Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Авторская программа: Программа курса «Литература».5 – 9 классы/авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 208 с. – (ФГОС.Инновационная школа).
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
9 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ ( 2 часа )
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 часов)
У.ШЕКСПИР ( 4часа)
Жанровое своеобразие драматургии У.Шекспира. Проблематика трагедий. Низкое и высокое, сиюмитнуе и общечеловеческое, злое и доброе в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в русском искусстве 20 века.
Теория литературы: Трагедия, мистерия, сага, эпоха Возрождения.
Ж.Б.МОЛЬЕР (3 ч.)
Краткое сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б.Мольера. Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.
И.В.ГЕТЕ (4 ч.)
Краткие сведения о поэте. И.В.Гете – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. И.В.Гете в России.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение..
Внутрипредметные и межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)
А.Н.РАДИЩЕВ (2 часа)
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 56 часов)
Характеристика литературных явлений этого периода: классицизм, сентиментализм, романтизм.
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.
Внутрипредметные и межпредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии, романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ (8 часов)
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов.
Внутрипредметные и межпредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский»; музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН (15 часов)
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.):«К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы:эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма, реализм, пародия, трагедия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Внутрипредметные и межпредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине»; портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIXвека; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (9 часов)
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ двух образов.
Внутрипредметные и межпредметные связи:Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст; репродукции картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ (10 часов)
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Теория литературы: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть; ирония, художественное бытописание, литература путешествий, гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика.
Внутрипредметные и межпредметные связи:Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте; портрет Н.В. Гоголя;поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Ф.И.ТЮТЧЕВ (2 часа)
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция автора, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.
Теория литературы: философская лирика, философская миниатюра.
А.А.ФЕТ (2 часа)
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Любовь и природа и человек: «Какая ночь!», !Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец Аллеи…». Художественное своеобразие стихотворений.
Н. А.НЕКРАСОВ (2 часа)
Творческая биография Н.А.Некрасова. Отражение в лирике гражданской поэзии и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова»
Теория литературы: гражданская лирика.
Ф.М.Достоевский (4 часа)
Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь.
Теория литературы: тема «маленького человека»
Л,Н. ТОЛСТОЙ (4 часа)
Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образов.
Теория литературы: автобиографическая проза (развитие представлений)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 25 часов)
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛА ХХ ВЕКА (1 час)
Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. Всеобщая тяга к культуре.
Теория литературы: Серебряный век, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм.
М.ГОРЬКИЙ (4 часа)
Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М.Горького. Рассказ «Челкаш». Рассказы «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы» - по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человеческого в человеке; художественная идея. «Песня о Буревестнике»
Теория литературы: романтические и реалистические черты, новый тип героя, образ-символ.
ИЗ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (6 часов)
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, Н.С.Гумелева, А.А.Ахматовой). Основные темы и мотивы.
Теория литературы: авангардизм, модернизм; фольклор и литература.
М.А.БУЛГАКОВ (4 часа)
Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы. Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.
Теория литературы: персонаж, имя которого стало нарицательным.
М.А.ШОЛОХОВ (4 часа)
Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М.А.Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)
Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т.Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике. Художественное своеобразие лирики А.Т.Твардовского о войне.
А.И.СОЛЖЕНИЦЫН (4 часа)
Основные вехи биографии писателя. А.Т.Твардовский в писательской судьбе А.И.Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реализм и художественные обобщения в рассказе. Традиции Н.А.Некрасова. Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль»
2.Тематическое планирование
9 класс
Разделы
Кол-во часов
Темы
Кол-во часов
ВВЕДЕНИЕ
2
Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой
2
Из зарубежной литературы
11
У.Шекспир
4
Ж.Б.Мольер
3
И.В.Гете
4
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
1
«Слово о полку Игореве»
5
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
2
А.Н.Радищев
2
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
56
А.С. Грибоедов
8
А.С.Пушкин
15
М.Ю.Лермонтов
9
Н.В.Гоголь
10
Ф.И.Тютчев
2
А.А.Фет
2
Н.А.Некрасов
2
Ф.М.Достоевский
4
Л.Н.Толстой
4
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
25
Литературный процесс начала 20 века
1
М.Горький
4
Из поэзии серебряного века
6
М.А.Булгаков
4
М.А.Шолохов
4
А.Т.Твардовский
2
А.И.Солженицын
4
ИТОГО
102 часа
КАЛЕНДАРНО НО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№
Содержание урока ( раздел, тема)
Кол-во часов
Дата проведения
Оборудование
по плану
факт
ВВЕДЕНИЕ
2
1
Своеобразие курса литературы 9 класса, историко-литературный процесс. Литературные направления, школы
1 ч.
2.09
таблица
2
Литература и история; этические и эстетические взгляды.
Образ поэта в представлении Лермонтова. «Поэт», «Пророк».
1 ч.
23.12
47
М.Ю.Лермонтов. Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя я так пылко люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно…», «Дума», «Молитва»
1 ч.
27.12
48
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Сюжет, фабула, композиция. Место и роль двух предисловий.
1 ч.
28.12
Видеоурок
презентация
49
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя.
1 ч.
10.01
50
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин и другие персонажи.
1 ч.
11.01
таблица
51
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Внутренняя связь проблематики романа с лирикой Лермонтова.
1 ч.
13.01
52
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Художественное совершенство романа. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист»
1 ч.
17.01
53
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». В.Г.Белинский о романе.
1 ч.
18.01
Н.В.Гоголь
10 ч
54
Н.В.Гоголь. Творческая биография Гоголя.
1 ч.
20.01
55
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: образы помещиков.
1 ч.
24.01
таблица
56
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Помещичий быт.
1 ч.
25.01
57
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Помещичий быт.
1 ч.
27.01
58
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Чиновничий быт.
1 ч
31.01
59
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям.
1 ч.
1.02
Видеоурок
презентация
60
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям.
1 ч.
3.02
61
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям.
1 ч.
7.02
62
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям.
Ф.И.Тютчев. Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика размышлений и философская лирика.
1 ч.
14.02
65
Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и др. стихотворения. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта. Художественное своеобразие стихотворений.
1 ч.
15.02
аудиозапись
А.А.Фет
2 ч
66
А.А.Фет. Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики.»Какая ночь!...», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…»
1 ч.
17.02
аудиозапись
67
А.А.Фет Любовь, природа и человек в поэзии Фета. Художественное своеобразие стихотворений.
1 ч.
21.02
Н.А.Некрасов
2 ч
68
Н.А.Некрасов. Творческая биография.
1 ч.
22.02
69
Н.А.Некрасов. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова»
1 ч.
24.02
аудиозапись
Ф.М.Достоевский
4 ч
70
Ф.М.Достоевский. Основные вехи биографии. Обзор творчества.
1 ч.
28.02
71
Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». Материальное и духовное в повести.
1 ч.
1.03
72
Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». Характеристика образов. Позиция писателя.
1 ч.
3.03
73
Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека». Достоевский и Гоголь.
1 ч.
7.03
таблица
Л.Н.Толстой
4 ч
74
Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии
1 ч.
8.03
75
Л.Н.Толстой. Повесть «Юность». Автобиографическая проза. Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности.
1 ч.
10.03
76
Л.Н.Толстой. Повесть «Юность». Основные приёмы создания образа.
1 ч.
14.03
77
Л.Н.Толстой. Повесть «Юность». Творческая работа. Сочинение по самостоятельно сформулированным темам.
1 ч.
15.03
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
25 ч
Литературный процесс начала 20 века
1 ч
78
Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. Всеобщая тяга к культуре.
1 ч.
17.03
М. Горький
4 ч
79
М. Горький. Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Рассказы «26 и одна», «Супруги Орловы»
1 ч.
21.03
80
М. Горький. Рассказы «Челкаш». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого.
1 ч.
22.03
таблица
81
М. Горький. Рассказы «Челкаш». Основная идея произведений.
1 ч.
24.03
82
М. Горький.«Песня о буревестнике».
1 ч.
4.04
Из поэзии серебряного века
6 ч
83
Многообразие поэтических голосов эпохи.
1 ч.
5.04
84
Стихи А.Блока. Основные темы и мотивы
1 ч.
7.04
аудиозапись
85
Стихи С.Есенина. Основные темы и мотивы
1 ч.
11.04
аудиозапись
86
Стихи В.Маяковского. Основные темы и мотивы
1 ч.
12.04
аудиозапись
87
Стихи А.Ахматовой и М.Цветаевой. Основные темы и мотивы
1 ч.
14.04
аудиозапись
88
Стихи Н.С.Гумилева. Основные темы и мотивы.
1 ч.
18.04
аудиозапись
М.А.Булгаков
4 ч
89
М.А.Булгаков Основные вехи биографии.
1 ч.
19.04
90
М.А.Булгаков «Собачье сердце». Основная проблематика и образы.