Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по русскому языку "Решение коммуникативных задач" 4 класс»
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Содержание учебного курса:
1. Место предмета в Учебном плане
I - IV четверть: 1 час в неделю
По учебному плану:
I четверть – 9 ч.
II четверть – 7 ч.
III четверть – 10 ч.
IV четверть – 8ч.
Итого: 34 ч.
По календарному учебному графику:
I четверть – 9 ч.
II четверть – 7 ч.
III четверть – 9 ч.
IV четверть – 8ч.
Итого: 33 ч.
2. Наименование разделов учебной программы курса и характеристика основных видов деятельности
Раздел
Содержание
Основные виды
учебной деятельности
Слово
7
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.
Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.
Уметь использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание
8
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.
Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст
11
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный ( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.
Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.
Культура общения
8
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.
Дать объяснение устаревшим словам.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема
Дата
план
факт
1.
Слово, его лексическое значение.
01.09
2.
Загадка. Признаки предмета.
08.09
3.
Многозначные и однозначные слова.
15.09
4.
Синонимы.
Обучение письму изложения. Изложение «Первая газета».
22.09
5.
Работа с деформированным текстом – подбор синонимов.
29.09
6.
Упражнение в подборе антонимов, синонимов, омонимов.
06.10
7.
Фразеологизмы.
13.10
8.
Обучение сочинению. Вступление, концовка.
Сочинение «Что я люблю».
20.10
9.
Обучение свободному диктанту. Характеристика текста.
27.10
10.
Обучение анализу произведения.
10.11
11.
Свободный диктант с творческим заданием.
Сочинение «Что сказала мама».
17.11
12.
Жанр – легенда. Обучение составлению краткого плана текста.
24.11
13.
Связь между предложениями в тексте.
Сочинение «Пальчики оближешь».
01.12
14.
Связь между частями текста
08.12
15.
Работа с деформированным текстом
15.12
16.
Текст. Тема текста. Заглавие.
22.12
17.
Текст. Опорные слова.
12.01
18.
Составление текста по опорным словам.
19.01
19.
План. Составление плана.
Изложение «Первые школы».
26.01
20.
Виды плана
02.02
21.
Редактирование текста
09.02
22.
Типы текста. Описание
Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».
16.02
23.
Текст – сравнительное описание
02.03
24.
Типы текста. Повествование
16.03
25.
Типы текста. Рассуждение
Сочинение «О чём рассказывает слово».
23.03
26.
Стиль речи.
06.04
27.
Сравнения.
13.04
28.
Олицетворение.
20.04
29.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.