слова в языке | уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; | регулятивные, коммуникативные | Словарная работа Творческое списывание | Объяснение учителя. Беседа. Тренировочные упражнения. Работа с толковым словарём. |
73 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова | находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением | регулятивные | Словарная работа | Работа с материалом для наблюдений и теоретическим материалом. Тренировочные упражнения. Работа с таблицей |
74 | Прямое и переносное значение слов | 1 | | отражение в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях. | находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением | Личностные, регулятивные, коммуникативные | Словарная работа | Работа с материалом для наблюдений и теоретическим материалом |
75 | Омонимы | 1 | | различие между омонимами и многозначными словами; отражение омонимов в толковом словаре | находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре | Познавательные Личностные, регулятивные | Выразительное чтение | Объяснение учителя. Беседа. Тренировочные упражнения. Работа с толковым словарём. |
76 | Синонимы | 1 | | отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов | определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам | Познавательные Личностные, регулятивные | Словарная работа | Работа с толковым словарём, списывание текста |
77 | Р.Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь») | 1 | | План работы над сочинением описанием картины | В устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы | Личностные, регулятивные, коммуникативные | сочинение | Наблюдение, беседа, сочинение |
78 | Антонимы | 1 | | понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи | находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам | Личностные, регулятивные, коммуникативные | Словарная работа | Чтение и лингвистический анализ текста Работа с толковым словарём |
79 | Повторение изученного в разделе «Лексика» | 1 | | Обобщить изученное о лексических единицах | совершенствовать навык их употребления | коммуникативные | | Ответы на вопросы, приведение примеров |
80 | Контрольный тест по лексике | 1 | | | | регулятивные, | | Решение теста |
81 | Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский«Первый снег») | 1 | | роль деталей в художественном описании предмета. | сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру | Личностные, регулятивные, коммуникативные | изложение | Определение микротем. |
| Морфемика | 21 | | | | | | |
82 | Морфема — наименьшая значимая часть слова | 1 | | предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова | выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова | Познавательные Личностные, регулятивные | Пересказ текста | Языковая разминка. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения |
83 | Окончание. Основа слова | 1 | | определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании | выделять в слове окончание | Познавательные Личностные, регулятивные | Словарная работа | Работа с таблицей. Распределительный диктант. |
84 | Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям упр378 | 1 | | текст-описание разговорного стиля | составления собственного текста | Личностные, регулятивные, коммуникативные | сочинение | Составление собственного текста- по личным впечатлениям |
85 | Корень слова | 1 | | определение корня слова. | Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова | Познавательные | Редактирование предложений | Командная эстафета. |
86 | Р.Р. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») | 1 | | о рассуждении как о типе текста | находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте | Личностные, регулятивные | сочинение | Наблюдение практическая работа |
87 | Суффикс | 1 | | определение суффикса, смысловое значение суффикса | правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения | Познавательные | Заголовок текста | Чтение и анализ материала для наблюдений. Работа с таблицей |
88 | Приставка | 1 | | определение приставки, смысловое значение приставки | правильно выделять приставку в слове | Личностные, регулятивные Познавательные | Стили речи | Работа с рисунками и аналитическим материалом |
89 | Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица упр 407 | 1 | | характеристики выборочного изложения | выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика | Личностные, регулятивные Познавательные | изложение | Чтение и анализ текста. |
90 | Чередование звуков | 1 | | виды чередований гласных и согласных звуков в корнях слов | опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; | Познавательные | | . Индивидуальные задания. Работа с теоретическим материалом и таблицей. |
91 | Беглые гласные | 1 | | о чередовании гласных О и E с нулем звука в одной и той же морфеме. | опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам | регулятивные Познавательные | Заголовок текста | Самостоятельная работа с деформированным текстом |
92 | Варианты морфем | 1 | | понятие «варианты морфем». | различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); | регулятивные Познавательные | | Решение познавательных задач |
93 | Морфемный разбор слова | 1 | | порядок морфемного разбора слова | производить морфемный разбор | регулятивные | | Систематизация материала |
94 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на З- (С-) | находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | регулятивные Познавательные | | Запоминание, практическая работа |
95 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | | правило написания букв З и С на конце приставок | правильно писать слова с изученной орфограммой | регулятивные Познавательные | Работа со словарем | Составление алгоритма «Выбор правильного написания приставки». |
96 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | | ;знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова. | правильно писать слова с непроверяемыми написаниями | регулятивные Познавательные | Признаки текста | анализ теоретического материала. |
97 | Буквы О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- | 1 | | правило написания букв О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ | правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний | регулятивные Познавательные | Словарная работа | запоминание |
98 | Буквы О — А в корне -РАСТ- — -РОС | 1 | | правило написания букв О — А в корне -PACT- — -РОС | писать слова с изученной орфограммой | регулятивные Познавательные | Заголовок текста | Работа с теоретическим материалом и материалом для наблюдений |
99 | Буквы Ё — О после шипящих в корне | 1 | | Знать правило написания букв Ё — О после шипящих в корне; знать слова-исключения; | находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора | регулятивные Познавательные | | Работа с теоретическим материалом и материалом для наблюдений |
100 | Буквы Ы — И после Ц | 1 | | Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения | различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы — И после Ц в разных частях слова | регулятивные Познавательные | Заголовок текста | Составление опорной схемы. Тренировочные упражнения. |
101 | Повторение изученного в разделе «Морфемика» | 1 | | Все правила | Находить изученную орфограмму | коммуникативные | | Индивидуальные задания. Беседа по контрольным вопросам. |
102 | Контрольная работа в форме теста | 1 | | Правила работы с тестом | | | | Индивидуальная работа |
103 | Р.Р.Сочинение-описание по картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине») | 1 | | понятие натюрморта | описывать малопредметные натюрморты | регулятивные Познавательные | сочинение | Беседа по вопросам Индивидуальная работа |
| Морфология | | | | | | | |
104 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; | распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам | регулятивные Познавательные | Стили речи | Наблюдение, задания по учебнику. Построение рассуждения |
105 | Имя существительное как часть речи | 1 | | что обозначает существительное морфологические признаки морфологические признаки | уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения | Личностные, регулятивные коммуникативные | составление предложений по картине | Работа с таблицей. Наблюдение практическая работа |
106 | Р.Р.Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | 1 | | структура рассуждения, роль доказательства в рассуждении | находить основной тезис, аргументы, выводы | регулятивные Познавательные | сочинение | Чтение материала для наблюдений |
107 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными | распознавать одушевленные и неодушевленные существительные | Личностные, регулятивные коммуникативные | Выразительное чтение | Наблюдение над рисунками. Подготовка устного сообщения по теме урока |
108 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п | правильно писать собственные имена | регулятивные Познавательные | Ответы на вопросы | запоминание |
109 | Р.Р. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница») | 1 | | структуру рассуждения, повествования | включать элементы рассуждения в повествование | регулятивные Познавательные | изложение | Составление собственного короткого рассказа по материалам притчи |
110 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | порядок морфологического разбора имени существительного. | производить морфологический разбор | Личностные, регулятивные | | Индивидуальная работа с учебником |
111 | Род имен существительных | 1 | | о грамматической категории рода существительных | определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными | регулятивные Познавательные | | Элемент исследования |
112 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | | о грамматической категории числа и реальном количестве предметов | находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; | регулятивные Познавательные | Пересказ текста | Элемент исследования |
113 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | | Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах | находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; | регулятивные Познавательные | Пересказ текста | Наблюдение, решение познавательных задач |
114 | Три склонения имен существительных | 1 | | о склонении имен существительных | находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные | регулятивные Познавательные | | Работа с таблицей. Тренировочные упражнения. |
115 | Падеж имен существительных | 1 | | названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; | определять падеж существительного | регулятивные Познавательные | Составление словосочетаний с предлогами | Наблюдение, решение познавательных задач |
116-117 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 | | правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе | уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе | регулятивные Познавательные | Составление текста | Анализ теоретического материала. Тренировочные упражнения. |
118 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | | | Личностные, регулятивные | | Коррекция знаний |
119 | Р.Р. Изложение с изменением лица упр 546 | 1 | | возможности использования существительных-синонимов | излагать содержание исходного текста с изменением лица | Личностные, регулятивные | изложение | Работа с текстом |
120 | Множественное число имен существительных | 1 | | об особенностях склонения существительных во множественном числе | правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.) и родительного (ботинок, мест и т. д.) падежей множественного числа | писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания | Работа с иллюстрациями | Наблюдение, систематизация материала, решение орфографических задач |
121 | Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний | регулятивные Познавательные | диалог | Наблюдение,запоминание |
122 | Повторение темы | 1 | | Все правила по теме «Имя сущ» | Находить и писать все орфограммы | Личностные, регулятив | Устное описание картины | Беседа по вопросам Инд. работа |
123 | Контрольная работа в форме теста | 1 | | Правила работы с тестом | Решать тест | Личностные, регулятив | | Инд. работа |
124 | Работа над ошибками | 1 | | | Систематизировать ошибки, подбирать правила для проверки | регулятивные | | Самостоятельная работа |
125 | Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье») | 1 | | правило составления отзыва | | Личностные, коммуникативные | отзыв | Составление отзыва на сочинение одноклассника |
126 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | характеристика имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; | определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи | Личностные, регулятив Познавательные | Тема, основная мысль текста | Комплексная работа с текстом. |
127-128 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 | | правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных | обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания | Личностные, регулятив Познавательные | описание | Запоминание, наблюдение, решение познавательных задач |
129 | Р.Р.Описание животного. Изложение (А. И. Куприн «Ю-ю») | 1 | | описание животного в художественном стиле | писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания | Личностные, коммуникативные | изложение | Анализ схемы сочинения |
130 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий. | различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль | Личностные, производить морфологический разбор | Составление предложений | Запоминание, наблюдение, решение познавательных задач |
131 | Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение») | 1 | | о специфике описания животного | описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле | Личностные, коммуникативные | сочинение | Анализ картины, беседа |
132 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | порядок морфологического разбора имени прилагательного | производить морфологический разбор | регулятив Познавательные | сочинение | Самостоятельная работа по плану, творческая работа |
133 | Повторение темы «Имя прилагательное» | 1 | | Все правила | Находит орфограммы и использовать прилагательные в речи | Личностные, коммуникативные | | Беседа по вопросам, Работа по учебнику |
134 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | | Личностные | | Индивидуальная работа |
135 | Р.Р. Сочинение «Наши друзья — животные» | 1 | | Жанр сочинения описания | составлять собственный текст — описание животного на основе личных впечатлений; | Личностные, коммуникативные | сочинение | Индивидуальная работа |
136 | Глагол как часть речи | 1 | | характеристика глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли | определять морфологические признаки глагола | регулятив Познавательные | Лингвистический анализ текста | Запоминание, анализ примеров |
137 | НЕ с глаголами | 1 | | правило написания НЕ с глаголами | правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | регулятив Познавательные | Устное высказывание | Систематизация материала |
138 | Р.Р.Рассказ | 1 | | знать о композиции рассказа | составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам | Личностные, коммуникативные | Устный рассказ | Работа с иллюстрациями |
139-140 | Неопределенная форма глагола | 2 | | окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме | правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; | регулятив Познавательные | Составление памятки, изложение | Запоминание, работа по образцу, решение познавательных задач |
141 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 1 | | условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | ; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах | регулятив Познавательные | Редактирование текста | Запоминание, работа по образцу, решение познавательных задач |
142 | Виды глагола | 1 | | о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. | определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; | регулятив Познавательные | Составление предложений | Наблюдение, анализ примеров, Работа с иллюстрациями |
143 | Буквы Е — И в корнях с чередованием | 1 | | перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И в указанных корнях | правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; | регулятив Познавательные | | Запоминание, работа по образцу, решение орфографических задач |
144 | Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе | 1 | | Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие | составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его | Личностные, коммуникативные | Устный рассказ | Индивидуальная работа |
145 | Контрольный тест по орфографии | 1 | | | | Личностные, | тест | Проверка ЗУН |
146 | Время глагола | 1 | | сведения о трех временах глагола | определять времена глаголов | регулятив Познавательные | Составление текста | Индивидуальная работа |
147 | Прошедшее время | 1 | | знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; | изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам | регулятив Познавательные | | Наблюдение, анализ примеров |
148 | Настоящее время | 1 | | Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида | образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени | регулятив Познавательные | Составление связного текста | Наблюдение, анализ примеров |
149 | Будущее время | 1 | | формы (простую и сложную) будущего времени | образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи | регулятив Познавательные | Составление рассказа, подбор слов на тему | Наблюдение, анализ примеров |
150 | Р.Р. Сочинение о школе будущего (упр675) | 1 | | знать о композиции рассказа | Употреблять глаголы будущего времени в тексте | Личностные, коммуникативные | сочинение | Индивидуальная работа |
151-153 | Спряжение глаголов | 3 | | знать личные окончания глаголов I и II спряжения. | применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов | регулятив Познавательные Личностные, коммуникативные | Устный рассказ по иллюстрациям | Составление алгоритма, запоминание, тренировочные упражнения |
154 | Морфологический разбор глагола | 1 | | порядок морфологического разбора глагола | производить морфологический разбор | регулятив Познавательные | | Работа по образцу |
155 | Р.Р. Сжатое изложение упр 699 | 1 | | Определять главную мысль | Выбирать важную информацию | Личностные, коммуникативные | изложение | Индивидуальная работа обсуждение текста |
156 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | | правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | правильно писать слова с изучаемой орфограммой | регулятив Познавательные | | Наблюдение, анализ примеров |
157 | Употребление времен | 1 | | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом | употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого | Личностные, коммуникативные | Написание репортажа | Индивидуальная работа обсуждение текста |
158 | Повторение темы «Глагол» | 1 | | | Находить орфограммы и использовать глаголы в речи | Личностные, коммуникативные | | Беседа по вопросам, Работа по учебнику |
159 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | | | Личностные, | | Индивидуальная работа |
160 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | 1 | | о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа. | составлять рассказ на основе изображенного | Личностные, коммуникативные | сочинение | Индивидуальная работа |
| Повторение изученного в 5 классе | 15 | | | | | | |
161-162 | Разделы науки о языке | 2 | | назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом | устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; | Личностные, коммуникативные | Заголовок тескста | Беседа по вопросам. Подготовка устного сообщения. Тренировочные упражнения |
163 | Р.Р. Сочинение на одну из тем по выбору | 1 | | Повторение знаний о типах текстов | создавать текст одного из типов по выбору | Личностные, коммуникативные | сочинение | Беседа по вопросам, |
164-166 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 3 | | об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения | Личностные, коммуникативные | | Систематизация знаний, работа с таблицами |
167-168 | Орфограммы в окончаниях слов | 2 | | знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи | группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать | Личностные, коммуникативные | | Систематизация знаний, работа с таблицами |
169 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания | 3 | | о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных | группировать слова с буквой Ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными Ъ и Ь | Личностные, коммуникативные | Устное высказывание | Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года |
170 | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 | | | | Личностные, коммуникативные | Устное высказывание | Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года |
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.