Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Подготовка к написанию итогового сочинения |
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения. |
Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок. |
Орфоэпические нормы |
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. |
Лексические нормы |
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. |
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. |
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. |
Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. |
Словообразовательные нормы |
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. |
Морфологические нормы |
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний |
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. |
Служебные части речи. |
Междометия. Звукоподражательные слова. |
Морфология. Средства связи предложений в тексте. |
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
Синтаксические нормы. |
Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом. |
Нормы согласования, управления, примыкания. Простые и сложные предложения. |
Пунктуационные нормы |
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах). |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. |
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. |
Орфографические нормы |
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи |
Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными. |
Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака. |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий. |
Правописание НЕ и НИ |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
Текст |
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста. |
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста |
Функционально-смысловые типы речи. |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение. |
Функциональные стили речи |
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи. |
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения |
Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме. |
Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. |
Итоговая работа |
Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок. |
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
I | Подготовка к написанию итогового сочинения | |
1-2. | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения. | |
3-4 | Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок. | |
II | Орфоэпические нормы | |
5-6 | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | |
III | Лексические нормы | |
7-8 | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. | |
9-10 | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. | |
11-12 | Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | |
13-14 | Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. | |
IV | Словообразовательные нормы | |
15-16 | Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | |
V | Морфологические нормы | |
17-18 | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | |
19-20 | Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | |
21-22 | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | |
23-24 | Служебные части речи. | |
25-26 | Междометия. Звукоподражательные слова. | |
27-28 | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | |
29-30 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | |
VI | Синтаксические нормы. | |
31-32 | Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом. | |
33-34 | Нормы согласования, управления, примыкания. Простые и сложные предложения. | |
VII | Пунктуационные нормы | |
35-36 | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | |
37-38 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах). | |
39-40 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
41-42 | Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | |
VIII | Орфографические нормы | |
43-44 | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи | |
45-46 | Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными. | |
47-48 | Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака. | |
49-50 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий. | |
51-52 | Правописание НЕ и НИ | |
53-54 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | |
IX | Текст | |
55-56 | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста. | |
57-58 | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста | |
Х | Функционально-смысловые типы речи. | |
59-60 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение. | |
XI | Функциональные стили речи | |
61-62 | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи. | |
XII | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | |
63-64 | Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме. | |
65-66 | Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. | |
XIII | Итоговая работа | |
67-68 | Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок. | |