Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области
Рассмотрено
Руководитель МО учителей русского языка и литературы
___________ О.В.Сидоренко
Протокол №____ от
«___» _____________2016г.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
__________ Н.В.Песенко
«____» _____________2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №1
п. Клетня
_____________ Н.В.Касацкая
Приказ № _________ от
«____» ______________2016г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
6 класс
Разработала Алексеева Г.С.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2016. Программа составлена для учащихся 6 «Б» класса и рассчитана на 210 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 «Б» класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».
Общая характеристика курса
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.
Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В программе для 6 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.
Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.
В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 6 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Место учебного предмета «Русский язык»
Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 6 классе рассчитана на 210 часов.
Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения
учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Содержание учебного предмета
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения
[ j ].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Виды контроля:
промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, фонетический, фонетико-морфемный, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений, аудирование, планирование текста;
итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность
Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»
3. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.
6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard
8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
Для учащихся:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2016.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
№
Основное содержание по темам
Количество часов.
Основные виды учебной деятельности
План
Факт
Введение (6 часов): 2 часа + 4 часа развития речи
1
Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения
1
Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Строят устные высказывания, составляют диалоги на заданную тему, читают, кодируют и декодируют информацию.
2
Понятие о функциональных разновидностях языка
1
Сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств.
3
Р.Р. Текст и его признаки
1
Анализируют и характеризуют тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности.
4
Р.Р Текст и его признаки
1
Анализируют и характеризуют тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности. Отвечают на вопросы.
5
Р.Р Орфоэпические нормы
1
Анализируют и оценивают речь окружающих с точки зрения орфоэпии. Используют орфоэпические словари.
6
Р.Р Орфоэпические нормы
1
Используют орфоэпические словари. Анализируют и оценивают речь окружающих с точки зрения орфоэпии.
Морфемика, словообразование, орфография (23 часа) 18 часов + 5 часов развития речи
7-
Состав слова
1
Анализируют языковой материал. Характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
8
Состав слова
1
Анализируют языковой материал. Характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
9
Р.Р Обучающее сочинение
1
Создают план сочинения, создают текст по заданным параметрам.
10
Основные способы образования слов в русском языке
1
Сопоставляют морфемную структуру слова и способ его образования, лексическое значение слова и словообразовательную модель.
11
Основные способы образования слов в русском языке
1
Сопоставляют морфемную структуру слова и способ его образования, лексическое значение слова и словообразовательную модель.
12
Основные способы образования слов в русском языке
1
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов.
13
Сложные и сложносокращённые слова
1
Анализируют языковой материал. Образуют сложные слова из данных словосочетаний. Распределяют слова на группы в зависимости от способа их образования.
14
Сложные и сложносокращённые слова
1
Анализируют языковой материал. Образуют сложные слова из данных словосочетаний. Распределяют слова на группы в зависимости от способа их образования.
15
Р.Р Понятие об этимологии
Анализируют языковой материал. Работают с этимологическим словарём.
16
Р.Р Понятие об этимологии
Соотносят слова с заданными морфемными моделями. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор слов.
17
Морфемный и словообразовательный разбор слова
1
Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования.
Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах.
18
Морфемный и словообразовательный разбор слова
1
Анализируют языковой материал. Используют морфемный и словообразовательный словари при разборе слов.
19
20
Р.Р Сочинение на лингвистическую тему
Р.Р Написание сочинения.
2
Анализируют тексты научного стиля речи. Развивают умения создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем
21
Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -раст-//-рос-)
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»
1
Самостоятельная работа, работа в парах.
28-29
Контрольная работа// диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками
1
1
Самостоятельная работа.
Лексикология, орфография. Культура речи (34 часа) 28 часов + 6 часов развития речи
30
Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе
1
Анализируют и характеризуют языковой материал. Классифицируют слова по стилистической окраске и принадлежности разговорной, нейтральной и книжной лексике. Наблюдают за лексическими особенностями текстов
31
Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе
1
Анализируют и характеризуют языковой материал. Классифицируют слова по стилистической окраске и принадлежности разговорной, нейтральной и книжной лексике. Наблюдают за лексическими особенностями текстов
32-33
Р.Р Сочинение-рассказ о народном промысле
Р.Р Написание сочинения.
2
Формируют активный словарный запас
Самостоятельная работа.
34
Понятие об общеязыковых и художественных метафорах
1
Анализируют и характеризуют языковой материал. Наблюдают за использованием лексических выразительных средств в текстах. Определяют цели использования тропов.
35
Понятие об общеязыковых и художественных метафорах
1
Анализируют и характеризуют языковой материал. Наблюдают за использованием лексических выразительных средств в текстах. Определяют цели использования тропов.
36-37
Лексические выразительные средства
2
Анализируют и характеризуют языковой материал. . Наблюдают за использованием лексических выразительных средств в текстах. Определяют цели использования тропов.
38
Р.Р Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания
1
Проводят словарную работу. Анализируют языковой материал. Самостоятельная работа.
39-40
Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-
2
Анализируют и классифицируют языковой материал. Выполняют изучающее чтение. Создают алгоритм (схемы) выполнения орфографического правила. Решают лингвистические задачи.
41
Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-
1
Анализируют и классифицируют языковой материал. Выполняют изучающее чтение. Создают алгоритм (схемы) выполнения орфографического правила. Решают лингвистические задачи
42
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова
1
Анализируют языковой материал. Кодируют и декодируют информацию. Сопоставляют слова родственных языков.
43
Заимствованные слова
1
Анализируют языковой материал. Кодируют и декодируют информацию. Подбирают синонимы и синонимичных выражений к заимствованиям. Работают со словарями.
44
Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления
1
Анализируют языковой материал. Кодируют и декодируют информацию.
46
Архаизмы, историзмы, неологизмы
1
Анализируют языковой материал. Определяют значения слов, составляют словарные статьи. Наблюдают за словами данной категории в художественных текстах.
47
Общеупотребительные слова. Диалектизмы
1
Анализируют языковой материал. Определяют значения слов, составляют словарные статьи. Наблюдают за словами данной категории в художественных текстах.
48
Профессионализмы.
1
Анализируют языковой материал. Наблюдают за использованием терминологии в текстах.
49
Жаргонизмы
1
Заменяют жаргонизмы синонимами. Используют толковые словари.
50-
Стилистически нейтральная и книжная лексика.
1
Анализируют, характеризуют, группируют языковой материал по его стилистической окраске. Наблюдают за данным языковым явлением в разговорной речи и текстах разных стилей.
Анализируют, характеризуют, группируют языковой материал по его стилистической окраске. Наблюдают за данным языковым явлением в разговорной речи и текстах разных стилей.
Анализируют, характеризуют, группируют языковой материал по его стилистической окраске. Наблюдают за данным языковым явлением в разговорной речи и текстах разных стилей.
53
Р.Р Сочинение-рассуждение
1
Проводят словарную работу. Анализируют языковой материал. Самостоятельная работа.
54-55
Фразеологизмы.
Источники фразеологизмов
2
Анализируют языковой материал. Различают фразеологизмы и свободные сочетания слов. Восстанавливают фразеологизмы по фрагменту.
56
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные
Р.Р Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)
Р.Р Написание изложения.
2
Анализируют языковой материал. Аудирование. Работают по применению приёмов компрессии (сжатия) текста.
59
60
Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»
Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»
2
Самостоятельная работа, работа в парах.
61
Контрольный диктант с грамматическим заданием// контрольная работа по теме «Лексикология».
1
Самостоятельная работа.
62
Работа над ошибками
1
Морфология. Имя существительное (20 часов) 19 часов + 1 час развития речи
63
Части речи в русском языке
1
Анализируют языковой материал. Орфографический тренинг. Выборочное чтение. Работают с текстами. Работают в парах.
64
65
Имя существительное как часть речи
2
Анализируют языковой материал. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение. Группировка существительных по заданным признакам.
66
67
Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные
2
Анализируют языковой материал. Определение рода несклоняемых существительных. Работа со словарём. Наблюдение за употреблением существительных в текстах разных стилей.
68
Имена существительные общего рода
1
Анализируют языковой материал. Осваивают содержание изучаемых орфографических правил и составляют алгоритмы действий. Кодирование и декодирование информации.
69
Морфологический разбор имени существительного
1
Выполняют морфологический разбор имён существительных. Осуществляют поиск в соответствии с учебной задачей.
70
Р.Р Стиль текста
1
Анализируют и сопоставляют тексты различных стилей речи.
Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих
2
Анализируют языковой материал. Изучающее чтение. Составляют алгоритм выполнения правила.
79-80
Повторение темы «Имя существительное»
2
Самостоятельная работа, работа в парах.
81
Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).
1
Самостоятельная работа.
82
Работа над ошибками
1
Морфология. Имя прилагательное (30 часов) 25 часов + 5 часов развития речи
83-
Имя прилагательное как часть речи
1
Анализируют языковой материал. Выполняют орфографический тренинг. Совершенствуют правописание. Работают с текстами. Сопоставляют грамматические признаки существительного и прилагательного.
84
Имя прилагательное как часть речи
1
Анализируют языковой материал. Выполняют орфографический тренинг. Совершенствуют правописание. Работают с текстами. Сопоставляют грамматические признаки существительного и прилагательного.
85-86
Р.Р Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание
Написание сочинения
2
Создают план текста-описания. Работают с языковым материалом (синонимами, антонимами).
87-88
Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень
2
Выполняют орфографический тренинг. Анализируют языковой материал. Создают алгоритм выполнения действий по созданию или поиску степени сравнения прилагательного.
89-90
Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень
2
Выполняют орфографический тренинг. Анализируют языковой материал. Создают алгоритм выполнения действий по созданию или поиску превосходной степени сравнения прилагательного.
91-92
Р.Р Сжатое изложение
Написание изложения
1
Пересказывают и пишут сжатое изложение.
93-94
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные
2
Выполняют орфографический тренинг. Анализируют языковой материал. Создают текст по сюжетной картинке.
95-96
Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные
2
Выполняют орфографический тренинг. Анализируют языковой материал. Классифицируют разряды по признакам.
97-98
Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Разбирают имёна прилагательные. Работают в группах и представляют результаты работы группы.
101-102
Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
2
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Разбирают имёна прилагательные.
103-105
Н//НН в суффиксах имён прилагательных
3
Выполняют орфографический тренинг, морфемно-словообразовательный анализ имён прилагательных, составление алгоритма правила написания.
106
Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал.
107-108
Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные
2
Выполняют орфографический тренинг, изучают теоретический материал и анализируют языковой материал.
109-110
Р.Р Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира.
Написание сочинения.
2
Создают тексты-описания по фотографиям, картинам, личным впечатлениям.
111
112-
Повторение темы «Имя прилагательное»
2
Самостоятельная работа, работа в парах.
113
Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
1
Самостоятельная работа.
114
Работа над ошибками
1
Морфология. Имя числительное (19 часов) 16 часов + 3 часа развития речи
115-116
Имя числительное как части речи
2
Анализируют языковой материал. Кодирование и декодирование информации. Работают в парах. Создают тексты с именами числительными.
117-118
Простые, сложные и составные числительные
2
Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Создание текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей.
119
Количественные и порядковые числительные
1
Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Оформление числительных в письменной речи.
120
Р.Р Сочинение. Роль числительных в тексте
1
Создают текст с применением числительных. Рассказ о знаменательном событии (дате).
Анализируют языковой материал. Кодирование и декодирование информации. Группируют глаголы по заданным характеристикам.
184
Морфологический разбор глагола
1
Разбирают глаголы Группируют глаголы по заданным характеристикам. Изучающее чтение и анализ языкового материала. . Кодирование и декодирование информации.
185-
Правописание гласных в суффиксах глагола
1
Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Классификация глаголов по заданному признаку.
186
Правописание гласных в суффиксах глагола
1
Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Классификация глаголов по заданному признаку.
187
Правописание гласных в суффиксах глагола
1
Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Классификация глаголов по заданному признаку.
188-189
Р.Р Изложение с продолжением (рассказ о событии)
Написание изложения
2
Аудирование. Самостоятельная работа по созданию текста изложения.
190-191-
Повторение темы «Глагол»
Повторение темы «Глагол»
2
Самостоятельная работа, работа в парах.
192
Контрольный диктант.
1
Самостоятельная работа.
193
Работа над ошибками
1
Синтаксис, пунктуация, культура речи (18 часов) 15 часов + 3 часа развития речи
194
Основные единицы синтаксиса
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Совершенствуют правописание. Выполняют синтаксический разбор.
195-
Простое предложение
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал Совершенствуют правописные и пунктуационные умения. Выполняют синтаксический разбор.
196
Простое предложение
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал Совершенствуют правописные и пунктуационные умения. Выполняют синтаксический разбор.
197-198
Р.Р Сочинение-описание картины
Написание сочинения
2
Анализируют иллюстративный материал. Составляют план. Подбирают языковой материал. Создают текст-описание.
199
Порядок слов в предложении
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал Совершенствуют правописные и пунктуационные умения. Выполняют синтаксический разбор.
200-201
Простое осложнённое предложение
2
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Изучают вводные слова и словосочетания как средства выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
202
Р.Р Сочинение-рассуждение
1
Создают текст-рассуждение.
203-
Сложное предложение
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Совершенствуют правописные и пунктуационные умения. Выполняют синтаксический разбор.
204
Сложное предложение
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Совершенствуют правописные и пунктуационные умения. Выполняют синтаксический разбор.
205
Синтаксический разбор простого и сложного предложений
1
Изучают теоретический материал и анализируют языковой материал. Совершенствуют правописные и пунктуационные умения. Выполняют синтаксический разбор..
206
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»
1
Самостоятельная работа, работа в парах.
207-208
Контрольный диктант.
Работа над ошибками
2
Самостоятельная работа.
209-210
Повторение материала, изученного в 6 классе.
2
Самостоятельная работа.
ИТОГО: (210 часов) 171 часа + 39 часов развития речи