Ф.И.О.
Рабочая программа УМК «Школа России» по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы В.Г. Горецкого, В.П. Канакина (М.: Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс.: учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2014.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2014.
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс. В 4 «В» классе обучаются дети 10–11 лет. Со средними учебными возможностями по данному предмету 60%, у 20% уч-ся (5 чел.) – уровень учебных возможностей высокий, у 20% уч-ся (5 чел.) низкий уровень учебной мотивации. Отношение к учебной деятельности у большинства положительное. Мотивация к обучению средняя. Следовательно, обучение детей в данном классе будет осуществляться с использованием методов дифференциации и индивидуализации (разные по сложности домашние задания и задания для самостоятельной работы). Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Для учащихся, которые будут осваивать учебный материал на репродуктивном уровне, предусматриваются подсказки, алгоритмы действий. Кроме того, в классе ученики сильного уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. На уроках русского языка ученики будут продолжать сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
-производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
- определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
- определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
-писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
-писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
- различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
- находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
- различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
Система оценивания в данном классе выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Оценивание является постоянным процессом, использование диагностической (стартовое, текущее) и срезовое
(тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
Объем домашнего задания по русскому языку предусматривает его выполнение в течение 20-30 минут, с учетом того, чтобы затраты времени на выполнение домашних заданий по всем учебным предметам не превышали: двух часов.
всего 136 часов, в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 10.
№ | По плану | По факту | Тема урока | Планируемые результаты | Корректировка |
предметные | метапредметные | личностные | |
1 | | | Повторение (9 ч.) Наша речь и наш язык | В результате изучения темы учащиеся должны знать виды речи, признаки и типы текстов,виды предложений, название членов предложения.уметьопределять тип текста, составлять предложения и текст, подбирать заголовок к тексту, обосновывать знаки препинания в конце текста, находить обращение в предложении, выделять его на письме. научиться применять памятку «как подготовиться к изложению» иметь возможность оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
2 | | | Текст. Признаки текста | |
3 | | | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста «Первая вахта» | |
4 | | | Типы текстов | |
5 | | | Виды предложений по цели высказывания. Самостоятельная работа | |
6 | | | Виды предлжений по интонации. Знаки препинания в конце предложений | |
7 | | | Обращение Главные и второстепенные члены предложения | |
|
8 | | | Основа предложения. Разбор предложения по членам предложения.Словосочетание. | |
|
9 | | | Контрольный диктант по теме «Повторение» | |
1 | | | Предложение (7 ч.) Р.над ошибками. Представление о предложениях с однородными членами | В результате изучения темы учащиеся должны знать как связаны между собой однородные члены и прпостые предложения в составе сложного,уметь находить однородные члены в предложении, правильно оформлять их в письменной речи, отличать простые предложения соднородными членами от сложного предложения научиться применять выученные правила при записи самостоятельно составленного текста. Иметь возможность оценивать тексты с точки зрения пунктуационной грамотности. Метапредметные Использование знаково-символических средств представления информации. Личностные Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности |
|
| |
2 | | | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Запятая между однородными членами, соединенными союзами | |
3 | | | Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | |
4 | | | Различение простых и сложных предложений. | |
5 | | | Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами | |
6 | | | Р.р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | |
7 | | | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
1 | | | Слово в языке и речи (16 ч.) Слово и его значение Синонимы, антонимы, омонимы | В результате изучения темы учащиеся должны знать название значимых частей слова,уметьразбирать слова по составу, определять лексическое значение слова, иметь возможность работать со словарями Личностные результаты Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметныерезультаты Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | |
|
2 | | | Фразеологизмы | | | |
3 | | | Значимые части слова. Словарный диктант. | |
4 | | | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | |
5 | | | Состав слова Разбор слова по составу. Самостоятельная работа | |
|
6 | | | Правописание гласных и согласных в корне слова | В результате изучения темы учащиеся должны знать название значимых частей слова,уметь устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, иметь возможность работать проводить звуковой, звуко-буквенный разбор и разбор по составу, пользуясь памятками | |
7 | | | Правописание удвоенных согласныхв корне слова | |
8 | | | Правописание суффиксов. | |
9 | | | Правописание разделительных знаков | |
10 | | | Р.р.Письменное изложение повествовательного деформированного текста | | | |
11 | | | Проверочный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» | | |
12 | | | Самостоятельные и служебные части речи | В результате изучения темы учащиеся должны знать название значимых частей слова, уметь находить наречия среди данных слов и в тексте,анализировать таблицы, составлять текст-отзыв по картине. | |
13 | | | Грамматические признаки частей речи. | |
14 | | | Наречие. Р.р. Сочинение – отзыв по репродукции картины В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | |
15 | | | Наречие | |
16 | | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | |
1 | | | Имя существительное (35 ч.) Как определить падеж имени существительного | В результате изучения темы учащиеся должны знать название падежей, падежные и смысловые вопросы падежей, склонения существительных. Уметь изменять имена существительные по падежам, соблюдать нормы употребелния в речи неизменяемых существительных, определять принадлежность имен существительных к склонению научиться применять алгоритм принадлежности имен сущ-х к склонению иметь возможность оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Личностные результаты Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметныерезультаты Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | |
2 | | | Падежные формы именительного и винительного падежей имени существительного Различение падежных и смысловых вопросов | |
|
3 | | | Несклоняемые имена существительные Как определить склонение имени существительного | |
4 | | | 1 –е склонение имен существительных Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | |
5 | | | Р.р. Составление сочинения по репродукции картины А.Пластова «Первый снег»(сочинение - описание) | |
6 | | | 2-е склонение имен существительных | |
7 | | | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. | |
8 | | | 3-е склонение имен существительных Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | |
9 | | | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | В результате изучения темы учащиеся должны знать название падежей, падежные и смысловые вопросы падежей, склонения существительных, падежные окончания существительных 1,2,3 склонения. Уметь изменять имена существительные по падежам, соблюдать нормы употребелния в речи неизменяемых существительных, определять принадлежность имен существительных к склонению, обосновывать написание безударного падежного окончания существительного.научиться применять алгоритм принадлежности имен сущ-х к склонению иметь возможность оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | |
10 | | | Именительный и винительный падежи. Контр.списывание. | |
11 | | | Родительный падеж. Восстановление деформированного текста. Самостоятельная работа | |
12 | | | Именительный, родительный, дательный, винительный падежи одушевленных имен существительных | |
13 | | | Именительный, родительный, дательный, винительный падежи одушевленных имен существительных | |
14 | | | Дательный падеж | |
15 | | | Творительный падеж | |
16 | | | Правописание существиетльных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | |
17 | | | Предложный падеж | |
18 | | | Предложный падеж | |
19 | | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | |
20 | | | Восстановление деформированного текста. | |
21 | | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | |
22 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах». | |
23 | | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | | | |
24 | | | Р.р. Состаление текста- отзыва по картине В. Тропинина «Кружевница» | |
25 | | | Склонение имен существительных во множественном числе | В результате изучения темы учащиеся должны знать название падежей, падежные и смысловые вопросы падежей, склонения существительных, падежные окончания существительных 1,2,3 склонения. Уметь, определять принадлежность имен существительных к склонению, обосновывать написание безударного падежного окончания существительных множественного числа научиться применять алгоритм принадлежности имен сущ-х к склонению иметь возможность находить и исравлять ошибки в тексте. | |
26 | | | Окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже | |
27 | | | Окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже | |
28 | | | Окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Словарный диктант | |
29 | | | Винительный падеж одушевленных имен существительных | |
30 | | | Дательный, творительный, предложный падежи | |
31 | | | Р.р.Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану | |
32 | | | Дательный, творительный, предложный падежи | | |
33 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
34 | | | Обобщение знаний об имени существительном | |
35 | | | Проект «Говорите правильно!» | |
1 | | | Имя прилагательное (24 ч.) Значение и употребление в речи имен прилагательных Образование уменьшительно –ласкательной формы имен прилагательных с помощью суффиксов | В результате изучения темы учащиеся должны знать грамматические признаки имен прилагательных, роль прилагательных в речи Уметь находить в тексте имена прилагательные, образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов,научитьсяпроводить лексический анализ прилагательных.иметь возможность исследовать художественный текст с целью наболюдения за именами прилагательными, работать в группе и паре. | Личностные результаты Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметныерезультаты Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | |
2 | | | Род и число имен прилагательных Проект «имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина | |
3 | | | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. | |
4 | | | Р.р. Составление текста – рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | |
5 | | | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | В результате изучения темы учащиеся должны знать название падежей, падежные и смысловые вопросы падежей, Уметь изменять имена прилагательные по падежам, обосновывать написание безударного падежного окончания прилагательного.научиться применять алгоритм определения безударного окончания имени прилагательного иметь возможность выбирать наиболее рациональный способ проверки безударного окончания прилагательного | | |
6 | | | Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |
7 | | | Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |
8 | | | Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |
9 | | | Именительный, винительный, родительный падежи. Самостоятельная работа | |
10 | | | Творительный и предложный падежи | |
11 | | | Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей | |
12 | | | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе | |
13 | | | Именительный и винительный падежи прилагательных женского рода в единственном числе | |
14 | | | Родительный, дательный, творительный падежи прилагательных женского рода в единственном числе. | |
15 | | | Родительный, дательный, творительный падежи прилагательных женского рода в единственном числе | |
16 | | | Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных в ед.числе» | |
17 | | | Склонение имен прилагательных во множественном числе | |
18 | | | Р.р. составление текста по репродукции картины Н. Рериха «Заморские гости | |
19 | | | Именительный и винительный падеж прилагательных во множественном числе | | | |
20 | | | Родительный и предложный падежи прилагательных во множественном числе | |
21 | | | Дательный и творительный падежи прилагательных во множественном числе | |
22 | | | Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста | |
23 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | |
24 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
1 | | | Личные местоимения (5 ч.) Роль местоимений в речи Личные местоимения | В результате изучения темы учащиеся должны Уметь находить в тексте местоимения ,определять их грамматические признаки научитьсязаменять повторяющиеся в тексте существительные местоимениями.иметь возможность оценивать свою работу и работу партнера | Метапредметныерезультаты Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | |
2 | | | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица ед.и мн. числа | |
3 | | | Склонение личных местоимений 3-го лица ед.и мн. числа | |
4 | | | Правописание косвенных форм личных местоимений | |
5 | | | Контрольный диктант по теме «Личные местоимения» | | | |
1 | | | Глагол (29 ч.) Роль глаголов в языке | В результате изучения темы учащиеся должны знать грамматические признакиглаголов, их роль в речи. Уметь находить в тексте глаголы, изменять их по лицам, числам, временам научиться группировать глаголы относительно спряжения .иметь возможность работать в группе и паре, выполнять проект и выступать с его презентацией. Метапредметныерезультаты Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Личностныерезультаты Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
2 | | | Изменение глаголов по временам | |
3 | | | Неопределенная форма глагола | | |
4 | | | Неопределенная форма глагола. Контрольное списывание | |
5 | | | Р.р. Контрольно изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану | |
6 | | | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | |
7 | | | Определение лица и числа глаголов | |
8 | | | Спряжение глаголов. Самостоятельная работа | |
9 | | | Правописание окончаний глаголов во 2- ом лице настоящего и будущего времени | | | |
10 | | | Р.р.Сочинение по картине И.Левитана «Весна. Большая вода» | |
11 | | | Спряжение глаголов в настоящем времени | |
12 | | | Спряжение глаголов в будущем времени | |
13 | | | Спряжение глаголов в сложном будущем времени | |
14 | | | Способы определения спряжения глагола | В результате изучения темы учащиеся должны знать способы определения спряжения глагола, правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Уметь обосновывать правильность написания безударного окончания глаголов, устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания подробно воспроизводить содержание повествовательного текста. Иметь возможность работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола,. | |
15 | | | Способы определения спряжения глагола. Контрольное списывание. | |
16 | | | Способы определения спряжения глагола. | | | |
17 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | |
18 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | |
19 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | |
20 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | |
21 | | | Возвратные глаголы | |
22 | | | Правописание возвратных глаголов | |
23 | | | Восстановление деформированного текста. Самостоятельная работа | |
24 | | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | |
25 | | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | |
26 | | | Морфологический разбор глагола | |
27 | | | Обобщение по теме «Глагол» | |
28 | | | Р. Р. Подробное изложение повествовательного текста | |
29 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол" | | |
1 | | | Повторение (11 ч.) Язык и речь Текст | В результате изучения темы у учащихся д. б. сформированы умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Метапредметные результаты Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | |
|
2 | | | Предложение и словосочетание | |
3 | | | Предложение и словосочетание. Самостоятельная работа | В результате изучения темы у учащихся д. б. сформированы умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. | |
4 | | | Лексическое значение слова | |
5 | | | Р.р. Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь» | |
6 | | | Состав слова | |
7 | | | Итоговый контрольный диктант | |
8 | | | Части речи | |
9 | | | Р. . Изложение повествовательного текста | |
10 | | | Части речи Звуки и буквы | |
11 | | | Что мы узнали и чему научились в 4 классе | |