авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, М.: Дрофа, 2005 г.
элективного курса «Методы решения физических задач»: 10-11 классы: Зорин Н. И., – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мастерская учителя).
Цели элективного курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
углубление и систематизация знаний учащихся;
усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
овладение основными методами решения задач.
Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
Большое значение при решении задач уделяется алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решения), вывод.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
Большая часть материала, составляющая содержание элективного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому государственному экзамену, подбор и составление задач на тему и т.д. Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частичнопоискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационноиллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
Учебники физики для старших классов средней школы.
Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
2.Результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейшие задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
Содержание курса
Данная программа рассчитана на 34 часа и включает следующие темы:
Основы электродинамики.
Законы постоянного электрического тока. Магнетизм. - 6 ч.
электромагнитные колебания и волны - 7ч
Геометрическая и волновая оптика. Элементы СТО - 8 ч
Квантовая теория электромагнитного излучения вещества - 7ч.
Решение задач по материалам ЕГЭ. - 6ч.
Основы электродинамики
Законы постоянного электрического тока. Магнетизм
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Г еометрическая и волновая оптика. Элементы СТО
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Квантовая теория электромагнитного излучения вещества. Ядерная физика.
Фотоэффект. Расчет волны де Бройля. Поглощение и излучение света атомом. Строение атома. Состав атомного ядра. Поглощение и излучение света атомом. Закон радиоактивного распада. Физика атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции.
Решение задач по материалам ЕГЭ
Тематическое планирование (34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п
№ в теме
Тема урока
Дата
план
факт
Основы электродинамики - 13 ч
1
1
Решение задач с помощью закона Ома для замкнутой цепи.
2
2
Решение задач на закон Джоуля - Ленца.
3
3
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач
4
4
Законы постоянного электрического тока
5
5
Соединение проводников. Расчет сопротивления электрических цепей.
6
6
Действие магнитного поля на движущийся заряд и проводник с током
7
7
Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля.
8
8
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.
9
9
Задачи на использование трансформаторов.
10
10
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
11
11
Решение задач на электромагнитные колебания
12
12
Решение задач по теме «Электромагнитные волны»
13
13
Решение задач по теме «Электромагнитные волны»
Геометрическая и волновая оптика. Элементы СТО- 8 ч
14
1
Отражение и преломление света.
15
2
Линзы. Формула тонкой линзы.
16
3
Построение изображений в линзах.
17
4
Оптические системы. Оптические приборы.
18
5
Волновая оптика. Дифракционная решетка.
19
6
Волновая оптика. Дифракционная решетка.
20
7
Элементы релятивистской динамики
21
8
Элементы релятивисткой динамики
Квантовая физика - 7 ч
22
1
Фотоэффект.
23
2
Расчет волны де Бройля. Поглощение и излучение света атомом.
24
3
Строение атома. Состав атомного ядра. Поглощение и излучение света атомом.
25
4
Закон радиоактивного распада.
26
5
Физика атомного ядра. Энергия связи.
27
6
Физика атомного ядра. Энергия связи.
28
7
Ядерные реакции.
Решение задач по материалам ЕГЭ - 6 ч
29
1
Решение задач по кинематике.
30
2
Динамика материальной точки. Законы сохранения.
31
3
МКТ идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.