kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа 6 класс по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 классы (Е.А.Быстрова в расчете 8 часов в неделю (204 ч. в год))

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс по ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ст.- Дракинская средняя общеобразовательная школа»


Ковылкинского района Республики Мордовия

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Шаронова Т.С..

Протокол № ___ от _______________2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ» _____________Степанова Н.Ф.

« » 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ»

________________ Вельмякина Е.Н.

Приказ № ___ от ___________________ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2016-2017 учебный год

6 класс


Составитель: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ» Виляева В.П.




с. Ст. Дракино



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова) в расчёте 6 часов в неделю (204 ч. в год).

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Обучение русскому языку должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем обеспечить базу для дальнейшего изучения русского языка.

Цели и задачи изучения учебного предмета

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому само-совершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информациоцный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

З а д а ч и предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:

  • формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

  • усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;

  • овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

  • формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.



Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнацио­нального общения и консолидации народов России. Русский язык – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.

При составлении рабочей программы внесены следующие изменения:

- изменено количество часов, отведённое на изучение разделов и тем.


Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

общеобразовательного учреждения


Федераль­ный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ» предусматривают обязательное изучение русского (неродного) языка в VI классе - 204часа.

Результаты освоения курса

Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.

Предметные: овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.

В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах являются следующие.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникатинной компетенции. Реализация этой цели формирует речевую деятельность во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции.

Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.

В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.

II. Умения: — определять глаголы изъявительного наклонения и правильно употреблять их в речи;

— определять глаголы условного наклонения, правильно образовывать и употреблять их речи;

— интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения;

— правильно образовывать, писать, употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола.

Повторение

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

К концу VI класса учащиеся должны овладеть следую­щими умениями и навыками:

— производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе ча­стей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

— с помощью толкового словаря выяснять нормы употребле­ния слова;

— соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфогра­фические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подроб­но, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систе­матизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать со­держание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.



Содержание программы



с определением основных видов учебной деятельности

6 КЛАСС (210 ч,)

Повторение изученного в 5 классе

Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.

Развитие речи

Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.

Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.

Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.


Осознавать роль русско­го языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни об­щества.

Извлекать информацию из раз­личных источников, представ­лять и передавать ее с учетом заданных условий общения.



Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые сло­ва, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексиче­ские и грамматические сред­ства связи предложений тек­ста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композици­онные элементы абзаца и це­лого текста (зачин, средняя часть, концовка). Устанавливать принадлеж­ность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характери­зовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательнос­ти изложения, уместности и целесообразности использо­вания лексических и грамма­тических средств связи

Делить текст на смысловые части, осуществлять информа­ционную переработку текста, передавая его содержание в ви­де плана, схемы, таблицы и т.п. Создавать и редактировать собственные тексты различ­ного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к пост­роению связного текста. Различать тексты разговор­ного характера, научные, публицистические, офици­ально-деловые, тексты худо­жественной литературы. Устанавливать принадлеж­ность текста к определенной функциональной разновид­ности языка.

Сравнивать речевые высказы­вания с точки зрения их со­держания, принадлежности к определенной функциональ­ной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные выска­зывания разных стилей, жан­ров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последо­вательность, связность, соот­ветствие теме и др.). Оценивать чужие и собствен­ные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требовани­ям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостат­ки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом


Повторение изученного в 5 классе

Лексика

Слово и его значения. Паронимы.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхожде­ния: исконно русские и заим­ствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неоло­гизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе раз­вития языка.

Лексика русского языка с точ­ки зрения сферы ее употреб­ления: общеупотребительные слова и диалектизмы, тер­мины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

Стилистическая окраска сло­ва. Стилистически нейтраль­ная, высокая и сниженная лексика.

Развитие речи

Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.

Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.

Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.


Группировать слова по темати­ческим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному за­пасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический ана­лиз слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.

Осуществлять выбор лекси­ческих средств и употреблять их в соответствии со значе­нием и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и вырази­тельного словоупотребления. Извлекать необходимую ин­формацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, уста­ревших слов, иностранных слов, фразеологического сло­варя) и использовать ее в раз­личных видах деятельности


Фразеология Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборота­ми. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их упо­требления в речи. Пословицы, поговорки, афо­ризмы, крылатые слова. От­ражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеоло­гии



Осознавать основные понятия фразеологии.

Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочета­ния слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразео­логические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств лек­сики и фразеологии в речи. Извлекать необходимую ин­формацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, ус­таревших слов, иностранных слов, фразеологического сло­варя) и использовать ее в раз­личных видах деятельности


Морфемика. Словообразование

Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раз­дел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная це­почка. Основные способы об­разования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффик­сальный, приставочно-суф- фиксальный, бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательные и мор­фемные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и слово­образования.

Этимология как раздел язы­кознания.

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Развитие речи

Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.

Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.

Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.



Различать изученные спосо­бы словообразования слов; составлять словообразова­тельные пары и словообра­зовательные цепочки слов; характеризовать словообразо­вательные гнезда, устанавли­вая смысловую и структурную связь однокоренных слов; на­блюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи.

Использовать морфемный, словообразовательный сло­вари.

Применять знания и умения по морфемике и словообразо­ванию в практике правописа­ния, а также при проведении грамматического и лексиче­ского анализа слов






Морфология

Морфология как раздел грам­матики

Система частей речи в рус­ском языке

Овладеть основными поняти­ями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грам­матического значения слова в отличие от лексического зна­чения.

Распознавать самостоятель­ные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи.

Анализировать и характеризо­вать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор сло­ва); грамматические слово­формы в тексте


Имя существительное

Имя существительное как часть речи, общее граммати­ческое значение, морфологи­ческие свойства, синтакси­ческие функции. Род, число, падеж имени суще­ствительного. Имена суще­ствительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен суще­ствительных. Склоняемые, несклоняемые и разноскло­няемые имена существитель­ные.

Употребление существитель­ных в речи.

Развитие речи

Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.

Обучающиеся должны уметь: различать  существительное среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор  существительного; создавать тексты типа описания.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.


Распознавать одушевлен­ные и неодушевленные, соб­ственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые име­на существительные, име­на существительные общего рода, имена существитель­ные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приво­дить соответствующие при­меры.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен сущест­вительных.

Группировать имена существи­тельные по заданным морфо­логическим признакам

Правильно употреблять не­склоняемые имена суще­ствительные; согласовывать имена прилагательные и гла­голы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с не­склоняемыми существитель­ными, со сложносокращен­ными словами.

Использовать в речи имена существительные с суффик­сами оценочного значения; синонимичные имена суще­ствительные для связи предло­жений в тексте и частей текста.



Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды прилагательных по значению.

Степени сравнения качествен­ных прилагательных, их обра­зование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагатель­ные, их грамматические при­знаки.

Употребление прилагатель­ных в речи.

Развитие речи

Употребление в речи  прилагательных. Описание  природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки  прилагательного; способы образования  прилагательных; правописание не с  прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.

Обучающиеся должны уметь: различать  прилагательное среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине;  выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.


Анализировать и характеризо­вать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагатель­ного, определять его синтак­сическую роль.

Распознавать качественные, относительные и притяжатель­ные, полные и краткие имена прилагательные; приводить со­ответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; пра­вильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилага­тельных; анализировать со­ставные формы сравнитель­ной и превосходной степени; правильно произносить при­лагательные в краткой фор­ме (ставить ударение); опре­делять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилага­тельные по заданным морфо­логическим признакам. Правильно употреблять им. прил. с сущ-ыми общего рода; с су­ществительными, имеющими форму только множественно­го или только единственного числа; с несклоняемыми су­ществительными, со сложно­сокращенными словами; от­носительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Исп-ать в речи синони­мичные им. прилагатель­ные, имена прилагательные в роли эпитетов.


Глагол

Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совер­шенного и несовершенного вида. Переходные и непере­ходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и про­шедшее время глагола в изъ­явительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в ре­чи.

Развитие речи

Употребление в речи   глагола.  Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки  глагола; способы образования  глагола ; правописание  суффиксов глаголов.

Обучающиеся должны уметь: различать  глагол среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ  на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.


Местоимение

Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоиме­ний по значению и граммати­ческим признакам. Склоне­ние местоимений. Употребление местоимений в речи

Развитие речи

Употребление в речи  местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки   местоимения; способы образования  местоимений; правописание  местоимений.

Обучающиеся должны уметь: различать   местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор  местоимения; писать  изложение с элементами сочинения,  составлять рассказ по сюжетным рисункам.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.



Имя числительное

Имя числительное как часть речи, его общее грамматиче­ское значение, морфологи­ческие свойства, синтакси­ческие функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных раз­ных разрядов.

Употребление числительных в речи.

Развитие речи

Употребление в речи  прилагательных. Устное выступление.  Выборочное изложение.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки  числительного; способы образования числительных; правописание числительных.

Обучающиеся должны уметь: различать  числительное  среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ;  сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием


Наречие

Наречие как часть речи, его общее грамматическое зна­чение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфоло­гические особенности и син­таксическая роль в предложе­нии


Повторение изученного
































Анализировать и характеризо­вать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, раз­носпрягаемые глаголы, глаго­лы совершенного и несовер­шенного вида, переходные и непереходные глаголы, без­личные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответ­ствующие примеры. Опреде­лять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по за­данным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при

глаголах имена существитель­ные в косвенных падежах, со­гласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с под­лежащим, выраженным име­нем существительным сред­него рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категорич­ности при выражении воле­изъявления; соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.










Анализировать и характеризо­вать общее грамматическое значение местоимения, мор­фологические признаки мес­тоимений разных разрядов, определять их синтаксичес­кую роль.

Сопоставлять и соотносить

местоимения с другими час­тями речи.

Распознавать местоимения разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по паде­жам местоимения разных раз­рядов.

Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать место­имения в речи в соответствии с закрепленными в языке эти­ческими нормами













Анализировать и характеризо­вать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числитель­ного, определять синтаксиче­скую роль имен числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количествен­ные, порядковые, собира­тельные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по па­дежам сложные и составные имена числительные и упот­реблять их в речи. Группировать имена числи­тельные по заданным морфо­логическим признакам. Правильно употреблять чис­лительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с имена­ми существительными; пра­вильно использовать имена числительные для обозначе­ния дат, перечней и т.д. в де­ловой речи.













Анализировать и характеризо­вать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, опреде­лять его синтаксическую фун­кцию.

Распознавать наречия раз­ных разрядов; приводить со­ответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории со­стояния и наречия


Осознавать роль русского языка в жизни общества, го­сударства, в мире

Знать признаки текста. Опре­делять тему, основную мысль текста, ключевые слова, ви­ды связи предложений в тек­сте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять мик­ротемы текста, делить его на абзацы; знать композицион­ные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Создавать и редактироватьсобственные тексты различ­ного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к пост­роению связного текста. Устанавливать принадлеж­ность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характери­зовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательнос­ти изложения, уместности и целесообразности использо­вания лексических и грамма­тических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информа­ционную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, слож­ного), схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговор­ного характера, научные, публицистические, офици­ально-деловые, тексты худо­жественной литературы. Устанавливать принадлеж­ность текста к определенной функциональной разновид­ности языка.

Сравнивать речевые высказы­вания с точки зрения их со­держания, принадлежности к определенной функциональ­ной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные выска­зывания разных стилей, жан­ров и типов речи Соблюдать нормы построения текста (логичность, последо­вательность, связность, соот­ветствие теме и др.). Оценивать чужие и собствен­ные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требовани­ям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостат­ки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

















Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Контрольные работы (диктанты, тестирование)

Развитие речи

I.

Русский язык в нашей жизни

1

1

-


II.

Речь

13

10

1

2

III.

Лексика. Фразеология

7

4

1

2

IV.

Синтаксис и пунктуация

21

14

1

6

V.

Состав слова. Словообразование. Орфография

18

13

2

3

VI.

Морфология

100

71

5

24

 VII.

Повторение.

42


30

6

6


Резерв

2

-

-

-

 

Итого

204

143

16

43

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание учебного материала

Тип урока

Информациионно-методическое обеспечение

Планируемый результат

и уровень освоения, учебно-познавательная компетенция

Вид и объект текущего контроля

Дата проведения


План

Факт


1 четверть






План

Факт

1

Русский язык в нашей жизни.

Вводный

Высказывания писателей о русском языке

Знать и понимать, что русский язык – средство межнационального общения; уметь составлять устное высказывание типа рассуждение на заданную тему

Выразительное чтение, беседа, работа с учебником




2

Речь. Текст. Тема и основная мысль текста (повторение).

повторение


Знать признаки текста. Уметь доказать, что представленный набор предложений – текст; определять тему текста, основную мысль, уметь составлять собственный текст на заданную тему.

Вопросы, работа с текстом в учебнике




3

План текста.

повторение


Уметь делить текст на смысловые части, составлять план

Вопросы, пересказ по плану




4

Способы связи предложений в тексте.

повторение

Таблица «Способы связи предложений в тексте»

Уметь определять способ связи во фрагментах текста, сохранять стилевые и речевые особенности текста при пересказе, составлять небольшой текст с последовательной связью.

Вопросы, самостоятельная работа по составлению схем, написание сочинения-описания




5

Типы речи.

повторение

Таблица «Типы речи»

Знать определения типов речи. Уметь различать типы речи, составлять тексты из указанных предложений

Составление рассказа




6

Разговорная речь.

Урок развития речи

Иллюстрации к басне А.Крылова «Слон и Моська»

Уметь составлять развёрнутые диалоги по предложенным темам и ситуациям

Вопросы, составление диалогов




7

Книжная речь.

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Стили книжной речи»

Знать и различать стили книжной речи

Составление текста, пересказ




8

Книжная речь. Закрепление.

Урок развития речи

Таблица «Стили книжной речи»

Уметь различать стили книжной речи

Работа над упражнениями




9

Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка.

Урок развития речи

Тексты художественных произведений

Знать определения эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения

Тест «Изобразительно-выразительные средства языка»




10-11

Р.р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр. 36(1-3)

Урок развития речи

Репродукция «Золотая осень» И.И.Левитан

Уметь строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения

Устное сочинение, работа с текстом




12

Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием.

Урок контроля


Владеть орфографическими и пунктуационными навыками

Контрольный диктант с грамм. зад.




13

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение орфографии.

Урок работы над ошибками

Индивидуальные карточки

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь сравнивать и анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ними

Работа над ошибками, работа по индивидуальным карточкам




14

Лексика и фразеология. Какие слова мы называем устаревшими

Урок усвоения новых знаний

Иллюстрированный толковый словарь В.Даля

Знать основные лексические понятия. Уметь пользоваться словарём, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимать их назначение и роль в тексте.

Работа со словарём, работа с текстом, поисковая работа




15

Новые слова в русском языке. Неологизмы.

Урок усвоения новых знаний

Использование презентации

Словари

Знать понятие неологизмы, пути пополнения словарного запаса русского языка. Уметь находить неологизмы в текстах упражнений, объяснять лексическое значение слов

Работа со словарём




16

Что такое фразеологизмы

Урок усвоения новых знаний

Презентация. Словарь фразеологизмов русского языка

Знать, что такое фразеологизмы, понимать значение, их роль обогащения речи.Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами.

Работа со словарём




17

Фразеологизмы в нашей речи

Урок усвоения новых знаний

Словарь фразеологизмов русского языка

Уметь употреблять фразеологизмы в речи, заменять слова синонимичными им фразеологизмами.

Работа со словарём, выполнение заданий




18-19

Р.р. Изложение «Цена песенки»

Урок развития речи

текст

Уметь воспринимать текст на слух, выделять глав­ную информацию, вычленять структурные части текста, пе­ресказывать основное содер­жание прослушанного текста.

Подробное изложение




20

Тест по теме «Лексика и фразеология»

Урок контроля

Тесты

Уметь использовать полученные знания по теме, владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля.

Тест




21

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (повторение)

Урок повторение

Таблица «Словосочетание»

Знать определения словосочетания, строение. Уметь различать словосочетание и предложение, вычленять из предложения словосочетания, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении.

Разбор словосочетания




22

Виды связи слов в словосочетании. Согласование.

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Словосочетание»

Знать виды связи слов в словосочетании; строение. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид связи по главному слову, самостоятельно строить словосочетания.

Работа с текстом




23

Управление.

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Словосочетание»

Знать вид подчинительной связи управление. Уметь определять способ подчинительной связи; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи.

Проблемные задания




24

Примыкание

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Словосочетание»

Знать вид подчинительной связи примыкание. Уметь определять способ подчинительной связи; грамотно употреблять словосочетания в речи.

Самостоятельная работа




25

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом сказки «Хитрая Ворона и одноухий разбойник» (упр.70, стр. 39)

Урок развития речи

-

Уметь составлять план текста, составлять краткий пересказ текста

Работа с текстом, разбор слов по составу, краткий пересказ текста




26

Грамматическая основа предложения

Урок повторение

Таблица «Предложение»

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражение мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

Работа с текстом




27

Главные и второстепенные члены предложения

Урок повторение

Таблица «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения»

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы.

Выборочный диктант






28-29

Р.Р. Работа с текстом (упр. 71). Составление плана, пересказ. Краткое изложение

Урок развития речи

-

Осмысленно читать, понимать и пересказывать художествен­ный текст, разбивать текст на смысловые части, составлять сложный план, подробно пе­ресказывать содержание про­читанного текста, сохранять в тексте изложения структуру ис­ходного текста и языковые средства выразительности, со­блюдать последовательность и связность изложения, пере­давать содержание.

Составление плана, пересказ




30

Предложения с однородными членами

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Однородные члены предложения» Презентация

Знать опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь находить одн.чл. в предложении; правильно соблюдать перечислительную интонации при чтении.

Синтаксический разбор предложений, схема предложения с о.ч.




31

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок усвоения новых знаний


Знать опознавательные признаки однородных членов предложения; что такое обобщающее слово, роль в речи. Уметь находить одн.члены, правильно расставлять знаки препинания, уметь составлять схемы предложений с однородными членами.

Тест




32-33

Р.р. Работа с текстом (упр.88, стр.49).План текста.

Р.р. Подробное изложение по тексту (упр. 88, стр.49)

Урок развития речи

-

Уметь определять тип речи текста, находить в тексте предложения с однородными членами, составлять схемы предложений с одн.чл. Уметь разбивать текст на смысловые части. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Составление схем предложений с о.ч. Составление плана. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетании. Написание подробного изложения.




34

Порядок слов в предложении

Урок усвоения новых знаний

Индивид.карт.

Знать особенности предложений с прямым и обратным порядком слов. Уметь находить в тексте предложения с обратным и прямым порядком слов

Вопросы. Пересказ.




35

Простые и сложные предложения

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Простое предложение», «Сложное предложение»

Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы; составлять предложения по указанным схемам.

Выборочный

диктант






36

Административный контрольный диктант за 1 четв.

Урок контроля

-

Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация»

Контрольный диктант




37

Анализ административного контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок работы над ошибками

Тесты, индивид.карточки

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Тест, индивид.задания




38

Сложные предложения

Урок усвоения новых знаний

кластер

Знать структуру сложными предложениями. Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы; составлять предложения по указанным схемам

Словарный диктант




39

Предложения с прямой речью

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Знать определение понятий «прямая речь», «слова автора».

Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, их схемы.

Диктант




40

Тренировочные упражнения над предложениями с прямой речью

Урок -практикум

раздаточный материал

Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, их схемы

Сотавление предложений по схемам




41

Самостоятельная работа по пройденным темам

Урок -практикум

См стр 58 упр 100 учеб

Уметь правильно ставить знаки в требуемых заданиях

Текст, ответы на вопросы




42

Состав слов. Словообразование. Орфография. Состав слова (повторение)

Урок повторения

Презентация

Знать понятие морфема, виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Уметь производить разбор слова по составу

Опрос.

Выборочный диктант




43

Как образуются слова в русском языке

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Способы образования слов»

Знать основные способы образования слов; лексическое значение приставок, суффиксов. Уметь определять способ образования слова; производить словообразовательный разбор

Словарный диктант




44

Сложные слова

Урок усвоения новых знаний

/-/

Знать основные способы образования слов. Уметь распознавать сложные слова и определять способ их образования, образовывать сложные слова разными способами, писать сложные слова слитно или через дефис, правильно писать слова с корнем -пол

Тест «Проверь себя»




45

Р.р. Составление рассказа «Памятный день» (упр. 122)

Урок развития речи

-

Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ). Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданной темой

Составление рассказа




46

Словообразовательный разбор

Урок усвоения новых знаний

Схема,

памятка

Уметь производить словообразовательный разбор

Словарный диктант




47

Правописание безударных гласных в корне

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Правописание гласных в корне слова» http://shopedu.ru

Знать способы проеврки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами

Словарный диктант




48

Правописание корней с чередованием о//а, е//и

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Правописание гласных в корне слова»

Знать перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами

Индивид.карточки




49

Правописание корней с чередованием о//а, е//и. Закрепление

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Правописание гласных в корне слова»

Знать перечень корней с чередованием гласных.Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять их; работа со словарём, подбирать примеры с изученными орфограммами

Тест




50

Самостоятельная работа

практикум

индивидуальные карточки

Уметь правильно употреблять нужную орфограмму

карточки




51

Правописание приставок

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Правописание приставок»

Знать о роли приставок; написание неизменяемых приставок. Уметь правильно выделять приставки в словах и находить в них орфограммы, запомнить правописание некоторых приставок.

Выборочный диктант




52

Правописание приставок

Творческий диктант.

Урок усвоения новых знаний

Таблица «Правописание приставок»

Знать условия выбора буквы в приставках на з-с. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме.

Тест




53

Р.р.Работа с текстом. Составление плана. Пересказ (упр. 140).

Урок развития речи

-

Продолжить формировать умение работы с текстом, выделение ярких деталей при описании и составление собственного текста по образцу

Составление плана. Пересказ.




54-

55

Р.р. Сочинение о смелом поступке.

Урок развития речи

-

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой.

Сочинение .




56

Проверочный диктант по теме «Словообразование»

Урок контроля

-

Знать и уметь применять орфографические правила.

Проверочный

диктант




57

Анализ диктанта . Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками

-

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками. Тест.




58

Контрольное тестирование

Урок контроля

Раздат мат

Проверка знаний и умений по разделу «Состав слова»

Раз мат




59-60


Морфология. Имя существительное как часть речи (повторение)

Урок-повторение

Презентация

Уметь определять часть речи, морфологические признаки. Знать синтаксическую роль

Устный опрос




61



62



63



64

Как образуются имена существительные

Суффиксы –чик-, -щик-.





Административная контрольная работа

Работа над ошибками.Суффиксы –ств-, -ени-.Сочинение-миниатюра.


Урок усвоения новых знаний



УРР

Таблица

Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова, пользоваться словообразовательными словарями.

Словарный диктант




65

Склонение имён существительных (повторение)

Урок повторения

Таблица

Знать способы определения склонения сущ.Уметь определять тип склонения сущ.; определять падеж сущ. с помощью падежных вопросов, правильно писать падежные окончания.

Выборочный

диктант




66

Разносклоняемые имена существительные

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Знать основные морфологические признаки имени существительного.

Уметь склонять существительные на –мя; употреблять несклоняемые существительные.

Составление устного развёрнутого ответа




67-68

Р.р. Анализ текста (упр. 176). Рассуждение.

Урок развития речи


Знать особенности текста рассуждения, воспринимать исходный текст на слух, выделять главную информацию, уметь высказать свою мысль устно и письменно.

Работа с текстом




69

Неизменяемые имена существительные

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Знать, что большинство неизменяемых существительных – заимствованные слова. Уметь правильно употреблять неизменяемые имена существительные в косвенных падежах.

Творческая работа




70

Морфологический разбор имен существительного. Сочинение по поднятой проблеме

Урок усвоения новых знаний

карточки

Знать особенности текста рассуждения, , уметь высказать свою мысль устно и письменно.

Творческая работа




71

Правописание не с именами существительными

Урок развития речи

Таблица

Уметь разграничивать Не – приставку и НЕ – часть корня, правильно писать НЕ с существительными, использовать в речи существительные-синонимы с не и без не

Словарный диктант




72

Упражнения для закрепления по теме «Имя существительное». Тест

Урок-закрепление

Схема морфологического разбора имени существительного

Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного

Тест

Устный опрос




73

Р.р. Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Урок развития речи

Презентация

Знать особенности пейзажа как жанра живописи (значение композиции и цвета в пейзаже); уметь составлять текст сочинения по изображённому на картине, владеть устной и письменной речью.

Сочинение




74

Имя прилагательное как часть речи (повторение)

Урок повторения

Картинки с предметами

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательных. Уметь находить прилагательное в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных.

Устный опрос

Составление описания




75

Разряды имён прилагательных по значению

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать разряды мён прилагательных, их значение. Уметь отделять разряды имён прилагательных; подчёркивать их как члены предложения.

Устный тест

Чтение по ролям




76

Разряды имён прилагательных по значению. Закрепление

Урок закрепления новых знаний


Уметь отделять разряды имён прилагательных; подчёркивать их как члены предложения

Составление словосочетаний




77

Правописание окончаний имен прилагательных

Урок закрепления новых знаний


Уметь выбирать окончания у прилагательныях; подчёркивать их как члены предложения





78

Степени сравнения имён прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать о степенях сравнения имён прилагательных. Уметь актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных

Составление предложений




79

Сравнительная степень имён прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Знать формы сравнительной степени мён прилагательных. Уметь определять степени сравнения имён прилагательных по суффиксам

Составление устного доклада о прилагательном

Конструирование предложений




80

Р.р. Рассказ о климате родного края.

Урок развития речи


Уметь составлять короткий рассказ по опорным словам

Составление рассказа




81

Превосходная степень имён прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать способы образования превосходной степени имён прилагательных. Уметь образовывать формы превосходной степени имён прилагательных при помощи суффиксов

Заполнение таблицы

Корректирующая работа




82-82

Краткие и полные имена прилагательные

Урок усвоения новых знаний


Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.

Уметь различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Словарный диктант




83-85





86

Правописание не с именами прилагательными





Р.р. Работа с текстом (описание).упр 232

Урок усвоения новых знаний


Урок развития речи


Уметь правильно писать не с прилагательными

Запись по диктовку

Анализ текста описания




87-88

Р.р. Сочинение-описание «Русская зима» (упр.233)

Урок развития речи

Презентация

Знать структуру сочинения-описания. Уметь самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст

Написание сочинения




89

Морфологический разбор имени прилагательного.


Урок-закрепление


Схема морфологического разбора имени прилагательного

Знать и уметь производить морфологический разбор имени прилагательного.

уметь





90

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»

Урок контроля


Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Проверочный диктант




91

Анализ проверочного диктанта.


Что такое имя числительное

Работа над ошибками

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении.Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи.

Чтение текста и отдельных предложений с числительными




92

Разряды числительных по значению

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать разряды числительных

Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы.

Диктант




93

Имена числительные по составу

Словарный диктант.

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать признаки простых, сложных и составных числительных. Уметь различать простые, сложные и составные числительные; составлять словосочетания и предложения; определять падежи числительных.

Словарный диктант




94

Количественные имена числительные

Урок усвоения новых знаний


Знать разряды количественных числительных. Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять разряд и падежные формы.

Творческая работа




95

Склонение количественных имён числительных один, два, три, четыре

Урок усвоения новых знаний


Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного

Работа по таблице




96-97

Склонение количественных имён числительных сорок, девяносто, сто; пять - двадцать, тридцать и пятьдесят - восемьдесят

Урок усвоения новых знаний


Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного

Составление предложений




98

Склонение количественных имён числительных двести, триста, четыреста и все числительные на -сот

Урок усвоения новых знаний


Знать особенности склонения количественных имён числительных. Уметь определять падеж имени числительного

Самостоятельная работа




99



100

Склонение дробных имён числительных


Склонение собирательных имён числительных

Урок усвоения новых знаний


Знать особенности склонения количественных имён числительных

Уметь определять падеж имени числительного

Словарный диктант




101

Порядковые имена числительные

Урок усвоения новых знаний


Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложные прилагательные , в состав которых входит числительное. Уметь разграничивать разряды числительных, использовать их в речи





102

Морфологический разбор имени числительного

Урок-закрепление

Схема морфологического разбора числительного

Знать и уметь производить морфологический разбор числительного

Устный опрос Морфологический разбор

Тест




103-

Контрольная работа

Урок контроля знаний


Контроль ЗУН по теме «Числительное».





104-105

Р.р. Сочинение-описание «Мой день »(стр. 146)

Урок развития речи


Знать стилевые черты текста описание. Уметь создавать описание на основе увиденного; составлять план; высказывать свои мысли в письменной форме

Написание сочинения-описания




106

Что такое местоимение

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте. Уметь находить местоимения в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи.

Устный опрос




107

Личные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений

Работа с текстом

Устный опрос




108

Возвратное местоимение себя

Урок усвоения новых знаний


Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимении себя

Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять в составе фразеологизмов.

Письменная работа




109

Притяжательные местоимения

Урок усвоения новых знаний


Знать притяжательные местоимения, их склонение. Уметь различать личные местоимения от притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для нац.школ

Устный опрос

Выборочный диктант




110-111

Р.р. Краткое изложение (упр.297)

Урок развития речи


Знать структуру краткого изложения повествовательного текста, составление плана. Уметь излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Составление плана текста

Пересказ по плану




112

Указательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи; о написании союза зато и местоимения с предлогом за то. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте.

Письменная работа




113

Определительные местоимения

Урок усвоения новых знаний


Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, их морфологических признаках; синтаксической роли. Уметь находить в тексте определительные местоимения; различать определительные местоимения и составной превосходной степени прилагательного.

Самостоятельная работа

Устный опрос




114-115-116

Вопросительные и относительные местоимения

Урок усвоения новых знаний


Знать вопросительные местоимения, их значение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.

Устный опрос

Письменная работа




117

Неопределённые местоимения

Урок усвоения новых знаний

Презентация

Знать об отличительных признаках неопределённых местоимений, образовании, написании. Уметь находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль; написание не

Устный опрос

Выполнение упражнений




118-119

Р\р: Пересказ от третьего лица «Его каша»

Р/Р

стр 170 упр321

Уметь письменно пересказать текст от третьего лица





120-121

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения.Закрепление.

Урок усвоения новых знаний


Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения.

Уметь распознавать приставки не- и ни- ; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

Выполнение упражнений

Работа с текстом




122

Морфологический разбор местоимения.

Урок-закрепление

Схема морфологического разбора местоимения

Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения

Работа с текстом




123

Контрольное тестирование

Урок контроля знаний


Проверка ЗУН по теме «Местоимение»

тест




124

Что обозначают глаголы (повторение)

Работа над ошибками


Урок - повторение

Презентация

. Знать основные признаки глагола, отличать глаголы от других слов со значением действия. Уметь определять известные морфологические признаки глаголов

Выполнение упражнений

Устный опрос




125

Глаголы совершенного вида с приставками

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать отличие глаголов совершенного вида.

Уметь образовывать глаголы совершенного. Составлять с ними предложения.

Выполнение упражнений

Выборочный диктант




126

Как определить вид глагола по суффиксам

Урок усвоения новых знаний


Знать виды глаголов. Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Работа с текстом

Устный опрос




127

Употребление видов глагола в неопределённой форме

Урок усвоения новых знаний

Индивид.

карточки

Знать правила употребления видов глагола в неопределённой форме. Уметь использовать глаголы несовершенного вида в речи

Словарный диктант




128

Вид и время глаголов

Урок усвоения новых знаний


Знать о взаимосвязи вида и времени глаголов Уметь изменять глаголы по времена и правильно употреблять их в речи

Работа с таблицей,

Выполнение упражнений




129-130

Р.р.Подготовка и написание краткого изложения с элементами сочинения(упр.347). Работа с текстом.

Урок развития речи


Знать особенности написания краткого изложения, воспринимать исходный текст на слух, вычленять структурные части исходного текста. Уметь сжимать информацию и оформлять её в письменной форме, придумывать концовку текста.

Работа с текстом

Пересказ





131-132

Спряжение глаголов. Тест.

Урок усвоения новых знаний

Таблица

Знать спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола; знать таблицу глаголов второго спряжения.

Выполнение упражнений

Тест




133-134

Р/р: Сочинение-описание по картине Н.Н.Ромадина «Весенний день»

Урок развития речи


Уметь описать картину с использованием глаголов 1-2 спяжения

Работа над картиной




135-136

Переходные и непереходные глаголы

Урок усвоения новых знаний


Знать определения переходных и непереходных глаголов. Уметь определять принадлежность глаголов к переходным/ непереходным

Устный опрос

Выполнение упражнений




137

Возвратные глаголы

Урок усвоения новых знаний


Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи,

Творческий диктант




138-139

Правописание –тся и –ться в глаголах

Урок усвоения новых знаний

Индивид.

карточки

Знать основные правила орфографии

Уметь различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола

Устный опрос

Словарный диктант




140-141

Р.р.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Пейзаж с лыжниками» или «Зимнее солнце»

Урок развития речи


Знать структуру сочинения описания по картине. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану

Сочинение по картине




142-143

Безличные глаголы

Урок усвоения новых знаний


Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления.

Уметь определять безличные глаголы в речи

Выполнение упражнений

Опрос




144




145

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.



. Изъявительное наклонение. .Работа над упражнениями

Урок усвоения новых знаний

Индивид.

карточки

Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения. Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения; употреблять времена, соответствующие речевой ситуации.


Работа с текстом




146


147

Условное наклонение.


Уловное наклонение и его образование

Урок усвоения новых знаний


Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают. Уметь находить глаголы условного наклонения.

Устный опрос

Словарный диктант




148



149

Повелительное наклонение



Повелительное наклонение. Работа над пословицами

Урок усвоения новых знаний

Индивид.

карточки

Знать о понятии повелительного наклонения; значение, образование, изменение, употребление форм глаголов; предложения побудительные. Уметь писать глаголы в повелительном наклонении.

Работа с текстом




150


151

Правописание глаголов повелительного наклонения.

Употребление некоторых глаголов в повелительном наклонении

Урок усвоения новых знаний


Знать о понятии повелительного наклонения Уметь грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения»

Словарный диктант




152

Морфологический разбор глагола. Тест.

Урок-обобщение

Схема морфологического разбора глагола.

Знать порядок морфологического анализа глагола. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфологический разбор глагола.

Устный опрос

Тест




153-154

Р.р. Работа с текстом (упр.411). Сочинение на тему «Как я вчера боролся с ленью» или «Как нужно бороться с ленью».

Урок развития речи


Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора

Сочинение




155

Упражнения для закрепления по теме «Глагол».

Урок -закрепление

Тесты

Знать основной блок орфограмм глаголов. Уметь правильно использовать полученные знания

Устный опрос, тест




156

Итоговый контрольный диктант.

Урок контроля знаний


Владеть орфографическими и пунктуационными навыками

Контрольный диктант с грамматическим заданием




158

Р /р:Подготовка к изложении

Р /р:Изложение «Солнце с белыми лучами»


Урок развития речи


Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст

изложение




159


160

Повторяем изученное в 5-6 классах. Речь

Урок повторение

карточки

Знать и различать стили книжной речи

Знать определения эпитета, метафоры

, сравнения, олицетворения











161

Состав слова. словообразование

Урок повторение

кластеры

Умения: — определять морфемный состав слов;
I. Правописание корней. Правописание безударных гласных в корнях слова (повторение). Чередование о/а, е/и в корне слова. Правописание гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) (без-/бес-, из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-).
II. Умения: — правильно писать в корне безударные гласные, проверяемые и непроверяемые;
— выделять корни с чередованием гласных о/а, е/и,
— определять значения слов с приставками пре- и при-.
— правильно писать гласные в приставках пре- и при-.











162

Орфограммы в приставках и словах

Урок повторение

карточки









163

Орфограммы в корнях слов

Урок повторение










164

Основные способы образования слов

Урок повторение

раздаточный мат









165

Буква и и ы после приставок

Урок повторение










166

Правописание приставок при- и пре-

Урок повторение










167

Контрольный диктант «В лес за чудесами»

контроль знаний

текс

Проверка знаний пройденного материала









168

Работа над ошибками. Морфология

Урок повторение




Умения: — образовывать имена существительные с помощью названных суффиксов;
— употреблять с учетом сферы и стиля существительные, образованные суффиксальным способом.
1. Склонение существительных (повторение).
Разносклоняемые имена существительные.
Неизменяемые существительные.
.

II. Умения: — образовывать нужные падежную, предложнопадежную формы и употреблять их в речи;









169

Повторение имени существительного

Урок повторение










170

Повторение известных орфограмм существительного

Урок повторение










171

Разносклоняемые существительные

Урок повторение










172

Проверочная работа по повторенным орфограммам

Урок повторение










173

Несклоняемые существительные

Урок повторение










174

Несклоняемые существительные. Определение их рода

Урок повторение










175

Имена существительные общего рода

Урок повторение










176

Контрольный диктант «Азбука тайги»

контроль знаний


Проверка знаний пройденного материала









177

Подготовка к сочинению

Урок развития речи


Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст









178

Сочинение «Малая родина»



179

Не с существительными

Урок повторение


. Умения: — образовывать имена существительные с помощью названных суффиксов;
— употреблять с учетом сферы и стиля существительные, образованные суффиксальным способом.
1. Склонение существительных (повторение).

Правописание не с именами существительными.

II. Умения: — образовывать нужные падежную, предложнопадежную формы и употреблять их в речи;
— правильно употреблять в речи несклоняемые существительные;
— различать имена существительные с приставкой не и отрицательной частицей не.











180

Не с существительными

Урок повторение










181

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Урок повторение










182

Р/Р: подготовка к подробному изложению

Урок развития речи


Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст









183

Р/Р: изложение «Там , где жил Паустовский»



184

Контрольное тестирование

контроль знаний


Проверка знаний пройденного материала









185

Повторение имени прилагательного

Урок повторение


II. Умения: — определять по значению и грамматическим признакам имя прилагательное как часть речи;
— согласовывать в тексте прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

II. Умения: — различать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные, притяжательные прилагательные.


II. Умения:
— правильно образовывать краткие формы имен прилагательных;

I. Склонение полных прилагательных с твердой и мягкой основой. Правописание окончаний имен прилагательных.
II. Умения: — правильно произносить и писать падежные: окончания прилагательных единственного и множественного числа.

I. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень. Ее значение образование..










186

Степени сравнения прилагательного

Урок повторение










187

Разряды прилагательного

Урок повторение










188

Не с прилагательными

Урок повторение










189

Не с прилагательными

Урок повторение










190

Буква о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Урок повторение










191

Одна и две буквы –н- в суффиксах прилагательных

Урок повторение










192

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Урок повторение










193

Контрольный диктант

контроль знаний


Проверка знаний пройденного материала









194

Имя числительное

Урок повторение


Умения: — различать количественные числительные по
— правильно произносить и писать количественные числительные;
— употреблять в речи числительные в разных падежных формах;

— согласовывать в роде числительное один с существительными;
— употреблять числительные оба, обе в сочетании с существительными разных родов.









195

Мягкий знак в конце и в середине числительного

Урок повторение










196

Изложение с элементами сочинения

Урок развития речи


Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст, вводить элемент собственного мнения









197



198

Повторение о глаголе

Урок повторение


II. Умения: — определять спряжение глагола;
— правильно произносить и писать личные окончания глаголов 1 и II спряжения;
— правильно образовывать личные формы разноспрягаемых глаголов.











199

Повторение глагольных орфограмм

Урок повторение










200

Контрольный диктант

контроль знаний


Проверка знаний пройденного материала









201

Простое и сложное предложение

Урок повторение


Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.











202

Резерв














Приложение

Текст изложения

Солнце с белыми лучами

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

(По Ю. Яковлеву. )

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа 6 класс по ФГОС

Автор: Виляева Валентина Петровна

Дата: 25.09.2017

Номер свидетельства: 429709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по ФГОС для первого класса УМК "Планета Знаний""
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-fgos-dlia-piervogho-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "340901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472209328"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "К тематическому планированию по истории 6 класс. Темы и разделы рабочей программы по ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "k_tiematichieskomu_planirovaniiu_po_istorii_6_klass_tiemy_i_razdiely_rabochiei_p"
    ["file_id"] => string(6) "369051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481600085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по ФГОС для 5-7 классов с плаванием."
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_po_fgos_dlia_5_7_klassov_s_plavaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "427514"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504781267"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по ФГОС ООО для 5 класса О.А.Климанова"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia_proghramma_po_fgos_ooo_dlia_5_klassa_o_a_klimanova"
    ["file_id"] => string(6) "430512"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506883597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "рабочие программы по ФГОС по УМК С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухина 2-4 кл "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochiie-proghrammy-po-fgos-po-umk-s-g-tier-minasovoi-l-m-uzunovoi-ie-i-sukhina-2-4-kl"
    ["file_id"] => string(6) "139656"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417772946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства