к рабочей программе по русскому языку за курс 10 класса
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Конвенцией о правах ребёнка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 20.11.1989 г. (Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1);
Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004, №1312)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253(с изменениями);
Методическими рекомендациями к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2002 г;
Уставом краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5»;
Учебным планом КГКОУ КВСОШ № 5 на 2017-2018 учебный год;
Для реализации рабочей программы и составления календарно-тематического планирования используются учебные пособия:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2008.
Используется учебно-методический комплект (УМК) следующего содержания:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002 г.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2008.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000.
4.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык – М., 1994.
5.Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
6.Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999
7.Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
8.Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
9.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
10. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
11.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. «Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов». – М: Просвещение, 2003.
Отличие данного курса от базового.
Курс «Литература» содержится в федеральном компоненте учебного плана КГКОУ КВСОШ № 5 на 2017-2018 учебный год в образовательной области «Филология». На его изучение отводится 1 час в неделю, что в сумме составляет 35 часов русского языка на учебный год.
Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10-м классе; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.
Публицистический стиль речи изучается главным образом в 10-м классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9-м классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10-м классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10-м, и в 11-м классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.
Место курса в учебном плане.
В планировании сохранены все темы, предлагаемые государственной программой. Последовательность изучаемых тем и логика содержания учебного материала строится в соответствии с изложением тем учебника русского языка для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2008.)На изучение русского языка отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, из них уроков развития речи – 3; контрольный диктант – 2; контрольная работа – 1 .
Цель курса:
-Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;
- Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Задачи курса:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В ходе преподавания считаю целесообразным использование элементов таких технологий, как: информационная, коммуникативная и использование андрагогической модели обучения (принцип опоры на жизненный и социальный опыты обучающихся, принцип самостоятельности, принцип совместной деятельности).
Формы контроля и система оценивания
Система оценки достижений обучающихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различнойсложности для текущего и промежуточного контроля.
В начале курса обучения проводится диагностическое тестирование с целью выявления уровня знаний обучающихся и пробелов в знаниях.
В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как контрольная работа, диктант, изложение.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка устного ответа.
Оценка «5»:
-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;
Оценка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Контрольная работа выполнена на 90% и выше – «отлично», 70% и выше – «хорошо», 50% и выше – «удовлетворительно», ниже 50% - «неудовлетворительно».
Учебно-тематический план 10 класс
№ п/п
Тематический раздел
Федеральный компонент УП
Региональный (национально-региональный) компонент
Компонент образовательного учреждения
1.
Введение.
1
2.
Повторение
1
3.
Общие сведения о языке
3
4.
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.
6
5.
Лексика и фразеология
3
6
Состав слова (морфемика) и словообразование
5
7
Морфология и орфография
6
8
Речь, функциональные стили речи.
4
9
Научный стиль речи
5
10
Повторение
1
Итого: 35
Содержание учебного предмета
Введение. О курсе русского языка в 10 классе. Повторение. Лексика. Повторение. Р.Р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения. Анализ изложения, работа над ошибками. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщение, систематизация и углубление знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.Контрольная работа. Орфография.Фонетический разбор. Активный и пассивный словарный запас. Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Активный и пассивный словарный состав; архаизмы, историзмы, неологизмы. Русская фразеология. Лексические и фразеологические словари.Р/Р Изложение по тексту художественного произведения. Обобщающее повторение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Словообразовательный разбор. Обобщающее повторение морфологии. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи. Контрольный диктант «Морфология и орфография». Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность. Функциональные стили речи, их общая характеристика. Р/Р Изложение по тексту публицистического стиля. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Повторение изученного. Контрольный диктант. Промежуточная аттестация. Урок повторения за курс 10 класса.
Требования к уровню выпускников 10 класса
Предметные результаты:
Совершенствуются и развиваются следующие знания и умения:
КОММУНИКАТИВНЫЕ (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, абстрагирование, оценивание и классификация);
ИФОРМАЦИОННЫЕ (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и профессиональному самоопределению в динамично изменяющихся социально- экономических условиях, а значит, реализует все задачи, сформулированные в Уставе Лицея, его воспитательной программе, соответствует образовательным потребностям учащихся.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;
достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Календарно-тематическое планирование. 10 класс. Русский язык. 1 час в неделю (35 часов)
№
дата
Тема урока
Вид урока
Основные понятия
Основные виды деятельности
Дидактический материал.
10а
10б
1
Введение. О курсе русского языка в 10 классе. Повторение. Лексика.
«Словарные слова: пишем правильно», О.А. Ерёмина. Г. Шипицына. Дидактические материалы.
2
Три периода в истории русского языка
Комбинированный
Три периода в истории русского языка
Работа с источниками информации. Отработка навыков грамотного правописания.
Таблица. Г. Шипицына. Дидактические материалы.
3
Русский язык в современном мире.
Урок повторения и обобщения знаний.
Международное и межнациональное общение.
Работа с источниками информации.
Таблица. УМК Дидактические материалы по русскому языку.
4
Активные процессы в русском языке на современном этапе
Комбинированный.
Активные процессы в русском языке
Работа с источниками информации.
УМК Дидактические материалы по русскому языку.
5
1 Р.Р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения
Урок развития речи.
Обучение написанию изложения.
Написание изложения.
Л. Рыбченкова. Сборник текстов изложений.
6
Анализ изложения, работа над ошибками.
Комбинированный.
Единицы языка разных уровней.
Работа с источниками информации. Отработка навыков грамотного правописания.
Дидактические карточки. Таблица.
7
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.
Комбинированный.
Анализ изложения, работа над ошибками.
Таблица. Дидактические материалы по русскому языку
8
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Комбинированный.
Нормы литературного произношения и возможность их изменения.
Работа с источниками информации.
УМК Дидактические материалы по русскому языку.
9
Систематизация и углубление знаний и умений по фонетике, графике.
Урок повторения и обобщения знаний.
Фонетика, графика
Работа с источниками информации.
УМК Дидактические материалы по русскому языку.
10
Систематизация и углубление знаний и умений по орфоэпии, орфографии
Урок повторения и обобщения знаний.
Орфоэпия, орфография
Работа с источниками информации.
УМК Дидактические материалы по русскому языку.
11
1 Контрольная работа. Орфография.
Урок проверки и учёта знаний и умений.
Выполнение контрольной работы.
Таблица. УМК Дидактические материалы по русскому языку.
12
Фонетический разбор.
Комбинированный.
Правила фонетического разбора
Выполнение фонетического разбора.
УМК Дидактические материалы по русскому языку.
13
Активный и пассивный словарный запас.
Комбинированный.
Значение объёма активного и пассивного словарного запаса в жизни человека.
Работа с источниками информации.
Таблица. УМК Дидактические материалы по русскому языку.
14
Лексическая система русского языка
Комбинированный.
Лексическая система русского языка
Работа с источниками информации.
15
Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова
Комбинированный.
Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова
Работа с источниками информации.
16
Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы
Комбинированный.
Диалектизмы, специальная лексика, арготизмы
Работа с источниками информации.
17
Активный и пассивный словарный состав; архаизмы, историзмы, неологизмы
Комбинированный.
Активный и пассивный словарный состав; архаизмы, историзмы, неологизмы
Работа с источниками информации.
18
Русская фразеология. Лексические и фразеологические словари
Комбинированный.
Фразеология.
Работа с источниками информации.
19
2 Р/Р Изложение по тексту художественного произведения.
Урок развития речи.
Обучение написанию изложения.
Написание изложения.
Л. Рыбченкова. Сборник текстов изложений.
20
Обобщающее повторение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании
Урок повторения и обобщения знаний.
Работа с источниками информации.
21
Словообразовательный разбор. Анализ изложения, работа над ошибками.
Комбинированный.
Словообразовательный разбор
Выполнение словообразовательного разбора.
22
Обобщающее повторение морфологии
Урок повторения и обобщения знаний.
Работа с источниками информации.
23
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм
Комбинированный.
Морфологические формы.
Работа с источниками информации.
24
Принципы русской орфографии
Комбинированный.
Работа с источниками информации.
25
Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения
Комбинированный.
Работа с источниками информации.
26
Морфологический разбор частей речи
Комбинированный.
Выполнение морфологического разбора.
27
3 Р/Р Изложение по тексту публицистического стиля.
Урок проверки и учёта знаний и умений.
Написание контрольного диктанта.
28
Язык и речь, правильность, точность, выразительность. Анализ изложения, работа над ошибками.
Комбинированный.
Работа с источниками информации.
29
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Комбинированный.
Работа с источниками информации.
30
1 Контрольный диктант «Морфология и орфография» Промежуточная аттестация.
Урок развития речи.
Обучение написанию изложения.
Написание изложения.
Л. Рыбченкова. Сборник текстов изложений.
31
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Работа над ошибками.
Презентация нового материала.
Работа с источниками информации.
32
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля
Комбинированный.
Особенности русской фразеологии. Статьи лексических и фразеологических словарей.
Работа с источниками информации.
УМК Дидактические материалы по русскому языку. Лексические и фразеологические словари.
33
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Повторение изученного.
Комбинированный.
Работа с источниками информации.
34
2 Итоговый контрольный диктант.
Урок проверки и учёта знаний и умений.
Написание контрольного диктанта.
35
Урок повторения за курс 10 класса.
Урок повторения и обобщения изученного
Работа с источниками информации.
Материально-техническое обеспечение:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2008.