Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по русскому языку, 9 класс"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено и принято
на заседании МО учителей русского языка и литературы
руководитель МО
Минаева Е. Н.
протокол № ____
от «___»______2015г.
Рассмотрено и
согласовано на заседании
методического совета
председатель:
протокол №____
от«______»_______2015г
Согласовано:____________
заместитель директора по УВР
Щукина Н. Е. «_____»_____________2014г.
УТВЕРЖДАЮ:____________
директор МБОУ СОШ № 19
С.Б. Погадаева
приказ № _____________ от
«______»______________2015г.
Рабочая программа учебного курса
««Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для» для 9 класса,
Головиной Татьяны Александровны
на 2015 – 2016 учебный год
Междуреченск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5–9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2006).
Новая форма экзамена в 9 классе представляет собой важную ступень на пути к ЕГЭ. Она ориентирована на проверку у выпускников основной школы сформированности основных компетенций, определенных Государственным стандартом: коммуникативной, языковой, лингвистической. Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ГИА по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности . В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цель: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи:
Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
Познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку.
Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации. Помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
Содержание обучения
Введение
Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.
Подготовка к написанию изложения
Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Подготовка к выполнению тестовых заданий
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте.
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
Сложные предложения с разными видами связи.
В учебном планом МБОУ СОШ № 19 на учебный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе выделено 1 час в неделю (34 часа в год, 34 учебные недели).
Тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела, темы урока
Количество часов по программе
1
Введение
1
2
Подготовка к написанию изложения
6
3
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
8
4
Подготовка к выполнению тестовых заданий
19
Итого:
34
Календарно-тематический план
№ п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечание
Введение Содержание и структура ГИА по русскому языку.
1
1
Содержание и структура ГИА по русскому языку.
1
Подготовка к написанию изложения
6
2
Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа №1
1
3
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
1
4
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка
1
5
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста. Практическая работа № 2
1
6
Написание изложения. Анализ и оценка
2
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
8
7
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3
1
8
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4
2
9
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5
2
10
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.
2
11
Контрольная работа №2.
1
Подготовка к выполнению тестовых заданий
19
12
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6
1
13
Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 7
1
14
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. Практическая работа №8
1
15
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа № 9
1
16
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 10
1
17
Контрольная работа № 3 Тестирование
1
18
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 11.
1
19
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 12
1
20
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 13
1
21
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 14 .
1
22
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №15.
1
23
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа № 16
1
24
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа № 17.
1
25
Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №18
1
26
Контрольная работа № 4. Тестирование
1
27
Репетиционный экзамен ГИА. Анализ работ
4
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
основные средства выразительности.
орфографические правила.
синтаксические и пунктуационные нормы.
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста
Учащиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности. орфографические правила.
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
ГИА. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2015.
Долинина Т. А. . Готовимся к ГИА. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2010.
Егорова Н. В., В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс
Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.
Петровская С. С., И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
7. Л.М.Рыбченкова Л. М., В.Л.Скляров. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., дрофа, 2004.
Н.А.Шапиро Н. А.. Тексты для занятий по синтаксису в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2006.
ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2015. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2015