Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 класса
Кудрявцевой Натальи Михайловны
Чендек
2016
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 п.9
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 ( при реализации);
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями от 26.01.2016 года № 38.
4. Базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
6. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чендекская СОШ».
7. Основная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом от 19.05.2015 № 179.
8. Образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом от 06.08.2014 № 99.
9. Учебный план МБОУ «Чендекская СОШ» на 2016-2017, утверждённый приказом
10. Положение о порядке составления и утверждения рабочих программ по предмету и курсов МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом
1.2 Цели изучения русского языка
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
-развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
-формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
-формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
УМК
При составлении рабочей программы использован УМК:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А.Богданова, В. В. Львов. 2010 г.
2. учебник «Русский язык» 8 класс. Москва «Дрофа» 2013г. Авторы учебника : М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов.
1.4.Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
На преподавание русского языка в 8 классе отведено 4 часа в неделю ( 3ч. из Федерального компонента и 1ч. добавлен из школьного компонента на расширение изучения предмета) , всего 136 часов в год.
Планируемых контрольных уроков : 17
Уроков по развитию речи: 18
Рабочих уроков: 101
I четверть. 9 недель – 36 часов
II четверть. 7 недель – 28 часов
III четверть. 10 недель - 40 часов
IV четверть. 8 недель - 32 часа
1.5 Перечень контрольных работ
№
п/п
Тема контрольной работы
1.
Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».
2.
Контрольный диктант №2 по теме «Двусоставные предложения».
3.
Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения».
4.
Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения».
5.
Контрольный диктант № 5 по теме «Обращение и вводные конструкции».
6.
Контрольный диктант № 6 по теме «Обособление определений и приложений».
7.
Контрольный диктант № 7 по теме «Обособленные члены предложения».
8.
Контрольная работа №8 по теме : «Прямая и косвенная речь».
9.
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).
10.
Контрольная работа по теме «Повторение изученного за курс 8 класса».
2. Содержание учебного предмета
2.1 Перечень и название разделов и тем курса
2.2 Необходимое количество часов для изучения раздела, темы
№
п/п
Название раздела/тема
К-во часов
Раб.
К/Р
Р/Р
1.
Вводный урок
1
2.
Повторение изученного в 5-7 классах.
6
1
1
3.
Словосочетание .
7
1
-
4.
Двусоставные предложения
17
2
4
5.
Односоставные предложения.
14
2
3
6.
Предложения с однородными членами.
11
1
3
7.
Предложения с обращением и вводными конструкциями.
9
1
2
8.
Предложения с обособленными членами
11
2
4
9.
Прямая и косвенная речь
10
2
1
10.
Повторение изученного в 8 классе
15
5
-
Всего:
101
17
18
2.3. Содержание учебной темы
1.О языке (1час)
2. Повторение (8 часов)
Словосочетание(8часов).
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания. Способы связи слов в словосочетании. Значение словосочетания.
Практическая направленность: риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения, как стилистические приёмы повышения выразительности речи. Варианты произношения в устной речи.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (23часа)
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое, как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое
(глагольное и именное). Связка.
Интонация простого предложения. Элементы интонации.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире ставится. Тире не ставится.
правильное согласование главных членов предложения. Второстепенные члены предложения и их функции. Определения согласованные и несогласованные. Приложение, как особый вид определения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот.
Трудные случаи согласования определения с определяемым словом.
Отличие подлежащего от дополнения, выраженного в омонимичной форме.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Обстоятельства времени, как средства связи предложений в тексте.
3. Односоставное простое предложение (19 часов)
Виды односоставных предложений с главным членом в форме подлежащего (назывные ) и в форме сказуемого ( определённо-личные, неопределённо-личные, безличные)
Распознание в тексте и в речи неопределённо-личных и определённо-личных предложений.
Употребление в описании назывных предложений
Семантика типов предложений.
Предложение с однородными членами (15 часов)
Однородные члены предложения и их признаки.
Отличительные особенности, роль в художественном тексте однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими родами однородных членов. Общее понятие о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной связью и при помощи сочинительных союзов.
Отличие простого предложения с однородными членами, соединёнными неповторяющимися союзами и (да = и) в пунктуационном оформлении от сложного предложения с аналогичной связью.
Средства связи между однородными членами предложения.
Особенности сочинительной связи.
Синтаксический статус повторов и фразеологических выражений. Обогащающие слова при однородных членах предложения. Особенности данной конструкции, умелое употребление в речи.
Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обращениями и вводными конструкциями (12 часов)
Предложения с обращениями. Обращения распространённые и нераспространённые, знаки препинания при обращении.
Использование обращений в разных стилях речи, как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Предложения с вводными конструкциями. Понятие вводности; знаки препинания при вводных словах, предложениях. Сопоставительный анализ предложений с разными по смыслу вводными словами.
Отличие вводных слов от омонимичных членов предложения на основе сематико-грамматического анализа.
Предложения со вставными конструкциями. Представления о вставных конструкциях и смысловое отличие их от вводных слов и предложений.
Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями и словами „да“, „нет“.
Предложения с обособленными членами (17часа)
Понятия обособления второстепенных членов предложения. Обособление определений, предложений, дополнений, обстоятельств.
Смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных оборотов.
Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи.
Обособление одиночных и распространённых приложений, стоящих после определяемого слова.
Художественно-изобразительные функции обособленных обстоятельств в произведениях художественной литературы. Интонационный анализ предложений и текстов с обособленными членами. Уточняющие члены предложения.
Прямая речь (13 часов)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог.
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
Цитата, как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания.
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Повторение за курс 8 класса (20 часов)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний.
Композиционные формы:
высказывание типа репортажа-повествования;
высказывания типа репортажа-описания;
высказывания типа портретного очерка;
аннотация, отзыв, структура научного определения понятия;
Деловые бумаги:
автобиография;
сочинения, изложения с элементами сочинения (часы увеличены вдвое)
композиционно-содержательный анализ текста;
стилистический анализ текста;
анализ типологической структуры текста;
комплексный анализ текста.
3. Критерии оценки
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается для 8 класса – 120-140 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 8 класса он состоит из 30 – 35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 25 различных орфограмм и 8-10 пунктограммы.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 110-120 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании Ы и И после приставок;
в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250-300 слов. Примерный объем сочинений в 8 классе – 2 – 2,5 страницы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб-ки, или 1 орфографичес-кая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуа-ционных ошибки при отсутствии орфографи-ческих, а также 2 грам-матические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб-ки, или 3 орфографичес-кие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуа-ционных при отсут-ствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфо-графических и 4 пункту-ационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.
Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных оши-бок, или 6 орфографи-ческих и 8 пунктуацион-ных ошибок, 5 орфогра-фических и 9 пунктуа-ционных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных оши-бок, а также 7 граммати-ческих ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
Кречевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические,связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы
Степень выполнения заданий
1
Менее чем на балл «2»
2
Выполнено не менее 20 % предложенных заданий
3
Выполнено не менее 30 % предложенных заданий
4
Выполнено не менее 40 % предложенных заданий
5
Выполнено не менее 50 % предложенных заданий
6
Выполнено не менее 60 % предложенных заданий
7
Выполнено не менее 70 % предложенных заданий
8
Выполнено не менее 80 % предложенных заданий
9
Выполнено не менее 90 % предложенных заданий
10
Выполнены все предложенные задания
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" с учетом работы над ошибками.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
Уметь:
Речевая деятельность
Аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текст;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудированного текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
Чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия , содержания эпиграфа на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
Говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других исходных материалов;
-создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста -рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по выполнению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
Письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прослушанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать тексты- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка ( выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно- ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.)
Текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для публицистических и художественных текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексика и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения с учетом их специфики и стилистических свойств;
-правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила
.
5. Календарно-тематический план
№
п/п
№
Урока
по теме
Наименование разделов и тем
Всего часов
Рабочие
Контрольные
Развитие речи
Дата
план
факт
Вводный урок.
1.
1.
Русский язык в семье славянских языков.
1
1
Всего
1
1
-
-
Повторение
2-3.
1-2.
Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
2
2
4.
3.
Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
1
1
5.
4.
Употребление дефиса.
1
1
6.
5.
Написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.
1
1
7.
6.
Входной контрольный диктант №1.
1
1
8.
7.
Анализ контрольного диктанта №1.
1
1
9.
8.
Речь и ее разновидности. Текст. Стили речи.
1
1
Всего
8
6
1
1
Словосочетание.
10.
1.
Словосочетание как единица синтаксиса.
1
1
11.
2.
Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.
1
1
12-13.
3-4.
Виды связи слов в словосочетании.
2
2
14.
5.
Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.
1
1
15.
6.
Употребление словосочетаний в речи. Нормы сочетания слов.
1
1
16.
7.
Повторение и обобщение знаний по теме «Словосочетание»
1
1
17.
8.
Урок-зачёт по теме «Словосочетание».
1
1
Всего
8
7
1
-
-
Двусоставное предложение
18.
1.
Предложение и его типы. Интонация простого предложения.
1
1
19.
2.
Главные члены предложения. Подлежащее.
1
1
20.
3.
Способы выражения сказуемого. Простое глагольное и составное глагольное сказуемые
1
1
21-22.
4-5.
Составное именное сказуемое.
2
2
23.
7.
Приемы сжатия текста.
1
1
24.
8.
Сжатое изложение.
1
1
25-26.
9-10.
Тире между подлежащим и сказуемым.
2
2
27.
11.
Согласование главных членов предложения.
1
1
28.
12.
Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.
Контрольный диктант №2 по теме «Двусоставные предложения».
1
1
38.
22.
Анализ контрольного диктанта по теме «Двусоставные предложения»
1
1
39.
23.
Урок-зачёт по теме «Двусоставное предложение».
1
1
40.
24.
Репортаж как жанр публицистики.
Репортаж-повествование.
1
1
Всего
23
17
2
4
Односоставные предложения.
41.
1.
Виды односоставных предложений.
1
1
42.
2.
Определенно-личные предложения.
1
1
43.
3.
Сжатое изложение.
1
1
44.
4.
Анализ изложения.
1
1
45.
5.
Неопределенно-личные предложения.
1
1
46.
6.
Обобщенно-личные предложения.
1
1
47.
7.
Безличные предложения.
1
1
48.
8.
Назывные предложения.
1
1
49.
9.
Назывные и неполные предложения. Знаки препинания в неполных предложениях
1
1
50-51.
10-11.
Повторение по теме «Односоставные предложения»
2
2
52
12.
Урок-зачёт по теме «Виды односоставных предложений»
1
1
53.
13.
Односоставные предложения и их употребление в речи.
1
1
54-55.
14-15.
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».
2
2
56.
16.
Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения».
1
1
57.
17.
Анализ контрольной работы №3 по теме «Односоставные предложения».
1
1
58-59.
18-19.
Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему.
2
2
Всего
19
14
2
3
Предложения с однородными членами.
60.
1.
Понятие об однородности членов предложения.
1
1
61.
2.
Пунктуация при однородных членах предложения.
1
1
62.
3.
Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи.
1
1
63-64.
4-5.
Средства связи между однородными членами предложения. Знаки препинания при различных союзах.
Определения однородные и неоднородные.
2
2
65.
6.
Различие однородных и неоднородных определений.
1
1
66.
7.
Сжатое изложение
1
1
67.
8.
Анализ сжатого изложения.
1
1
68.
9.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
1
1
69-70.
10-11.
Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.
Сочинение.
2
2
71.
12.
Анализ сочинения.
1
1
72.
13.
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».
1
1
73.
14.
Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения».
1
1
74.
15.
Анализ контрольного диктанта по теме «Однородные члены предложения».
1
1
Всего
15
11
1
3
Предложения с обращениями и вводными конструкциями.
75.
1.
Обращение.
1
1
76.
2.
Предложение с вводными конструкциями.
1
1
77.
3.
Вводные конструкции.
1
1
78.
4.
Вводные слова и омонимичные конструкции.
1
1
79.
5.
Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение).
1
1
80.
6.
Предложения с вставными конструкциями.
1
1
81.
7.
Предложения с междометиями и словами да, нет.
1
1
82-83.
8-9.
Сжатое изложение.
Анализ сжатого изложения.
2
2
84.
10.
Повторение по теме «Обращение и вводные конструкции».
1
1
85.
11.
Контрольный диктант № 5 по теме «Обращение и вводные конструкции».
1
1
86.
12.
Анализ контрольного диктанта №5 по теме «Обращение и вводные конструкции».
1
1
Всего
12
9
1
2
Предложения с обособленными членами.
87.
1.
Понятие об обособлении.
Обособление определений и приложений.
1
1
88.
2.
Обособление одиночных и несогласованных определений.
1
1
89.
3.
Обособление определений.
1
1
90.
4.
Портретный очерк.
1
1
91-92.
5-6.
Сочинение по картине А.Пластова «Витя-подпасок»
2
2
93.
7.
Обособление приложений.
1
1
94.
8.
Обобщающий урок по теме «Обособление определений и приложений».
1
1
95.
9.
Контрольный диктант № 6 по теме «Обособление определений и приложений».
1
1
96.
10.
Анализ контрольного диктанта №6 по теме «Обособление определений и приложений».
1
1
97.
11.
Обособление обстоятельств.
1
1
98-99.
12-13.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
2
2
100.
14.
Уточняющие члены предложения.
1
1
101.
15.
Контрольный диктант № 7 по теме «Обособленные члены предложения».
1
1
102.
16.
Анализ контрольного диктанта №7 по теме «Обособленные члены предложения».
1
1
103.
17.
Сочинение на лингвистическую тему.
1
1
Всего
17
11
2
4
Прямая и косвенная речь.
104.
1.
Способы передачи чужой речи. Прямая речь.
1
1
105.
2.
Знаки препинания при прямой речи.
1
1
106.
3.
Диалог.
1
1
107.
4.
Употребление косвенной речи.
1
1
108.
5-6.
Цитаты и их оформление на письме.
2
2
109-110.
7-8.
Повторение и обобщение по теме: «Прямая и косвенная речь».
2
2
111.
9.
Контрольная работа №8 по теме : «Прямая и косвенная речь».
1
1
112.
10.
Анализ контрольной работы №8 по теме : «Прямая и косвенная речь».
1
1
113.
11
Сжатое изложение.
1
1
114.
12.
Анализ сжатого изложения.
1
1
115.
13.
Урок-зачёт по теме «Прямая и косвенная речь».
1
1
Всего
13
10
2
1
Повторение изученного в 8 классе.
116-117.
1-2.
Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
2
2
118-119.
3-4.
Повторение по теме «Однородные члены и вводные конструкции».
2
2
120-121.
5-6.
Повторение по теме «Обособленные члены предложения».
2
2
122-123.
7-8.
Комплексное повторение за курс 8 класса.
2
2
124-125.
9-10.
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).
2
2
126.
11.
Анализ итоговой контрольной работ.
1
1
127.
12.
Состав слова и словообразование.
1
1
128-129.
13-14.
Грамматика: морфология и синтаксис.
2
2
130-131.
15-16.
Орфография. Пунктуация.
2
2
132.
17.
Контрольная работа по теме «Повторение изученного за курс 8 класса».
1
1
133.
18.
Анализ контрольной работы №10.
1
1
134-136.
19-20.
Индивидуальный зачёт по темам-«пробелам».
2
2
Всего
20
15
5
-
Всего за год
136
101
17
18
6.Контрольно-измерительные и дидактические материалы
1. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю.С. Пичугов. – М.: Просвещение, 1999.
1. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
2. Лекант П.А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П.А.Лекант, Т.В. Маркелова. – М.: ОО ТИД Русское слово – РС, 1999.
3. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М. Творческий центр «Сфера» 2008 г.
4. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. – М.: Просвещение, 2005.
5. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998 г.