К тематическому планированию по истории 6 класс. Темы и разделы рабочей программы по ФГОС.
№ | Темы, разделы | |
1 | Введение. Наша Родина — Россия | Личностными: первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей Родины; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); установление синхронистических связей истории Руси, Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; определение и использование исторических понятий и терминов; овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; описание характерных, существенных черт форм до- государственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси; использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. |
| Тема I Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч) |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
4 | Образование первых государств |
5 | Восточные славяне и их соседи |
6 | История заселения территории родного края в древности или повторительно-обобщающий урок |
| Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) |
7 | Первые известия о Руси |
8 | Становление Древнерусского государства |
9 | Становление Древнерусского государства |
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси |
15 | Повседневная жизнь населения |
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме |
17 | Урок истории и культуры родного края в древности |
| Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в.(5 ч) |
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
19 | Владимиро-Суздальское княжество |
20 | Новгородская республика |
21 | Южные и юго-западные русские княжества |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме |
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира |
24 | Батыево нашествие на Русь |
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
27 | Литовское государство и Русь |
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в. |
31 | Родной край в истории и культуре Руси |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме |
| Тема V. Формирование единого Русского государства |
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
34 | Московское княжество в первой половине XVв |
35 | Распад Золотой Орды и его последствия |
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
37 | Русская православная церковь в XV - н.XVI в. |
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского гос. |
40 | Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по теме V |
| |
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДАТЫ
860 г. — поход Руси на Константинополь 862 г. — легендарное призвание Рюрика 882 г. — захват Олегом Киева 882—912 гг. — княжение Олега в Киеве 907 г. — поход Олега на Константинополь 911 г. — договор Руси с Византией. 941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией. 964—972 гг. — походы князя Святослава 978/980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве
988 г. — Крещение Руси. 1016-1018 гг. и 1019-1054 гг. - княжение в Киеве Я. Мудрого в. 1097 г. — Любечский съезд князей
1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. — «Повесть временных лет»
1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях 1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев 1223 г. — битва на реке Калке
1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем 15 июля 1240 г. — Невская битва. 1242 г. — Ледовое побоище 1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)
1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве 1327 г. — антиордынское восстание в Твери 1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского 11 августа 1378 г. — битва на реке Воже
сентября 1380 г. — Куликовская битва 1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем. 1389—1425 гг. — княжение Василия I 1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром. 1410 г. — Грюнвальдская битва 1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве
1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного 1448 г. — установление автокефалии Русской православной церкви
1462—1505 гг. — княжение Ивана III 1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве 1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества. 1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве. 1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III. 1505—1533 гг. — княжение Василия III 1510 г. — присоединение Псковской земли 1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства
1521 г. — присоединение Рязанского княжества 1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской 1538—1547 гг. — период боярского правления 1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
1552 г. — взятие русскими войсками Казани. 1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства. 1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе. 1558—1583 гг. — Ливонская война. 1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги. 1565—1572 гг. — опричнина. 1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком1584
Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Долгорукий, Ягайло, Я.Мудрый.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: митрополит Алексий, Даниил Заточник, Дионисий, митрополит Иларион, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.
-