kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа расcчитана на учащихся, получивших базовые умения по орфографии и пунктуации в пределах программы основной школы. Основное внимание уделено формированию умения комплексной работы с текстом. 

Цель занятий - повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение качественной подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ОГЭ по русскому языку» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чудиновская основная общеобразовательная школа» Вязниковского района




«Рассмотрено и согласовано на заседании МО учителей гуманитарного цикла»


Протокол № __ от «__» __________г.


.


«Утверждаю»


Директор МБОУ «Чудиновская ООШ»

___________________














Рабочая программа факультативного курса

«Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ОГЭ по русскому языку»



Предмет: русский язык

Класс: 9

Общее количество часов - 34

Количество часов в неделю - 1

Составитель программы учитель Шилова М.Б.









2014-15 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива по русскому языку в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом

Цель занятий:

-  повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Задачи курса:

-обобщить и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации. 

Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

• умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

• умение адекватно воспринимать авторский замысел;

• умение вычленять главное в информации;

• умение сокращать текст разными способами;

• умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

• умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает тестовые задания, которые

проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы содержит творческое задание - написание сочинения на одну из трёх тем, что предполагает

  • умение раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале с опорой на прочитанный текст

  • объяснять смысл фразы (нескольких предложений) текста с опорой на прочитанный текст

  • самостоятельно формулировать тезис и аргументировать свои суждения с опорой на прочитанный текст и жизненные впечатления

В ходе занятий учащиеся должны: 

• овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

• научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

• владеть формами обработки информации исходного текста; 

• работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

• четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

• самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

• уметь работать с бланками экзаменационной работы;

• сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Программа рассчитана на 34 часа.









Тематическое планирование

Тема

часы

Коррек-

тировка

1

Повторение орфографии. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях


4


2.

Повторение пунктуации

3


3

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

1


4

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

1


5

Практикум по выполнению тестовых заданий (КИМ)

1


6

Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1


7

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста

1


8

Виды изложений. Особенности сжатого изложения

1


9

Работа над сжатым изложением. Практикум

2


10

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

2


11

Тропы и их роль в тексте

2


12

Синтаксические фигуры как средство выразительности

2


13

Грамматические явления и их роль в тексте

2


14

Связь лексики и грамматики

1


15

Сочинение на лингвистическую тему. Композиция сочинения. Критерии оценки сочинения.

1


16

Анализ цитат из открытого банка данных (ФИПИ)

1


17

Сочинение- рассуждение та тему, связанную с анализом текста

2


17

Практическая работа. Написание сочинения.

2


18

Выполнение демоверсии ОГЭ

4




Программно-методическое обеспечение


1.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2012.

2.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2012.

3.Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.

4.Типовые экзаменационные варианты 36 вариантов под редакцией И.П.Цыбулько

5.ФИПИ  http://www.fipi.ru/.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шилова Марина Борисовна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166783

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства