kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "ЕГЭ на 5!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых-одиннадцатых классов. Она учитывает содержание занятий по русскому языку, которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "ЕГЭ на 5!"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»



Согласовано на

методическом объединении.

Протокол №1

от 31 августа 2020г.

Рук.ШМО_________


«Утверждаю» директор школы

_______ Салакаева Н.З.

Приказ № 40

от «31» августа 2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЖИВОЕ СЛОВО»

для

11 КЛАССА


НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД













Рабочую программу разработала: Деревянко Светлана Сергеевна

должность: учитель русского языка и

литературы

Подпись разработчика: ______




2020 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых классов. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку, которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения.

Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена.

Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.

Тесты ЕГЭ имеют сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические занятия, на которых десятиклассники повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

- различать сильную и слабую позицию звуков;

- устанавливать современный состав слова;

- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;

- распознавать части речи и их грамматические признаки;

- правильно образовывать формы слова;

- находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;

- правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи;

- находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах;

- применять правила для различных типов орфограмм;

- пользоваться основными способами проверки написаний;

- правильно ставить знаки препинания в изученных ситуациях;

- знать и находить в тексте все виды обособлений;

- знать и находить в тексте все виды осложнения ПП;

- знать и находить в тексте все виды простых и сложных предложений;

- знать и находить в тексте способы связи предложений между собой;

- распознавать грамматические ошибки;

- определять тип и стиль речи текста;

- строить связные высказывания при создании сочинения-рассуждения;

- пользоваться разнообразием языковых средств в своих сочинениях;

- производить языковой разбор текста;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из произведений различных жанров.

Программа рассчитана на 34 часа

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.

Составление конспекта.

2

Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста.

Мини-тестирование, практикум.

3

Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки.

Работа с толковыми словарями.

4

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

Оформление дидактических материалов, тестирование

5

Задания 5-6 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

Работа со словарём, практикум, тестирование

6

Задание 7 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

Конкурс опорных конспектов, тестирование

7

Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.

Тестирование, составление кроссвордов

8

Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

9-10

Задания 8 - 14 ЕГЭ. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Тестирование, практикум

11-12

Задания 15-19 ЕГЭ. Однородные и обособленные члены предложения.

 Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

13

Задания 15-19 ЕГЭ. Вводные конструкции, знаки препинания в СПП с придаточным определительным, запятая на стыке союзов.

Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

14

Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Типы и стили речи.

Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

15

Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Средства связи предложений в тексте.

Тестирование, работа с художественными текстами

16-17

Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Тропы и фигуры речи.

Составление таблиц, тестирование

18

Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ: сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе.

Составление конспекта.

19

Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2.

Комментарий демоверсии.

20

«Скелет» сочинения-рассуждения в рамках критериального подхода.

Презентация.

21

Абзац как основная единица речеведения.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта.

22

Формулировка проблемы исходного текста.

Работа с текстами разных стилей.

23-25

Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

26

Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

27

Проблема-аспекты-авторская позиция.

Практикум.

28-29

Формулировка аргументов. Речевые «клише».

 Создание «банка» клише: плюсы и минусы.

30

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).


Практикум.

31

Контрольное сочинение-рассуждение.

 

32

Редактирование текста.

Работа с текстами разных стилей.

33

Речевое оформление сочинения. К5-К6.

Определение логических ошибок, понятие абзацного членения текста.

34

Практическая грамотность. К7-К12.

Понятие этической нормы, фактологической точности в фоновом материале сочинения.

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.

Организационные вопросы экзамена. Порядок оформления бланков, Знакомство с инструкцией, анализ материала демо-версии.

Тема 2. Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста.

Отработка заданий 1, 2. Логика построения текста.

Тема 3. Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки.

Анализ 3 задания, метод «подстановки».

 Тема 4.  Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

Особенности произношения гласных и согласных звуков. Нормы ударения.

Тема 5. Задания 5-6 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

Нормы лексической сочетаемости слов. Морфологические нормы знаменательных частей речи.

Тема 6. Задание 7 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

Классификация грамматических ошибок.

Тема 7. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.

Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.  

  Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.  

 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,

-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,

-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.

 Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

 Корни-омофоны.

Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.

Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.

Тема 8. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,

-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).

Тема 9-10. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных  слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.

Тема 11-12. Задания 15-19 ЕГЭ. Однородные и обособленные члены предложения.

Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Тема 13. Задания 15-19 ЕГЭ. Вводные конструкции, знаки препинания в СПП с придаточным определительным, запятая на стыке союзов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Тема 14. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Типы и стили речи.

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Тема 15. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Средства связи предложений в тексте.

Лексические средства связи предложений в тексте.

Тема 16-17. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Тропы и фигуры речи.

Средства художественной выразительности в тексте.

Тема 18. Общие требования к сочинению в форме ЕГЭ: сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе.

Анализ демо-версии.

Тема 19. Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2.

«Расшифровка» критериев.

Тема 20. «Скелет» сочинения-рассуждения в рамках критериального подхода.

План сочинения-рассуждения.

 Тема 21. Абзац как основная единица речеведения.

Абзацное членение речи. Заготовка будущей композиции сочинения.

Тема 22. Формулировка проблемы исходного текста.

Приёмы осмысления текста. Сочинение как вторичный текст.

Тема 23-25. Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический.

Приёмы оформления комментария к проблеме.

Тема 26. Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования.

Оформление примеров-иллюстраций из художественной литературы и жизненного опыта обучающегося.

Тема 27. Проблема-аспекты-авторская позиция.

Способы выявления авторской позиции. Явная и скрытая позиция автора.

Тема 28-29. Формулировка аргументов. Речевые «клише».

«Клише» к композиционным частям сочинения.

Тема 30. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Основные приёмы разворачивания тезиса.

Тема 31. Контрольное сочинение-рассуждение.

Тема 32. Редактирование текста.

Работа с деформированным текстом.

Тема 33. Речевое оформление сочинения. К5-К6.

Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, точность и выразительность речи.

Тема 34. Практическая грамотность. К7-К12.

Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и этических норм при создании текста сочинения.

Литература для учителя

1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.

2. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка.- М.,1990.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

5. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.

6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

7. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.

8. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

9. Рождественский Н.С. . Свойства русского правопи­сания как основа методики его

преподавания. — М., 1960.

Литература для учащихся

1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского язы­ка.— М„ 1978.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пункту­ация.— М., 1966.

6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "ЕГЭ на 5!"

Автор: Деревянко Светлана Сергеевна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Рабочая  программа элективногокурса по русскому языку  «Функция знаков препинания и тенденция их употребления  в современной печати» "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-eliektivnoghokursa-po-russkomu-iazyku-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "104443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402700775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа курса История русского литературного языка "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-kursa-istoriia-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428417907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа предмета История русского литературного языка "
    ["seo_title"] => string(63) "proghramma-priedmieta-istoriia-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428417511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык:теория и практика""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_iazyku_russkii_iazyk_teoriia_i"
    ["file_id"] => string(6) "503201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1552701995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства