Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
 Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
 Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
    | Подготовка к написанию итогового сочинения | 
  | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения. | 
  | Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок. | 
  |  Орфоэпические нормы | 
  | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 
  |  Лексические нормы | 
  | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. | 
  | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. | 
  | Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 
  | Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. | 
  | Словообразовательные нормы | 
  |  Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | 
  | Морфологические нормы | 
  | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 
  | Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | 
  | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 
  | Служебные части речи. | 
  | Междометия. Звукоподражательные слова. | 
  | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 
  | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 
  | Синтаксические нормы. | 
  | Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом. | 
  | Нормы согласования, управления, примыкания.   Простые и сложные предложения. | 
  | Пунктуационные нормы | 
  | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | 
  | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах). | 
  | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 
  | Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | 
  |  Орфографические нормы | 
  | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи | 
  |  Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными. | 
  |  Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака. | 
  | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий. | 
  | Правописание НЕ и НИ | 
  | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 
  | Текст | 
  | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста. | 
  | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста | 
  | Функционально-смысловые типы речи. | 
  | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение. | 
  | Функциональные стили речи | 
  | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи. | 
  | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 
  | Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме. | 
  | Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. | 
  |   Итоговая работа | 
  | Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок. | 
 
       | № п/п | Тема занятия | Дата проведения | 
  | I | Подготовка к написанию итогового сочинения | 
 | 
  | 1-2. | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения. | 
 | 
  | 3-4 | Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок. | 
 | 
  | II |  Орфоэпические нормы | 
 | 
  | 5-6 | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 
 | 
  | III |  Лексические нормы | 
 | 
  | 7-8 | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. | 
 | 
  | 9-10 | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. | 
 | 
  | 11-12 | Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 
 | 
  | 13-14 | Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии. | 
 | 
  | IV | Словообразовательные нормы | 
 | 
  | 15-16 |  Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | 
 | 
  | V | Морфологические нормы | 
 | 
  | 17-18 | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 
 | 
  | 19-20 | Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | 
 | 
  | 21-22 | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 
 | 
  | 23-24 | Служебные части речи. | 
 | 
  | 25-26 | Междометия. Звукоподражательные слова. | 
 | 
  | 27-28 | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 
 | 
  | 29-30 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 
 | 
  | VI | Синтаксические нормы. | 
 | 
  | 31-32 | Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом. | 
 | 
  | 33-34 | Нормы согласования, управления, примыкания.   Простые и сложные предложения. | 
 | 
  | VII | Пунктуационные нормы | 
 | 
  | 35-36 | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | 
 | 
  | 37-38 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах). | 
 | 
  | 39-40 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 
 | 
  | 41-42 | Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | 
 | 
  | VIII |  Орфографические нормы | 
 | 
  | 43-44 | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи | 
 | 
  | 45-46 |  Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными. | 
 | 
  | 47-48 |  Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака. | 
 | 
  | 49-50 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий. | 
 | 
  | 51-52 | Правописание НЕ и НИ | 
 | 
  | 53-54 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 
 | 
  | IX | Текст | 
 | 
  | 55-56 | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста. | 
 | 
  | 57-58 | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста | 
 | 
  | Х | Функционально-смысловые типы речи. | 
 | 
  | 59-60 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение. | 
 | 
  | XI | Функциональные стили речи | 
 | 
  | 61-62 | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи. | 
 | 
  | XII | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 
 | 
  | 63-64 | Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме. | 
 | 
  | 65-66 | Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. | 
 | 
  | XIII |   Итоговая работа | 
 | 
  | 67-68 | Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок. | 
 |