Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку в 9 классе "Уроки речетворчества"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
«Уроки речетворчества»
Разработана Мечковой Т.Ф.,
учителем русского языка и литературы
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа факультатива «Уроки речетворчества» рассчитана на обучающихся 9 класса, разработана на основе рабочей программы по русскому языку в 5-9 классах под редакцией М.М. Разумовской, издательство «Дрофа», 2018 год. Программа курса направлена на формирование умений писать сжатое изложение и сочинение – рассуждение на ОГЭ по русскому языку.
К 9 классу уже изучены особенности разных видов изложений, в частности, и сжатое. Курс позволяет отработать навык написания сжатого изложения по прослушанной аудиозаписи.
Также к 9 классу обучающиеся владеют навыками написания сочинений разных видов. Особое внимание уделяется формированию навыка написания сочинения - рассуждения по заданию 9.3 ОГЭ.
Цели изучения курса:
- обучение написанию сочинения – рассуждения на морально – этическую тему (задание 9.3 ОГЭ по русскому языку);
- обучение написанию сжатого изложения (задание 1 ОГЭ по русскому языку);
Задачи курса:
- научить истолковывать значение слова, предложенного в задании 9.3;
-научить писать комментарий к сформулированному определению;
- научить аргументировать тезис, используя содержание исходного текста и собственный жизненный опыт;
- научить устранять орфографические, пунктуационные, грамматические, фактические, логические и речевые ошибки в написанном тексте;
- познакомить с критериями оценивания сочинения – рассуждения на морально – этическую тему;
- формировать умение писать сочинение- рассуждение по алгоритму;
- научить вычленять в тексте изложения основные микротемы;
- научить формулировать основную мысль каждого абзаца изложения;
- познакомить с основными приемами сжатия текста;
- научить записывать текст сжато, сократив его за счет малозначимых для содержания элементов;
- познакомить с критериями оценивания сжатого изложения;
- отработать практическим путем навыки написания сочинения – рассуждения и сжатого изложения;
Основной результат обучения – умение писать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 9.3) и умение писать сжатое изложение (задание 1 ОГЭ).
Программа состоит из двух разделов (блоков), общее количество – 17 часов, 1 раз в две недели по 1 часу.
В первом разделе – материал для обучения написанию сочинения - рассуждения. Во втором разделе – обучение написанию сжатого изложения.
В качестве главного учебного пособия на занятиях используются учебники русского языка 5,6,7,8 и 9 классов под редакцией М.М. Разумовской. Дополнительно используются пособия для подготовки к ОГЭ по русскому языку:
«Русский язык. Сжатое изложение на ОГЭ». Л.С. Степанова, изд. «АСТ», 2020 год;
«Русский язык. Сочинение – рассуждение и сжатое изложение. ОГЭ – 2023», Л.Н. Черенкова, изд. «АСТ», 2022 год
Сайт ФИПИ. Банк открытых заданий по русскому языку. ОГЭ. http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
https://rus-oge.sdamgia.ru/
Чтобы контролировать процесс формирования навыка написания сочинения и изложения, предусмотрены 2 контрольные работы по итогам изучения каждого раздела.
В программу заложена возможность корректировки учебных часов за счет объединения однотемных занятий.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Совершенствование написанного. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в собственных текстах.
Создание текста: Составлять письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободную тему, как правило, морально – этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста.
Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Виды деятельности, направленные на достижение результата:
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.
Типы и формы проведения занятий
Лекции, практикумы, работа с орфографическим словарем, индивидуальная, групповая и коллективная деятельность. Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя контрольные работы, осуществляется в ходе занятий в виде самостоятельного выполнения практических работ. По итогам изучения разделов запланировано провести 2 контрольных занятия по написанию сжатого изложения и сочинения – рассуждения.
Содержание курса
№ п/п
Наименование разделов, тем
(краткая характеристика содержания раздела, темы)
Количество часов
Сочинение - рассуждение
9
1
Знакомство с понятием сочинения - рассуждения, его видами, структурой. Что такое тезис. Обучение составлению определения слова через отличительные свойства понятия, через сравнение, через характеристику качеств понятия, через подбор гиперонимов. Практикум по формулировке определений понятия разными способами.
1
2
Что такое комментарий к определению. Практикум в написании комментария. Аргументация тезиса. Что такое жизненный опыт. Практикум по подбору аргументов из текста и жизни к предложенному определению.
1
3
Что такое вывод. Использование различных синтаксических конструкций для написания вывода. Практикум по написанию вывода по предложенному началу сочинения – рассуждения.
1
4
Практикум по составлению алгоритма написания сочинения – рассуждения. Знакомство с критериями оценивания задания 9.3. Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
5
Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
6
Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
7
Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
8
Контрольная работа по теме «Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему»
2
Сжатое изложение
8
1
Особенности сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения. Что такое тема текста и тезисный план. Практикум по определению темы текста и составлению тезисного плана.
1
2
Абзацное членение текста. Определение основной мысли абзаца. Микротема, определение микротемы абзаца. Приемы сжатия текста.
1
3
Практикум по сжатию исходного текста с использованием различных приемов. Написание изложения с последующей проверкой по критериям.
1
4
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
5
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
6
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
7
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
8
Контрольная работа по теме «Написание сжатого изложения».
1
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы урока/занятия
Кол- во часов
Сроки проведения
ЭОР
Форма проведения занятия
Сочинение – рассуждение – 9 часов
1
Знакомство с понятием сочинения - рассуждения, его видами, структурой. Тезис.
1
сент.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
лекция
2
Комментарий к определению. Аргументация тезиса.
1
сент.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
лекция+ практ.
3
Вывод в сочинении – рассуждении.
1
окт.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
лекция+ практ.
4
Практикум по составлению алгоритма написания сочинения – рассуждения.
1
окт.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
5
Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
нояб.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
6
Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
нояб.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
7
Практикум по написанию сочинения- рассуждения по заданному определению.
1
дек.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
8
Контрольная работа по теме «Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему»
1
дек.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
контрольное занятие
9
Контрольная работа по теме «Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему»
1
янв.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
контрольное занятие
Сжатое изложение – 8 часов
1
Особенности сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения.
1
февр.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
лекция
2
Микротема, определение микротемы абзаца. Приемы сжатия текста.
1
февр.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
лекция+ практ
3
Практикум по сжатию исходно текста с использованием различных приемов.
1
март
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
4
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
март
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
5
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
апр.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
6
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
апр.
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
7
Практикум по написанию сжатого изложения на основе аудиозаписи с последующей проверкой по критериям.
1
май
сайт ФИПИ, «Решу ОГЭ»
практикум
8
Контрольная работа по теме «Написание сжатого изложения».