Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Читательская грамотность" 10 класс»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Управление образования Администрации Ичалковского района
МОБУ "Кемлянская СОШ"
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла Долгатова Т.А.
Приказ№1 от«30»08.2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Горшкова О.А.
Приказ№1 от«30»08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОБУ "Кемлянская СОШ"
Шестакова Т.П.
Приказ№1 от«30»08.2024 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность:
от информационной обработки текста к учебному исследованию»
10 класс
2024-2025 учебный год
Составитель:
Камкина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
Планируемые результаты
В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить / углубить / систематизировать знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и выбора путей её достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, освоения приёмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной учебно-исследовательской деятельности
Коммуникативные УУД :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»
работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.
Регулятивные УУД :
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Содержание программы
10 класс
Введение.
Презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат. Обсуждение вариантов итоговой учебно-творческой работы и определение стратегии достижения результата. Текст: понятие текста и виды его обработки
Текст как средство порождения, хранения и передачи информации. Текст как
результат реализации замысла автора. Виды обработки текста в когнитивной теории: обработка содержания текста с позиций соответствия замыслу автора и пониманию читателя. Свертывание и развертывание текста как его основные динамические механизмы. Виды обработки текста при чтении и письме. Коммуникативный принцип организации текста: текст «для других»;
Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом.
Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов.
Развернутые, полуразвернутые и свернутые тексты. Понятие текста- примитива. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров.
Требования, предъявляемые к видам аналитико-синтетической переработки
информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации,
лаконичность. Виды семантической переработки текстов. Тексты уподобляющие и разуподобляющие в применении к тематической структуре первичного речевого произведения. Модальность текста.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.
Виды функциональной переработки текстов.
Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста:
переписывание текста, диктант, воспроизведение письменного текста в устной форме, запись звучащего текста. Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат, конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста.
Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов
Понятие интертекста в лингвистике и его явления. Интертекст как текстовое
включение. Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста. Плагиат и рерайтинг как использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в единое текстовое образование. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.
Типы нелинейного текста
Нелинейное и линейное представление информации.
Монокодовый текст, дикодовый, поликодовый. Вербальный и невербальный
компоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическое занятие. Поиск и отбор информации. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей. Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. Интерпретация текстов: жанровая особенность, композиция, лексический пласт. Интерпретация поэтического текст
Учебное исследование
Обобщение. Подведение итогов и представление учебно-творческой работы.