Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку ФГОС 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Г. Зимина» города Калуги
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании методического Заместитель директора по
объединения учебно-воспитательный работе
протокол №______ Макаричева И.В.
от «___»_________________г. «___»_________________г.
Рабочая программа
по русскому языку
6 класс
Срок реализации 5 лет
Разработчик: Паршина Л.А., учитель русского языка и литературы
г. Калуга
2016 г.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой (Авторская программа по русскому языку М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М., Просвещение, 2012год).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник русского языка для 6 класса (авторы М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М., Просвещение, 2014 год. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание тем учебного предмета; тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы, календарно-тематическое планирование, оценочно-измерительные материалы.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация. Умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Раздел III. Содержание учебного предмета
Блок 1. Язык. Речь. Общение. Русский язык - один из развитых языков мира. Р.Р. Язык, речь,общение Р.Р. Ситуация общения.
Блок 2. Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфограммы в корнях слов Орфограммы в приставках Части речи Орфограммы в окончаниях слов Р.Р. Сочинение «Интересная встреча» по упр. 38 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение Сложное предложение Синтаксический разбор предложений Прямая речь. Диалог Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Блок 3. Текст. Текст, его особенности Тема и основная мысль текста. Заглавие текста Р.Р. Сочинение по заданному началу. Упр. 68 Начальные и конечные предложения текста Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72 Ключевые слова Основные признаки текста Текст и его стили Официально-деловой стиль Контрольная работа по теме «Текст» Анализ контрольной работы
Блок 4. Лексика. Фразеология. Культура речи. Слово и его лексическое значение Р.Р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» Общеупотребительные слова Профессионализмы. Диалектизмы Р.Р. Сжатое изложение. Упр 119 Исконно русские и заимствованные слова Новые слова Устаревшие слова. Обобщение изученного по теме «Лексика» Словари Повторение изученного по теме «Лексика» Контрольная тестовая работа по теме «Лексика» Анализ контрольной работы Фразеологизмы Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. Повторение изученного материала. Тест по теме «Фразеология» Анализ теста.
Блок 5. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование Р.Р. Описание помещения Основные способы образования слов в русском языке. Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические Этимология слов. Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Р.Р. Сочинение-описание помещения Буквы о и а в корне –кос---кас-Буквы о и а в корне –кос---кас-Буквы О-А в корнях с чередованием Буквы о и а в корне –гор---гар- Буквы о - а в корне –зар----зор Буквы Ы-И после приставок. Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. Значение приставки ПРИ- Значение приставки ПРЕ- Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- Контрольный диктант по теме «Корни с чередованием. Правописание приставок » Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Соединительные О-Е в сложных словах Сложносокращенные словаитР.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». Морфемный и словообразовательный разбор слов Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту Контрольный тест по теме «Словообразование» Анализ теста. Работа над ошибками.
Блок 6. Имя существительное. Повторение изученного об имени существительном. Имя существительное как часть речи Падежные окончания имени существительного Р.Р. Как писать письма Разносклоняемые имена существительные Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя Р.Р. Как тебя зовут? Происхождение имен Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных Род несклоняемых имен существительных Имена существительные общего рода Морфологический разбор существительных. Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям НЕ с существительными. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК Гласные в суффиксах - ЕК и –ИК Гласные О-Е после шипящих. Повторение изученного материала. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Блок 7. Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе. Прилагательное как часть речи Р.Р. Сочинение-описание природы Степени сравнения имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных
Притяжательные прилагательные Морфологический разбор имени прилагательного Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С. Пушкина Не с прилагательными. Слитное и раздельное аписание НЕ с прилагательными Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных Р.Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Блок 8. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Склонение дробных числительных Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». Р.Р. Публичное выступление Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту Контрольный диктант по теме «Имя числительное» Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Блок 9. Местоимение. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений Возвратное местоимение Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам Вопросительные, относительные местоимения Относительные местоимения Неопределенные местоимения Дефис в неопределенных местоимениях Отрицательные местоимения Притяжательные местоимения. Р.Р. Рассуждение Р.Р. Сочинение-рассуждение Указательные Определительные местоимения Р.Р. Рассказ по воображению Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений Повторение изученного по теме «Местоимение». Тестовая работа. Подготовка к контрольной работе.Комплексная тестовая работа по теме «Местоимение» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Блок 10. Глагол. Повторение изученного о глаголе Личные окончания глаголов Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением Разноспрягаемые глаголы Глаголы переходные и непереходные Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение Р.Р. Сжатое изложение по предложенному тексту. Условное наклонение Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения Суффиксы глаголов повелительного наклонения Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам Употребление наклонений в речи Безличные глаголы Безличные глаголы в текстах художественной литературы Морфологический разбор глагола Р.Р. Рассказ на основе услышанного Правописание гласных в суффиксах глаголов Правописание гласных в глагольных суффиксах Повторение изученного по теме «Глагол» Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол» Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Блок 11. Повторение и систематизация материала. Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах и окончаниях
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение Р.Р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный разбор. Морфология.
Раздел IV. Тематическое планирование
Тематический блок
Количество
часов
Развитие
речи
Контрольные работы
Блок 1. Язык. Речь. Общение.
3
1
Блок 2. Повторение изученного в 5 классе.
13
1
1
Блок 3. Текст.
11
2
1
Блок 4. Лексика. Фразеология. Культура речи.
16
3
2
Блок 5. Словообразование. Орфография. Культура речи.
30
7
2
Блок 6. Имя существительное.
23
4
1
Блок 7. Имя прилагательное.
25
5
1
Блок 8. Имя числительное.
17
1
1
Блок 9. Местоимение.
27
6
1
Блок 10. Глагол.
31
7
2
Блок 11. Повторение и систематизация материала.
11
1
1
Резерв
3
Итого:
210
37
13
Раздел V. Календарно – тематическое планирование
№
Тема раздела
Количество часов
Тема урока
Планируемые предметные результаты освоения раздела
Дата
Язык. Речь. Общение.
3
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
план
Факт
1
Русский язык - один из развитых языков мира
• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;
• оценивать использование основных изобразительных средств
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
2
Р.Р. Язык, речь, общение
3
Р.Р. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе
13
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика
5
Орфограммы в корнях слов
6
Орфограммы в приставках
7
Части речи
8
Орфограммы в окончаниях слов
9
Р.Р. Сочинение «Интересная встреча» по упр. 38
10
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
11
Простое предложение
12
Сложное предложение
13
Синтаксический разбор предложений
14
Прямая речь. Диалог
15
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»
16
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Текст
11
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),
17
Текст, его особенности
18
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
19
Р.Р. Сочинение по заданному началу. Упр. 68
20
Начальные и конечные предложения текста
21
Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72
22
Ключевые слова
23
Основные признаки текста
24
Текст и его стили
25
Официально-деловой стиль
26
Контрольная работа по теме «Текст»
27
Анализ контрольной работы
Лексика. Фразеология. Культура речи.
16
28
Слово и его лексическое значение
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
29
Р.Р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»
30
Общеупотребительные слова
31
Профессионализмы.
32
33
Диалектизмы
34
Р.Р. Сжатое изложение. Упр 119
35
Исконно русские и заимствованные слова
36
Новые слова
37
Устаревшие слова. Словари
38
Обобщение изученного по теме «Лексика»
39
Контрольная тестовая работа по теме «Лексика»
40
Анализ контрольной работы
41
Фразеологизмы Употребление фразеологизмов в речи Источники фразеологизмов.
42
Повторение изученного материала.
43
Тест по теме «Фразеология»
Словообразование. Орфография. Культура речи.
30
44
Анализ теста. Морфемика и словообразование
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
45
Морфемика и словообразование
46
Р.Р. Описание помещения
47
48
Основные способы образования слов в русском языке.
49
Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические
50
Этимология слов.
51
Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
52
Р.Р. Сочинение-описание помещения
53
54
Буквы о и а в корне –кос---кас-
55
Буквы о и а в корне –кос---кас-
56
Буквы О-А в корнях с чередованием
57
Буквы о и а в корне –гор---гар-
58
Буквы о - а в корне –зар----зор
59
Буквы Ы-И после приставок.
60
Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.
61
Значение приставки ПРИ-
62
Значение приставки ПРЕ-
63
Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ-
64
Контрольный диктант по теме «Корни с чередованием. Правописание приставок »
65
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
66
Соединительные О-Е в сложных словах
67
Сложносокращенные слова
68
Р.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
69
70
Морфемный и словообразовательный разбор слов
71
Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному тесту
72
Контрольный тест по теме «Словообразование»
73
Анализ теста. Работа над ошибками
Имя существительное
23
74
Повторение изученного об имени существительном.
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
75
Имя существительное как часть речи
76
Падежные окончания имени существительного
77
Р.Р. Как писать письма
78
Разносклоняемые имена существительные
79
Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя
80
Р.Р. Как тебя зовут? Происхождение имен
81
Несклоняемые имена существительные.
82
Род несклоняемых имен существительных
83
Род несклоняемых имен существительных
84
Имена существительные общего рода
85
Морфологический разбор существительных.
86
Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям
87
НЕ с существительными.
88
НЕ с существительными.
89
Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.
90
Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК
91
Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК
92
Гласные О-Е после шипящих.
93
Повторение изученного материала.
94
Повторение изученного материала.
95
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
96
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Имя прилагательное
25
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
97
Повторение изученного в 5 классе.
98
Прилагательное как часть речи
99
Р.Р. Сочинение-описание природы
100
Степени сравнения имен прилагательных.
101
Степени сравнения имен прилагательных
102
Разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные
103
Относительные прилагательные
104
Притяжательные прилагательные
105
Морфологический разбор имени прилагательного
106
Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С. Пушкина
107
108
Не с прилагательными.
109
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
110
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
111
Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных
112
Р.Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»
113
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
114
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
115
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
116
Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК
117
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
118
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
119
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту
120
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
121
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Имя числительное
17
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
122
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные
123
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
124
Порядковые числительные
125
Разряды количественных числительных
126
Числительные, обозначающие целые числа
127
Числительные, обозначающие целые числа
128
Дробные числительные
129
Склонение дробных числительных
130
Собирательные числительные.
131
Морфологический разбор имени числительного
132
Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».
133
Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».
134
Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».
135
Р.Р. Публичное выступление
136
Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту
137
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
138
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Местоимение.
27
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
139
Местоимение как часть речи.
140
Личные местоимения.
141
Особенности склонения личных местоимений
142
Возвратное местоимение
143
Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам
144
Вопросительные, относительные местоимения
145
Относительные местоимения
146
Неопределенные местоимения
147
Дефис в неопределенных местоимениях
148
Отрицательные местоимения
149
Отрицательные местоимения
150
Отрицательные местоимения
151
Притяжательные местоимения.
152
Притяжательные местоимения
153
Р.Р. Рассуждение
154
Р.Р. Сочинение-рассуждение
155
156
Указательные местоимения
157
Указательные местоимения
158
Определительные местоимения
159
Р.Р. Рассказ по воображению
160
161
Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений
162
Повторение изученного по теме «Местоимение».
163
Тестовая работа. Подготовка к контрольной работе.
164
Комплексная тестовая работа по теме «Местоимение»
165
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Глагол
31
166
Повторение изученного о глаголе
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
167
Личные окончания глаголов
168
Личные окончания глаголов
169
Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением
170
171
Разноспрягаемые глаголы
172
Разноспрягаемые глаголы
173
Глаголы переходные и непереходные
174
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение
175
Р.Р. Сжатое изложение по предложенному тексту.
176
177
Условное наклонение
178
Условное наклонение
179
Повелительное наклонение
180
Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
181
Суффиксы глаголов повелительного наклонения
182
Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам
183
184
Употребление наклонений глагола
185
Употребление наклонений в речи
186
Безличные глаголы
187
Безличные глаголы в текстах художественной литературы
188
Морфологический разбор глагола
189
Р.Р. Рассказ на основе услышанного
190
Правописание гласных в суффиксах глаголов
191
Правописание гласных в глагольных суффиксах
192-193
Повторение изученного по теме «Глагол»
194
Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол»
195
Контрольный диктант по теме « Глагол».
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
196
Повторение и систематизация материала.
11
197
Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках
198
Орфограммы в корне слова.
199
Орфограммы в суффиксах и окончаниях
200
Синтаксис и пунктуация.
201
Словосочетание и простое предложение
202
Лексика и фразеология.
203
Словообразование. Морфемный разбор.
204
Морфология.
205
Р.Р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему.
206
Итоговая контрольная
работа.
207
Анализ контрольной работы.
Резерв
3
208
Резервный урок
209
Резервный урок
210
Резервный урок
Раздел VI. Оценочно-измерительные материалы.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе.»
Дуб
Дуб — удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью. Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму. Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь. Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова)
(По Г. Снегиреву)
Контрольная работа по теме «Текст» (комплексный анализ текста)
Было это в Итали.. трист.. с лишн..м лет назад. Первые оп..рные предст..вления пор..зили публику и критику своей (не) обычностью. Те..тральные актеры, к которым зрители давно уже пр..выкли вдруг запели! (Н..) которые крит..ки стали просто смеят..ся над новым ис..кус..твом издеват..ся над ним доказ..ывать, что это и (не) ис..кус..тво вовсе а сплошная (не) лепица.
Один из таких Крит..ков писал Люди к смерт.. готовят..ся, ск..рбят о страшном (не) счасти.. с пр..ятной и сп ..койной арией.
И все-таки опера поб..дила, распр..странилась (по) всему миру, среди всех народов.
Успех нового ис..кус..ва отчасти объ..сняется, может быть тем, что в нем объед..нились многие, разные, дотоле порознь существовавшие ис..кус.тва: театр музыка пение танец живопись…(По Д. Кабалевскому)
1.Озаглавьте текст.
2.Докажите что это текст.
3.Тема текста ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Основная мысль текста ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Стиль текста ---------------------------------------------------------------------------------------------
6. Тип текста ------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
15. Выпишите из текста второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Контрольная работа по теме «Лексика»
I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:
I вариант II вариант
аккорд гаммы
П. Выпишите из словаря по одному слову:
I вариант II вариант
заимствованное диалектное
устаревшее профессиональное
III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый) Заранее намеченный путь следования — (маршрут)
Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить) Очень большой — (огромный, гигантский) Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый) Знаки для обозначения звуков — (буквы)
Слова, употребляемые жителями одной местности,— (диалектные)
Часть слова без окончания — (основа слова)
IV. Замените фразеологизмы синонимами.
I вариант II вариант
задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава
С одним из них придумайте предложение, запишите его.
V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.
VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
I вариант
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)
II вариант
В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
VII. Выпишите синонимы из предложений.
I вариант II вариант
Когда мальчик слушал его пение, Кругом, покорив всё своей
полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем
чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.
VIII. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном. I вариант II вариант
язык хрустальный
Контрольный диктант по теме «Корни с чередованием. Правописание приставок».
I
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
II
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (107 слов)
Контрольная работа по теме «Словобразование»
Перед написанием диктанта оставить одну строчку, чтобы потом придумать название для данного текста.
День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыхает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющимися, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться.
( По А.П. Чехову)
Грамматические задания:
1вариант
Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.
Построить словообразовательную цепочку к слову начинающийся.
Сделать синтаксический разбор предложения.
Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.
2вариант
Подобрать однокоренные слова к словам: морозный, покой.
Построить словообразовательную цепочку к слову неподвижная.
Сделать синтаксический разбор предложения.
Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющимися, ласкающими лучами солнца.
Контрольный диктант по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Вариант 1.
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Вариант 2.
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Контрольный диктант по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
I
Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.
На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.
Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (111 слов)
II
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)
Контрольный диктант по теме « ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
I
Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Он всегда строился свободно и просторно. Иностранцев поражала Москва. Они считали, что она по размерам превосходит крупнейшие города Европы.
Обширные дворы, бескрайние огороды, необъятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах небольшие каменные дома тесно лепились друг к другу и создавали непрерывную стенку. Из-за тесноты они вырастали в два-три этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревянным. Богатейшие запасы лесов на Руси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревянных построек — пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре 1493 года называлась Пожар.
Первый каменный жилой дом появился в Москве в середине XV века. (110 слов)
(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)
II
Глубина озера Байкал — 1640 метров.2 Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.2
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Контрольный диктант по теме «МЕСТОИМЕНИЕ»
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха 3. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Наши предки разламывали пищу и подносили её ко рту руками. Но горячую, а тем более жидкую пищу руками не возьмешь. Значит, нужна ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку. Древние египтяне пользовались ложками из камня, дерева, слоновой кости. У древних и римлян были бронзовые и серебряные ложки. В средние века серебряными ложками пользовались только богатые люди, а у тех. Кто победнее, они были костяными, деревянными, оловянными, жестяными. Может быть, из тех времен дошел до наших дней обычай дарить ребенку « на зубок» серебряную ложечку.
Нож очень долго был исключительно оружием. Как столовый прибор он вошел в обиход в 18 веке, но многие и сейчас обходятся без него.
Вилки еще тристо лет назад были в Европе большой редкостью. Весь пышный двор обходился без вилок, пищу брали руками. Говорят, что появление вилок связано с модой на пышные кружевные воротники, которые мешали класть пищу в рот руками.
Грамматические задания
Вариант1:
1.Сделать синтаксический разбор 1-го предложения
2.Выпишите местоимения
3.Морфологический разбор одного местоимения по выбору
Вариант 2:
1.Сделать синтаксический разбор 2-го предложения
2. Выпишите местоимения
3.Морфологический разбор одного местоимения по выбору
Контрольный диктант по теме «ГЛАГОЛ»
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь — косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (110 слов) (По Л. Толстому)
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Контрольная работа по теме «Глагол»
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
поднимутся
бегут
берёт
строит
А2. В каком словосочетании глагол является переходным?
позвонил в дверь
прогуливался по парку
вытянули репку
едут по шоссе
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
разве..л, покин..те
выд..рнуть, догон..м
посе..м, отп..реть
побре..т, накуп..м
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
уставиш..ся, испеч..
борот..ся, мне нездоровит..ся
изучает..ся, показываеш..ся
раздават..ся, продает..ся
А5. В каком суффиксе пишется Е?
присва..вать
удва..вать
накач..вать
гор..вать
А6. Укажите пример с нарушение речевой нормы.
облегчить
езжай
положи
бегайте
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
Моржа Малышку доставили в зоопарк поздней осенью. (2)Ночью, когда подмораживает и лед покрывает всю поверхность водоема, она проделывает в нескольких местах проруби. (3)Изредка в них появляется её голова – Малышка захватывает воздух, а затем снова погружается под лед.
В1. Напишите название наклонения, в котором употреблен глагол в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите безличный глагол (безличные глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).
С1. Напишите о том, как животные приспосабливаются к зиме.
Ключи:
Вариант
А1
А2
А3
А4
А5
А6
В1
В2
В3
1
2
3
3
1
4
2
изъявительное
Подмора
живает
Появляется, погружается
2
4
1
3
4
2
2
изъявительное
Захотят,
есть
стараемся
Итоговый контрольный диктант
Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни. (116 слов)
Ночью в грозу.
Мы с Гришкой пошли на ток.
Полтора километра, которые мы недавно проскакали мигом, теперь показались нам долгими и опасными. Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым – резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь.
Когда вверху вспыхивало, все на земле – скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, – все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали.
Мы наконец заблудились. Сбились с дороги и потеряли ту скирду, у какой молотили. Их было много. Останавливались, ждали, когда осветит: опять все вроде подскакивало, короткий миг висело в воздухе, в синем, резком свете, и все опять исчезало, и в кромешной тьме грохотало. ( В. Шукшин)
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Объем диктанта для 6 класса – 100-110 (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 6 класса – 20-25 слов.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
оценка «5» ставится, если ошибок нет;
оценка «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки
оценка «3» ставится, если допущены 3-4 ошибки;
оценка «2» ставится, если допущено более 7 ошибок.
Тексты словарного диктанта формируются на основе текстов, предложенных в следующих пособиях:
6 кл. - Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6-7 классах – не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Тексты контрольных диктантов и комплексных контрольных работ составляются на основе текстов диктантов и работ представленных в следующих пособиях:
6 кл. - Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил верно более 80% заданий.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 60% заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Тексты и задания для написания сочинений и изложений представлены в следующей учебной и методической литературе:
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Оценка тестовых работ
Тестовые работы для учащихся представлены в следующих пособиях:
6 кл.: Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
Критерии оценивания тестовых работ:
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
80% от максимальной суммы баллов соответствует оценке «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
Менее 40% от максимальной суммы баллов – оценка «2».
Оценка практических и обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Раздел VIII. Список литературы
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.
Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.