Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку и литературе.»
Содержание программы (10 класс)
1. Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века: - золотой век русской поэзии (первая треть столетия); - эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); - роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.
2. Русская литература первой половины XIX века
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного). Для чтения и изучения. «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» («IX.И путник усталый на бога роптал…»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «(Из Пиндемонти)» Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. «Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей. «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества. Для самостоятельного чтения Поэты пушкинской поры: стихотворения К.Н. Батюшкова, Е.А.Баратынского и др.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество(с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…». Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В.Г.Белинский). Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. Для самостоятельного чтения «Демон».
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века – романтизм и реализм (общая характеристика).
3. Русская литература второй половины XIX века .
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка. Проза.
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Для чтения и изучения «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание. Для самостоятельного чтения «Обыкновенная история».
А.Н.Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга). Для чтения и изучения «Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса
Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Символика заглавия пьесы. Для самостоятельного чтения «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Для самостоятельного чтения «Дворянское гнездо», «Рудин».
Из поэзии середины XIX века. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Её композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»). Для чтения и бесед «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! Я у двери гроба…». Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворённости собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком предназначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Silentium», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим…», «Не то, что мните вы, природа…», «Предопределение», «Она сидела на полу», «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…») (по выбору). 9 Для чтения и бесед «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Осенний вечер» (по выбору). Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолётности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А.А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Шёпот, робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Это утро, радость эта…», «Ласточки пропали…»(по выбору). Для чтения и бесед «Ещё майская ночь», «Я пришёл к тебе с приветом…», «В лунном сиянии…»(по выбору). Традиционные поэтические темы – природа, любовь, творчество – и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А.А.Фет). Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А.К. Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку…», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…», «Ты не спрашивай, не распытывай…». Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А.К.Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Для чтения и изучения «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально- психологического конфликта в романе.
Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая по
становка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль. Для самостоятельного чтения «Идиот».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и бесед «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н.С.Лесков). Язык рассказа. Для самостоятельного чтения «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Война и мир» - роман-эпопея. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных её героев – простых солдат – как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. Для самостоятельного чтения «Севастопольские рассказы».
А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой» Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего. Для чтения и изучения «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад желаний и стремлений героев, с одной стороны, и реальностей жизни – с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма? Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене. Для самостоятельного чтения «Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».
4. Зарубежная литература. Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц. Д,Г. Байрон «Корсар», Ч.Диккенс «Большие надежды», О Уайльд. Сказки, О де Бальзак «Отец Горио», Стендаль «Красное и чёрное», П. Мериме «Кармен», В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Г. Флобер «Госпожа Бовари», Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес, по прозванию Цинновбер», Г Гейне. Лирика, Э. По «Убийство на улице Морг».
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
для 10 класса на 2017-2018 учебный год (102 часа)
№
Тема урока
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечания
1
Слово о русском языке.
1
01.09
2
Урок развития речи. Контрольное сочинение на тему «Мои летние каникулы»
1
04.09
3
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.
1
05.09
4
Изобразительно-выразительные средства.
1
08.09
5
Лингвистический анализ поэтического текста.
1
11.09
6
Омонимы и их употребление. Работа со словарем омонимов.
1
12.09
7
Паронимы, их употребление. Словари паронимов.
1
15.09
8
Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.
1
18.09
9
Антонимы. Их употребление.
1
19.09
10
Развитие речи. Анализ лексических особенностей текста.
1
22.09
11
Сочинение.
1
25.09
12
Происхождение лексики современного русского языка.
1
26.09
13
Р/Р Лингвистический анализ текста А.С. Пушкина «Пророк» или «Воспоминания в Царском Селе».
1
29.09
14
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
1
02.10
15
Устаревшая лексика и неологизмы.
1
03.10
16
Готовимся к ЕГЭ.
1
06.10
17
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.