Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 11 класса»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 № 1089);
- авторской программы «Русский язык. 10-11 классы». Н.Г. Гольцовой М.: Просвещение. 2010;
- Федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования России от 9.03.2004 №1312);
- базисного учебного плана образовательных учреждений Брянской области на 2016-2017 учебный год (Приказ Департамента образования и науки Брянской области от апреля 201 г. № );
-учебного плана МБОУ-Долботовская СОШ на 2016-2017 учебный год (Приказ №
).
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) составлено по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10-11 классы» (2010 г.).
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. На изучение русского языка в 11 классе добавлен 1 час в неделю из регионального компонента учебного плана школы. В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. При разработке программы использовано примерное планирование при 2-х часах в неделю, предложенное авторами учебной программы курса.
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания частей А, В, С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Основные цели курса:
1. Повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфограмм, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, синтаксиса и пунктуации;
2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Основные задачи курса в 11 классе по данной программе:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
формировать у учащихся орфографическую зоркость, поэтому на уроках предусматривается попутное повторение орфографических тем;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Содержание тем учебного курса
«Русский язык». 11 класс
часов
РАЗДЕЛ 1. ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
РАЗДЕЛ 2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (44 часа)
Введение (2 часа)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание (2 часа)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение (2 часа)
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение (7 часов)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение (17 часов)
Однородные члены предложения (6 часов)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения (11 часов)
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
РАЗДЕЛ 4. СТИЛИСТИКА (4 часа)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Система практических и контрольных работ, включающих задания частей А, В, С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
РАЗДЕЛ 6. РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ (2 часа)
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество часов
1
Повторение.
2
2
Синтаксис и пунктуация.
44
Введение .
2
Словосочетание.
2
Предложение.
2
Простое предложение.
7
Простое осложненное предложение.
17
Сложное предложение.
10
Предложение с чужой речью.
4
3
Культура речи.
4
4
Стилистика.
4
5
Подготовка к ЕГЭ.
12
6
Резервные уроки.
2
ВСЕГО
68
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Количество часов
Дата
По плану
Фактически
Раздел 1. Повторение. (2 часа)
1
Повторение и обобщение пройденного по фонетике и графике.
1
2
Повторение и обобщение пройденного по орфоэпии и орфографии.
1
Раздел 2. Синтаксис и пунктуация. (44 часа)
Введение (2 часа)
3
К/Р: Входной контроль знаний.
1
4
Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.
1
Словосочетание (2 часа)
5
Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний.
1
6
Виды синтаксической связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
1
Предложение (2 часа)
7
Понятие о предложении. Предложение как единица синтаксиса.
1
8
Классификация предложений (Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и др.)
1
Простое предложение (7 часов)
9
Двусоставные и односоставные предложения.
1
10
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
11
Распространенные и нераспространенные предложения.
1
12
Полные и неполные предложения.
1
13
Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире.
1
14
ПР/Р: Проверочная работа по теме «Постановка тире в простом предложении»
Функциональные стили речи и их особенности. Повторение: лексика.
1
52
Стиль речи, тип речи.
1
53
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
1
54
Р/Р: Анализ текста.
1
Раздел 5. Подготовка к ЕГЭ (12 часов)
55
Комплексный анализ текста.
1
56
Структура сочинения. Р/Р: Сочинение по исходному тексту (домашняя работа).
1
57
Решение заданий типа ЕГЭ по теме «Простое предложение» (уровни А, В). Проверочная работа.
1
58
К/Р: Контрольная работа в формате ЕГЭ.
1
59
Р/Р: Сочинение-рассуждение по исходному тексту.
1
60-61
К/Р: Тест в формате ЕГЭ (180 минут)
2
62
Работа над ошибками.
1
63
Решение заданий типа ЕГЭ.
1
64
Тест (части А, В)
1
65-66
К/Р в формате ЕГЭ.
2
Раздел 6. Резервные уроки (2 часа)
67
Повторение пройденного.
1
68
Обобщение пройденного.
1
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны:
знать теоретические сведения по синтаксису, пунктуации, нормы современного русского языка: фонетические, семантические, лексические, грамматические, синтаксические, производить лингвистический анализ текста, писать сочинения разных жанров, знать особенности текстов разных стилей и типов речи;
уметь производить лингвистический анализ текста, уметь строить тексты разных жанров, владеть навыками грамотного письма.
Текущий контроль знаний умений и навыков осуществляется в форме тестов по ЕГЭ, контрольных диктантов. Освоение программы заканчивается итоговой аттестацией. Оценка выставляется в аттестат о среднем (полном) образовании.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;
выявлять подтекст;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.