Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой по русскому языку Л.М.Рыбченковой (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других. 5-9 классы:пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 2012г.).
Особенностью курса«Русский язык» в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, которая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусматривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире — российской) культуры, выявление общего и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметныесвязи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуализировать в разработанном курсе межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.
Знакомство с учебником. Роль языка в жизни человека. Язык как знаковая система. Лингвистика как наука.Язык как знаковая система. Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь. Особенности устной и письменной речи. Русский речевой этикет.
Понятие текста. Основные признаки текста. Тема текста, основная мысль текста. Ключевые слова текста. Смысловые части текста (микротемы). Рассуждение. Изложение. Монологическое высказывание. Повествование.
Фонетика как раздел лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Смыслоразличительная функция звука. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог. Ударение. Корень слова, гласные ударные и безударные, правописание безударных гласных в корне слова, фонетический разбор слова, непроизносимые согласные.
Морфемика, словообразование как разделы лингвистики, морфема, корень слова, родственные слова, окончание как формообразующая морфема, основа слова, основа слова, приставка и суффикс как словообразующие морфемы, сложные слова (сложение как способ словообразования).
Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое значение слова. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Разговорная, книжная и нейтральная лексика, толковые словари. Орфограмма. Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Понятие о лексической сочетаемости слова. Слова с ограниченной сочетаемостью. Тематическая группа, общее и частное в значении слов. Лексика. Синонимы. Роль синонимов в речи. Антонимы, роль антонимов в речи. Омонимы, паронимы. Понятие о чередовании, морфема. Понятие о чередовании. Чередование букв Е/И в корнях. Чередование букв А/О в корнях. Морфемы, суффиксы, правописание суффиксов – ЧИК и – ЩИК. Буквы И иЫ после приставок на согласные. Особенности написания приставок на З – С.Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Крылатые слова.
Морфология как раздел лингвистики, части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, число, падеж имен существительных, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки имен прилагательных. Окончания имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные, синтаксическая роль полных и кратких прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимения. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Инфинитив. Личные формы глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Инфинитив. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречий. Служебные части речи. Предлог. Союз.
Синтаксис как раздел грамматики. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Словосочетание, отличие словосочетаний от предложений и от сочетания слов, виды словосочетаний. Предложение, роль предложения в формировании и выражении мысли, отличие предложения от слова и словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания, утвердительные и отрицательные предложения, интонационные и смысловые особенности предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске, интонационные и смысловые особенности предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определения. Дополнение как второстепенный член предложения, способы выражения дополнения. Обстоятельство как второстепенный член предложения, способы выражения обстоятельства. Однородные члены предложения, их роль в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.
• речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации - процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Название раздела (темы, главы) с указанием содержания материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Введение. Язык и языкознание. Текст. Контрольный диктант. | 7 3 3 1 | Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получать представление о языке как знаковой системе; лингвистике как науке, видах речевой деятельности, особенностяхустной и письменной речи. Овладевать приемами ознакомительного и изучающего чтения; понятием «текст», определять основные признаки текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Определять темы, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу текста. Делить текст на смысловые части (микротемы), осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. С опорой на план передавать содержание текста в устной форме, создавать устное монологическое высказывание, обосновывая свое мнение; в соответствии с коммуникативной задачей создавать текст в письменной форме (мини-сочинение). Овладевать приемами работы со схемой, в соответствии с коммуникативной задачей извлекать информацию из схемы, использовать ее в монологическом высказывании на лингвистическую тему. • На конкретном примере получать представление об истории русского речевого этикета. • Овладевають сведениями о происхождении слов; фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов. |
Фонетика, графика, орфография Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика. Графика». Тест. | 17 1 1 1 2 2 2 2 2 1 2 1 | Овладевать основными понятиями фонетики. • Получать сведения о происхождении терминов, которыми овладевают при изучении фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использоватьт знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках. • На практическом примере получать представление о реформе правописания 1917 г. Распознавать гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости звуки. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова (устно и с помощью элементов транскрипции), звуки в речевом потоке, слова с точки зрения их деления на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Получать представление об орфограмме. Создавать устные высказывания учебно-научного стиля. На практическом уровне овладевать основными нормами литературного произношения и ударения: произношение безударных гласных звуков; мягкого или твёрдого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетания согласных (чн, чти др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -съи др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилии, географических названий; постановка нормативного ударения в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Получать представление о ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов в строке, количество ударных и безударных слогов). Овладевать фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания текста. Применять в практике письма разные способы проверки безударных гласных в корне слова. Использовать орфографический словарь. Знакомиться с этимологией словарных слов.Овладевать сведениями об этимологии слов, трудных в орфографическом отношении. • Решать лингвистические задачи. Выполнять задания тестового характера. Анализоватьт текст с точки зрения его темы, основной мысли. Создавать текст в устной форме по заданному началу. Использовать приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность |
Морфемика, словообразование, орфография. Морфемика и словообразование как раздел лингвистики. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа. Приставки. Суффиксы. Сложные слова. Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 15 1 2 2 2 2 2 2 2 | Овладевать основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличать морфемы от других значимых единиц языка; понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав, оценивать основные выразительные средства морфемики, наблюдать за использованием выразительных средств морфемики в речи. Использовать морфемный словарь. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получать представление о словах, имеющих несколько приставок. На конкретных примерах получать представление об историческом характере морфемной структуры русского слова. • Решать лингвистические задачи. Анализировать текст с точки зрения его содержания, определять функционально-смысловой тип текста. Создаютвать устные высказывания-рассуждения учебно-научного и публицистического стиля (в устной и письменной форме). Овладевать фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов.Выполнять задания тестового характера, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевать практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность. |
Лексикология. Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Правописание букв о-е после шипящих в корне. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематические группы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв е-и в корнях. Чередование букв а-о в корнях. Суффиксы –чик-/-щик-. Буквы и-ы после приставок. Особенности написания приставок , заканчивающихся на з-с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексикология». Р.р. | 40 1 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 | Овладевать основными понятиями лексикологии. Получать сведения о происхождении некоторых терминов. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей чувств, эмоций; отличать слова от других единиц языка; основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Понимать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объясняютть лексическое значение слов различными способами. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Овладевать сведениями о разговорной, книжной и нейтральной лексике. Анализировать языковой материал, определять принадлежность слов к разговорной, нейтральной и книжной лексике. Классифицировать слова по их стилистической окраске. Наблюдать за лексическими особенностями текстов различных функциональных разновидностей языка. • Расширять представления об отличии устной речи от письменной. Получать представление о структуре словарной статьи в толковом словаре. Использовать толковые словари при выполнении упражнений. Получать представление о творчестве В. Даля. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Осваивать сведения об обозначении переносного значения слова в словарной статье. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественных текстах. Употребляют слова в переносном значении в речи при создании устных и письменных высказываний. Овладевать сведениями о лексической сочетаемости. Редактируть текст (находить и исправлять нарушения лексической сочетаемости слов).Овладевать сведениями о тематических связях слов. Опознавать, находить основания для распределения (классификации) слов по тематическим группам. Группировать слова по тематическим группам. Овладевать сведениями о синонимических связях слов. Опознавать синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Использовать синонимы в речи. Наблюдать за использованием синонимов в учебно-научных и художественных текстах. Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и словаря синонимов. Использовать синонимы в речи. • Осваивать сведения о происхождении слова синоним, расширять знания о синонимических парах и синонимических рядах, воз- никновении синонимов. Овладевать сведениями об антонимических связях слов. Опознавать антонимы, пользоваться словарём антонимов, составлять антонимические пары слов. Наблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, определять текстообразующую роль антонимов. Получать сведения об учёном-лингвисте Н. М. Шанском. Расширять представления об антонимах. Овладевать сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Различать слова-паронимы и подбирать паронимы к словам. Пользоваться словарями. Овладевать практическими умениями нормативного употребления глагольных форм (трудные случаи). На конкретных примерах получать элементарное представление об исторической стилистике. Овладевать сведениями о чередовании звуков (букв) в пределах одной морфемы (чередование букв е/и, а/о в корнях), правописании суффиксов -чик- и -щик-, и и-ы после приставок на согласные, особенностях написания приставок на з/с. Анализовать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изучаемыми орфограммами, делать выводы. Осваивать содержание изучаемых орфографических правил и алгоритмы их использования. Анализировать слова с точки зрения правописания, группировать их по заданным признакам. Применять изученные правила в практике письма. Получать сведения о происхождении слов с чередованием звуков, об истории слов с приставками. Осваивать сведения об этимологии слов, трудных в орфографическом отношении. Знакомиться с элементарным историческим комментарием к изучаемому орфографическому правилу. Овладевать основными понятиями фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их правилам. Различаь свободные сочетания слов и фразеологизмы. Получать представление о синонимичных фразеологизмах. Использовать фразеологические обороты в устной речи, в том числе заменяя фразеологизмы словами-синонимами и наоборот. Получають сведения о фразеологизмах разных народов. Получать представление о происхождении крылатых слов. Опознавать крылатые слова, уместно использовать их в речи. Решать лингвистические задачи. Овладевать умениями смыслового и речеведческого анализа текстов (выявлять основную мысль, ключевые слова, коммуникативную задачу, составлять план; определять принадлежность текста к определенному функциональную стилю, типу речи), анализировать тексты с точки зрения взаимосвязи их содержания и языкового выражения. Приводить смысловой анализ поэтического текста, выразительно читать стихотворение. Создавать устные высказывания на заданную тему, втом числе тексты-рассуждения учебно-научного стиля; корректировать собственную разговорную речь. Пересказывать текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Описывать в устной или письменной форме внешность и характер героя прочитанного текста (используя синонимы, антонимы, омонимы). Создавать монологическое высказывание (рассказ), используя слова заданной тематической группы. Выступать с небольшим сообщением на заданную тему. Создавать тексты по данному началу в письменной форме (продолжение рассказа, сказки). Сочинять сказку. Писать сочинения по заданной в тексте проблеме; сжатое и подробное изложение, изложение с элементами сочинения. Передавать информацию, представленную в схемах, в виде связного текста; осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей; создавать схемы по образцу. Развивать умения изучающего чтения. На основе прочитанного текста получать представление об инструкции как речевом жанре, выявлять его языковые особенности. Овладевать практическими умениями поискового/просмотрового чтения. • Получать сведения об этимологии слов для более точного понимания их значений. Овладевать фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текстов. Выполнять текстовые задания, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевать практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализировать и оценивают собственную учебную деятельность. |
Морфология. Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Падеж. Число. Буквы е/и в падежных окончаниях. Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Инфинитив как словарная форма глагола. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Правописание о/е после шипящих в суффиксах наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Служебные части речи. Повторение по теме «Морфология». Р.р. Контрольный диктант. Контрольный тест. | 58 1 4 2 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 3 2 1 1 3 1 2 4 1 2 3 2 2 4 3 3 | Овладевать основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевать сведениями о существительных общего рода и опознавать их в разном контекстном окружении; именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Группировать имена существительные по заданным признакам. Выполнять морфологический разбор имён существительных. Наблюдать за употреблением имён существительных в научно-популярных и художественных текстах. Правильно употреблять в устной и письменной речи одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, существительные общего рода; имена существительные, имеющие варианты форм множественного числа. Создавать устные высказывания в соответствии с заданной речевой ситуацией. Преобразовать информацию, представленную в виде схемы, в связный текст. Продуцировать высказывания учебно-научного стиля. Совершенствовать навыки изучающего чтения; анализировать содержание текста, передавать его с помощью плана, определять его тему и принадлежность к определённому функционально-смысловому типу, устно пересказывать текст. Овладевать умениями определять изобразительно-выразительные средства языка. Овладевать навыками поискового/просмотрового чтения, извлечения информации по заданным параметрам, писать выборочное изложение. Анализировать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изучаемыми орфограммами. Осваивать содержание изучаемых орфографических правил и алгоритмы их использования. Классифицировать языковой материал по заданным признакам. Применть орфографические изученные правила в практике письма. Извлекать информацию из таблицы и применяют её при склонении существительных на -ия, -ие, -ий. Анализировать языковой материал, представленный в форме схемы, создавать схемы по заданному образцу. Находить нарушения орфографических норм и исправлятьт ошибочные написания. Анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Различать полную и краткую форму качественных прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в полной и краткой форме. Употреблять краткие прилагательные в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы. Выполнять морфологический разбор прилагательного. • Получть сведения об истории появления кратких прилагательных в языке. Наблюдать за употреблением прилагательных в художественных текстах, получать представление об эпитете, употреблять эпитеты в речи. Анализировать содержание и языковое оформление текста. Подробно пересказывать текст в устной и письменной форме. Прогнозировать содержание текста по его названию, ключевым словам, заданному началу и т. п., создавать собственный текст по заданному началу и окончанию. Анализировать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы. Осваивать содержание орфографических правил (правописание окончаний имён прилагательных; кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с именами прилагательными) и алгоритмы их использования. Применять изученные орфографические правила в практике письма. Собирать материал к сочинению по картине Ф. Васильева «Мокрый луг», анализировать информацию, представленную в параграфе. Писать сочинение по картине. Анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов. Извлекать информацию об особенностях имён числительных разных разрядов из схемы, использовать эту информацию в монологическом высказывании на лингвистическую тему. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Выполнять морфологический разбор числительного. Читать текст, анализировать его содержание и языковое оформление. Правильно употреблять имена числительные в устной и письменной речи. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль личных местоимений. • Получать представление о роли местоимений в речи, происхождении личного местоимения я. Выполянть морфологический разбор личных местоимений. Употреблять личные местоимения в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Наблюдать за употреблением глаголов в речи, сопоставлять тексты и определять роль глаголов в повествовательных текстах. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры. . Определять время глагола. Группировать слова по признаку их употребления в рассказе о событиях настоящего, прошедшего, будущего. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по типу спряжения. На конкретном примере получать представление о разноспрягаемых глаголах. Выполнять морфологический разбор глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Анализировать языковой материал по изучаемой орфографической теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Применять изученное орфографическое правило в практике письма. Анализировать содержание фрагментов художественных и научно- популярных текстов, определять тип речи текстов, делать выводы об особенностях употребления временных форм глагола в текстах различных функционально-смысловых типов. Создавать устные высказывания по сюжетным картинкам, ключевым словам и словосочетаниям, заданному началу, правильно употребляя изучаемые формы глагола, писать небольшое сочинение на заданную тему. Овладевать нормативным произношением глаголов в форме прошедшего времени. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Опознавать наречия. Применять на письме правила правописания о(е) после шипящих в суффиксах наречий, ъ после шипящих на конце наречий. Определять тему текста, придумывать продолжение рассказа. Составлять устный рассказ в соответствии с коммуникативной задачей, используя наречия. Различать предлоги и союзы. Правильно употреблять предлоги в составе словосочетания, союзы в составе предложения. Анализировать предложения, классифицировать их в зависимости от того, что соединяют союзы (однородные члены предложения или части сложного предложения). Находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов и союзов. Создавать рассказ по заданному началу. Отбирать материал для написания сочинения по иллюстрации И. Билибина «Гвидон и царица». Изучать сведения о художнике И. Билибине. Писать сочинение-описание, используя отобранный материал. Выполнять тестовые, а также другие практические задания по теме «Морфология». Использовать приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность. Читать и анализировать содержание текста, передавать его содержание в форме плана, определять ключевые слова, писать подробное изложение. |
Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение- основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольное тестирование. Р.р. Контрольный диктант | 38 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 3 2 3 2 3 1 1 3 2 | Овладевать основными понятиями синтаксиса. Анализировать языковой материал, различать словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущеговремени глагола, свободные словосочетания и фразеологизмы. Анализировать, сопоставлять словосочетания и слова с предлогами. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании. Определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находить нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; называть виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, группировать и моделировать их по заданным признакам. . Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. • Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Опознавать (находить) грамматическую основу двусоставного и односоставного предложений, определять особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого. Описывать ситуацию, изменяя её временной план. Наблюдать за особенностями употребления односоставных предложений в художественном тексте. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Овладевать сведениями о способах выражения подлежащего («существительное в именительном падеже + существительное (или местоимение) в творительном падеже с предлогом», «числительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже») и сказуемого (глагол, существительное, прилагательное); определять способы выражения грамматической основы. Анализировать языковой материал, делать выводы об употреблении тире между главными членами предложения. Применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. • Сопоставлять распространённые и нераспространённые предложения. Овлад. Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. . Распространять предложения второстепенными членами. Находить определения, дополнения, обстоятельства в предложениях и выделять их графически. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Анализировать, характеризовать, моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, с несколькими рядами однородных членов. Составлять схемы однородных членов предложения . Соблюдать правила расстановки пунктуационных знаков при однородных членах в практике письма. Производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями. Выполнять синтаксический разбор простого осложнённого предложения. Опознавать основные способы передачи чужой речи. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой речью. Правильно интонировать предложения с прямой речью. Моделировать предложения с прямой речью и использовать их в письменных высказываниях. Преобразовывать сложные предложения в предложения с прямой речью. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью в практике письма. Опознавать сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в них. Анализировать предложения, классифицировать их по структуре (простые, сложные). Анализировать рисунки и определять, какими предложениями (простыми или сложными) их можно описать. Составлять предложения из данных фрагментов. Обнаруживать ошибки в строении сложных предложений и исправлять их. Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. Составлять план текстов, выписывать ключевые слова, устно пересказывать тексты. Восстанавливать пропущенные фрагменты в текстах, писать изложения, изложения с элементами сочинения. Собирать материал к написанию сочинений по картине, Выполняют тестовые, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. |
№ урока | Тема урока | Основные дидактические единицы урока | Результаты обучения | дата проведения | Примечания |
по плану | фактическая |
Язык и языкознание. Текст.(4 часа) |
1 | Язык и языкознание. Знакомство с учебником. | Знакомство с учебником. Роль языка в жизни человека. Язык как знаковая система. Лингвистика как наука. | Знать: роль языка в жизни человека, важность умений общаться, представление о языке как знаковой системе, определение лингвистики как науки, разделы лингвистики. Уметь: владеть нормами литературного языка, использовать приобретенные знания для анализа текста, правильного оформления текста. | 1.09 | | |
2 | Язык и общение. | Язык как знаковая система. Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь. Особенности устной и письменной речи. Русский речевой этикет. | 2.09 | | |
3 | Урок развития речи. Текст. | Понятие текста. Основные признаки текста. Тема текста, основная мысль текста. Ключевые слова текста. Смысловые части текста (микротемы). | Знать: роль языка в жизни человека, представление о языке как знаковой системе, определение текста и его основные признаки, микротемы текста. Уметь: владеть нормами литературного языка, использовать приобретенные знания для анализа текста, правильного оформления текста. | 3.09 | | |
4 | Урок развития речи. Типы речи. | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | Знать:функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.Уметь:различать функционально-смысловые типы речи, определять принадлежность текста к тому или иному типу речи. | 3.09 | | |
Фонетика. Графика. Орфография.(19 часов) |
5-6 | Фонетика, графика как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. | Фонетика как раздел лингвистики. Буква и звук. Графика как раздел лингвистики. Смыслоразличитель-ная функция звука. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Транскрипция. | Знать: фонетика, графика как разделы лингвистики.Понимать:смыслоразличительная функция звука. Уметь: проводить звуко-буквенный анализ слова, транскрибировать слова. | 4.09 5.09 | | |
7-8 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. | Буква и звук. Смыслоразличительная функция звука. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Согласные звуки и обознача-ющие их буквы. | Уметь: распознавать гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; проводить звуко-буквенный анализ слова. | 8.09 9.09 | | |
9 | Глухие и звонкие согласные. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. | Уметь: проводить звуко-буквенный анализ слова, характеризовать согласный звук с точки зрения глухости / звонкости. | 10.09 | | |
10 | Входная контрольная работа (тест). | Проверка входного актуального уровня усвоения обучающимися материала, изученного в начальной школе. | | 10.09 | | |
11 | Работа над ошибками. | Анализ входной контрольной работы. Коррекция знаний. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 11.09 | | |
12-13 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизноси-мые согласные. Твёрдые и мягкие согласные. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Орфография как система правил правописания. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные. | Знать: правило правописа-ния непроизносимых согласных. Уметь: проводить фонетический анализ слова, характери-зовать согласный звук с точки зрения глухости / звонкости, твёрд./мягкости. | 12.09 15.09 | | |
14-15 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | Буква и звук. Смыслоразличитель-ная функция звука. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Гласные звуки и обозначающие их буквы. | Знать: определение фонетики, графики как разделов лингвистики, смыслоразличительную функцию звука. Уметьраспознавать гласные и согласные звуки. | 16.09 17.09 | | |
16 | Слог и ударение | Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. | Знать правила переноса слов по слогам.Уметь:делить слово на слоги, правильно переносить слова; ставить в слове ударение. | 17.09 | | |
17 | Урок развития речи. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». | Рассказ, устная речь, монолог. Монологическое высказывание. Функционально-смысловые типы речи. | Уметь:передавать в устной форме содержание прочитанного текста; создавать устное монологическое высказывание с использованием определённого функционально-смыслового типа речи с опорой на прочитанный текст. | 18.09 | | (стр. 32) Презентация «Творчество Б.Кустодиева». |
18-19 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Корень слова, гласные ударные и безударные, правописание безударных гласных в корне слова, фонетический разбор слова. | Знать: определение фонетики, графики как разделов лингвистики, смыслоразличительную функцию звука; правила написания безударных гласных в корне слова. Уметь: проводить фонетический разбор слова, делить слово на слоги, выбирать правильное написание безударной гласной в корне слова. | 19.09 22.09 | | |
20-21 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | Корень слова, гласные ударные и безударные, правописание безударных гласных в корне слова, фонетический разбор слова, непроизноси-мые согласные. Исправление допу-щенных ошибок, словесное или графическое комментирование, подбор примеров к используемым орфографическим правилам. | Знать: определение фонетики, графики как разделов лингвистики, правила написания безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных. Уметь: проводить фонетический разбор слова, делить слово на слоги, выбирать правильное написание безударной гласной в корне слова и непроизносимой согласной. Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 23.09 24.09 | | Словарный диктант. |
22 | Контрольный диктант №1. | 24.09 | | |
23 | Работа над ошибками. | 25.09 | | |
Морфемика, словообразование, орфография.(17 часов) |
24-25 | Корень слова. Родственные слова. | Морфемика, словообразование как разделы лингвистики. Морфема как значимая единица языка. Корень слова, родственные слова. | Знать: морфемика и словообразование как разделы лингвистики, определение морфемы как значимой единицы языка, Уметь: осознавать морфему как значимую единицу языка, находить корень слова, родственные слова. | 26.09 29.09 | | |
26 | Окончание и основа слова. | Окончание как формообразующая морфема. Основа слова. | Уметь: находить корень слова, подбирать родственные слова, выделять окончание и основу слова. | 30.09 | | |
27 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу. | Понятие текста. Основные признаки текста. Тема текста, основная мысль текста. Ключевые слова текста. Смысловые части текста (микротемы). Рассуждение. | Уметь: рассуждать на поставленную тему; владеть нормами литературного языка, использовать приобретенные знания для составления и правильного оформления текста. | 1.10 | | (упр. 93) |
28 | Урок развития речи. Написание сочинения-рассуждения по данному началу. | 1.10 | | |
29-30 | Приставки. | Морфемика, словообразование как разделы лингвистики, морфема как значимая единица языка, приставка как словообразующая морфема. | Знать: отличие приставки от предлога. Уметь: осознавать морфему как значимую единицу языка; находить корень слова, приставку; выделять окончание и основу слова, отличать приставку от предлога. | 2.09 3.10 | | |
31-32 | Суффиксы. | Приставка и суффикс как словообразу-ющие морфемы. | Знать:суффикс как словооб-разующая морфема. Уметь: выделять суффикс в слове. | 6.10 7.10 | | |
33 | Урок развития речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | Текст. Заголовок текста. Ключевые слова текста. | Знать: определение текста и его основные признаки.Уметь: озаглавливать текст, определять опорные слова текста. | 8.10 | | |
34 | Сложные слова. | Словообразование как раздел лингвистики.Сложные слова (сложение как способ словообразования). | Знать: морфемика и словообразование как разделы лингвистики; сложные слова (сложение как способ словообразования). | 8.10 | | |
35-36 | Повторение по теме «Морфемика. Словообразование».
| Морфемика, словообразование как разделы лингвистики, морфема как значимая единица языка, корень слова, родственные слова, окончание как формообразующая морфема, основа слова, приставка и суффикс как словообразующие морфемы, сложные слова (сложение как способ словообразования). | Знать: морфемика и словообразование как разделы лингвистики, определение морфемы как значимой единицы языка, корень слова, родственные слова, окончание и основа слова, отличие приставки от предлога, суффикс как словообразующая морфема, сложные слова (сложение как способ словообра-зования). Уметь: произ-водить морфемный разбор слова. Исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 9.10 10.10 | | Словарный диктант. |
37 | Контрольный диктант № 2. | 13.10 | | |
38 | Работа над ошибками. | 14.10 | | |
39 | Урок развития речи. Подготовка к изложению с продолжением. | Понятие текста. Основные признаки текста. Тема текста, основная мысль текста. Заголовок текста. Ключевые слова текста. Смысловые части текста (микротемы). Изложение. | Уметь:рассуждать на поставленную тему, проявлять собственную нравственную позицию и выражать словами собственные мыли; владеть нормами литературного языка, использовать приобретенные знания для составления и правильного оформления текста. | 15.10 | | Упр. 40 |
40 | Урок развития речи. Написание изложения с продолжением. | 15.10 | |
Лексикология.(49 часов) |
41-42 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. | Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. | Знать: лексикология как раздел лингвистики; роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Уметь: объяснять лексическое значение слов. | 16.10 17.10 | | |
43 | Урок развития речи. Устная и письменная речь. | Устная и письменная речь, текст. | Знать: отличие устной речи от письменной. Уметь: определять тему и основную мысль текста, отличать устную речь от письменной, оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. | 20.10 | | |
44-45 | Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | Знать: лексикология как раздел лингвистики; разговорная, книжная и нейтральная лексика. Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами; оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения; различать разговорную, книжную и нейтральную лексику. | 21.10 22.10 | | |
46-47 | Толковые словари. | Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое значение слова, толковые словари. | Уметь: использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова. | 22.10 23.10 | | |
48-49 | Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова. | Правописание букв о и ёпосле шипящих в корне слова. Орфограмма. | Знать: правило правописания букв о и ё после шипящих в корне слова; понятие орфограммы. Уметь: опознавать орфограмму; выбирать правильное написание букв о и ёпосле шипящих в корне слова. | 24.10 27.10 | | |
50-51 | Однозначные и многозначные слова. | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. | Уметь: различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. | 28.10 29.10 | | |
52 | Понятие о лексической сочетаемости. | Понятие о лексической сочетаемости слова. Слова с ограниченной сочетаемостью. | Уметь: различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, определять слова с ограниченной сочетаемостью. | 29.10 | | |
53-54 | Тематическая группа. | Тематическая группа, общее и частное в значении слов. | Уметь: группировать слова по тематическим группам, определять общее и частное в значении слов одной тематической группы. | 30.10 31.10 | | |
55-56 | Синонимы. | Лексика. Синонимы. Роль синонимов в речи. | Знать: что такое синонимы, смысловые и стилистические различия синонимов, роль синонимов в речи.Уметь: опознавать синонимы, устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, определять роль синонимов в речи. | 10.11 11.11 | | |
57-58 | Антонимы. | Антонимы, роль антонимов в речи. | Знать: что такое антонимы, смысловые различия антонимов у многозначных слов, роль антонимов в речи.Уметь: опознавать антонимы, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов, определять роль антонимов в речи. | 12.11 12.11 | | |
59-61 | Омонимы. Паронимы. | Омонимы, паронимы. | Знать: что такое омонимы, паронимы, роль омонимов и паронимов в речи. Уметь: опознавать омонимы, различать паронимы, определять роль омонимов, паронимов в речи. | 13,14,17 | | |
62-63 | Урок развития речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | Текст, тема и основная мысль текста, стиль и тип речи, монологическое высказывание. | Знать: текст, признаки текста, тема и основная мысль текста, монологи-ческое высказывание, стили и типы речи.Уметь: передавать в устной форме содержание прочитанного текста, создавать устное монологическое высказыва-ние с использованием определенного функционально-смыслового типа речи. | 18,19 | | |
64 | Повторение и закрепление изученного. | Понятие о лексической сочетаемости слова. Слова с ограниченной сочетаемостью. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Однозначные и многозначные слова. Правописание букв о и ёпосле шипящих в корне слова. | Уметь: выбирать правильное написание букв о и ё после шипящих в корне слова, различать однозначные и многозначные слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы, использовать их в речи. | 19.11 | | Словарный диктант. |
65 | Проверочная работа по теме «Лексика». | 20.11 | | |
66 | Понятие о чередовании. | Понятие о чередовании, морфема. | Знать: что такое чередование, морфемный анализ слова, морфема. Уметь: использовать алгоритм орфографического правила, выполнять морфемный анализ слова. | 21.11 | | |
67-68 | Чередование букв е/и в корнях. | Понятие о чередовании. Чередование букв е/и, а/ов корнях. | Знать: что такое чередование, морфемный анализ слова, морфема; чередование букв е/и, а/ов корнях. Уметь:использо-вать алгоритм орфогра-фического правила, выполнять морфемный анализ слова. | 24,25 | | |
69-71 | Чередование букв а/о в корнях. | 26,26,27, | | |
72 | Урок развития речи. Подготовка к изложению с продолжением. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. | Уметь: передавать в устной форме содержание прочитанного текста, создавать монологическое высказывание с исполь-зованием определенного функционально-смыслового типа речи; передавать подробно содержание текста, находить ключевые слова текста, продолжить текст по заданному началу. | 28.11 | | (по отрывку по отрывку из рассказа М. Пришвина «Кладовая солнца») – упр.231 |
73 | Урок развития речи. Написание изложения с продолжением. | 1.12 | |
74-75 | Суффиксы –чики –щик. | Морфемы, суффик-сы, правописание суффиксов –чик и –щик. | Знать: правила написания суффиксов –чик и –щик. Уметь:использовать алгоритм орфогр. правила. | 2.12 3.12 | | |
76 | Буквы ииы после приставок на согласные. | Морфема, приставка. Буквы ииы после приставок на согласные. | Знать: правила написания букв ииы после приставок на согласные. Уметь: применить полученные знания на письме. | 3.12 | | |
77 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Как я первый раз…» | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Повествование. | Знать: стили и типы речи; текст-повествование. Уметь: создавать устное монологическое высказывание, писать текст-повествование. | 4.12 | | Упр. 243 |
78 | Урок развития речи. Написание сочинения «Как я первый раз…» | 5.12 | |
79-81 | Особенности написания приставок на з /с. | Приставки. Особенности написания приставок на з /с. | Знать: особенности написания приставок на з /с. Уметь: использовать алгоритм орфографического правила. | 8,9,10 | | |
82-83 | Фразеологизмы. Крылатые слова. | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Крылатые слова. | Знать: понятие фразеологизма, виды фразеологизмов. Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова; уместно использовать фразеологи-ческие обороты в речи. | 10,11 | | |
84 | Крылатые слова. | Крылатые слова. Источники крылатых слов. | Знать: источникикрылатых слов.Уметь: опознавать крылатые слова; уместно употреблять их в речи. | 12.12 | | |
85 | Урок развития речи. Подготовка к изложению прочитанного текста. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. План текста. | Уметь: передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором. | 15.12 | | Упр. 264 |
86 | Урок развития речи. Написание изложения прочитанного текста. | 16.12 | |
87-88 | Повторение по теме «Лексика». | Орфограммы: правописание букв о и ё после шипящих в корне слова; чередо-вание букв е/и, а/ов корнях; правопи-сание суффиксов –чик и –щик; буквы ииы после приставок на согласные; особен-ности написания приставок на з /с. | Уметь: определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы, использовать их в речи; опознавать крылатые слова и уместно употреблять их в речи; применять полученные знания по орфографии на письме. | 17.12 17.12 | | Словарный диктант. |
89 | Контрольный диктант № 3. | 18.12 | | |
90 | Работа над ошибками. | 19.12 | | |
Морфология.(63часа) |
91-92 | Морфология. Части речи. | Морфология как раздел лингвистики, части речи. | Знать: определение морфологии как раздела лингвистики, морфоло-гические признаки частей речи.Уметь: определять морфологические признаки частей речи. | 22,23 | | |
93-94 | Имя существительное как часть речи. | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. | Знать: морфологические признаки имени существит. Уметь: определять морфологические признаки имени существительного, группировать им. сущ. по заданным морф.признакам. | 24,24 | | |
95-96 | Род имен существитель-ных. | Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных, род имен существительных, общий род имен существительных. | Знать: род имен существительных, существительные общего рода.Уметь: определять род имени существительного, согласовывать имена прилагательные и глаголы с именами существительными общего рода. | 25,26 | | |
97 | Урок развития речи. Написание выборочного изложения по отрывку из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. | Знать: текст, признаки текста, тема и основная мысль текста, стили и типы речи. Уметь: передавать выборочно содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором. | 29.12 | | Упр.284 |
98,99,100 | Склонение имен существитель-ных. Падеж. Число. | Склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, число, падеж имен существительных. | Знать: склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, число, падеж имен существи-тельных.Уметь: распознавать склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные и имена существительные, имеющие форму только единствен-ного или только множест-венного числа, приводить соответствующие примеры, определять род, число, падеж существительных. | 30.12 12.01 13.01 | | |
101-102 | Урок развития речи. Контрольная работа по аудированию. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. | Уметь: адекватно понимать основную и дополнитель-ную информацию текста, воспринимаемого на слух; излагать в письменной форме содержание прослушанного текста (выборочно). | 14.01 14.01 | | |
103-104 | Буквы е и и в падежных окончаниях имен существитель-ных. | Род, число, падеж имён существитель-ных. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных. | Знать: правила написания буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Уметь: опираться на морфологический анализ слова при выборе правильного написания слова. | 15,16 | | |
105-106 | Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существи-тельных. | Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. | Знать: правила написания буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. Уметь: опираться на морфемно-словообразова-тельный анализ и морфологический анализ слова при выборе правиль-ного написания слова. | 19,20 | | Словарный диктант. |
107-108 | Правописание НЕ с именами существительными. | Правописание НЕ с именами существительными. | Знать: правила написания НЕ с именами существи-тельными.Уметь: опираться на морфологический анализ слова при выборе правиль-ного написания слова. | 21.01 21.01 | | |
109 | Контрольный диктант № 4. | Имя существитель-ное, морфологичес-кие признаки имен существительных, род имен существи-тельных, число, падеж, склонение. Правописание НЕ с именами сущ. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. | Знать: имя существитель-ное, морфологические признаки имен существи-тельных, род имен сущест-вительных, число, падеж, склонение. Знать правила правописания: НЕ с именами существительными. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существит. Уметь: опираться на морфо-логический анализ слова при выборе правильного написания слова. | 22.01 | | |
110 | Работа над ошибками. | 23.01 | | |
111-112 | Имя прилагательное как часть речи. | Имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки имен прилагательных. | Знать: имя прилагательное как часть речи, морфологические признаки имен прилагательных. Уметь: анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. | 26,27 | | |
113 | Урок развития речи. Повествование с элементами описания. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи.Повествование с элементами описания. | Знать: текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. Уметь: анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, передавать содержание текста с учетом заданного стиля и типа речи. | 28.01 | | Упр. 329 |
114 | Урок развития речи. Написание изложения. | 28.01 | | |
115-116 | Правописание окончаний имен прилагательных. | Окончания имен прилагательных. | Знать: правила написания окончаний имен прилагательных.Уметь: опираться на морфологический и морфемно-словообразова-тельный анализ при выборе правильного написания слова. | 29,30 | | |
117 | Краткие прилагательные. | Полные и краткие имена прилагательные, синтаксическая роль полных и кратких прилагательных. | Уметь: распознавать полные и краткие имена прилагат., правильно произносить прилагат. в краткой форме, определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных. | 2.02 | | |
118-119 | Правописание НЕ с именами прилагатель-ными. | Правило правописания НЕ с именами прилагательными. | Знать:правило правописа-ния НЕ с именами прилагат. Уметь: опираться на морфолог.анализ при выборе правильного написания слова. | 3.02 4.02 | | Словарный диктант. |
120 | Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. Текст искусствоведческого характера. | Уметь: читать и передавать впечатление от произведе-ния искусства с опорой на текст искусствоведческого характера, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором. | 4.02 | | Упр. 349 |
121 | Урок развития речи. Написание изложения прочитанного текста. | 5.02 | | |
122 | Контрольная работа№ 5. | | Уметь:записывать текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм; анализировать языковой материал. Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 6.02 | | диктант с продолжением |
123 | Работа над ошибками. | Исправление допу-щенных ошибок, словесное или графическое комментирование, подбор примеров к используемым орфографическим правилам. | 9.02 | | |
124-125 | Имя числительное как часть речи. | Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. | Знать: имя числительное как часть речи и его морфологические признаки. Уметь: анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени числительного, его синтаксическую роль; отличать числительные от слов других частей речи со значением количества. | 10,11 | | |
126-127 | Местоимение как часть речи. | Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимения. | Знать: местоимение как часть речи и его морфолог.признаки. Синтаксическая роль местоимения.Уметь: характеризовать значение, морфологические признаки местоимения, его синтаксическую роль. | 11,12 | | |
128 | Проверочная работапо теме «Местоимение». | 13.02 | | |
129 | Работа над ошибками. | 16.02 | | |
130 | Глагол как часть речи. | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. | Знать: глагол как часть речи и его морфологические признаки.Уметь: анализировать и характери-зовать значение, морфоло-гические признаки глагола, его синтаксическую роль. | 17.02 | | |
131-132 | Инфинитив. | Инфинитив. Личные формы глагола. | Знать: инфинитив; личные формы глагола.Уметь: распознавать инфинитив и личные формы глагола. | 18.02 18.02 | | |
133-134 | Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте. | Текст. Роль различных частей речи в тексте. Средства связи предложений в тексте. | Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией, темой и условиями речевого общения; анализировать роль различных частей речи в тексте, выявлять средства связи в тексте. | 19,20 | | |
135 | Время глагола. | Настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. | Знать: настоящее, будущее и прошедшее время глаголов. Уметь: определять время глаголов, соблюдать видовую соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. | 24.02 | | |
136 | Урок развития речи. Тип текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте. | Текст. Типовая принадлежность текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте. | Знать: текст, типовая принадлежность текста; стиль и тип речи.Уметь: определять типовую принадлежность текста, способы выражения картины времени в предложении и тексте. | 25.02 | | Упр. 382. |
137 | Урок развития речи. Сочинение-описание. | Уметь: создавать текст определенного функционально-смыслового типа речи. | 25.02 | | |
138-139 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Инфинитив. | Знать: изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Инфинитив. Уметь: определять тип спряжения глагола, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. | 26,27 | | |
140, 141, 142 | Правописание окончаний глаголов. | Спряжение. Инфинитив. Правописание окончаний глаголов. | Знать: правило правописания окончаний глаголов. Уметь: определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | 2.03 3,4 | | Проверочная работа (цифровой диктант). |
143, 144, 145 | Наречие как часть речи. | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречий. | Знать: морфологические признаки наречий. Уметь: опознавать наречие, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль. | 4,5,6 | | |
146-147 | Служебные части речи. | Служебные части речи. Предлог. Союз. | Уметь: характеризовать служебные части речи, обосновывать их отличие от самостоятельных частей речи. | 10,11 | | |
148 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. | Знать: текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста; стиль и тип речи. Уметь: читать текст художественного произведения и передавать впечатление от произведе-ния искусства с опорой на предложенные вопросы, создавать и использовать в речи предлагаемые словосочетания. | 11.03 | | |
149 | Урок развития речи. Написание сочинения по картине. | 12.03 | | |
150-151 | Повторение по теме «Морфология». | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки глагола, наречия, местоимения, предлога, союза, имени существитель-ного, прилагательного, числительного. Правописание окончаний имен прилагательных, глаголов, существительных. | Знать: самостоятельные и служебные части речи; морфологические признаки глагола, наречия, местоиме-ния, предлога, союза, имени существительного, прилага-тельного, числительного. Уметь: правильно писать окончания имен прилагательных, глаголов, существительных; выполнять морфологи-ческий разбор изученных частей речи; правильно употреблять в речи изученные части речи. | 13,16 | | Словарный диктант. |
152 | Контрольнаяработа № 6. | 17.03 | | |
153 | Работа над ошибками. | 18.03 | | |
Синтаксис и пунктуация. (48 часов) |
154 | Что изучает синтаксис. | Синтаксис как раздел грамматики. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. | Знать: что изучает синтаксис, роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Уметь: отличать предложение от словосочетания. | 18.03 | | |
155, 156, 157 | Словосочетание. | Словосочетание, отличие словосочетаний от предложений и от сочетания слов, виды словосочетаний. | Знать: словосочетание, отличие словосочетаний от предложений и от сочетания слов, виды словосочетаний. Уметь: разграничивать словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, определять виды словосоче-таний по главному слову. | 19,20 30.03 | | |
158-159 | Предложение – основная единица речевого общения. | Предложение, границы предложения, роль предложения в формировании и выражении мысли, отличие предложения от слова и словосочетания. | Знать: отличие предложения от слова и словосочетания. Уметь: определять границы предложений, отличать предложение от слова и словосочетания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей. | 31.03 1.04 | | |
160 | Главные и второстепенные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. | Уметь: распознавать главные и второстепенные члены предложения. | 1.04 | | |
161-162 | Урок развития речи. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | Виды предложений по цели высказывания, утвердительные и отрицательные предложения, интонационные и смысловые особенности предложения. | Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания, утвердительные и отрицательные предложения; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения. | 2,3 | | |
163 | Проверочная работа. | Словосочетание, отличие словосоч. от предложений и от сочетания слов, виды словосочетаний. Предложение.Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Знать: отличие предложения от слова и словосочетания; интонационные и смысло-вые особенности предлож.Уметь: определять границы предложений, отличать предл. от слова и словосоче-тания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей. | 6.04 | | |
164 | Урок развития речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. | Уметь: передавать в устной форме содержание прочитанного текста, создавать устное моноло-гическое высказывание с использованием опреде-ленного функционально-смыслового типа речи. | 7.04 | | Упр. 470 |
165-166 | Урок развития речи. Наши эмоции и их отражение в предложении. | Виды предложений по эмоциональной окраске, интонационные и смысловые особенности предложения. | Знать: виды предложений по эмоциональной окраске, интонационные и смысловые особенности предложения.Уметь: распознавать виды пред-ложений по эмоциональной окраске, анализировать и характеризовать инто-национные и смысловые особенности предложения. | 8.04 8.04 | | |
167 | Диктант. | | Уметь: записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения. | 9.04 | | |
168 | Работа над ошибками. | Исправление допу-щенных ошибок, словесное или графическое комментирование, подбор примеров к используемым орфографическим правилам. | 10.04 | | |
169 | Урок развития речи. Как писать отзыв. | Отзыв о прочитанном произведении. | Уметь: выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного произведения в заданной форме (отзыв). | 13.04 | | Упр. 476 |
170-171 | Грамматическая основа предложения. | Грамматическая основа предложения. Предложения односоставные и двусоставные. | Знать: грамматическая основа предложения. Предложения одно-составные и двусоставные. Уметь: находить грамма-тическую основу предло-жения, различать предложе-нияодносоставные и двусоставные. | 14,15 | | |
172-173 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего и сказуемого. | Знать:подлежащее и сказуемое.Уметь: находить основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого. | 15,16 | | |
174-175 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. | Определение. Дополнение. Обстоятельство. | Знать: второстепенные члены предложения, их роль в предложении, способы выражения. Уметь: распознавать главные и второстепенные члены предложения, выделять их графически; распространять предложения второстепенными членами. | 17,20 | | |
176 | Определение. | Определение - второстепенный член предложения, способы выражения, его роль в предложении. | 21.04 | | |
177 | Дополнение. | Дополнение как второстепенный член предложения, способы выражения дополнения. | 22.04 | | |
178 | Обстоятельство. | Обстоятельство как второстепенный член предложения, способы выражения обстоятельства. | 22.04 | | |
179 | Урок развития речи. Подготовка к изложению. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. | Уметь: подробно передавать содержание текста в письменной форме. | 23.04 | | Упр. 521 |
180 | Урок развития речи. Написание изложения. | 24.04 | | |
181 | Однородные члены предложения. | Однородные члены предложения, их роль в предложении. | Знать: что такое однородные члены предложения, их роль в предложении. Уметь: правильно интонировать предложения с однородными членами предложения, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами. | 27.04 | | |
182, 183, 184 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающее слово. | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь: пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и с обобщающим словом, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами. | 28.04 29.04 29.04 | | Словарный диктант. |
185 | Урок развития речи. Вопросный план текста. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи. План текста. | Уметь: составлять простой вопросный план текста, выполнять краткий пересказ. | 30.04 | | Упр. 540 |
186, 187, 188 | Обращение. | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Знать: что такое обращение, его функции и способы выражения, знаки препинания в предложениях с обращением. Уметь: определять обращение в предложении, его функции и способы выражения, правильно интонировать предложения с обращением, анализировать и оценивать уместность той или иной формы обращения. | 5.05 6.05 6.05 | | |
189-190 | Прямая речь. | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать: что такое прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.Уметь: использовать предложения с прямой речью в устной и письмен-ной речи, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью. | 7,8 | | |
191 | Урок развития речи. План текста. | Текст, тема текста, основная мысль текста, опорные слова текста. Стиль и тип речи.План текста. | Уметь: составлять план текста. | 12.05 | | Упр. 554 |
192 | Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения. | Уметь: передавать содержание текста, дополнять текст. | 13.05 | | |
193 | Диктант с грамматическим заданием. | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Исправление допу-щенных ошибок, словесное или графическое комментирование, подбор примеров к используемым орфографическим правилам. | Уметь: записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью; составлять схему предложения с прямой речью. Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 13.05 | | |
194 | Работа над ошибками. | 14.05 | | |
195, 196, 197 | Сложное предложение. | Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении. | Знать: что такое сложное предложение. Уметь: опознавать сложное предло-жение, определять структур-ное и интонационное единство сложного пред-ложения, пунктуационно оформлять сложное предл. | 15,18,19 | | |
198-199 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | Словосочетание, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, обращение, прямая речь; сложное предложение. Исправление допу-щенных ошибок, словесное или графическое комментирование, подбор примеров к используемым орфографическим правилам. | Знать: словосочетание, грамматическая основа предложения, второстеп. члены предложения, однородные члены предл. и знаки препинания при них, обращение, прямая речь; сложное предложение. Уметь: анализировать строение словосочетания, структуру простого предложения, правильно оформлять предложения с однородными членами, обращениями и прямой речью на письме. Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 20.05 20.05 | | Словарный диктант. |
200 | Контрольный диктант № 7. | 21.05 | | |
201 | Работа над ошибками. | 22.05 | | |
Повторение пройденного в 5 классе. (6 часов) |
202 | Административная итоговая контрольная работа. | | | 25.05 | | |
203 | Работа над ошибками. | | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | 26.05 | | |
204-206 | Итоговое повторение и обобщение. | Лингвистика как наука. Разделы лингвистики: фонетика, графика, орфография, морфемика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация. | 27,27,28,29 | | |
207-210 | Резервные уроки. | Рабочая программа для 5 класса по курсу «Русский язык»рассчитана на 210 часов (35 учебных недель, 6 часов в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на 206 час (за счёт резервных уроков сокращено на 4 часа, приходящиеся на праздничные дни) с учётом постановления Правительства РФ от 27.08.2014 № 860 о выходных и праздничных днях в 2015 году при пятидневной рабочей неделе. |
Москва: «Просвещение». 2010.