Рабочая программа по русскому языку для 9 класса коррекционной школы
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса коррекционной школы
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (IX классы) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г.; Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2008).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012, № 273 - ФЗ;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 №1312;
- Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования» от 17.12.2010, № 1897;
- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 20.06.2013, № 696;
- Республиканская Программа развития образования 2012-2017гг. 30.12.2008, №4;
- Концепция национального развития в Республике Башкортостан» от 31.12.2009, № УП-730;
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;
- Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «русский язык» в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования;
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку и Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2008).
- Учебный план школы на 2015-2016 уч. год.
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (IX классы) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г.; Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2008).
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженска, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2012.-206с.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год)
Уровень рабочей программы – базовый.
Концепция программы.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта применительно к 9 классу. Определяет конкретную стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. В рабочей программе определены конкретные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения тем данного класса и указано точное распределение учебных часов, отводимых на изучение русского языка в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует последовательность изучения тем и разделов учебного процесса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическаяфункция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующаяфункция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
В программе выделены часы на развитие связной речи, на подготовку к ГИА, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Принцип построения программы: концентрический.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем он выполняет и общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Цели преподавания.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве, развитии и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Цели задачи обучения.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В IХ классе – 68 часов.
По учебному плану школы - 3ч. (102 ч в год)
В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку в школьном учебном плане на изучение русского языка в 9 классе в 2014-2015 году выделено 3 часа в неделю (102 ч.) Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ОГЭ (решение тестов, диагностических работ), увеличено количество уроков развития речи (25 ч.).
В процессе обучения русскому языку ученик должен приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 9 классе является сформированность следующих умений:
– производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
– по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами; производить орфографический разбор слов;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение текста с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение текста с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи, готовить доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный анализ текста.
ИКТ – компетентность
– создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
– редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
– использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
– вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
– соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
VI. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. (102 часа)
Введение(1 час)
Международное значение русского языка
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (10ч.; 1р.р.)
Устная и письменная речь. Монолог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обращениями. Предложения с вводными словами и вставными конструкциями. Текст. Контрольная работа.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Сложные предложения (2 час)
Сложное предложение. Основные виды сложного предложения.
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения (11ч.; 3 р.р.)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Изложение.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений. Контрольная работа.
Сложноподчиненные предложения (33ч.; 5 р.р.)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Особенности присоединения придаточных. Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. СПП с придаточными образа действия и степени, места, времени, условия, прич и цели, сравнительными, следствия и уступки, присоединительными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Контрольная работа. Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10ч.+ 2 р.р.)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Запятая в простом и сложном предложении. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Аннотация. Изложение. Контрольная работа.
Сложные предложения с различным видами связи (6ч.; 2 р.р.)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке (5ч.; 2 р.р.)
Роль русского языка в жизни общества. ( Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков). Язык как развивающееся явление. ( Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.)
Русский литературный язык и его стили.
Повторение (20ч.+ 3 р.р.)
Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование. Орфография. Гласные после шипящих и ц. Различное написание не и ни в приставках и частицах. Слитное и раздельное написание предлогов и частиц. Дефисные написания. Сочинение-рассуждение.
Синтаксис. Пунктуация. Запятая в простом предложении. Употребление знаков препинания.
Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Изложение с элементами сочинения. Контрольная работа.
VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Содержание данного раздела призвано обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос - один из основных способов учета знаний по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»: ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3»: ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2»: ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1»: ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов используются связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице.
Количество в контрольном диктанте
Количество слов в словарном диктанте
слов (самостоятельных и служебных)
орфограмм
пунктограмм
слов с непроверяемыми орфограммами
150-170
24
15
10
35-40
Примечание: в текст контрольного диктанта могут включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 35-40 слов.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице.
6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)
7 орфографических + 7 пунктуационных;
6 орфографических + 8 пунктуационных;
5 орфографических + 9 пунктуационных;
8 орфографических + 6 пунктуационных
Словарный
0
1-2
3-4
до 7
Примечания:
при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел – 2 орфографические ошибки, для «3» - 4 орфографические ошибки, для «2» - 7 орфографических ошибок;
отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;
при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта.
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся:
описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
ошибка на правило, которое не включено в школьную программу;
ошибка в переносе слова;
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании ы, и после приставок;
в случаях трудного различения не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб., или ½, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице.
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнено не менее ¾ всех заданий
Правильно выполнено не менее ½ заданий
Не выполнено более половины заданий
Оценка сочинений и изложений.
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
навыки правописания – орфографические и пунктуационные.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.
Ошибки в содержании сочинений и изложений.
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании.
Допускается
1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать 3, а орфографических – 2, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».
«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет не менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.
«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).
Оценка тестов.
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:
Баллы
Степень выполнения задания
1
Менее чем на балл «2»
2
Выполнено не менее 20% предложенных заданий
3
Выполнено не менее 30% предложенных заданий
4
Выполнено не менее 40% предложенных заданий
5
Выполнено не менее 50% предложенных заданий
6
Выполнено не менее 60% предложенных заданий
7
Выполнено не менее 70% предложенных заданий
8
Выполнено не менее 80% предложенных заданий
9
Выполнено не менее 90% предложенных заданий
10
Выполнены все предложенные задания
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок.
За учебную четверть и год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.
Календарно-тематическое планирование курса русского языка в 9 классе. 102 ч. (3 ч в неделю)
№
Тема урока
К-во ч
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Виды контроля
Дом. задание
Дата
Введение (1час)
пл.
ф.
1
Международное значение русского языка.
1
Вводный урок
Функции русского языка в современном мире. Русский язык – один из самых богатых языков мира.
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Структурно-семантические признаки ССП.
Знать: классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, признаки сложного предложения.
Уметь: отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП; определять способы и средства связи частей сложного предложения, строить схемы сложных предложений; соблюдать пунктуационные нормы на письме.
Составление опорной схемы
Упр. 44
13
Основные виды сложных предложений.
1
Комбинированный
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями.
Составить ССП и его схему.
Упр. 51
Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение (11ч.; 3 р.р)
14
Понятие о сложносочиненном предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие о ССП; строение ССП; средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями.
Знать: грамматические признаки ССП, его строение, группы ССП по значению и союзам; определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения; группы сочинительных союзов.
Уметь: находить ССП и определять их структуру, правильно ставить знаки препинания, различать простые предложения с однородными членами и ССП, проводить синтаксический разбор; составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме
Составить таблицу «Группы ССП».
Упр. 58
15
Знаки препинания между простыми предложениями в составе ССП
1
Урок усвоения новых знаний
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем. Отличие простого предложения от сложного
Творческий диктант
Упр.63
16
Смысловые отношения между частями ССП.
1
Урок закрепления изученного
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.
Схематический диктант.
Упр.68
17
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
1
Комбинированный
Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
Словарный диктант, синтаксический разбор предложений, ответы на вопросы
Знать: теоретические сведения по изученной теме
Уметь: анализировать и разбирать предложение
Тестирование по теме
Упр.81
21
Контрольная работа
1
Урок контроля
Отрывок текста В.Пескова. синтаксический и пунктуационный разбор.
Проверка уровня усвоения учебного материала
Диктант с грамматическим заданием
Упр.82
22
Анализ контрольной работы
1
Урок коррекции знаний
Комплексный анализ текста.
Уметь: объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить анализ текста.
Самостоятельная работа над ошибками
Повторить словарные слова
23
Р.р. Способы сжатия текста. Тезисы.
1
Уроки развития речи
Работа с материалом параграфа учебника.
Знать: способы сжатия текста
Уметь: составлять тезисы или конспект небольшой статьи
Запись тезисов
Сжать текст упр.1
24
Р.р. Конспект
1
Конспект статьи
Сложноподчиненные предложения (32ч.; 5 р.р.)
25
Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей.
1
Урок усвоения нового материала
Понятие о СПП. Строение СПП. Средства связи придаточного с главным.
Знать: структуру сложноподчиненного предложения, средства связи придаточного предложения с главным
Уметь: определять место придаточного; его тип; производить синонимическую замену простых предложений; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы СПП, объяснять с их помощью знаки препинания.
Составить план параграфа, подобрать
свои примеры.
Упр.85
26
Подчинительные союзы и союзные слова.
1
Урок усвоения нового материала
Группы подчинительных союзов. Союзные слова в СПП.
Самостоятельная работа. Составление схем.
Упр.94 (2ч)
27
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных.
1
Урок усвоения нового материала.
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Знать: особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Уметь: опознавать указательные слова главной части, выяснять характер отношений между указательными словами, их синтаксическую функцию; определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, использовать различные средства связи, различать союзы и союзные слова.
Взаимодиктант
Упр.91
28
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных.
1
Урок закрепления изученного.
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Работа с текстом. Составить схемы СПП.
Упр.100
29
Р.р. Рецензия.
1
Уроки развития речи
Текст, заголовок, тема, основная мысль. Особенности жанра рецензии. Творческая часть.
Знать: особенности рецензии
Уметь: оценивать тему, создавать тексты определенного стиля
Составление плана рецензии.
Индивидуальное задание
написать сочинение-рассуждение по тексту
30
Р.р. Подготовка к экзамену. Часть С.
1
31
Виды придаточных предложений
1
Урок усвоения нового материала.
Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные.
Знать: виды придаточных предложений, способы из различения.
Уметь: определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, разграничивать однозначные и многозначные придаточные.
Составление схем. Конструирование по схемам.
Упр.108
32
Придаточные определительные
1
Комбинированный
Структурно-семантические признаки СПП предложений с придаточными определительными. Словарная работа
Знать: признаки СПП с придаточными определительными
Уметь: находить придаточные определительные, правильно употреблять их в речи, определять синтаксическую функцию союзного слова, расставлять знаки препинания, составлять схемы.
Место придаточного в сложноподчиненном предложении. Средства их связи с главным. Конструирование предложений.
Знать: место придаточного, средства связи придаточных изъяснительных
Уметь: опознавать придаточные по характеру смысловой связи между частями производить синонимическую замену (где это возможно), правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.
Творческий диктант
Упр.118
35
СПП с придаточными изъяснительными (продолжение)
1
Коррекция знаний, умений и навыков
Тестовые задания.
Упр.123
36
Придаточные обстоятельственные
1
Урок усвоения нового материала
Придаточные обстоятельственные. Простые и составные союзы.
Знать: виды придаточных обстоятельственных.
Уметь: находить придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи, правильно расставлять знаки, производить синонимическую замену.
Конструирование предложений по схемам.
П 23
37
Придаточные обстоятельственные (продолжение)
1
Урок закрепления изученного
Стилистические особенности союзов.
Словарный диктант.
Устное высказывание по таблице. Тест.
П 23, упр.126
38
СПП с придаточными образа действия и степени.
1
Комбинированный
Признаки придаточный предложений образа действия и степени. Дополнительные значения придаточных.
Знать: признаки придаточных образа действия и степени и придаточных места.
Уметь: распознавать вид придаточных, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания.
Творческий диктант.
Упр.127(1ч)
39
СПП с придаточными места.
1
Комбинированный
Отличительные признаки СПП с придаточными места. Орфографическая работа.
Тестовые задания
Упр.130
40
СПП с придаточными времени.
1
Комбинированный
Способы связи главного предложения с придаточным. Анализ предложений.
Знать: данные виды придаточных, способы связи с главным.
Уметь: распознавать придаточные времени и условия, определять их место в предложении, правильно ставить знаки препинания и составлять схемы, производить синонимическую замену
Связный рассказ по таблице
Упр.128
41
Придаточные предложения условные.
1
Тест (вариант 15). Составление схем.
Упр.133
42
СПП с придаточными причины и цели.
1
Усвоение нового материала
Придаточные предложения причины и цели. Деепричастные обороты, наречия причины, вводные предложения.
Знать: способы выражения причины в простом и сложноподчиненном предложении, способы связи придаточных предложений данных видов.
Уметь: отличать придаточные от других типов, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.
Конструирование предложений.
Упр.137
43
Придаточные предложения причины и цели.
1
Закрепление изученного
Тестовые задания.
Упр.141
44
45
Р.р. Подготовка к экзамену. Часть С.
2
Уроки развития речи
Творческое задание. Тип речи рассуждение. Аргументированный ответ.
Знать: особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Уметь: строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
Самостоятельная интерпретация смысла одного фрагмента текста.
Упр.148
46
СПП с придаточными сравнительными.
1
Усвоение нового материала.
Придаточные сравнительные предложения. Сравнительный оборот. Различные способы выражения сомнения.
Знать: способы выражения значений сравнения.
Уметь: различать СПП с придаточными сравнительными и простые со сравнительным оборотом, правильно расставлять знаки препинания.
Синтаксический разбор предложения с составлением схемы.
Упр.144
47
СПП с придаточными следствия и уступки.
1
Усвоение нового материала
Вид придаточного предложения. Придаточные предложения следствия и придаточные уступительные.
Знать: виды придаточных предложений, средства связи главного и придаточного предложения.
Уметь: различать виды придаточных предложений; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с данными типами придаточных
Интонационные особенности. Смысловые отношения между частями.
Уметь: устанавливать смысловые отношения между частями, определять интонационные особенности этих предложений, правильно ставить знаки.
Запись предложений с анализом
Упр.193
60
Р.р. Аннотация
1
Урок развития речи
Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации.
Знать: жанровое своеобразие аннотации.
Уметь: сравнивать тексты разных стилей, редактировать тексты, составлять аннотации, формулировать тему.
Анализ аннотации, пересказ близкий к тексту.
Упр.194
61
Двоеточие в БСП
1
Урок усвоения нового материала
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Конструирование предложений.
Знать: условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения.
Уметь: строить бессоюзные предложения, правильно ставить двоеточие в них.
Объяснительный диктант
Упр.196
62
Двоеточие в БСП (продолжение).
1
Комбинированный
Тест (вариант 19,20)
Упр.197
63
Тире в бессоюзном предложении.
1
Урок усвоения нового материала
Смысловые отношения между простыми при постановке тире.
Знать: условия постановки тире.
Уметь: различать смысловые отношения между частями, правильно ставить знаки
Проверочный диктант
Упр.200
64
Р.Р. Изложение элементами сочинения.( по тексту упр.192)
1
Урок развития речи
Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста.
Знать: особенности публицистического текста
Уметь: писать изложение, создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста
Изложение с элементами сочинения
65
Повторение по теме «БСП»
1
Систематизация и обобщение изученного по теме
БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Знать: смысловые отношения между частями БСП, правила постановки знаков препинания между частями БСП.
Уметь: опознавать БСП в тексте, правильно выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать предложения по схемам, употреблять БСП в речи.
Тест.
Упр.205
66
Контрольная работа.
1
Урок контроля
Контрольная работа.
Упр.206
67
Анализ контрольной
работы.
1
Оценка и коррекция знаний
Комплексный анализ текста
Уметь: объяснять причину появления ошибок, исправлять их, производить анализ текста.
Работа над ошибками.
Упр.208
Сложные предложения с различными видами связи (6ч.; 2 р.р.)
68
Сложные предло-жения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
1
Урок усвоения нового материала
Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Знак препинания в них. Орфографическая работа.
Знать: структурные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Уметь: опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте, разделять запятой союзы союзные слова, редактировать текст, строить схемы, конструировать предложения, объяснять пунктуацию.
Составление предложений по схемам
Упр.211
69
Сложные предло-жения с разными видами связи.
1
Урок закрепления изученного
Творческое списывание
Упр.212
70
СП с разными видами связи (продолжение).
1
Обобщение и систематизация
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Тест (вариант 23, 24)
Упр.214
71
Самостоятельная работа по теме
1
Урок контроля
Уметь: производить анализ текста
Анализ текста. Тест (вариант 25, 26)
Упр.213
72
Р.р. Реферат
1
Уроки развития речи
Особенности текста научного и художественного стиля
Знать: признаки указанных стилей речи
Уметь: составлять собственные тексты разных стилей, правильно ставить знаки препинания.
Реферат.
73
Р.Р. Авторские знаки препинания.
1
Конспект статьи учебника.
Упр.210(2ч)
Общие сведения о языке (5ч.; 2 р.р.)
74
Роль русского языка в жизни общества.
1
Усвоение новых знаний
Роль языка в жизни общества. Словарный запас языка.
Знать: основные функции языка
Уметь: давать толкование слов, использовать в речи, грамотно писать
Развернутый план параграфа учебника.
Упр.221
75
Язык как развивающееся явление.
1
Комбинированный
Пополнение словарного состава языка. Устаревшие и новые слова.
Знать: пути пополнения словарного состава.
Уметь: определять значение слов, использовать в речи
Миниатюра: «Что я знаю о русском языке?»
Упр.222
76
Русский литературный язык и его стили.
1
Усвоение новых знаний
Определение стиля. Разновидности стилей языка. Языковые средства.
Знать: определение стиля, приметы разных стилей
Уметь: определять стилевую принадлежность текста, создавать текст определенного стиля
Составить диалог
Упр.219, подготовиться к изложению
77
Р.р. Сжатое изложение .
2
Уроки развития речи.
Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.
Понимать: содержание прочитанного текста, его тему и коммуникативную цель.
Уметь: определять главную мысль, подробно излагать текст, создавать свой на основе исходного.
Изложение.
повторить словарные слова
78
Повторение изученного в конце года (24ч.; 4 р.р.)
79
Фонетика. Графика. Орфография.
1
Повторительно-обобщающий
Звуки русского языка, их классификация. Смысло-различитель-ная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы.
Уметь: делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных по плану, выбирать правильный вариант ударения, производить звуковой анализ, опознавать орфограммы.
Тест (вариант 29, 30).
Упр.230
80
Состав слова и словообразование.
1
Комбинированный
Тест (вариант 31, 32).
Упр.241
81
Орфография. Гласные после шипящих и ц.
1
Обобщение и систематизация
Правописание гласных после шипящих и ц.
Знать: правописание гласных после шипящих.
Уметь: формулировать правила, грамотно писать слова с орфограммой
Значимые части слова. Способы образования слов. Разбор по составу.
Знать: основные понятия раздела, способы образования слов
Уметь: производить морфемный разбор
Словообразовательный разбор.
Упр.271
98
Р.р. Изложение с элементами сочинения.
2
Уроки развития речи. Уроки контроля.
Изложение с элементами сочинения по тексту упр.394
Знать: признаки текста, приемы создания высказывания.
Уметь: создавать собственный текст на основе исходного, выражать мнение по проблеме, оформлять речь в соответствии с нормами письма.
Изложение с элементами сочинения.
99
100
Итоговое повторение и обобщение.
1
Урок проверки и коррекции знаний
Основные виды изученных орфограмм и пунктограмм.
Знать: теоретический материал по теме
Уметь: использовать приобретенные знания на письме
Тестовые индивидуальные задания
Упр.266
101
Итоговая контр. работа.
1
Урок контроля.
А.Платонов «Старый музыкант».
Проверка уровня усвоения учебного материала.
Диктант с граммати-ческим заданием
Упр.276
102
Анализ контрольной работы.
1
Комбинированный
Комплексный анализ текста.
Уметь: объяснять причину появления ошибок, исправлять их, производить анализ текста.
Самостоятельная работа над ошибками.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
для учащихся:
Русский язык. 9 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / Л.А.Т р о с т е н ц о в а, Т. А. Л а д ы ж е н с к а я и др.– 9- е изд.-М.: Д Просвещение, 2012. – 206 с.
для учителя:
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М.: Просвещение, 2010.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
Колокольцев Е.Н, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 9 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2003.