Рабочая программа по русскому языку 3 класс комплект Канакиной
Рабочая программа по русскому языку 3 класс комплект Канакиной
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М.: «Просвещение», 2015 год.
Цели предмета:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс комплект Канакиной»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВТОРОКАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО с заместителем директора Директор школы
Начальных классов ОУ
Протокол № от « » 201 г. Приказ № от
Руководитель « » 201 г.
Рабочая программа
начального общего образования
по русскому языку
образовательная область «Русский язык и литература»
класс 3
Всего часов на учебный год 136
Количество часов на неделю 4
Составлена в соответствии с программой Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М.: «Просвещение», 2015 год
Учебник Канакиной В.П., ГорецкогоВ.Г.в 2-х ч.– М.: «Просвещение», 2013 год
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Составлена: учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета русский язык для 3 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом №373 Министерства образования и науки Российской Федерацииот 06.10.2009 (начального общего образования) со всеми изменениями и дополнениями
Основной общеобразовательной программы начального общего образования, (или основного общего образования) МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденной приказом № 44/4 от 19.08.2016;
Учебного плана МКОУ «Второкаменская СОШ» на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом №29/4 от 31.05.2016г
Положения о рабочей программе в соответствии с ФГОСМКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденного приказом № 44/2 от 19.08.2016
Данная программа разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования по предмету русский язык, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и авторским УМК В. П. Канакиной.
Цели предмета:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Изучение предмета русский язык проводится на первом уровне общего образования. В Федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка в 3 классе начальной школы выделяется 136 часов в год, 4 часа в неделю (пятидневная неделя).
Изменения, внесенные в содержание авторской программы:
Содержание авторской программы в рабочей программе представлено без изменений.
Планируемые результаты
Личностные
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Познавательные УУД:
обучающийся научится:
- работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
обучающийся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- моделировать
- подводить под понятие;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится:
- в рамках инициативного сотрудничества:работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,
-в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Предметные
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; - говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; - осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; - строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо; - понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; - понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста; - восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера; - распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; - замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма; - строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; -письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; -составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование; - пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему; - находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); - определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными; - осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов; - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); - использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; - пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; - оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; - соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя; - наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; - иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов; - иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов; - наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи; - распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); - иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; - пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; - замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте; - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; - размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов; - различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; - находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; - выделять нулевое окончание; - подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийсяполучит возможностьнаучиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; - различать изменяемые и неизменяемые слова; - узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; - сравнивать, классифицировать слова по их составу; - соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); - наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); - распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам; - распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); - распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени); - распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; - узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные; - устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не. - узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; - подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; - наблюдать над словообразованием частей речи; - замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; - определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; -различать понятия «члены предложения» и «части речи»; - находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); - устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; - соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; - различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения; - отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания; - разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; - выделять в предложении основу и словосочетания; - находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце); - опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-применять ранее изученные правила правописания, а также:непроизносимые согласные; - разделительный твёрдый знак (ъ); - непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); - безударные родовые окончания имён прилагательных; - раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; - раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой; - обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; - применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; - безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); - писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-применять правила правописания:соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); - е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); - запятая при обращении; - запятая между частями в сложном предложении; - безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки)
Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Предложения с обращением.
Состав предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения
Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание.
Слово в языке и речи. (15 часов)
Лексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы.
Омонимы.Слово и словосочетание.Фразеологизмы.Части речи.Имя числительное.Однокоренные слова.Слово и слог, звуки и буквы.
Правописание слов с ударными. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Разделительный мягкий знак (ь).
Состав слова. (42 часа)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Сложные слова. Формы слова. Основа слова.Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Части речи. (61 час)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.Падеж имён существительных.Морфологический разбор имени существительного.Лексическое значение имён прилагательных.Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Текст-описание. Род имен прилагательных. Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных (общее представление). Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Морфологический разбор местоимений. Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Форма глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.
Повторение (5 часов)
Части речи.Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.Упражнение в правописание частей слова.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ раздела, урока
Перечень разделов, тем
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
I.
Язык и речь
1
1
1.1
Наша речь и наш язык.
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Р/р. Составление текста по рисунку.
1
2.09.
II.
Текс. Предложение. Словосочетание.
12
2
2.1
Текст. Предложение. Словосочетание.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть заключение.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различные стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
1
6.09.
4
2.3
Предложение (повторение и углубление представлений) (1ч)
Р/р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
1
7.09.
5
2.4
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
1
9.09.
6
2.5
Виды предложений по цели высказывания.
Р\р. Составление предложений.
1
12.09.
7
2.6
Виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное). Знаки препинания в конце предложений.
1
13.09.
8
2.7
Предложения с обращением.
Р.р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.
1
14.09.
9
2.8
Состав предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
16.09.
10
2.9
Распространённые и нераспространённые предложения
Разбор предложения по членам.
1
19.09.
11
2.10
Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения.
1
20.09.
12
2.11
Словосочетание.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Р/р. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
1
21.09.
13
2.12
Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая
осень».
Проверочная работа №1на тему «Текст. Предложение»
1
23.09.
III.
Слово в языке и речи.
15
14
3.1
Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения.
1
26.09.
15
3.2
Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы.
1
27.09.
16
3.3
Омонимы. Использование омонимов в речи.Работа со «Словарём омонимов».
1
28.09.
17
3.4
Слово и словосочетание.
1
30.09.
18
3.5
Фразеологизмы.Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.
1
3.10.
19
3.6
Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
1
4.10.
20
3.7
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя существительное. Местоимение.
1
5.10.
21
3.8
Части речи. Имя прилагательное.Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Глагол.
Р.р.: составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
1
7.10.
22
3.9
Имя числительное. Общее представление. Имя числительное как часть речи.
Проверочная работа №2 «Слово и его лексическое значение»
1
10.10.
23
3.10
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
1
11.10.
24
3.11
Слово и слог, звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
1
12.10.
25
3.12
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)и безударными гласными в корне.
1
14.10.
26
3.13
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.
Разделительный мягкий знак (ь).
Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни.
1
17.10.
27
3.14
Проверочный диктант №1 по теме «Слово и слог. Звуки и буквы»
Правописание слов с мягким разделительным знаком.
1
18.10.
28
3.15
Р/р.Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
Проект «Рассказ о слове».
1
19.10.
IV.
Состав слова.
42
29
4.1
Корень слова. Однокоренные слова.
Словарь: столица.
1
21.10.
30
4.2
Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Работа со словарём однокоренных слов
1
24.10.
31
4.3
Сложные слова. Правописание сложных слов(соединительные гласные в сложных словах)
1
25.10.
32
4.4
Формы слова. Окончание.
1
26.10.
33
4.5
Формы слова. Окончание.
1
28.10.
34
4.6
Формы слова. Окончание.
1
7.11.
35
4.7
Приставка. Общее понятие.
1
8.11.
36
4.8
Приставка как значимая часть слова. Значение приставок.
1
9.11.
37
4.9
Суффикс. Общее понятие.
1
11.11.
38
4.10
Суффикс - значимая часть слова.
1
14.11.
39
4.11
Значение суффикса в слове.
Развитие речи: составлять описательный текст по картине.
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
1
15.11.
40
4.12
Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
1
16.11.
41
4.13
Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
1
18.11.
42
4.14
Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Проверочная работа №3 на тему «Состав слова»
1
21.11.
43
4.15
Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом
Проект «Семья слов».
Анализ изложения
1
22.11.
44
4.16
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
1
23.11.
45
4.17
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
1
25.11.
46
4.18
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
28.11.
47
4.19
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
29.11.
48
4.20
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
30.11.
49
4.21
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.
1
2.12.
50
4.22
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.
1
5.12.
51
4.23
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.
1
6.12.
52
4.24
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.
1
7.12.
53
4.25
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
9.12.
54
4.26
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
12.12.
55
4.27
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
13.12.
56
4.28
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
14.12.
57
4.29
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
16.12.
58
4.30
Правописание слов с удвоенными согласными.
(Слова с непроверяемым написаниемколлекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм)
1
19.12.
59
4.31
Правописание суффиксов и приставок.
1
20.12.
60
4.32
Правописание суффиксов и приставок.
1
21.12.
61
4.33
Правописание суффиксов и приставок.
1
23.12.
62
4.34
Правописание суффиксов и приставок.
1
26.12.
63
4.35
Правописание приставок и предлогов.
1
27.12.
64
4.36
Правописание приставок и предлогов.
1
28.12.
65
4.37
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
11.01.
66
4.38
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
13.01.
67
4.39
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
16.01.
68
4.40
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1
17.01.
69
4.41
Контрольный диктант№ 1 по теме: «Правописание частей слова»
1
18.01.
70
4.42
Р\р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
1
20.01.
V.
Части речи
61
71
5.1
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
1
23.01.
72
5.2
Значение и употребление имен существительных в речи.
(Словарь:самолёт.Развитие речи: свободный диктант; составление текста по рисунку.
1
24.01.
73
5.3
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Представление об устаревших словах в русском языке.
1
25.01.
74
5.4
Р\Р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Анализ изложения.
1
27.01.
75
5.5
Проект: ” Тайна имени” развитие интереса к тайнам имён.
1
30.01.
76
5.6
Число имён существительных.Изменение имён существительных по числам.
1
31.01.
77
5.7
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)
Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
1
1.02.
78
5.8
Род имён существительных.
Имена существительные общего рода.
1
3.02.
79
5.9
Род имён существительных. Формирование навыка культуры речи: нормы согласования (яблочное повидло, вкусная карамель).
1
6.02.
80
5.10
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.
1
7.02.
81
5.11
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.
1
8.02.
82
5.12
Р\р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок.
1
10.02.
83
5.13
Проверочный диктант №2 на тему «Имя существительное».
1
13.02.
84
5.14
Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам.
1
14.02.
85
5.15
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.
1
15.02.
86
5.16
Развитие речи: Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
1
17.02.
87
5.17
Именительный падеж имён существительных.
1
20.02.
88
5.18
Родительный падеж имён существительных.
1
21.02.
89
5.19
Дательный падеж имён существительных.
1
22.02.
90
5.20
Винительный падеж имён существительных.
1
24.02.
27.02.
91
5.21
Именительный, родительный, винительный падежи.
1
28.02.
92
5.22
Творительный падеж имён существительных.
1
1.03.
93
5.23
Предложный падеж имён существительных. Формирование представлений о трудолюбии и мастерстве.
1
3.03.
94
5.24
Р\р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
1
6.03.
95
5.25
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном).
Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного.
1
7.03.
96
5.26
Морфологический разбор имени существительного.
Развитие речи: сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Проект: «Зимняя страничка»
1
10.03.
97
5.27
Проверочный диктант №3 по теме:
«Правописание окончаний имён существительных».
Обобщение знаний об имени существительном)
1
13.03.
98
5.28
Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.Лексическое значение имён прилагательных.
Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.
1
17.03.
101
5.31
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного.
1
20.03.
102
5.32
Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте - описания. Р.р.: составление текста – описания растения в научном стиле.
1
21.03.
103
5.33
Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины
М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
1
22.03.
104
5.34
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.
1
24.03.
105
5.35
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
1
3.04.
106
5.36
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, –яя).
1
4.04.
107
5.37
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.
1
5.04.
108
5.38
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Р\р.Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.
1
7.04.
109
5.39
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
1
10.04.
110
5.40
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
1
11.04.
111
5.41
Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
12.04.
112
5.42
Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.
1
14.04.
113
5.43
Р\р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках».
1
17.04.
114
5.44
Контрольный диктант №2по теме «Имя прилагательное».
1
18.04.
115
5.45
Местоимения.Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
1
19.04.
116
5.46
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1
21.04.
1117
5.47
Род личных местоимений третьего лица, единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
1
24.04.
118
5.48
Употребление личных местоимений в речи.
Проверочная работа №4 на тему «Местоимение».
Развитие речи: составление письма.
1
25.04.
119
5.49
Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.
1
26.04.
120
5.50
Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам.
1
28.04.
121
5.51
Изменение глаголов по числам.
Р\р. Составление текста по сюжетным рисункам.
1
2.05.
122
5.52
Форма глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
1
3.05.
123
5.53
Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Р/р: составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
1
5.05.
124
5.54
Времена глагола. Изменение глаголов по временам.
1
8.05.
10.05.
125
5.55
Изменение глаголов по временам.
1
10.05.
10.05.
126
5.56
Изменение глаголов по временам.
Развитие речи:Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.
1
12.05.
127
5.57
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о)
1
15.05.
128
5.58
Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи: составление предложений и текста.
1
16.05.
129
5.59
Правописание частицы не с глаголами.
1
17.05.
130
5.60
Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор глагола. Проверочная работа №5 на тему «Глагол».
1
19.05.
131
5.61
Контрольный диктант №4 на тему«Глагол».
1
22.05.
VI.
Повторение
5
132
6.1
Части речи.
1
23.05.
133
6.2
Части речи.
1
24.05.
134
6.3
Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.
1
26.05.
135
6.4
Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.
1
29.05.
136
6.5
Упражнение в правописание частей слова.
1
30.05.
Библиографический список методических и учебных пособий,
используемых в образовательном процессе
Источники для учителя:
Рабочая программа по русскому «Школа России» 1-4 классы. М. «Просвещение» 2015г.
Канакина В.П., Манасова Г.Н. Методическое пособие с поурочными разработками в 2 ч. Ч. 1.
Канакина В.П., Манасова Г.Н. Методическое пособие с поурочными разработками в 2 ч. Ч. 2.
Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс
Источники для учащихся:
Учебники:
Русский язык.
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3класс. В 2 ч. Ч. 1.
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради(Русский язык).
Бондаренко А.А. Рабочий словарик. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2014г.
Канакина В. П.Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3класс. В 2 ч. Ч. 2.
http://nsc.1september.ru. Электронные версии газеты«Начальная школа».
http://www.school.edu.ru. Российский образовательный портал.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы по темам.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Технические средства.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Ноутбук.
Многофункциональное печатающее устройство.
Лист корректировки рабочей программы
№ пп
Название раздела, номер, тема урока
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия (указать какие номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие – проведены за счет резерва)
Дата проведения по факту
Лист прохождения программы по русскому языку в 3 классе
за 2016 – 2017 учебный год
Четверть
1 четверть
2 четверть/
1 полугодие
3 четверть
4 четверть/
2 полугодие
Учебный год
План
Факт.
План
Факт.
План
Факт.
План
Факт.
План
Факт.
Количество часов
Количество проверочных работ
Количество практических работ
Количество лабораторных работ
Количество проектов
Количество уроков внеклассных чтений
Количество экскурсий
Лист выполнения программы учащимися, пропустившими занятия по русскому языку