Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 11 класса на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 11 класса на 2015-2016 учебный год.
Русский язык –язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни(в быту, между гражданами, в научном и художественно-словесном творчестве);
-хранения и передачи информации;
-связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматический средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 11 класса на 2015-2016 учебный год.»
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы_________ В.Н.Долматова
Приказ от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования, класс
среднее полное, 11 класс
Количество часов 65
Учитель Ткаченко Любовь Рамазановна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
!. 1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
№
Нормативные документы
1
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
2
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
3
Федеральный Базисный учебный план общеобразовательных учреждении РФ.
Утвержден приказом Мин образования России от 9 марта 2004 г.№1312
4
Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2015-2016 учебный год от 13.04.15 №226
5
Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6
7
«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - 7 -е издание, - Москва ООО«ТИД «Русское слово - РС», 2011г. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.)
8
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. «НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
9
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (для 11 кл)
10
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с
задачами общения
5
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
1.3 ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ , НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ ШКОЛЫ НА 2014-2015 УЧ.ГОД
класс
Ф
По выбору учащихся
Всего в неделю
Всего в году
11
1
1
2
65
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год, в соответствии с расписанием на 2015-2016 учебный год:
Класс
Предмет
Количество часов (в год) по программе
Количество часов (в год) в рабочей программе
1
Русский язык
34
65
1.4. Отличительные особенности рабочей программы от Программы к учебнику РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 классы, М., «Родное слово», 2012г.
В Программе к учебнику «Русский язык.10-11 классы», М., «Родное слово», 2012 распределение часов по темам дано на усмотрение учителя. Вместе с тем по выбору учащихся добавлен 1 час в неделю. Эти часы призваны расширить знания учащихся о русском языке и усилить практическую направленность занятий. Добавленные часы в календарно-тематическом планировании выделены курсивом.
№
Тема
По основной программе количество часов
Добавленные часы
Обоснование
1
Введение
1
2
Усилить представление о русском языке
2
Синтаксис и пунктуация
2
1
Добавлен 1 час на расширение представления о роли синтаксиса и пунктуации
3
Словосочетание
2
_
4
Предложение. Простое предложение
15
11
Добавлены часы на усиление практических навыков обучающихся по теме
5
Сложное предложение
8
10
Добавлены часы на усиление практических навыков обучающихся по теме
6
Предложения с чужой речью
2
2
7
Употребление знаков препинания
3
2
Часы используются на устранение ошибок в употреблении знаков препинания
8
Культура речи
_
2
Эти часы направлены на повышение культуры устной и письменной речи
9
Стилистика
1
1
1 час направлен на повторение имеющихся у обучающихся сведений по теме
Всего
34
31
1.5.. МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Русский язык –язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни(в быту, между гражданами, в научном и художественно-словесном творчестве);
-хранения и передачи информации;
-связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматический средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ.
Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения ихтриединой сущности помогает по-новому решать очень важнуюметодическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое
изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии егосвязей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует. Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать
1
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
2
основные единицы и уровни языка
орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка, нормы
речевого общения;
уметь
1
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления
2
осуществлять речевой самоконтроль
3
извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебных текстов, справочной литературы, средств массовой
организации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях
4
создавать устные и письменные монологические высказывания
различных типов и жанров, использовать основные приемы
информационной переработки текста
5
осознание русского языка как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
6
развитие интеллектуальных и творческих способностей,
самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности
7
совершенствование коммуникативных способностей, развитие
готовности к речевому взаимодействию, межличностному и
межкультурному общению;
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения -рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора,
списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы,
самостоятельные работы, задания дифференцированного характера,
изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
Основные понятия синтаксиса ипунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание 9 Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложненное предложение Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. 10 Употребление знаков препинания Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1 . Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. 1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
2.2.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Нормы оценки знаний, умений и навыковучащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Примечание. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта для 7 класса -110-120 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он состоит для 7 класса из 25-30 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 7 классе 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6-7 классах не более 7 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Примечание. При массовом получении отрицательных оценок ученикам дается возможность переписать диктант другого текстового содержания по теме в течение недели. В таком случае оценка за первый написанный диктант не выставляется.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложенияв 7 классе – 200-250 слов.
Рекомендуется примерный объем классных сочинений в 7 классе – 1,5 – 2 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
5. В случае получения неудовлетворительной отметки ученик имеет право в течение трёх дней сделать работу над ошибками сочинения или изложения. В случае верного выполнения данной работы неудовлетворительная оценка не выставляется, а выставляется оценка выше на один балл.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90-100%
«4» - 78-89%
«3» - 60-77%
«2» - менее 59%
Примечание. Оценки за
обучающие тестовые работы могут выставляться на усмотрение учителя (выборочно).
Система контроля знаний
Утверждена на заседании МО учителей филологии и искусства (протокол №1 от 28 августа 2013 года)
Основой выставления оценок по русскому языку являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», опубликованные в кн. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык». М., «Просвещение», 2010г. Оцениваются устные ответы учащихся, показывающие знания теории; ответы на уроке, показывающие практические умения и навыки; контрольные работы, сочинения, изложения. Ответ на уроке может быть оценен не сразу, если оценка для ученика является нежелательной. В таком случае ученику предоставляется возможность исправить оценку на другом уроке или во внеурочное время. Классные и домашние работы творческого характера оцениваются выборочно, по желанию ученика, однако четвертные оценки «4» и «5» не выставляются, если ученик систематически не выполняет задания творческого характера и повышенного уровня сложности.
За контрольные работы, сочинения и изложения оценки выставляются сразу после проверки. При неудовлетворительной оценке за эти виды работ учитель даёт возможность пересдачи материала. В этом случае оценка в журнал не выставляется в течение недели после работы. В связи с тем, что в классе большое количество учащихся со слабыми возможностями изучения русского языка, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по данной теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. При выставлении оценок за устные ответы учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ оценка может не выставляться и, наоборот, при систематически неудовлетворительных ответах без уважительной причины учитель может поставить неудовлетворительную оценку в журнал.
За домашние работы учитель может поставить оценки в журнал выборочно. Если ученик систематически не выполняет домашние задания и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка на следующую дату.
Выведение итоговых отметок
За полугодие и учебный год выставляются итоговые оценки. Оценка является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое текущих оценок. Решающим при её выставлении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости, а также выполнение домашних и творческих работ.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении полугодия (года) большинство контрольных работ, сочинений и изложений оценивалось баллом «2».
Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
-классные и домашние упражнения;
-различные виды разбора;
-участие в беседе, диалоге на лингвистическую тему;
11.Пунктуация в предложениях с разными видами связи.
12.Точка с запятой при однородных членах.
13.Вводные предложения и вставные конструкции.
14.Вводные слова и словосочетания.
15.Диалог.
16.Тире ставится между подлежащим и сказуемым.
17. Тире не ставится между подлежащим и сказуемым.
18.Предложения со сравнительными оборотами.
19.Тире в неполном предложении
Технические средства обучения
Интерактивная доска;
Компьютер;
Колонки;
Принтер
5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностирующая контрольная работа
Пояснительная записка
Контрольная работа представляет собой диктант. Проверяются орфографичкские и пунктуационные навыки обучающихся на начало учебного года. Оценки выставляются в соответствии с Нормами выставления оценок
Однажды летом у небогатой, но знатной помещицы все в доме поднялись с рассветом. Только Александр, единственный сын Анны Павловны, спал богатырским сном, как следует спать двадцатидвухлетнему балованному юноше. Люди ходили на цыпочках и говорили шепотом, чтоб не разбудить молодого барина. Лишь кто-нибудь стукнет, громко заговорит не в пору - тотчас, как раздраженная львица, являлась Анна Павловна и с ходу наказывала неосторожного выговором, прозвищем, а иногда и толчком.
На кухне стряпали не покладая рук, как будто на десятерых, несмотря на то что господское семейство состояло из Анны Павловны да Александра. В сарае вытирали и подмазывали повозку. Все были заняты и работали без устали. Барбос, однако, только ничего не делал, но все ж таки по-своему принимал участие в движении. Когда мимо него проходил ни с кем не разговаривавший лакей или вприпрыжку шмыгала девка, он махал хвостом и тщательно обнюхивал проходящего.
А суматоха была оттого, что Анна Павловна нехотя отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать. От этого она была такая грустная и расстроенная. Она откроет рот, чтоб приказать что-нибудь, и вдруг остановится на полуслове, голос ей изменит, она отвернется и, всхлипнув, оботрет, если успеет, слезу, а не успеет, так уронит ее в чемодан, в который укладывала в спаленке Сашенькино белье и который не вынимали из чулана со времен ее свадьбы. Слезы давно готовы брызнуть в три ручья, но она их беспрестанно вытирает.
Не она одна оплакивала разлуку. Сильно горевал тоже камердинер Евсей: он, отправляясь с барином, покидал теплый угол в доме в комнатке смышленой Аграфены, первого министра в хозяйстве и , что всего важнее для Евсея, первой ключницы.
Между тем в воротах показался извозчик на тройке лошадей. Золоченый колокольчик, привязанный к дуге, глухо и несвободно ворочал языком, как пьяный, брошенный в караульню.
Навстречу Анне Павловне не спеша шествовал отъезжающий - белокурый молодой человек. Он весело поздоровался с матерью, но, увидев вдруг чемоданы, смутился, молча отошел к окну и стал чертить пальцем по стеклу, деланно вглядываясь в даль.
Ослепительно ярко сияло солнце. С балкона в комнату пахнуло свежестью. Далеко-далеко раскидывался сад из старых лип, и густого шиповника, и черемухи, и кустов сирени. А еще дальше стелются амфитеатром нивы с волнующимися разноцветными хлебами и примыкают к иссиня-темному лесу домики крестьян.
«Погляди-ка,- говорила мать, - какой красотой Бог наделил места наши! Зачем уезжать?»
Александр задумчиво указал рукой вдаль. Там, посреди полей, змеей вилась и убегала за лес и ветряную мельницу дорога в обетованную землю – в Петербург.
( 398 слов)
Контрольная работа по теме
«Простое предложение.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа представляет собой 5 блоков заданий тестового характера (50%) и работу с текстом. (50%). Оценка «3» ставится за 50% выполненной работы, оценка «4»70% и выше- за 50-70%, оценка «5» начинается с
Блок 1. Строение и грамматическое значение предложения
А1 Найдите правильное определение предложения.
1) Предложение — основная морфологическая единица, состоящая из разных частей речи.
2) Предложение — основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение.
3) Предложение — основная грамматическая единица, состоящая из разных членов.
А2 Найдите простое предложение.
1) На окне, серебристом от инея, точно хризантемы расцвели.
2) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом...
3) Сад выл и шумел, в воздухе кружились мокрые жёлтые листья, в аллеях стояли лужи.
4) Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много.
A3 Найдите односоставное предложение.
1) Издали пышут рябин красные гроздья плодов.
2) От воды потянуло сыростью.
3) Иметь разборчивый почерк - первое правило вежливости.
4) Гром будет!
А4 Найдите нераспространённое предложение.
1) В миг один шмыгнет лисица рыжим пламенем в нору.
3) На влажной, не просохшей ещё после дождика земле виднелись отпечатки чьих-то следов.
4) Пчёлы, сверкнув на солнце, опускались к леткам ульев.
Блок 2. Главные члены предложения. Подлежащее
А.1 Какое утверждение верно?
1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
А2 Чем может быть выражено подлежащее?
1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.
A3 В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
А4 В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?
1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
А5 В каком предложении подлежащее выражено глаголом?
1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.
А6 В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
А7 В каком предложении подлежащее выражено числительным?
1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.
Блок 3. Главные члены предложения. Сказуемое
А1 Найдите правильное определение сказуемого.
1) Это главный член предложения, который зависит только от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на вопросы: что делает предмет? что сделает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
2) Это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?
3) Это главный член предложения, который не зависит от других членов предложения, характеризует предмет речи и отвечает на вопросы: что делает предмет? что сделает предмет?
А2 Что выражает простое глагольное сказуемое в одном слове?
1) грамматическое значение;
2) лексическое значение;
3) и лексическое, и грамматическое значение.
A3 Что выражает вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом?
1) основное лексическое значение;
2) добавочное лексическое и основное грамматическое значение;
3) основное лексическое и добавочное грамматическое значение.
А4 Что выражает именная часть в составном именном сказуемом?
1) грамматическое и лексическое значение;
2) грамматическое значение;
3) лексическое значение.
А5 Найдите предложение с простым глагольным сказуемым.
1) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.
2) Стихи писать Пушкин начал ещё до Лицея.
3) Лень хуже болезни.
4) Люблю бродить в лугу росистой весной.
А6 Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
1) Я с удовольствием прочитал бы эту книгу.
2) Пётр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми.
3) Я человек подневольный.
4) Люди как реки.
А7 Найдите предложение с составным именным сказуемым.
1) Он готов был улыбаться неизвестно чему.
2) Налетает порывами тёплый ветер.
3) Пускай меня за тысячу земель уносит жизнь!
4) Трава была по пояс.
Блок 4. Односоставные и двусоставные предложения
А1 По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?
1) По наличию или отсутствию второстепенных членов.
2) По наличию главных членов.
3) По количеству грамматических основ.
А2 На какие виды делятся односоставные предложения?
3) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
4) Здесь розы больше кулака.
А4 Какое предложение является назывным?
1) На улице пустынно.
2) Вчерашний день не воротишь.
3) Загрустив, всплакнула осень маленьким дождём.
4) Чудная ночь!
А5 Какое предложение является безличным?
1) Не жалею, не зову, не плачу.
2) Не презирай совета ничьего.
3) Вороне соколом не бывать.
4) Из воды пустой масла не извлечёшь.
А6 Какое предложение является определённо-личным?
1) Начнут советовать и вкривь и вкось.
2) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
3) Его здесь не забудут.
4) На миру и работа спорится.
А7 Какое предложение является неопределённо-личным?
1) Вспоминали события прошлого, думали о будущем.
2) В лесу стало тихо.
3) Колокольчика не было слышно.
4) Не относись к природе свысока.
Блок 5. Полные и неполные предложения
А1 Что такое неполные предложения?
1) Это такие предложения, в которых пропущен какой-либо главный член.
2) Это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член, главный или второстепенный.
3) Это такие предложения, в которых пропущен какой-либо второстепенный член.
А2 Какое утверждение верно?
1) Если второстепенные члены относятся к группе подлежащего, при отсутствии сказуемого это неполное односоставное предложение.
2) Если второстепенный член относится к группе сказуемого, при отсутствии последнего это неполное двусоставное предложение.
3) Если второстепенный член относится к группе сказуемого, при отсутствии последнего это неполное односоставное предложение
A3 Какое предложение неполное двусоставное?
1) Тихая звёздная ночь.
2) На столе ваза с цветами.
3) Ночь прохладная.
4) Хорошо меж подводных стеблей.
А4 В каком случае тире стоит в качестве знака препинания в неполном предложении?
1) Большая медведица — семь ярких звёзд.
2) Гриб в природе — это архитектурное творение.
3) Хороший вкус — это прежде всего чувство меры.
4) Февраль силён метелью, а март — капелью.
А5 В каком предложении возможно поставить тире на месте пропуска члена предложения?
1) Идём по мягкой, пыльной дороге.
2) В углу стоит высокая конторка, на ней рукопись.
3)Уют усадеб в пору листопада.
4) Вот начало истории моего времени.
А6 В каком предложении пропущен второстепенный член?
1) Весной люблю рощу берёзовую, осенью люблю — осиновую.
2) Зимой темнеет рано, а летом — поздно.
3) Я — в лес.
4) Не сделал и десятка шагов — поляна.
А7 Какое предложение полное односоставное?
1) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.
2) Лазурь, древняя тишина.
3) На стене гравюра в простой раме.
4) На краю поля лес.
2 часть
Задание. Расставь знаки препинания в тексте
1) Ветер затих. (2) Густые облака дыма не крутились уже в воздухе. (3) Как тяжкие свинцовые глыбы они висели над кровлями догорающих домов. (4) Смрадный,удушливый воздух захватывал дыхание ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. (5) Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби и только в вышине,под самыми облаками плавали стаи коршунов
(6) На краю пологого ската горы опоясанной высокой Кремлевскою стеною стоял закинув назад руки человек небольшого роста в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. (7) Внизу у самых ног его текла изгибаясь Москва-река освещенная багровым пламенем пожара она казалось струилась кровию. (8) Склонив угрюмое чело свое он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны… (9) Ах! в них отразилась в последний раз и потухла навеки дивная звезда его счастия! (10) Шагах в десяти от него наблюдая почтительное молчание стояли французские маршалы генералы и несколько адъютантов. (11) Они с ужасом смотрели на пламенный океан который быстро разливаясь кругом всего Кремля казалось спешил поглотить сию священную и древнюю обитель царей русских.
(М.Н. Загоскин. Рославлев, или Русские в 1812 году)
I вариант
1. О каком событии Отечес
Контрольная работа по теме
«Простое предложение.»
11 класс
Ф.И. _____________________________________ Класс _______________
Вариант __
Блок 1. Строение и грамматическое значение предложения
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
Ответ
Блок 2. Главные члены предложения. Подлежащее
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
Ответ
Блок 3. Главные члены предложения. Сказуемое
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
Ответ
Блок 4. Односоставные и двусоставные предложения
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
Ответ
Блок 5. Полные и неполные предложения
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
Ответ
Количество баллов ____________ Оценка _____________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 11 класс
1ВАРИАНТ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа состоит из двух частей. В 1 части даны задания тестового характера по видам сложного предложения. « часть представляет собой сочинение в формате ЕГЭ За правильновыполненную 1 часть ставится оценка «3№ (50 баллов), за сочинение – 50 баллов. Оценка «4»ставится за 0-70 % выполненной работы. Оценка «5» начинается с 70% работы. Критерии оценивания сочинения остаются теми же что и на ЕГЭ
! чяасть
I.РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:
ПП
ССП
СПП
БСП
По его званию, его надо бы величать всего только «господин подпрапорщик», но он раз навсегда приказал называть себя «ваше благородие».
В сенях хлопает дверь и что-то грохочет, падая.
Это было знакомое Изумруду бодрое, приятное и жуткое своей всегдашней неожиданностью ощущение.
Ноги и тело у него были безупречные, совершенных форм, поэтому он всегда спал стоя, чуть покачиваясь вперед и назад.
Лошади отпрянули от решетки и насторожились.
Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским.
Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем.
Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает.
Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне не квартирантом, а родным сыном.
Вера собралась с силами и открыла дверь.
Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия.
Он паж, он слуга, он раб.
II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:
1. Мне послышалось, будто он между слов, в разговоре обещал помочь семенною картошкою.
2. У Юрия Андреевича являлось чувство, будто он знакомится с городом, стоя на одном из его людных скрещений.
3. Он успел перевидаться со всеми приглашенными, так что это не было их первой встречей.
III. Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:
Он поймет, потому что он способен понять все, что выражено логично, просто и без иностранных слов.
Напрасно ему объясняли со всевозможной кротостью, что он обращается в неподлежащее место, что ему надобно направиться туда-то, что следует представить такие-то и такие-то бумаги, что его известят о результате.
Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении.
IY. Спишите ирасставьте знаки препинания в БСП:
Проглотил изволь обрабатывать.
Я почувствовал гипноз сковал мои мышцы.
Вот вам ответ кролик, проглоченный удавом, может стать удавом.
Лучше держать их при себе надоело.
Вылечится – назначим его на должность.
2 часть
Задание
Прочитай текст. Сформулируй и прокомментируй проблему, поднятую автором. Определи позицию автора. Напиши, согласен или нет ты с позицией автора. Своё мнение подкрепи примерами из жизни и из художественного произведения
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?» (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*) * Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.
========================
Информация о тексте Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)
1. Людей объединяют « пережитые трудности и кризисные моменты». 2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)
2. Чтобы преодолеть чувство собст- венничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необхо- димо ценить индивидуальность, уни- кальность людей, которых мы любим. 3. Проблема «формальных» связей. (Почему « формальные» связи могут быть хуже одиночества?)
3. «Формальным» связям свойственно притворство, которое порождает пустоту
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 11 класс
2ВАРИАНТ
1 часть
I. РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:
ПП
ССП
СПП
БСП
Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось.
Вера собралась с силами и открыла дверь.
Деревни кажутся внизу не больше спичечной коробки, леса и сады – как мелкая травка.
Я боюсь только: это не он.
Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом.
Все глядят на меня и на отца, мне даже стыдно.
Поглядел я в переборку – свету нет.
Но ты пойми, о какой любви я говорю.
Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова.
А квартиры все очень дороги, и сняли квартиру в расчете сдачи комнат.
Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его.
Поезд стоял на какой-то очень большой станции, разряда узловых.
II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:
1. Хотя Юра кончил по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста.
2. И было неизвестно, куда адресовать ей письмо.
3. Купе, куда вошел Живаго, ярко освещалось оплывшею свечой на столике.
III.Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:
В оправдание скользкости этого спорта он мог бы сказать, что внутренний психологический интерес значительно превосходил в нем те выгоды, которые он потом приобретал в качестве бытописателя.
Оттого что окно было заперто ставнями, оттого что лампа едва горела, в комнате было темно.
3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении
IY. Спишите ирасставьте знаки препинания в БСП:
Это время оправдало старинное изречение человек человеку волк.
Он говорит завидна участь растоптанных.
3. Он был уверен всё получится.
4. Придет время покажем.
5. Не сделал уроки не захотел
2 часть
Задание
Прочитай текст. Сформулируй и прокомментируй проблему, поднятую автором. Определи позицию автора. Напиши, согласен или нет ты с позицией автора. Своё мнение подкрепи примерами из жизни и из художественного произведения
(1)Когда учительница литературы рассказала нам о смерти Пушкина, то сразу же несколько человек спросили: «А что потом стало с Дантесом? (2)Как сложилась его жизнь?» (З)Учительница смутилась и сказала, что он уехал за границу, прожил счастливую жизнь, окружённый теплом семейного уюта. (4)Было видно, что она не хотела об этом говорить, потому что испытывала то же самое чувство, какое испытали мы, - недоумение. (5)Как такое могло произойти, почему такое страшное злодеяние осталось безнаказанным, почему убийцу не настигла карающая рука справедливого возмездия?
- (6)Трудно сказать, насколько счастливой на самом деле была жизнь этого человека. (7)Возможно, его терзала совесть, наверное, он чувствовал на душе тяжесть греха!
(8)Но эти слова вызвали возмущённый гул: подумаешь, «терзала совесть», да за такое преступление полагается лютая казнь.
(9)Я хорошо помню ощущение какой-то фатальной несправедливости в устройстве мироздания, как будто бы в фундамент вселенской постройки залили некачественный бетон и по стене пошли трещины. (10)Нет, в целом жизнь зиждется на прочном основании справедливости! (11)Злых людей наказывают, добрых воспевают. (12)Но почему-то возникают какие-то необъяснимые бреши: почему-то некоторые злодеяния пропускаются, словно чьё-то бдительное око на секунду потеряло эту свою бдительность и безнаказанный подлец успел затеряться в толпе. (13)Вот, например, читаешь про какого-то нацистского преступника, который во время Второй мировой войны расстреливал мирных людей. (14)Живёт сейчас где-нибудь в Южной Америке, на берегу тёплого моря, ему девяносто лет, а он бодр, свеж и здоров. (15)Но почему его не загрызла совесть, где следы мучительных страданий?
(16)Может быть, справедливость, как и медаль, имеет свою оборотную сторону? (17)И, скажем, Дантеса, убившего великого поэта, если смотреть на этот факт глазами беспристрастного судьи, следует считать участником дуэли, тогда было бы несправедливым карать человека, защищавшего в поединке свою честь? (18)Или тот, кого мы называем нацистским преступником, всего лишь солдат проигравшей армии, который, как и подобает военному, послушно выполнял приказы своего начальства? (19)А вот если бы фашисты победили в той войне, тогда что же: преступниками объявили бы тех, кого мы сегодня называем героями? (20)Да, если покрутить справедливостью туда-сюда, то многое может поменяться в наших взглядах и оценках! (21)Но мне думается, что манипуляции со справедливостью, с общечеловеческими ценностями, нормами морали становятся возможными, когда добро уравнивается со злом. (22)Вроде бы как пришёл человек на рынок жизни, а там два продавца: одного зовут Добро, оно скучное, неразговорчивое, торгует простым товаром в блёклой упаковке, а рядом стоит весёлое Зло, шутит с покупателями, нахваливает свой товар, который хоть и дрянь, но зато в позолоченной фольге. (23)Неискушённый человек покупается на яркую упаковку! (24)И кто же виноват в том, что он обманулся? (25)Конечно, Добро! (26)Надо сражаться за своего клиента, не следует отдавать инициативу более креативному конкуренту.
(27)Но Добро и Зло не выступают в нашем мире как физические силы, существующие помимо человека. (28)Они прямой результат наших действий. (29)3ло ничего не созидает, оно не строит домов, не лечит больных, не рожает детей, не кормит голодных, не пишет сказок... (З0)Оно разрушает. (З1)Вот почему несправедливо ставить знак равенства между Добром и Злом как между двумя равноправными силами жизни. (32)Вот почему справедливость неустанно ищет убийц, презирает трусов и ненавидит лжецов. (По В.А. Захарову) Сведения об авторе: В.А. Захаров (родился в 1956 г.) - современный писатель-публицист.
Информация о тексте. Основные проблемы: 1. Проблема возмездия (Может ли преступление остаться безнаказанным?) Авторская позиция. Любое преступление рано или поздно наказывается, в том числе осуждением потомков. 2. Проблема существования вечных ценностей в контексте времени (Стираются ли с течением времени границы добра и зла?) Авторская позиция. Меняются взгляды, оценки людей, но невозможно отменить вечные ценности, добро и зло нельзя поменять местами. 3. Проблема манипуляции общечеловеческими ценностями (Можно ли манипулировать такими ценностями, как справедливость?) Авторская позиция. Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями. 4. Проблема возможности сопоставления Добра и Зла (Можно ли считать Добро и Зло равноправными силами жизни?) Добро и Зло сопоставлять нельзя, их нельзя уравнивать, так как это взаимоисключающие понятия: Добро всегда созидает, а Зло разрушает
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с тем что учебный год для одиннадцатиклассников заканчивается сдачей единого государственного экзамена., целесообразно провести годовую контрольную работу в форме ЕГЭ. КИМ будет взят из открытого банка заданий ФИПИ (для тех, кто сдавал досрочно) после его опубликования на сайте
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР