kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма по русскому языку разработана на   основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется средства­ми предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Гармония" »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ВО 2 КЛАССЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется средства­ми предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»), в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения Бабаевская средняя общеобразовательная школа.


Основные цели изучения курса «Русский язык»:

  • создание условий для воспитания ученика как языковой личности, для становления интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

  • становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

  • формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознатель­ное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятель­ности и, в целом, умения учиться средствами предмета «Русский язык»;

- обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становления их коммуникативной компетенции.


В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

-обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.


Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам наше­го языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвисти­ческого образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, за­кономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определён­ным этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необ­ходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обу­чением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осоз­нанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых, - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, син­теза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содер­жания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребно­сти и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными слова­рями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с приви­тием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических по­нятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в)освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.


Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

- формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

- формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

-формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

  2. Тетрадь-задачник к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений в 3 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  3. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1 и 2 / Т.В. Корешкова; под ред. проф. М С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.



























Общая характеристика учебного предмета (курса)


Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.

Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.

Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.

Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.

В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.

В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак.

Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.

Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».

Особенности в решении вопросов развития речи.

1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.

2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

5. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования.

Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах.

3. На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают . Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.

Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во-первых, орфографической зоркости, во-вторых, рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в-третьих, постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; в-четвёртых, психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в-пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

5. Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.

2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: к а к искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова ( сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс») вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ». Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

В третьем классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди «слов-помощников» выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не).

Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД. Структура и содержание раздела имеют следующие особенности.

1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями – к последующему детальному изучению каждой. Такое методическое решение продиктовано, во-первых, коммуникативной направленностью курса, в том числе и изучения морфологии (необходимостью осознанного отношения к использованию в процессе общения всех частей речи), а во-вторых, стремлением повысить (за счёт неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения материала, трудного для младших школьников в силу его абстрактности.

Единая логика представления основных частей речи позволяет сравнивать их и даже рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.

2. Дети учатся опознанию каждой части речи, подведению под понятие не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречит лексическому (называющим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др.

3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.

4. В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется -ть и -ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. (Об этом сообщается учащимся непосредственно на страницах учебника «К тайнам нашего языка».) В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе вопрос оставляется открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на -ть или -ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости -ть и -ти просто подчеркиваются.

В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с объективно существующей лингвистической проблемой, что важно для понимания школьниками возможности существования различных точек зрения и, как следствие, – для развития гибкости их мышления.

5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специального справочника: «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещён в учебник. Обращение к нему позволяет не только совершенствовать культуру речи учащихся, но и формировать познавательные УУД – осознанный поиск информации и её использование.

В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными (пока без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. Предусмотрен отличный от традиционного способ выявления главных членов, подлежащего и сказуемого: одновременно по комплексу вопросов, на которые они отвечают. При знакомстве с второстепенными членами дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов – по смыслу и по форме, начинают учиться задавать их, самостоятельно выбирая при этом, какой тип вопроса им необходим для решения стоящей задачи.

Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).

С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приёма письма «с окошками».

В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».

Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.

Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.

На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.

В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе.

Таким образом, курс русского языка для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.





Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.






























Учебно-тематический план



Содержание программного материала

Количество ча­сов

1

Знаем — повторим, не знаем — узнаем

21 ч

2

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

24 ч

3

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложений)

12 ч

4

Хочу сказать больше (Понятие о тексте)

12 ч

5

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем)

10 ч

6

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями Слов, с окончанием)

8 ч

7

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

46 ч

8

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова)

29 ч


Резерв


ИТОГО

170 часов



График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45 часов

Стартовая диагностика (диктант) -1 Проверочная работа -1 Диктант -1

2 четверть

34 часа

Контрольное списывание -1 Диктант -1

3 четверть

53 часа

Контрольное списывание -1 Диктант-2

4 четверть

38 часов

Контрольное списывание -1 Диктант -1

Проверочная работа -1

Итого:

170 часов

(5 часов в неделю)

Диктантов – 6

Контрольных списываний – 3 Проверочных работ – 2





















Содержание программы

Знаем — повторим, не знаем — узнаем (21 ч)

Поговорим об ушедшем ле­те… О нашей речи. Что ты знаешь о словах? Будем го­ворить понятно! Может ли быть непонятной письмен­ная речь? Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? За какими буквами прячется звук [й]? Обобщение

Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (24 ч).

Новое научное слово – ор­фограмма. Орфограммы безударных и ударных глас­ных. Орфограммы парных по глухости и звонкости соглас­ных. Когда согласным можно доверять? Учимся записы­вать орфографические задачи. Обращаемся в орфо­графическое «справочное бюро». Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко ре­шать. Знаю или не знаю? Пишу или…? Бывает ли бук­ва одна, а орфограмм две? Проверяем себя. Научим друг друга

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) (12 ч)

Как мы строим предложе­ния? Какие бывают предло­10жения? Как спросишь – так и отвечу. Отвечаем на вопрос «Почему?» Предлагаем, просим, желаем.

Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (12 ч)

А если одного предложения мало? Как в детской пира­мидке. Как сделать текст хо­рошим? От слов к тексту. Составляем и пишем дик­танты. Учимся письменному пересказу. Рассказываем сами и обобщаем.

Размышляем о словах (Знакомство с родст­венными словами и корнем) (10 ч

Что в слове главное? Соби­раем родственников. Скоро Новый год!

Продолжаем размыш­лять о словах (Знакомство с измене­ниями слов, с оконча­нием) (8 ч)

Вспомним и узнаем новое. Наблюдаем за изменениями слов. Чему учиться дальше?

Учимся решать глав­ные орфографические задачи в корне слова (46 ч)

Слова-подсказки – какие они? Подбираем провероч­ные слова для названий предметов. От значения слова к правильной букве. Как узнать буквы корня в на­званиях действий? Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. Снова о значении слова. Уточняем, как решать орфографиче­ские задачи в корне слова. Обобщаем и стараемся пи­сать без ошибок. Буква на месте звука, которого нет. Когда командует словарь. Звук один, а буквы две. Под­ведём итоги. Сочиняем, пе­ресказываем, рассказываем.

Как устроены слова? (Продолжение знаком­ства с составом сло­ва) (29ч)

Что я знаю о словах? Знакомься: другие части слов! Словесный конструктор. Как узнать строение слова? Новое об известных опасностях письма.

Ь или Ъ? Повторение. Теперь я знаю и умею… Как сказать лучше? Я размышляю о словах своего языка

Резерв(8 ч)













Требования к уровню подготовки учащихся


В результате освоения курса «Русский язык» второклассники должны знать:

- парысогласных по глухости-звонкости;

- названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родст­венных слов);

- изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

- виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые умения

Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значе­ниями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предло­жений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написан­ное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).



Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв (если оно есть). _ .

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й],обнару­живать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать на­звания предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим сло­вам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что де­лает? что сделал? чтоделала?что сделала? и т.п.



Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на ос­нове памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

Орфографические умения


Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделятьте способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безудар­ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе мор­фем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффик­сы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника. Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом пра­вила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.


Писать слова с непроверяемыми орфограммами:

апельсин, арбуз, берёза, билет, ва­гон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, ки­петь, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кро­вать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.


Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника

будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения,

предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные,

познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа

умения учиться.

Личностные результаты

У второклассника будут сформированы:

  • первичное представление о русском языке как языке его страны;

  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; жела­ние умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.


Второклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуника­тивного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

-познавательного интереса к русскому языку;

-сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • принимать учебную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внут­ренней речи) свои действия для решения задачи; .

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источ­никах информации: речь учителя, учебник и т.д.;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

-использовать речь для регуляции своих действий;

- оценивать свои достижения.


Второклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, пла­нировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, однокласс­ников), решая её;

  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ­ленную в явном виде;

  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязатель­ной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;



- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.


Второклассник получит возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения-(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организаций, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то, или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.)

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.


Второклассник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться

учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.


Предметные результаты


Общие результаты освоения программы:

- второклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

- ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

- обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.


Результаты освоения основных содержательных линий курса

В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенствования речевой деятельности второклассник научится:

-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника)

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

-озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);

- проверять правильность своей письменной речи.


Второклассник получит возможность научиться:

- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);




- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

-соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.


В области формирования языковых умений (фонетика и графика) второклассник научится:

- различать понятия «звук» и «буква»;

- определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

- сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

- объяснять выбор способа, обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й']; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й'] при письме;

- определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

- определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных слогов;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой).


Второклассник получит возможность научиться:

- обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

- сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.


В области словообразования второклассник научится:

-владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

- выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

- конструировать слова из заданных частей слова.


Второклассник получит возможность научиться:

-выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;




- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

- правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

- самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.


В области лексики второклассник научится:

- осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

- спрашивать о значении слов или обращаться к толковому словарю учебника;

- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.


Второклассник получит возможность научиться:

- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1-2 синонима, антоним;

- понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.


В области синтаксиса и пунктуации второклассник научится:

-различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

- пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но;

- ставить запятые перед союзами a, но и при бессоюзной связи («при перечислении»);

- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по, цели, интонации.


Второклассник получит возможность научиться:

  • строить вопросы со словом «почему» и ответы на них;

  • строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

-создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания.


В области сформирования орфографических умений второклассник научится:

- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зритель­но воспринимаемом тексте и на слух);

-определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правила­ми (в освоенных пределах);

- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (пись­мом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфогра­фической рефлексии по ходу письма;

- применять изученные орфографические правила (в объёме программы);



- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами (визученном объёме);

  • списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45-55 слов;

- проверять написанное и вносить коррективы..


Второклассник получит возможность научиться:

  • обнаруживать изученные орфограммы в предъявленной и собственной записи;

- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфо­грамм;

  • применять несколько дополнительных орфографическихправил (в соответст­вии с программой);

  • эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В основе системы оценивания образовательной программы «Гармония» лежат принципы:

- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов на­чального образования (личностных, метапредметных и предметных), при атом оценка лич­ностных результатов, должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и кон­фиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;

- взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;

- единства критериальной и содержательной базы внутренней й внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя самой школой: учениками, педагогами, администрацией);

  • участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предостав­ляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельно­стью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаи­вать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам й действиям, приня­тию ответственности за их результаты.

В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагности­ка, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения и итоговое оценивание.,

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

- при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

В методическом оснащении курса такие задания представлены в виде контрольных работ и тестов. Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по предмету «Русский язык». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения, и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка "5" ("отлично") ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

Отметка "4" ("хорошо") ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу, не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.






















Календарно- тематическое планирование по русскому языку


Тема

урока

Ча-сы

Дата

план

факт

1

Поговорим об ушедшем

лете...

1

02.09


2

О нашей речи.

1

03.09


3-4

Что ты знаешь о словах?

2

04.09


07.09


5-

6

Будем гово­рить понятно!

2

10.09


11.09


7

Может ли быть непо­нятной письменная речь?

1

14.09


8

Стартовая диагностика (диктант «Повторение»

1

15.09


9

Работа над ошибками.

1







16.09


10

-

13

Всегда ли нужно обо­значать мяг­кость соглас­ного звука перед

согласным?

4

17.09


18.09


21.09


22.09


14

-

17

За какими буквами пря­чется звук [й']?

4

23.09


25.09


28.09


29.09



18

-

20



Обобщение.

3

30.09


01.10


02.10


21

Проверочная работа.«Под­ведём первые итоги»

1



05.10


22

Новое науч­ное слово -орфограмма.

1

06.10


23

Орфограммы безударных и ударных гласных.

1

07.10


24

Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных.

1

08.10


25

-27



Когда соглас­ным можно доверять?


3

09.10


10.10


13.10


28

Учимся запи­сывать орфо­графические задачи.


1

14.10


29


Обращаемся в орфографиче­ское «спра­вочное бюро».

1

15.10



30

-

31



Учимся писать без ошибок.

2

16.10


19.10



32

-

33



Орфографи­ческие зада­чи, которые легко решать

2

20.10



21.10




34

-

36



Знаю или не знаю? Пишу или...?

3

22.10


23.10


26.10


37

Бывает ли буква одна, а орфограммы две?

1

27.10





38

-

41




Проверяем себя.

4

28.10


29.10


30.10


05.11


42

Диктантпо теме

«Главные опасности письма»

1

06.11


43

Работа над ошибками.

1

09.11


44

Научим друг друга.

1

10.11


45

Попробуем

сочинять

загадки.

1

12.11



46

-

47



Как мы строим предложения?

2

13.11


16.11



48

-

51





Какие бывают предложения?


4

17.11


18.11


19.11


20.11


52

Как спросишь – так и отвечу.

1

23.11


53

Отвечаем навопрос

«Почему?»

1

24.11



54

-


56



Предлагаем, просим,

желаем.

3

25.11


26.11


27.11


57

Контроль­ное списы­вание.

1

30.11


58

А если одного

предложения

мало?


1

01.12


59

Как в детской пирамидке.

1

02.12


60

Как сделать текст хоро­шим?

1

03.12



61

-

62


От слов к тексту.

2

04.12


07.12


63

-

65

Составляем и

пишем

диктанты.

3

08.12


09.12


10.12



66

-

67


Учимся пись­менному пе­ресказу.



2

11.12


14. 12


68

-

69


Рассказыва­ем сами и обобщаем.

2

15.12


16.12


70

-

71

Что в слове главное?

2

17.12


18.12


72

-

73



Собираем родствен­ников.

2

21.12


22.12


74

Диктант по теме «Размышляем о словах»

1

23.12


75

Работа над ошибками.

1

24.12


76

Собираем родствен­ников.

1

25.12


77

-

79



Скоро Новый год!

3

28.12


29.12


14.01


80

-

82

Вспомним и узнаем новое.

3

15.01


18.01


19.01


83

-

85



Наблюдаем за измене­ниями слов.

3

20.01


21.01


22.01


86

Чему учиться дальше?

1

2501


87

Контроль­ное списы­вание.

1

2601


88

Слова-подсказ-

ки -какие они?

1

27.01


89

-

93



Подбираем проверочные слова для названий предметов.


5

28.01


29.01


01.02


03.02


04.02


94

-

95

От значения слова к правильной букве.

2

05.02


08.02


96

-

98

Как узнать буквы корня в названиях действий?

3

09.02


10.02


11.02


99

Диктант по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

1

12.02


100

Работа над ошибками.

1

15.02


101

-

102

Узнаём буквы корня в на­званиях при­знаков пред­метов.

2

16.02


17.02


103

Снова о зна­чении слова.

1

18.02


104

-

107



Уточняем как решать орфо­графические задачи в кор­не слова.

4

19.02


22.02


24.02


25.02


108

-

112




Обобщаем и стараемся писать без ошибок.

5

26.02


29.02


01.03


02.03


03.03


113

-

116



Буква на мес­те звука, ко­торого нет.

4

04.03


07.03


09.03


10.03


117

-

118




Когда коман­дует словарь.

2

11.03


14.03


119

-

121



Звук один, а буквы две:

3

15.03


16.03


17.03


122

-

123



Подведём итоги.

2

18.03


21.03


124

Диктант по теме «Орфограммы в корне слова»

1

22.03


125

Работа над ошибками.

1

23.03





126

-

133






Сочиняем, пересказыва­ем, рассказы­ваем.

8

24.03


04.04


05.04


06.04


07.04


08.04


11.04


12.04


134

-

135

Что я знаю о словах?


2

13.04


14.04


136

Знакомься: другие части слов!

1

15.04


137

-

140




Словесный конструктор.

4

18.04


19.04


20.04


21.04


141

Контроль­ное списы­вание.

1

22.04


142

-

144


Как узнать

строение

слова?

3

25.04


26.04


27.04


145

-

146



Новое об известных опасностях письма.

2

28.04


29.04


147

-

149



Ь или Ъ?

3

30.04


0305


0405


150

-

153





Повторяем, готовимся к диктанту.

4

0505


06.05


07.05


10.05


154

Диктантпо теме «Как устроены слова»

1

11. 05


155

Работа над ошибками.

1

12 05


156

-

157

Теперь я знаю и умею...

2

13. 05


14.05


158

-

159

Как сказать лучше?

2

16.05


17.05


160

Проверочная работа (итоговая)

1

18.05


161

-


162


Я размышляю о словах сво­его языка.

2

19.05


20.05


163

-

170




езерв.

8

23.05


24.05


25.05


26.05


27.05


28.05


30.05


31.05
















































Учебно- методический комплект


Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.«К тайнам нашего языка»: Учебник русского языка для 2 класса.

В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

3; Корешкова Т.В. «Потренируйся!» Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 ч. -Смоленск: Ассоциация XXI век; 2010.

4. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

5. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.


Демонстрационные материалы:

  1. Кузьменко Н.С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Для учителя:

1. Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 201.1.

2. Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». 2 класс: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.


Специфическое оборудование:

1) алфавит;

  1. таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с про­граммой);

  2. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определен­ной в программе;

  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  2. интерактивная доска;

  3. наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

  4. настольные развивающие игры;

  5. аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

  6. слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).


Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер;

  2. презентационное оборудование;

  1. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

  2. целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использовани­ем диалога с классом при обучении ИКТ на компакт-дисках;

  3. цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекций ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).



22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Гармония"

Автор: Хаматханова Алёна Аркадьевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Гармония""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_4_klass_umk_garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "499234"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1549815884"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403261919"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-nadomnogho-obuchieniia-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "235019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443563964"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса ОС "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-os-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "113437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410193893"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Программа по русскому языку 3 класс"
    ["seo_title"] => string(32) "proghrammaporusskomuiazyku3klass"
    ["file_id"] => string(6) "269724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450892603"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства