________________ «____»__________ 2016 г Приказ № _____
Протокол № ___ от _________2016 «______» _________2016 г
Рабочая программа
учебногопредмета
«Русский язык»
2 класс, базовый уровень
на 2016-2017 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Разработана: ____________
учителем первой квалификационной категории
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373 (с изменениями от 29 ноября 2019 №1241, от 22 сентября 2011 №2357)
- авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России»)
- Федеральным перечнем учебников, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 года № 870 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности МБОУ СОШ с. Бахмут.
- Учебным планом МБОУ СОШ с. Бахмут.
Целью изучения предмета «Русский язык» во 2 классе является: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане
Во 2классе на изучение предмета «Русский язык» отводится175 ч (5 ч в неделю, 35учебных недели). Рабочая программа рассчитана на 170 часов. Пять дней приходятся на праздничные дни (11 октября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая)
Результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатамиизучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Тематическое планирование рабочей программы
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Наша речь
4
2
Текст
5
3
Предложение
12
4
Слова, слова, слова
22
5
Звуки и буквы
34
6
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
29
7
Части речи
47
8
Повторение
17
Итого:
170 часов
Период обучения
Количество часов
Диагностический материал
Развитие речи
1 четверть
45
Входная диагностическая работа – 1
Контрольных списываний – 1
Диктантов – 3
Проверочных работ - 1
изложений – 0
сочинений - 1
2 четверть
35
Диктантов –3
Проверочных работ - 1
Промежуточная диагностическая работа - 1
изложений – 1
сочинений - 3
3 четверть
50
Контрольных списываний – 1
Диктантов –4
Проверочных работ - 3
изложений –3
сочинений - 1
4 четверть
40
Контрольных списываний – 1
Диктантов –5
Проверочных работ - 4
изложений – 0
сочинений - 2
Итого
170
Контрольных списываний – 3
Диктантов – 15
Входная диагностическая работа – 1
Промежуточная диагностическая работа - 1
изложений – 4
сочинений - 7 Примечание: изложения и сочинения носят обучающий характер.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование уроков
русского языка во 2 классе
№
Дата урока
Тема урока
Примечание
план
факт
Наша речь (4 ч)
1.09
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь
2.09
Человек и его речь
3.09
Диалог и монолог.
6.09
Наша речь. Проверка знаний.
Текст (5 ч)
7.09
Что такое текст? Тема текста.
8.09
Тема и главная мысль текста
9.09
Части текста
Входная диагностическая работа.
10.09
Входной диктант № 1 по теме «Повторение»
13.09
Работа над ошибками.
Предложение (12 ч)
14.09
Предложение как единица речи
15.09
Связь слов в предложении
16.09
Контрольное списывание № 1
17.09
Главные члены предложения
20.09
Второстепенные члены предложения
21.09
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
22.09
Распространённые и нераспространённые предложения
23.09
Установление связи слов в предложении
24.09
Установление связи слов в предложении
27.09
Развитие речи. Обучающее сочинение по картинеИ. С. Остроухова «Золотая осень»
28.09
Анализ сочинений
29.09
Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»
30.09
Работа над ошибками
Слова, слова, слова... (22 ч)
1.10
Лексическое значение слова
4.10
Лексическое значение слова
5.10
Однозначные и многозначные слова
6.10
Прямое и переносное значение многозначных слов
7.10
Синонимы
8.10
Антонимы
12.10
Синонимы и антонимы (обобщение знаний)..
13.10
Контрольный диктант № 3 по теме «Повторение орфограмм»
14.10
Работа над ошибками
15.10
Родственные слова
18.10
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова
19.10
Корень слова. Однокоренные слова
20.10
Корень слова. Однокоренные слова
21.10
Слог как минимальная произносительная единица.
22.10
Ударный слог
25.10
Ударный слог.
26.10
Перенос слова с одной строки на другую
27.10
Перенос слова с одной строки на другую
28.10
Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова...»
29.10
Контрольный диктант № 4по теме «Однокоренные слова»
2 четверть
Звуки и буквы (34 ч)
8.11
Работа над ошибками. Звуки и буквы
9.11
Русский алфавит, или Азбука.
10.11
Использование алфавита при работе со словарями.
11.11
Заглавная буква в словах
12.11
Гласные звуки
15.11
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок.
16.11
Работа над ошибками. Гласные звуки. Слова с буквой э.
17.11
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
18.11
Правило обозначения буквой
безударного гласного звука
19.11
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
22.11
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне
23.11
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
24.11
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
25.11
Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать
26.11
Правописание словарных слов.
29.11
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».
30.11
Контрольный диктант № 5 по теме «Безударные гласные»
1.12
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении
2.12
Согласные звуки
3.12
Мягкий согласный звук [й’] и буква Й.Деление слов на слоги и для переноса со звуком [й’]
6.12
Мягкий согласный звук [й’] и буква Й
7.12
Слова с удвоенными согласными
8.12
Развитие речи.Составление рассказа по репродукции и опорным словамкартины А.С.Степанова «Лоси»
9.12
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта
«И в шутку и всерьёз».
10.12
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
13.12
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
14.12
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
15.12
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.
16.12
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.
17.12
Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.
20.12
Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными
21.12
Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы»
22.12
Работа над ошибками
23.12
Контрольный диктант №6за 1 полугодие
24.12
Наши проекты. Пишем письмо
27.12
Звуки и буквы. Обобщающий урок.
Правописание сочетаний с шипящими звуками (29 ч)
28.12
Буквосочетания с шипящими звуками.
29.12
Развитие речи. Обучающее изложение
30.12
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные»
Промежуточная диагностика.
3 четверть
10.01
Закрепление знаний.
Выполнить упр. 10 (с. 7).
11.01
Наши проекты. Рифма
12.01
Контрольный диктант №7 по теме «Твёрдые и мягкие согласные»
13.01
Буквосочетания жи–ши,ча–ща,чу–щу.
14.01
Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу
17.01
Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу.
18.01
Звонкие и глухие согласные звуки
19.01
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
20.01
Проверка парных согласных в корне слова
21.01
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных
24.01
Проверка парных согласных.
25.01
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова.
26.01
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова
27.01
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова
28.01
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
31.01
Проверочная работа по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».
1.02
Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».
2.02
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала
3.02
Правописание слов с разделительным мягким знаком
4.02
Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах
7.02
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
8.02
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала
9.02
Контрольное списываниес грамматическим заданием
10.02
Обучающее сочинение «Зимние забавы»
11.02
Проверочная работа по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
14.02
Обобщение изученного материала
Части речи (47 ч.)
15.02
Части речи
16.02
Употребление частей речи в тексте.
17.02
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
18.02
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
21.02
Собственные и нарицательные имена существительные
22.02
Правописание собственных имён
существительных.
1.03
Правописание собственных имён существительных.
2.03
Правописание собственных имён
существительных. Названия и клички животных.
3.03
Правописание собственных имён
существительных. Географические названия.
4.03
Обучающее изложение
7.03
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы
9.03
Контрольный диктант № 9 по теме «Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы»
10.03
Работа над ошибками
11.03
Единственное и множественное число имён существительных
Выполнить упр. 106
14.03
Изменение имён существительных по числам.
упр.112 (с.64).
15.03
Единственное и множественное число имён существительных
упр.113
16.03
Развитие речи Обучающее изложение по рассказу А. Мусатова
Подготовиться к проверочной работе
17.03
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
18.03
Контрольный диктант за 3 четверть
Повторить правила
21.03
Работа над ошибками
Повторить правила
22.03
Глагол как часть речи и употребление его в речи
С.67 Проверь себя
24.03
Значение глаголов в речь
118
25.03
Глагол. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Упр125
28.03
Единственное и множественное число глаголов
упр. 126 (с.73).
29.03
Единственное и множественное число глаголов.
упр.130 (с.75).
30.03
Правописание частицы нес глаголами
Выполнить упр.134 (с.77).
31.03
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глаголы»
Упр137
11.04
Текст-повествование и роль в нём глаголов.
Упр.143 (с.81).
12.04
Проверочная работа по теме «Глагол»
Упр145
13.04
Имя прилагательное как часть речи
Повторить правила
14.04
Связь имени прилагательного с именем существительным
Упр149
15.04
Прилагательные, близкие и противоположные по значению
Упр.154 (с.90).
18.04
Единственное и множественное число имён прилагательных
Упр.157 (с.91).
19.04
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.
Упр.162 (с.94).
20.04
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Упр165
21.04
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.
Упр.170 (с.98).
22.04
Правописание предлогов с именами существительными
Упр.186 (с.112).
25.04
Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление предложений.
Упр.190 (с.111). Словарные слова
26.04
Проверочная работа по теме «Предлоги»
Словарные слова
27.04
Контрольный диктант по теме «Предлог»
С.112 упр.191
28.04
Работа над ошибками .
Работа в рабочей тетради упр. 110,
29.04
Местоимение как часть речи
С.113 Проверь себя
2.05
Местоимение как часть речи
Упр.172 (с.101).
3.05
Текст- рассуждение
Упр.176 (с.103).
4.05
Проверочная работа по теме Местоимение»
«Проверь себя», с. 99.
5.05
Контрольный диктант по теме Местоимение»
повторить
6.05
Работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи!»
Подготовить проект
Повторение (17 ч.)
10.05
Повторение по теме «Текст. Типы текстов»
Упр195
11.05
Обучающее сочинение по картине
И.. И. Шишкина «Утров сосновом бору»
закончить
12.05
Повторение по теме «Предложение. Диалог. Члены предложения. Связь слов в предложении »
Упр201
13.05
Повторение по теме «Предложение»
Упр. 202 (с. 120).
16.05
Повторение по теме «Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.»
17.05
Повторение по теме «Части речи»
18.05
Повторение по теме «Части речи»
19.05
Повторение по теме «Звуки и буквы»
20.05
Повторение по теме «Правила правописания»
23.05
Повторение по теме «Мягкий знак».
24.05
Итоговый контрольный диктант
25.05
Контрольное списывание
26.05
27.05
30.05
31.05
Обобщение знаний об изученных правилах правописания
Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по русскому языку
Контроль над уровнем достижения учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм. Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, при употреблении в тесте таких слов они заранее выписываются на доске. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т. п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет процесс формирования навыка письменной речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т. п.
Тестовые задания - форма проверки умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
• нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в слова;
• неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
• отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
• на изученные правила по орфографии;
• существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
• отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
• употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
• отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
• отсутствие красной строки;
• неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
• незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание.
Оформление работы не должно влиять на оценку. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык, а также количество и характер ошибок. Например, ошибка, допущенная по невнимательности, в меньшей мере влияет на оценку, нежели ошибки на изученные орфограммы. При оценке изложения необходимо отметить полноту передачи основного содержания текста, наличие пропусков существенных моментов в тексте, искажение при передаче авторского замысла, отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично")- уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо")- уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более двух ошибок или четырех недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
"3" ("удовлетворительно")- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытое обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант:
• "5"- за работу, в которой нет ошибок;
• "4"- за работу, в которой допущены 1-2 ошибки;
• "3"- за работу, в которой допущены 3-5 ошибок;
• "2"- за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две. Грамматическое задание:
• "5"- нет ошибок;
• "4"- правильно выполнено не менее 3/4 заданий;
• "3"- правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
• "2"- правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание:
"5"- за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
"4"- за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1-2 исправления;
"3"- за работу, в которой допущены 2-3 ошибки;
"2"- за работу, в которой допущено более 4 ошибок. Словарный диктант:
"5"- без ошибок;
"4"- 1 ошибка и 1 исправление;
"3"-2 ошибки и 1 исправление; . "2" -3-5 ошибок.
Тест:
"5" - верно выполнено более 3/4 заданий;
"4"-верно выполнено 3/4 заданий;
"3"- верно выполнена 1/2 заданий;
"2"- верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение:
"5" - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1-2 исправления;
"4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;
"3" - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, з-б орфографических ошибок и 1-2 исправления;
"2"- имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение:
"5" - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1-2 исправления;
"4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;
"3" - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1-2 исправления;
"2"- имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений.
Примечание.Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за контрольные изложения и сочинения.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
Входная диагностическая работа
Тема: «Повторение»
Дата: 9.09.2016
Цели: Определить исходный уровень предметных и метапредметных умений во 2 классе.
Задание № 1.
Цель: определить сформированность умения ставить ударения в словах разной структуры; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Поставь ударение в словах там, где это необходимо. Выпиши слово, которое состоит из трех слогов, ударение падает на второй слог.
Определены все буквы, обозначающие мягкие звуки – 2 балла
Допущены 1-2 ошибки – 1 балл
Выписано верное слово – 1 балл
Задание № 3.
Цель: определить знание орфографических правил, изучаемых в первом классе, сформированность умения самостоятельно приводить примеры; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, устанавливать соответствие, осуществлять самоконтроль.
Прочитай. Соотнеси группы слов с соответствующим правилом правописания. Покажи стрелками. Приведи свой пример на каждое правило.
Группы слов
Правила правописания
Пример
Лыжи, чайник, мыши, щавель, щука.
Безударная гласная в слове.
Река, страна, леса, цветы, поля.
Звонкая и глухая согласная в слове.
Дуб, гриб, ложка, краб, лоб.
И, у, а после шипящих.
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3
Верно установлены все соответствия – 2 балла
Допущена 1 ошибка – 1 балл
Верно приведены примеры – 1 балл
Задание № 4.
Цель: сформированность умения определять части речи по вопросам; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, группировать слова по существенному признаку, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Распредели слова на группы по существенному признаку. Запиши слова в таблицу. Дай название каждой группе.
Лес, красивый, петь, лето, искать, гриб, весёлый.
_______________________
_______________________
________________________
_______________________
________________________
________________________
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3
Слова верно распределены на группы – 2 балла
Даны названия групп – 1 балл
Задание № 5.
Цель: сформированность умения распознавать имена собственные и применять правило их написания, составлять предложение и оформлять его на письме; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Подчеркни нужные буквы. Составь предложение со словами (по выбору).
Дорога Волга всем нашим людям. На волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге в последнюю войну наши воины разбили фашистов.
(По С. Баруздину)
Контрольный диктант №2
Тема: «Предложение»
Дата: 29.09.2016
Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания
1. Подчеркните основу и выпишите пары слов:
вариант I — четвертое предложение;
вариант II — пятое предложение.
2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания
1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
2. Напишите од покоренные слова к слокубелка.
3. Напишите антонимы.
Тепло —... Сытно-...
Контрольный диктант №5
Тема: «Безударные гласные»
Дата: 30.11.2016
Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Контрольный диктант за 2 четверть
Тема: «Звуки и буквы»
Дата: 23.12.2016
Цель: повторить усвоение изученных тем.
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания
1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
Наши проекты.
Тема: Пишем письмо
Дата: 24.12.2016
Цель: познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.
Промежуточная диагностика.
Дата: 30.12.2016
Цель: повторить усвоение изученных тем.
Критерии
оценки
Задание
Моя оценка
Оценка учителя
Умею находить главные члены предложения.
Укажи основу предложения.
Сторож угостил ребят чудесным пчелиным мёдом.
□ угостил мёдом
□ угостил ребят
□ сторож угостил
□ ребят мёдом
Умею выделять корень слова.
Запиши слова и выдели корень слова: цветочек, цветок, расцветать.
В _ рёный - _________________, м _ сной - _____________,
Б _ дняк - ___________________, т _ мнеть - ____________,
Б _ льной - __________________, с _ лёный - ____________,
Зв _ рёк - __________________, к _ рмить - _____________.
Умею различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Произнеси названия предметов. В каком из слов нет звука [й,]?
□ □ □
Умею переносить с одной строки на другую слова с мягким знаком.
Какой вариант деления слова на слоги ты считаешь правильным?
□ са-мо-де-льный
□ са-мо-дель-ный
□ са-мо-дел-ьный
Умею различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Отметь слово, в котором все согласные мягкие.
□ тюлень □ сентябрь □ медведь
Умею правильно писать изученные орфограммы.
Укажи вариант, где все слова написаны без ошибок.
□ машина, роща, щюка, белочька
□ кувшын, девочка, чаща, чюгун,
□ жираф, дача, дочка, чудеса
□ чайка, лыжи, кричю, ручька
Наши проекты.
Тема: Рифма
Дата: 11.01.2017
Цель: нацелить на выполнение проектной работы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контрольный диктант
Тема: «Твердые и мягкие согласные»
Дата: 12.01.2017
Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ. раздельного написания слон и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложений.
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики. (24 слова]
Грамматические задания
1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.
Проверочная работа
Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».
Дата: 12.01.2017
Цели: проверить умение правильно писать слова с парными тонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.
Учебник: («Проверь себя» (с. 30).
Контрольный диктант
Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Дата: 1.02.2017
Цели: проверить умения писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко-буквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.
Зяблик
По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега — целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Слова для справок: много, целый.
Грамматические задания
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
Сделайте звуко-буквенный анализ слов (вариантI — снег; вариант II — лед).
Контрольное списывание
Дата: 9.02.2017
Цели: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.
Кораблик
Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клене надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеек. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.
Грамматические задания
Спишите текст.
В первом предложении подчеркните главные члены.
В третьем предложении поставьте ударение.
Проверочная работа
Тема: « Правописание слов с разделительным мягким знаком».
Дата: 11.02.2017
Цели: проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова; развивать орфографическую зоркость.
Учебник: («Проверь себя» (с. 38).
Контрольный диктант
Тема: «Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы»
Дата: 9.03.2017
Цели: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Главный город
Москва — главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматические задания
1.Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
2.В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
3.Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
Проверочная работа
Тема: «Имя существительное».
Дата: 17.03.2017
Цели: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость.
Тест
(Учитель читает задания теста, учащиеся через запятую пишут номер верного ответа.)
Имя существительное отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делать? что сделать?
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет.
Собственные имена существительные — это:
а) названия животных, растений, месяцев, времен года;
б) географические названия;
в) имена, фамилии, отчества людей и клички животных.
Имена собственные пишутся:
а) с заглавной буквы;
б) со строчной буквы.
Имена существительные:
а) изменяются по числам;
б) не изменяются по числам.
Выберите верное утверждение.
а) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что ?, а неодушевленные — на вопрос кто ?.
б) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные — на вопрос что?.
Учебник: («Проверь себя» (с. 67).
Контрольный диктант за 3 четверть
Тема: «Имя существительное»
Дата: 18.03.2017
Цели: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Друзья
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматические задания
Подчеркнуть имена собственные.
В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.
В первом предложении обозначить имена существительные.
Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.
Проверочная работа
Тема: «Глагол».
Дата: 12.04.2017
Цель: проверить знания по теме «Глагол».
Учебник: («Проверь себя» (с.85).
Проверочная работа
Тема: «Имя прилагательное».
Дата: 20.04.2017
Цель: проверить знания по теме «Имя прилагательное».
Учебник: («Проверь себя» (с.99).
Тест
Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какие?
в) что делать?
Имена прилагательные:
а) изменяются по числам;
б) не изменяются по числам.
Укажите имена прилагательные.
а) похолодало;
б)холод;
в) холодный.
Укажите слово, от которого образовалось прилагательное водный.
а) проводка;
б) уводить;
в) вода.
Проверочная работа
Тема: «Предлог».
Дата: 26.04.2017
Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги
Учебник: («Проверь себя» (с.113).
Контрольный диктант
Тема: «Предлог»
Дата: 27.04.2017
Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила.
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Kрупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Слова для справок: пора, кладет.
Грамматические задания
Выпишите предлоги.
Вариант I: из первых трех предложений.
Вариант II: из последних трех предложений.
К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.
В первом предложении над словами надпишите части речи.
Проверочная работа
Тема: «Местоимение».
Дата: 4.05.2017
Цель: проверить умение писать местоимения.
Учебник: («Проверь себя» (с.107).
Контрольный диктант
Тема: «Местоимение»
Дата: 5.05.2017
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
Грамматические задания
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Разделите слова для переноса. Сильный, длинные, пыль.
Итоговый контрольный диктант
Тема: «Итоги года»
Дата: 24.05.2017
Каникулы.
Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню, на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро Байкал. Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Москву. (42 слова)
Слова для справок: самолётом, простор, едет.
1.В первом предложении подчеркнуть слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
2.Разделить для переноса слова ОСЕНЬ, КАССА.
3.Выписать из текста однокоренные слова к слову ЕДЕТ,…
Контрольное списывание
Дата: 25.05.2017
Цель: проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.
Родина
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. Любить Родину — значит охранять ее, жить с ней одной жизнью.
Грамматические задания
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите, какие это части речи.
Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
Разделите для переноса слова холодные, лесные.
Словарные слова
Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.