kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основе следующих нормативных документов

  - Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644),

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр. России № 1019 от 5 марта 2004г.) - для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.

- Примерной программы основной общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1\15);

Примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации в  соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 6 класса»

Рассмотрена на Утверждена Введена в действие

заседании МО на заседании Директор школы

учителей - педагогического _________/Бурцева В.Н.

предметников совета приказ №________

руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2021 г.

_________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2021г.

Протокол №___ от

« __» _______2021 г.







Управление образования

Администрации Тимского района



Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Введенская основная

общеобразовательная школа»



Рабочая программа

основного общего образования

по русскому языку

для 6 класса



Разработала учитель Давыдова

Татьяна Васильевна



Курская область, Тимский район,

село Введенка, 2021 год





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основе следующих нормативных документов

- Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644),

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр. России № 1019 от 5 марта 2004г.) - для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.

- Примерной программы основной общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1\15);

- Примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год

Цели учебного предмета

          Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Как средство познания действительности русский язык развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

           В 6 классе на основе усвоения научных понятий у обучающихся появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления. Контролируемой и управляемой становится речь (обучающийся способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение находить и выделять значимые, существенные связи и причинно-следственные зависимости при работе с наглядным материалом, длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, то есть происходит подчинение первичных зрительных ощущений процессу осмысления.

       В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д.,

  • речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

       Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

          Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

          Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

           Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

          Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

        Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

        Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

        В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

       Школьный курс русского языка в 6 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе «Повторение пройденного в 5 классе» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы лучшей усвояемости материала. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.


2.Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 153 часа в год для обязательного изучения русского языка в 6 классе, из расчёта  4,5 учебных часа в неделю при пятидневной рабочей неделе.. С учетом календарного графика школы на  2021- 2022 уч. г. рабочая программа рассчитана на 170 часов. Программа скорректирована на 17 часов из части, формируемой участниками образовательных отношений


3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» за курс обучения

            В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых основ лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» за год обучения

Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты: Учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведеческих понятий, орфографических и пунктуационных  правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

I.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

- По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.   Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

    1. Содержание курса 6 класса

  • Русский язык - один из развитых языков мира

  • Повторение пройденного  в 5 классе

  • Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

  • Лексика и фразеология. Культура речи

  • I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

  • Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

  • II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

  • Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

  • III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

  • Словообразование. Орфография. Культура речи.

  • I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

  • Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бесуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

  • Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

  • Правописание чередующихся гласных о и а в- корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

  • II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

  • III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

  • Морфология. Орфография. Культура речи.  

  • Имя существительное

  • I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

  • Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

  • Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

  • II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

  • Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

  • III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

  • Имя прилагательное

  • I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

  • Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

  • Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

  • II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

  • Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

  • III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

  • Публичное выступление о произведении народного промысла.

  • Имя числительное

  • I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

  • Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

  • Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

  • II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

  • Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

  • III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

  • Местоимение I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

  • Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

  • Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

  • II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

  • III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

  • Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

  • Глагол

  • I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

  • Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

  • Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

  • II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

  • III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.



Учебно – тематический план


Тема

Кол-во

часов

1.

Язык. Речь. Общение.

1

2.

Повторение изученного в 5 классе

9

3.

Текст.

5

4.

Лексика. Культура речи

11

5.

Фразеология. Культура речи

3

6.

Словообразование. Орфография. Культура речи

27

7.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

18

8.

Имя прилагательное

23

9.

Имя числительное

14

10.

Местоимение

21

11.

Глагол

25

12.

Повторение изученного в 6 классе

14


Итого:

170

часов





КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ

Контрольных диктантов: 4

Контрольных работ - 1

Проверочных работ – 4

Изложений: 3

Сочинений: 6

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: лексическое значение слова.



6.Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование и содержание темы

К-во часов

Дата проведения

Примечания

план

факт

1.

Язык. Речь. Общение.

1

02.09



2.

Фонетика, орфоэпия, графика.

1

03.09



3.

Морфемы в слове.

1

06.09



4.

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

07.09



5.

Орфограммы в окончаниях слов.

1

08.09



6.

Словосочетание.

1

09..09



7.

Простое предложение. Знаки препинания.

1

10.09



8.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

13.09



9.

Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

1

14.09



10.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1

15.09



11.

Анализ контрольного диктанта

1

16.09



12.

Р.Р. Текст, его особенности.

1

17.09



13.

Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

21.09



14.

Р.Р. Начальные и конечные предложения текста.

1

22.09



15.

Р.Р. Ключевые слова. Основные признаки текста.

1

23.09



16.

Р.Р. Стили речи. Официально-деловой стиль речи.

1

24.09



17.

Слово и его лексическое значение.

1

27.09



18.

Р.Р. Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя»

1

28.09



19.

Общеупотребительные слова.

1

29.09



20.

Профессионализмы.

1

30.09



21.

Диалектизмы.

1

01.10



22.

Жаргонизмы

1

04.10



23.

Эмоционально окрашенные слова.

1

05.10



24.

Исконно русские и заимствованные слова

1

06.10



25.

Новые и устаревшие слова.

1

07.10



26.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика. Культура речи».

1

08.10



27.

Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи».

1

11.10



28.

Анализ диктанта. Фразеологизмы.

1

12.10



29.

Фразеологизмы.

1

13.10



30.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Фразеология. Культура речи». Тестовая работа.

1

14.10



31.

Морфемика и словообразование.

1

15.10



32.

Р.Р. Описание помещения.

1

18.10



33.

Основные способы образования слов в русском языке.

1

19.10



34.

Основные способы образования слов в русском языке.

1

20.10



35.

Понятие об этимологии.

1

21.10



36.

Р.Р. Сложный план.

1

22.10



37.

Р.Р. Сочинение-описание помещения.

1

25.10



38.

Буквы а и о в в корне –кос—кас-

1

26.10



39.

Буквы а и о в в корне –кос—кас-.

1

27.10



40.

Буквы а и о в в корне –гор—гар-.

1

28.10



41

Буквы а и о в в корне –гор—гар-.

1

29.10



42.

Буквы а и о в в корне –зар—зор-.

1

08.11



43.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».

1

09.11



44.

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».

1

10.11



45.

Анализ диктанта.Буквы ы и и после приставок на согласные.

1

12.11



46.

Буквы ы и и после приставок на согласные.

1

15.11



47.

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

1

16.11



48.

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

1

17.11



49.

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

1

18.11



50.

Р.Р. Контрольное сжатое изложение.

1

19.11



51.

Р.Р. Написание контрольного сжатого изложения.

1

22.11



52.

Правописание соединительных гласных о и е .

1

23.11



53.

Правописание соединительных гласных о и е .

1

24.11



54.

Р.Р. Сочинение-описание по картине Р. Хузина «У окна»

1

25.11



55.

Р.Р. Написание сочинения.

1

26.11



56.

Сложносокращенные слова.

1

29.11



57.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

01.12



58.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

02.12



59.

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

03.12



60.

Анализ контрольного диктанта . Имя существительное.

1

06.12



61.

Имя существительное.

1

07.12



62.

Р.Р. Письмо как одна из разновидностей текста.

1

08.12



63.

Разносклоняемые имена существительные.

1

09.12



64.

Несклоняемые имена существительные.

1

10.12



65.

Род несклоняемых имен существительных.

1

13.12



66.

Имена существительные общего рода.

1

14.12



67.

Морфологический разбор имени существительного.

1

15.12



68.

Р.Р. Контрольное сочинение-описание личных впечатлений от увиденного (услышанного).

1

16.12



69.

Не с существительными.

1

17.12



70.

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)

1

20.12



71.

Проверочная работа за 1-е полугодие

1

21.12



72.

Анализ проверочной работы.

1

22.12



73.

Правописание гласных в суффиксах –ек,-ик.

1

23.12



74.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

24.12



75.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное».

1

27.12



76

Тестовая работа по теме «Имя существительное».

1

28.12



77

Анализ тестовой работы. Имя прилагательное

1

29.12



78.

Имя прилагательное.

1

13.01



79.

Р.Р. Описание природы.

1

14.01



80.

Степени сравнения имен прилагательных.

1

17.01



81.

Степени сравнения имен прилагательных.

1

18.01



82.

Разряды имен прилагательных по значению.

1

19.01



83.

Качественные прилагательные.

1

20.01



84.

Относительные прилагательные.

1

21.01



85

Р.Р. Контрольное выборочное изложение «Дубровский»

1

24.01



86.

Р.Р. Написание контрольного выборочного изложения.

1

25.01



87

Притяжательные прилагательные.

1

26.01.



88

Морфологический разбор имени прилагательного

1

27.01



89

Не с именами прилагательными.

1

28.01



90

Не с именами прилагательными.

1

31.01



91

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.

1

01.02



92.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.

1

02.02



93.

Правописание суффиксов прилагательных –ан(-ян), -ин, -онн(-енн)

1

03.02



94.

Правописание суффиксов прилагательных –ан(-ян), -ин, -онн(-енн)

1

04.02



95.

Р.Р. Описание игрушки.

1

07.02



96.

Различение на письме суффиксов –к и –ск.

1

08.02



97.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

1

09.02



98.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

1

10.02



99.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

11.02



100.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

14.02



101

Анализ диктанта. Имя числительное как часть речи.

1

15.02



102.

Простые и составные числительные.

1

16.02



103

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

17.02



104

Порядковые числительные.

1

18.02



105

Разряды количественных числительных.

1

21.02



106

Числительные, обозначающие целые числа.

1

22.02



107

Числительные, обозначающие целые числа.

1

24.02



108

Дробные числительные.

1

25.02



109

Собирательные числительные.

1

28.02



110

Употребление числительных в речи. Тестовая работа.

1

01.03



111

Морфологический разбор имени числительного.

1

02.03



112

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное»

1

03.03



113

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

04.03



114

Анализ контрольного диктанта.

1

07.03



115

Местоимение как часть речи.

1

09.03



116

Личные местоимения.

1

10.03



117

Возвратное местоимение себя.

1

11.03



118

Р.Р. Сочинение по рисункам.

1

14.03



119

Р.Р. Написание сочинения.

1

15.03



120

Вопросительные местоимения.

1

16.03



121

Относительные местоимения.

1

17.03



122

Неопределенные местоимения.

1

18.03



123

Неопределенные местоимения.

1

30.03



124

Отрицательные местоимения.

1

31.03



125

Отрицательные местоимения.

1

31.03



126

Притяжательные местоимения.

1

01.04



127

Р.Р. Рассуждение как тип текста. Его строение.

1

04.04



128

Указательные местоимения

1

05.04



129

Указательные местоимения

1

06.04



130

Определительные местоимения

1

07.04



131

Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения.

1

08.04



132

Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»

1

11.04



133

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

12.04



134

Анализ проверочной работы.

1

13.04



135

Глагол. Понятие о глаголе.

1

14.04



136

Р.Р. Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители»

1

15.04



137

Всероссийская проверочная работа

1

18.04



138

Анализ проверочной работы

1

19.04



139

Разноспрягаемые глаголы.

1

20.04



140

Переходные глаголы.

1

21.04



141

Непереходные глаголы.

1

22.04



142

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

1

25.04



143

Р.Р. Контрольное изложение «Витькина гайка»

1

26.04



144

Р.Р. Написание контрольного изложения.

1

27.04



145

Условное наклонение.

1

28.04



146

Повелительное наклонение.

1

29.04



147

Повелительное наклонение.

1

03.05



148

Употребление наклонений.

1

04.05



149

Безличные глаголы.

1

05.05



150

Морфологический разбор глагола.

1

16.05



151

Р.Р. Рассказ на основе услышанного.

1

10.05



152

Р.Р. Контрольное сочинение-рассказ на основе услышанного.

1

11.05



153

Правописание гласных в суффиксах –ова (-ева), -ыва (-ива)

1

12.05



154

Правописание гласных в суффиксах –ова (-ева), -ыва(-ива)

1

13.05



155

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

1

16.05



156

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

17.05



157

Анализ проверочной работы.


1

18.05



158

Проверочная работа за 2-е полугодие.

1

19.05



159

Анализ проверочной работы. Повторение изученного в 6 классе. Разделы науки о языке

1

20.05



160

Орфография.

1

23.05



161

Пунктуация.

1

24.05



162

Лексика и фразеология.

1

25.05



163

Словообразование.

1

26.05



164

Морфология.

1

27.05



165

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

30.05



166

Итоговая тестовая работа.

1

30.05



167

Анализ тестовой работы.

1

31.05



168

Резервный урок

1

31.05



169

Резервный урок

1

31.05



170

Резервный урок

1

31.05




7. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Для учителя

  1. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2017

  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа», 1998

  3. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2019

  4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002

  5. Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994

  6. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.

  7. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику для 6 класса ОУ. -  М.: Просвещение, 2020- 110 с.

  8. Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). – М.: Издат-школа, 1997

  9. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008

Для учащихся

  1. Коробкина В.А. Русский язык 6 класс. Тетрадь с печатной основой. – Тобольск: Лава, 2017

  2. Шанский Н.М. В мире слов. -  М.: «Просвещение», 1985

  3. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

  4. Мультимедийные пособия:

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1995

  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2004 г.

  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык. 6 класс»: М.: «Просвещение», 2020

  4. Книгина М.П. Тесты по русскому языку 6 класс. – Саратов: Лицей, 2002

Дополнительная литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 6 классе. Г.А.Богданова –  М.: Просвещение, 2008.

3.Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

4. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.

5.  Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку, 6 класс. М.: Экзамен, 2007.

7. Е.М.Сергеева. тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс». –  М.: Экзамен, 2011.

8. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка – М.: Вако, 2011.

9. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 6 класса. –  М.: ООО «Грамотей», 2010.

10. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981

12. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993

 

13. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

14 . Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

Средства обучения

1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)

2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)

3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)

Список литературы, использованной при составлении рабочей программы

  1. Государственный стандарт общего образования 2010;

  2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку;

  3. Баранов М.Т. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений к учебникам 5 – 9 классов (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2010);

  4. Вялкова Г.М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.; Власенкова А.И.) – М.: Глобус, 2010 (Новый образовательный стандарт)

Электронные носители:

Справочно-информационныйИнтернет-портал«Русскийязык».–Режим доступа: http://www. gramota. Ru

Сайт Курского института развития образования kiro.46

Cайт учителей русского языка и литературы Курской области umoslovo.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 6 класса

Автор: Давыдова Татьяна Васильевна

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598256

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая  программа основного общего образования по русскому языку для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249683"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446961564"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа надомного обучения по русскому языку 8 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_nadomnogo_obucheniia_po_russkomu_iazyku_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "545198"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585914666"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. Часть 2 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-chast-2"
    ["file_id"] => string(6) "106574"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403032858"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. Часть 1 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-chast-1"
    ["file_id"] => string(6) "106573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403032573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства