Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
| Подготовка к написанию итогового сочинения |
| Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения. |
| Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок. |
| Орфоэпические нормы |
| Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. |
| Лексические нормы |
| Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. |
| Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. |
| Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. |
| Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. |
| Словообразовательные нормы |
| Способы словообразования. Ошибочное словообразование. |
| Морфологические нормы |
| Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. |
| Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний |
| Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. |
| Служебные части речи. |
| Междометия. Звукоподражательные слова. |
| Морфология. Средства связи предложений в тексте. |
| Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. |
| Синтаксические нормы. |
| Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом. |
| Нормы согласования, управления, примыкания. Простые и сложные предложения. |
| Пунктуационные нормы |
| Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. |
| Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах). |
| Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. |
| Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. |
| Орфографические нормы |
| –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи |
| Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными. |
| Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака. |
| Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий. |
| Правописание НЕ и НИ |
| Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
| Текст |
| Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста. |
| Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста |
| Функционально-смысловые типы речи. |
| Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение. |
| Функциональные стили речи |
| Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи. |
| Подготовка к написанию сочинения-рассуждения |
| Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме. |
| Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. |
| Итоговая работа |
| Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок. |
| № п/п | Тема занятия | Дата проведения |
| I | Подготовка к написанию итогового сочинения | |
| 1-2. | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения. | |
| 3-4 | Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок. | |
| II | Орфоэпические нормы | |
| 5-6 | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | |
| III | Лексические нормы | |
| 7-8 | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. | |
| 9-10 | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. | |
| 11-12 | Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | |
| 13-14 | Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. | |
| IV | Словообразовательные нормы | |
| 15-16 | Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | |
| V | Морфологические нормы | |
| 17-18 | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | |
| 19-20 | Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | |
| 21-22 | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | |
| 23-24 | Служебные части речи. | |
| 25-26 | Междометия. Звукоподражательные слова. | |
| 27-28 | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | |
| 29-30 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | |
| VI | Синтаксические нормы. | |
| 31-32 | Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом. | |
| 33-34 | Нормы согласования, управления, примыкания. Простые и сложные предложения. | |
| VII | Пунктуационные нормы | |
| 35-36 | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | |
| 37-38 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах). | |
| 39-40 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
| 41-42 | Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | |
| VIII | Орфографические нормы | |
| 43-44 | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи | |
| 45-46 | Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными. | |
| 47-48 | Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака. | |
| 49-50 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий. | |
| 51-52 | Правописание НЕ и НИ | |
| 53-54 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | |
| IX | Текст | |
| 55-56 | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста. | |
| 57-58 | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста | |
| Х | Функционально-смысловые типы речи. | |
| 59-60 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение. | |
| XI | Функциональные стили речи | |
| 61-62 | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи. | |
| XII | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | |
| 63-64 | Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме. | |
| 65-66 | Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. | |
| XIII | Итоговая работа | |
| 67-68 | Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок. | |