Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов // Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.- С.63-110.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Структура и содержание предлагаемой программы обеспечивают учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
формирование у учащихся языковой интуиции;
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 102 час (2 часа в неделю).
Поурочное распределение материала
№ п/п
Форма контроля
Тема урока
Количество часов
Дополн. литер.
Использ. ИКТ
Дата
план
факт
1.
Богатство, образность, точность русского языка.
1
Повторение изученного в 8 классе
5
2-3
Словосочетание. Простое предложение
2
През.
4
тест
Входной контроль
1
Тест
5
Р.Р.
Р.К.
Язык и речь. Слово. Словари
1
през
6
К.Д
Контрольный диктант №1по теме «Повторение изученного»
1
Синтаксис и пунктуация
1
7
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями
1
Сложносочиненное предложение
8
8
Р.К.
Смысловые отношения между частями ССП. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов
1
9-10
Знаки препинания в ССП
2
през
11-12
Р.Р.соч
Сочинение-рассуждение
2
през
13-14
Повторим орфографию
2
15
К.Д.
Контрольный диктант №2 по теме «ССП»
1
Сложноподчиненное предложение
19
16
Р.К.
Строение СПП. Главные и придаточные предложения
1
17
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова как средство связи частей СПП
1
18
Р.К.
Роль указательных слов в подчинении предложений
1
19
Особенности присоединения придаточного предложения к главному
20
СПП предложение с несколькими придаточными.
1
през
21
Запятая в СПП с несколькими придаточными
1
през
22
Р.К.
Виды придаточных предложений Придаточные подлежащные и сказуемные.
1
23-24
Р.Р.
К.И
Контрольное изложение №1
2
25-26
Придаточные определительные
2
27
Р.Р.
К.С
Контрольное сочинение№1
1
28
Анализ творческих работ
1
29
Придаточные дополнительные
1
30
Р.Р.
Научный стиль речи. Аннотация.
1
през
31-32
Придаточные обстоятельственные Синонимика простых и сложноподчиненных предложений
2
през
33
Р.К.
Обобщение по теме «СПП»
1
през
34
Т.К.
Тестовый контроль №1
1
тесты
Сложное бессоюзное предложение
9
35
Значение сложных бессоюзных предложений.Интонационные средства их выражения
1
през
36-37
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях
2
през
38
Р.К
Обобщающий урок по теме «СБП»
1
през
39
Повторим орфографию
1
40-41
Повторим пунктуацию
2
42
Р.Р.
Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки. Портретный очерк.
1
през
43
Р.Р.изл
Сжатое изложение
1
Сложное предложение с разными видами связи
5
44-46
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов
3
през
47-48
Р.Р.
Стили речи. Обобщение и углубление изученного. Комплексная работа с текстом
2
49
К.Д.
Контрольный диктант №3 по теме «Сложное предложение с разными видами связи»
1
Способы передачи чужой речи.
4
50-53
Предложения с прямой и косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с чужой речью
4
54-55
Р.Р.
К.И.
Контрольное изложение №2
2
56-57
Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков
2
58
Р.Р.
К.С.
Контрольное сочинение №2
1
59
Анализ творческих работ
1
60
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление.
1
Обобщение изученного в 5-9 классах
8
61-62
Фонетика и интонация. Правописание гласных и согласных в корнях, правописание приставок.
2
през
63
Систематизация и обобщение изученного по морфемике и словообразованию
1
64
Т.К.
Тестовый контроль №2
1
тесты
65-66
Лексика и фразеология. Лексический разбор как часть комплексного анализа текста
2
67
Обобщение изученного по морфологии и синтаксису
1
през
68
К.Д.
Контрольный диктант №4 по теме «Обобщение изученного в 5-9 классах»
1
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Разделы
Количество часов
Формы контроля
В.к.
К.д.
Изл.
Соч.
К.с.д.
Т
Общие сведения о языке
1
Повторение изученного в 5-8 классах
5
В.к.
К.д.1
Сложное предложение
1
К.с.д.1
Сложносочиненное предложение
8
К.д.2
Соч.1
Сложноподчиненное предложение
19
К.изл.1
К.соч.1
К.с.д.2
Т.к.1
Бессоюзное сложное предложение
9
Изл.1
Соч.2
К.с.д.3
Сложные предложения с разными видами связи
5
К.д.3
Предложения с чужой речью
9
К.изл.2
К.соч.2
К.с.д.4
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
8
К.д.4
Т.к.2
Итого
68
1
4
2+1
2+2
4
2
Содержание тем учебного курса для 9 класса
Общие сведения о языке – 1ч.
Богатство, образность, точность русского языка
Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка.
Повторение изученного в 5-8 классах (2+3 ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.
Сложное предложение (1 ч.)
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Знать признаки сложных предложений.
Уметь различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания.
Сложносочиненное предложение (5+3 ч.)
Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложненными.
Сложноподчинённое предложение (13+6 ч.)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.
Сложное бессоюзное предложение (7+2 ч.)
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.
Уметь видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения); различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений; производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении; уместно использовать сложные бессоюзные предложения, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (3+2 ч.)
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Уметь производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними; заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами); правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.
Предложения с чужой речью (4+5 ч.)
Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах.
Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.
Уметь опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания; пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
Общие сведения о русском языке (4 ч)
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (6+2ч.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные понятия курса
Богатство, образность, выразительность языка;нормы современного русского языка, фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, словосочетание, предложение, союзные сложные предложения., бессоюзные предложения, общий второстепенный член, пунктуационный разбор, синтаксический разбор, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, придаточные предложения, главное предложение, виды подчинения, сложные предложения с разными видами связей, стили речи, способы передачи чужой речи, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, цитаты, способы цитирования, язык как развивающееся явление, словарь как вид справочной литературы, виды словарей.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен:
знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь: речевая деятельность:
аудирование:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
•строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
•проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2005
Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003
Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестаций. -М.: Просвещение, 2005
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы:
Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004 г.
Программы для общеоразовательных учреждений. 5-9 классы / сост. Е.И.Харитонова. – М.: «Дрофа», 2008.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.5-9 классы. - М. Дрофа, 2009.
Русский язык. Практика. 9 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2009.
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9класс. - М.: Дрофа, 2009.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс, М.: Дрофа, 2005.
Русский язык. Практика. 9 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2005.
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. М.: Дрофа, 2005.
Русский язык. ГИА. М.: Астрель, 2010.
Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, издательство «Лицей», 2010.
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 90.
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М.: 2007.
Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка / Б.Т. Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: 1991.
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— 2-е изд., дораб.— М.: 1998.
Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А.Семенюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М.: 2006
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/ М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М., 2006
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / 3. А. Потиха,—2-е изд.—М., 1998.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 1991.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/ В.П. Жуков, А. В. Жуков.— 5-е изд., перераб. и доп.— М., 2005.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва.— М., 1997.
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.
Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.) / Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская.— М., 1996.