От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Русское правописание»
для 11 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русское правописание» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелена на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Планируемые результаты:
готовность к речевому взаимодействию,
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса:
Орфографические нормы (6ч.)
Пунктуационные нормы (5ч.)
Текст (4ч.)
Функционально - смысловые типы речи (5ч.)
Функциональные стили речи (6ч.)
Изобразительно – выразительные средства языка (8ч.)
Календарно – тематическое планирование
№
Тема урока
Всего часов
В том числе
Дата проведения
(планируе
мая)
Дата проведения
(фактическая)
теория
практика
контроль
Орфографические нормы
6
4
2
1.
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.
1
1
2.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
1
1
3.
Гласные и, ы после приставок.
1
1
4.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
1
1
5.
-Н- и –НН-в суффиксах различных частей речи: правописание суффиксов различных частей речи.
1
1
6.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Правописание служебных слов.
1
1
Пунктуационные нормы
5
3
2
7-8.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
2
1
1
9.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.
1
1
10.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1
1
11.
Пунктуация в сложных предложениях.
1
1
Текст
4
2
2
12.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная цельность текста.
1
1
13.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
1
1
14.
Средства связи предложений в тексте.
1
1
15.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей.
1
1
Функционально-смысловые типы речи.
5
4
1
16.
Функционально-смысловые типы речи. Их отличительные признаки.
1
1
17.
Повествование.
1
1
18.
Описание.
1
1
19.
Рассуждение.
1
1
20.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
1
1
Функциональные стили речи
6
4
2
21.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.
1
1
22.
Разговорный стиль речи. Его особенности.
1
1
23.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования.
1
1
24.
Публицистический стиль речи, его особенности. Средства эмоциональной выразительности, Жанры публицистического стиля.
1
1
25.
Научный стиль, его особенности.
1
1
26.
Художественный стиль речи
1
1
Изобразительно-выразительные средства языка
8
4
4
27-28.
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.
2
1
1
29-30.
Тропы. Их характеристика. Умение находить их в тексте.