kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 9 классе "Уроки речетворчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факльтатива направлена на подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку в 9 классе "Уроки речетворчества"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа»»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

«Уроки речетворчества»







Разработана Мечковой Т.Ф.,

учителем русского языка и литературы















2022 – 2023 учебный год



Пояснительная записка

Программа факультатива «Уроки речетворчества» рассчитана на обучающихся 9 класса, разработана на основе рабочей программы по русскому языку в 5-9 классах под редакцией М.М. Разумовской, издательство «Дрофа», 2018 год. Программа курса направлена на формирование умений писать сжатое изложение и сочинение – рассуждение на ОГЭ по русскому языку.

К 9 классу уже изучены особенности разных видов изложений, в частности, и сжатое. Курс позволяет отработать навык написания сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи.

Также к 9 классу обучающиеся владеют навыками написания сочинений разных видов. Особое внимание уделяется формированию навыка написания сочинения - рассуждения по заданию 9.3 ОГЭ.

Цели изучения курса:

- обучение написанию сочинения – рассуждения на морально – этическую тему (задание 9.3 ОГЭ по русскому языку);

- обучение написанию сжатого изложения (задание 1 ОГЭ по русскому языку);

Задачи курса:

- научить истолковывать значение слова, предложенного в задании 9.3;

-научить писать комментарий к сформулированному определению;

- научить аргументировать тезис, используя содержание исходного текста и собственный жизненный опыт;

- научить устранять орфографические, пунктуационные, грамматические, фактические, логические и речевые ошибки в написанном тексте;

- познакомить с критериями оценивания сочинения – рассуждения на морально – этическую тему;

- формировать умение писать сочинение- рассуждение по алгоритму;

- научить вычленять в тексте изложения основные микротемы;

- научить формулировать основную мысль каждого абзаца изложения;

- познакомить с основными приемами сжатия текста;

- научить записывать текст сжато, сократив его за счет малозначимых для содержания элементов;

- познакомить с критериями оценивания сжатого изложения;

- отработать практическим путем навыки написания сочинения – рассуждения и сжатого изложения;

Основной результат обучения – умение писать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 9.3) и умение писать сжатое изложение (задание 1 ОГЭ).

Программа состоит из двух разделов (блоков), общее количество – 17 часов, 1 раз в две недели по 1 часу.

В первом разделе – материал для обучения написанию сочинения - рассуждения. Во втором разделе – обучение написанию сжатого изложения.

В качестве главного учебного пособия на занятиях используются учебники русского языка 5,6,7,8 и 9 классов под редакцией М.М. Разумовской. Дополнительно используются пособия для подготовки к ОГЭ по русскому языку:

  1. «Русский язык. Сжатое изложение на ОГЭ». Л.С. Степанова, изд. «АСТ», 2020 год;

  2. «Русский язык. Сочинение – рассуждение и сжатое изложение. ОГЭ – 2023», Л.Н. Черенкова, изд. «АСТ», 2022 год

  3. Сайт ФИПИ. Банк открытых заданий по русскому языку. ОГЭ. http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

  4. https://rus-oge.sdamgia.ru/



Чтобы контролировать процесс формирования навыка написания сочинения и изложения, предусмотрены 2 контрольные работы по итогам изучения каждого раздела.

В программу заложена возможность корректировки учебных часов за счет объединения однотемных занятий.



























Планируемые результаты

Личностные результаты:

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Совершенствование написанного. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в собственных текстах.

Предметные результаты:

Воспроизведение текста: Писать изложения сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

Создание текста: Составлять письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободную тему, как правило, морально – этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста.

Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.

Виды деятельности, направленные на достижение результата:

С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.

Типы и формы проведения занятий

Лекции, практикумы, работа с орфографическим словарем, индивидуальная, групповая и коллективная деятельность. Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя контрольные работы, осуществляется в ходе занятий в виде самостоятельного выполнения практических работ. По итогам изучения разделов запланировано провести 2 контрольных занятия по написанию сжатого изложения и сочинения – рассуждения.














































Содержание курса

№ п/п

Наименование разделов, тем

(краткая характеристика содержания раздела, темы)

Количество часов

Сочинение - рассуждение

9

1

Знакомство с понятием сочинения - рассуждения, его видами, структурой. Что такое тезис. Обучение составлению определения слова через отличительные свойства понятия, через сравнение, через характеристику качеств понятия, через подбор гиперонимов. Практикум по формулировке определений понятия разными способами.

1

2

Что такое комментарий к определению. Практикум в написании комментария. Аргументация тезиса. Что такое жизненный опыт. Практикум по подбору аргументов из текста и жизни к предложенному определению.

1

3

Что такое вывод. Использование различных синтаксических конструкций для написания вывода. Практикум по написанию вывода по предложенному началу сочинения – рассуждения.

1

4

Практикум по составлению алгоритма написания сочинения – рассуждения. Знакомство с критериями оценивания задания 9.3. Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

5

Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

6

Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

7

Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

8

Контрольная работа по теме «Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему»

2

Сжатое изложение

8

1

Особенности сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения. Что такое тема текста и тезисный план. Практикум по определению темы текста и составлению тезисного плана.

1

2

Абзацное членение текста. Определение основной мысли абзаца. Микротема, определение микротемы абзаца. Приемы сжатия текста.

1

3

Практикум по сжатию исходного текста с использованием различных приемов. Написание изложения с последующей проверкой по критериям.

1

4

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

5

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

6

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

7

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

8

Контрольная работа по теме «Написание сжатого изложения».

1



























Тематическое планирование

№ п/п


Название темы урока/занятия

Кол- во часов

Сроки проведения

ЭОР

Форма проведения занятия

Сочинение – рассуждение – 9 часов



1

Знакомство с понятием сочинения - рассуждения, его видами, структурой. Тезис.

1

сент.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

лекция

2

Комментарий к определению. Аргументация тезиса.

1

сент.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

лекция+ практ.

3

Вывод в сочинении – рассуждении.

1

окт.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

лекция+ практ.

4

Практикум по составлению алгоритма написания сочинения – рассуждения.

1

окт.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

5

Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

нояб.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

6

Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

нояб.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

7

Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.

1

дек.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

8

Контрольная работа по теме «Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему»

1

дек.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

контрольное занятие

9

Контрольная работа по теме «Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему»

1

янв.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

контрольное занятие


Сжатое изложение – 8 часов

1

Особенности сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения.

1

февр.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

лекция

2

Микротема, определение микротемы абзаца. Приемы сжатия текста.

1

февр.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

лекция+ практ

3

Практикум по сжатию исходно текста с использованием различных приемов.

1

март

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

4

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

март

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

5

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.


1

апр.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

6

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

апр.

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

7

Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.

1

май

сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»

практикум

8

Контрольная работа по теме «Написание сжатого изложения».

1

май


контрольное занятие
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 9 классе "Уроки речетворчества"

Автор: Мечкова Татьяна Федоровна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства