Программа предмета История русского литературного языка
Программа предмета История русского литературного языка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс
«История русского литературного языка» (34 ч.)
Автор: Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы НОУ православная гимназия, г.Тюмень
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) - играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов: -
тип - курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.
Элективный курс «История русского литературного языка» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным.
Настоящая программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников.
Данный курс завершает изучение курса церковнославянского языка и является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг. Введение курса обусловлено духовной направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области словесности, культуры, истории, искусства.
Цель данного курса:
Ознакомление учащихся с историей развития русского литературного языка, этапами становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка.
Задачи курса:
Теоретические:
Освоение знаний из истории языка. Изучение основных понятий и основных теорий, определяющих концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития.
Практические:
Анализ текстов древнерусской и русской литературы. Совершенствование коммуникативных умений.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Пробуждение интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию;
Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей.
Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В отличие от школьной программы элективный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения основных положений истории русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа предмета История русского литературного языка »
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
9 класс
«История русского литературного языка»
(34 ч.)
Автор: Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы НОУ православная гимназия, г.Тюмень
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) - играют важную роль в системе профильного обучения средней школы, они связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов: -
тип - курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов;
тип - курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
тип - курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ по предмету, преподающемуся на базовом уровне;
тип - курсы, дающие практические знания по данному предмету.
Элективный курс «История русского литературного языка» относится к курсам первого и второго типов, является комплексным.
Настоящая программа разработана для обеспечения профильной подготовки школьников.
Данный курс завершает изучение курса церковнославянского языка и является логическим продолжением цикла православных предметов, входящих в учебный план дополнительных образовательных услуг. Введение курса обусловлено духовной направленностью учебного заведения и ставит своей целью воспитание людей с твердыми убеждениями, глубоким мировоззрением, верой и совестью. Данный курс вполне отвечает интересам учащихся и родителей, удовлетворяет потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области словесности, культуры, истории, искусства.
1
Цель данного курса:
Ознакомление учащихся с историей развития русского литературного языка, этапами становления национального русского языка и формирования современного русского литературного языка.
Задачи курса:
Теоретические:
Освоение знаний из истории языка. Изучение основных понятий и основных теорий, определяющих концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития.
Практические:
Анализ текстов древнерусской и русской литературы. Совершенствование коммуникативных умений.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Пробуждение интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию;
Формирование культуры личности на основе традиционных культурных ценностей.
Воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В отличие от школьной программы элективный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения основных положений истории русского языка.
История русского литературного языка
9 класс
34 часа
1.
Содержание курса:
1) Разделы курса.
2
Введение.
Периодизация истории русского литературного языка.
Древнерусский язык X-ХШ вв.
Древнерусский язык периода второго южнославянского влияния.
Русский литературный язык Московской Руси.
Начальный период становления национального русского языка.
Русский язык Петровской эпохи.
Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова.
Русский литературный язык XIX-XX вв.
2) Краткое содержание курса.
Введение -1ч.
Начальный этап становления и развития древнерусского литературного языка. Основные теории о происхождении древнерусского литературного языка (А.А. Шахматов, СП. Обнорский, В.В.Виноградов и др.).
Периодизация развития русского литературного языка -2 ч.
Восточнославянский период (У1-1Х вв.). Древнерусский период (IX-Х1У вв.). Великорусский период (Х1-ХУП вв.). Формирование национального русского языка (сер.ХУП -ХУШ вв.). Развитие национального русского языка (Х1Х-ХХ вв.).
Древнерусский литературный язык Х-ХШ вв. -6 ч.
Языковые особенности древнерусских произведений различных жанров: учительных слов древнерусских проповедников (Кирилла Туровского, митрополита Иллариона), древнерусских летописных сводов, Русской Правды, Слова о полку Игореве, «Моление» Даниила Заточника. Переводные произведения («История Иудейской войны» Иосифа Флавия) и переводческая деятельность в Древней Руси. Особенности словоупотребления в древнерусских произведениях различных жанрах. Ритмические особенности древнерусских текстов.
Древнерусский литературный язык периода второго южнославянского влияния -4 ч.
Истоки и особенности стиля «плетения словес». Житийный жанр и его развитие в период конца Х1У-ХУ вв. Деятельность Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Особенности словоупотребления, свойственные экспрессивно-эмоциональному стилю (на материале Жития Сергия Радонежского и Жития Стефана Пермского, написанных Епифанием Премудрым). Стилистические фигуры, отраженные в житийных текстах.
Русский литературный язык Московской Руси -4ч
Изменения, произошедшие в древнерусском языке к ХУ1в. Развитие
3
русских южных и северных говоров. Переводческая, писательская и языкотворческая деятельность Максима Грека. Начало книгопечатания в Московской Руси. «Домострой» — памятник, отражающий явления «высокого слога» и «низкого». Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, в которой отражаются стилистические особенности данного периода.
Начальный период образования национального русского языка -5 ч.
Начало нормализаторской языковой деятельности (русские азбуковники, грамматики Мелетия Смотрицкого, 1619 г.). Стилистические особенности Жития протопопа Аввакума. Особенности слога русской демократической сатиры. Развитие стихотворчества и деятельность Симеона Полоцкого. Западноевропейское влияние на русскую культурную и литературную традицию, стиль барокко.
Русский язык Петровской эпохи -4 ч.
Синтаксические изменения. Реформа графики. Западноевропейские заимствования (в частности — терминологии). Язык «Ведомостей», зарождение публицистического стиля. Светская повесть как новый жанр русской литературы. Особенности церковнославянского языка.
Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова -Зч.
Значение реформаторской и нормализаторской лингвистической деятельности М.В.Ломоносова, учения «трех штилей», влияния церковнославянской традиции на становление нового русского слога. «Российская грамматика» и ее значение в создании среднего стиля. Русская поэзия и стилистика словоупотребления. Начальный этап в создании научного стиля.
Русский литературный язык XIX- XX вв. -5 ч.
Теоретическая и практическая деятельность Н.М. Карамзина, историка, писателя и языковеда. Становление «нового слога» русского языка. Роль А.Х. Востокова в грамматической и лексической нормализации русского литературного языка начала XIX в. Вклад А.С. Пушкина в дело становления современного русского литературного языка.
Значение творчества русских писателей XIX в. в становлении современного русского литературного языка.
Современный русский литературный язык в XX веке.
Примерные темы для рефератов, докладов:
Зарождение славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия.
Происхождение древнерусского литературного языка.
Языковые особенности Учительных слов.
4
Языковые особенности Русской Правды.
Языковые особенности «Слова о полку Игореве».
Языковые особенности первых русских летописей.
Стиль «плетения словес».
Стилистические и языковые особенности житийного жанра.
Языковые особенности жития Сергия Радонежского.
Понятия: формула, синтагма, колон, период. Ритмические особенности древнерусского текста.
Языковые особенности «Домостроя».
Языковые особенности посланий Ивана Грозного.
Языковые особенности посланий Андрея Курбского.
Языкотворческая деятельность Максима Грека.
Русские азбуковники.
Первые русские грамматики.
Языковые и стилистические особенности жития протопопа Аввакума.
Особенности слога русской демократической сатиры.
Стихотворчество Симеона Полоцкого.
Реформаторская и нормализаторская лингвистическая деятельность М.В. Ломоносова.
Учение о «трех штилях».
Дискуссия о «новом слоге».
Русские грамматики начала XIX в.
Синтаксические изменения в русском языке на протяжении ХУП - ХУШ вв..
Значение творчества русских писателей ХУШ в. В формировании национального русского языка.
Значение творчества русских писателей XX вв. в создании современного русского литературного языка.
Календарно-тематическое планирование курса
34 ч
9 кл
№ Дата
Тема
Всего часов
Теория
Практика
04.09.
2014 г.
Введение. Начало славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия
1
1
Периодизация развития русского литературного языка
2
2
2. 11.09.
Восточнославянский, древнерусский и великорусский периоды.
1
1
3. 18.09.
Формирование национального русского языка
1
1
Древнерусский литературный
язык Х-ХШ вв.
6
5
1
4. 25.09.
Языковые особенности учительных слов древнерусских проповедников (Кирилла Туровского, митрополита Илариона)
5. 02.10.
Язык древнерусских летописных сводов
1
1
6. 9.10.
Языковые особенности «Слова о полку Игореве»
1
1
7. 16.10.
Переводческая деятельность в Древней Руси
1
1
8. 23.10.
Ритмические особенности древнерусских текстов
1
1
9. 06.11.
Контрольная работа по теме: «Древнерусский литературный язык Х-ХШ вв.»
1
1
Древнерусский литературный язык периода второго южнославянского влияния
4
4
10. 13.11.
Житийный жанр и его развитие
1
1
11. 20.11.
Истоки и особенности стиля «плетения словес». Деятельность Епифания Премудрого
1
1
12. 27.11.
Язык жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского
1
1
13. 04.12.
Деятельность Пахомия Логофета
1
1
Русский литературный язык Московской Руси
4
3
1
14. 11.12.
Переводческая, писательская и языкотворческая деятельность Максима Грека
1
1
15. 18.12.
Книгопечатание на Руси
1
1
16. 25.12.
Языковые особенности «Домостроя»
1
1
17. 02.01.
2015 г.
Контрольная работа по теме: «Русский литературный язык Московской Руси»
1
1
П полугодие
Начальный период образования национального русского языка
5
5
18. 22.01.
Начало нормализаторскои языковой деятельности (русские азбуковники, грамматика Мелетия Смотрицкого)
1
1
19. 29.01.
Стилистические особенности жития протопопа Аввакума
1
1
20. 05.02.
Особенности слога русской демократической сатиры
1
1
21. 12.02.
Развитие стихотворчества и деятельность Симеона Полоцкого
1
1
22. 19.02.
Западноевропейское влияние на русскую культурную и литературную традицию, стиль барокко
1
1
Русский язык Петровской эпохи
4
3
1
23. 26.02.
Реформа графики
1
1
24. 05.03.
Язык «Ведомостей», зарождение публицистического стиля
1
1
25. 12.03.
Светская повесть как новый жанр русской литературы
1
1
26. 19.03.
Контрольная работа по теме: «Начальный период образования национального русского языка»
1
1
Русский язык ХУШ в. Лингвистическая деятельность М.В.Ломоносова
3
3
27. 02.04.
Деятельность М.В.Ломоносова, учение «трех штилей»
1
1
28. 09.04.
«Российская грамматика» и ее значение в создании среднего стиля
1
1
29. 16.04.
Русская поэзия и стилистика словоупотребления
1
1
Русский литературный язык XIX - XX вв.
5
4
1
30. 23.04.
Деятельность Н.М.Карамзина, становление «нового слога». Грамматики Н.И.Греча и А.Х.Востокова
1
1
31. 30.04.
Роль творчества А.С.Пушкина в деле становления современного русского литературного языка
1
1
32. 07.05.
Значение творчества русских писателей XIX века
1
1
33. 14.05.
Современный русский литературный язык в XX веке
1
1
34. 22.05.
Контрольная работа по теме: «Русский литературный язык Х1Х-ХХ вв.»
1
1
Всего: 34ч., теория - 30 ч., практика (к.р.) -4 ч.
7
Литература
Для учителя
Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1972.
Виноградов В.В. 1. О языке художественной прозы. М., 1980, 2. Очерки по истории русского литературного языка ХУП - XIX веков. Изд. 3-е. М, 1982.
Горшков А.И. 1. История русского литературного языка. М., 1969, 2. Язык предпушкинской прозы. М., 1982, 3. Теория и история русского литературного языка. М., 1984
Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969.
Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1978.
Колесов В.В. 1. История русского языка в рассказах. М., 1982, 2. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986, 3. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.
Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка X - сер. ХУШвв.М, 1975
Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.