Рабочая программа элективного курса по русскому языку "ЕГЭ на 5!"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "ЕГЭ на 5!"
Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых-одиннадцатых классов. Она учитывает содержание занятий по русскому языку, которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "ЕГЭ на 5!"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»
Согласовано на
методическом объединении.
Протокол №1
от 31 августа 2020г.
Рук.ШМО_________
«Утверждаю» директор школы
_______ Салакаева Н.З.
Приказ № 40
от «31» августа 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ЖИВОЕ СЛОВО»
для
11 КЛАССА
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочую программу разработала: Деревянко Светлана Сергеевна
должность: учитель русского языка и
литературы
Подпись разработчика: ______
2020 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых классов. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку, которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения.
Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена.
Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.
Тесты ЕГЭ имеют сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические занятия, на которых десятиклассники повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- различать сильную и слабую позицию звуков;
- устанавливать современный состав слова;
- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;
- распознавать части речи и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы слова;
- находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;
- правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи;
- находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах;
- применять правила для различных типов орфограмм;
- пользоваться основными способами проверки написаний;
- правильно ставить знаки препинания в изученных ситуациях;
- знать и находить в тексте все виды обособлений;
- знать и находить в тексте все виды осложнения ПП;
- знать и находить в тексте все виды простых и сложных предложений;
- знать и находить в тексте способы связи предложений между собой;
- распознавать грамматические ошибки;
- определять тип и стиль речи текста;
- строить связные высказывания при создании сочинения-рассуждения;
- пользоваться разнообразием языковых средств в своих сочинениях;
- производить языковой разбор текста;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из произведений различных жанров.
Программа рассчитана на 34 часа
Учебно-тематический план
№ урока
Тема
Виды деятельности
1
Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.
Составление конспекта.
2
Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста.
Мини-тестирование, практикум.
3
Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки.
Работа с толковыми словарями.
4
Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.
Оформление дидактических материалов, тестирование
5
Задания 5-6 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.
Тема 7. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,
-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)
Корни-омофоны.
Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.
Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Тема 8. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,
-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и –ыва- . написание суффикса - а – или -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).
Тема 9-10. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.
Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.
Тема 11-12. Задания 15-19 ЕГЭ. Однородные и обособленные члены предложения.
Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Тема 13.Задания 15-19 ЕГЭ. Вводные конструкции, знаки препинания в СПП с придаточным определительным, запятая на стыке союзов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Тема 14. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Типы и стили речи.
Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Тема 15. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Средства связи предложений в тексте.
Лексические средства связи предложений в тексте.
Тема 16-17. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Тропы и фигуры речи.
Средства художественной выразительности в тексте.
Тема 18. Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ: сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе.
Анализ демо-версии.
Тема 19. Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2.
«Расшифровка» критериев.
Тема 20. «Скелет» сочинения-рассуждения в рамках критериального подхода.
План сочинения-рассуждения.
Тема 21.Абзац как основная единица речеведения.
Абзацное членение речи. Заготовка будущей композиции сочинения.
Тема 22. Формулировка проблемы исходного текста.
Приёмы осмысления текста. Сочинение как вторичный текст.
Тема 23-25.Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический.
Приёмы оформления комментария к проблеме.
Тема 26.Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования.
Оформление примеров-иллюстраций из художественной литературы и жизненного опыта обучающегося.
Тема 27. Проблема-аспекты-авторская позиция.
Способы выявления авторской позиции. Явная и скрытая позиция автора.