kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык:теория и практика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык:теория и практика"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.





Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 КЛАСС (68 ч)

Подготовка к написанию итогового сочинения

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения.

Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок.

 Орфоэпические нормы

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

 Лексические нормы

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии.

Словообразовательные нормы

 Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

Морфологические нормы

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия. Звукоподражательные слова.

Морфология. Средства связи предложений в тексте.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

Синтаксические нормы.

Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом.

Нормы согласования, управления, примыкания.

Простые и сложные предложения.

Пунктуационные нормы

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах).

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.

 Орфографические нормы

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи

 Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными.

 Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий.

Правописание НЕ и НИ

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Текст

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста.

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста

Функционально-смысловые типы речи.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили речи

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме.

Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания.

  Итоговая работа

Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема занятия

Дата проведения

I

Подготовка к написанию итогового сочинения


1-2.

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценивания. Способы формулирования проблемы и аргументации. Типичные ошибки при написании сочинения.


3-4

Написание сочинения. Анализ допущенных ошибок.


II

 Орфоэпические нормы


5-6

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.


III

 Лексические нормы


7-8

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.


9-10

Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.


11-12

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.


13-14

Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии.


IV

Словообразовательные нормы


15-16

 Способы словообразования. Ошибочное словообразование.


V

Морфологические нормы


17-18

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.


19-20

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний


21-22

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.


23-24

Служебные части речи.


25-26

Междометия. Звукоподражательные слова.


27-28

Морфология. Средства связи предложений в тексте.


29-30

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.


VI

Синтаксические нормы.


31-32

Построение предложения с деепричастным и причастным оборотом.


33-34

Нормы согласования, управления, примыкания.

Простые и сложные предложения.


VII

Пунктуационные нормы


35-36

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.


37-38

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (запятые при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах).


39-40

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.


41-42

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.


VIII

 Орфографические нормы


43-44

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи


45-46

 Правописание корней. Безударные гласные корня. Корни с чередующимися гласными.


47-48

 Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на –з, -с, приставки пре- и при-, гласные н стыке корня и приставки, правописание Ъ и Ь знака.


49-50

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов присачтий.


51-52

Правописание НЕ и НИ


53-54

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.


IX

Текст


55-56

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль текста.


57-58

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста


Х

Функционально-смысловые типы речи.


59-60

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование, описание, рассуждение.


XI

Функциональные стили речи


61-62

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. Разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный стили речи.


XII

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения


63-64

Композиция сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы. Два вида комментария к проблеме.


65-66

Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания.


XIII

  Итоговая работа


67-68

Решение учебно-тренировочных тестов. Анализ ошибок.







13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык:теория и практика"

Автор: Ефремова Айталыына Петровна

Дата: 16.03.2019

Номер свидетельства: 503201

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства