Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе требований Государственного стандарта основного общего образования 2004 года и примерных программ основного общего образования по русскому языку на основе авторских программ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2007) с учетом линии УМК, вошедшего в Федеральный перечень 2013-2014 учебного года, под редакцией Бархударова С. Г., Крючкова С. Е. Максимова Л.Ю., Чешко Л. А. (Русский язык, 8 класс, М.: Просвещение, 2007). В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Основные принципы организации учебного материала раскрываются в авторских программах.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В 2013-2014 учебном году в 8 классе обучается 11 человек, из них 8 человек – по программе СКОУ 7 вида. В соответствии с приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» на преподавание русского языка отводится 4 часа, по федеральному БУП для общеобразовательных учреждений Российской Федерации-2004 – 3 часа.
Количество учебных часов в год (базовый уровень) - 102, коррекционный блок (для учащихся 7 вида) - 34, из них на развитие речи 22. В неделю – 3+1.
Курс включает систему понятий, относящихся к синтаксису (словосочетание и предложение):
- словосочетание, структура и грамматическое значение. Главная и зависимая части словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание;
- предложение, структура и грамматическое значение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по цели высказывания и эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по структуре;
предложения с однородными членами, обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами.
Рабочие программы по русскому языку 5-9 классы к УМК Бархударова С. Г., Крючкова С. Е. Максимова Л.Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Составитель Ельцова О.В. Москва «Вако» 2011.
№ п/п | Тема урока | Сроки изучения | Основные понятия | программа | Дом. задание |
общеобр | 7 вид |
1 четверть |
Общие сведения о языке (1 час). Цель: |
-
| Функции русского языка в современном мире. | 02.09.-07.09. | Язык как средство общения. Язык как средство выражения мысли. Понимание значения русского языка как государственного и одного из мировых языков. | + | + | с. 5, упр. 3. |
2. Повторение изученного в 5-7 классах (11 часов + 3 р.р.). Цель: обобщить и систематизировать знания об основных языковых единицах; закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора; обобщить и систематизировать знания по фонетике, морфемике и словообразованию; лексике и фразеологии, морфологии; закрепить основные понятия лексикологии; обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, типах речи, видах и способах связи в тексте, стилях речи; обучать описанию картины, памятника архитектуры. |
-
| Языковая система. | 02.09.-07.09. | Разделы науки о языке. Языковые единицы. | + | + | упр. 5. |
-
| Фонетика и графика. Орфография. | 02.09.-07.09. | Звук как единица речи. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Правописание ъ и ь знака. | + | + | § 2, упр. 13. |
-
| Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | 02.09.-07.09. | Нормы произношения. Порядок фонетического разбора слова. | | + | § 2, упр. 7(устно). |
-
| Морфемика и словообразование. Орфография. | 09.09.-14.09. | Морфема. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Группирование слов по видам орфограмм. | | + | § 3, порядок морфемного разбора слова, словарные слова. |
-
| Морфемика и словообразование. Орфография. | 09.09.-14.09. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Группирование слов по видам орфограмм. | + | + | § 3, порядок морфемного разбора слова, словарные слова, упр. 23. |
-
| Входной контрольный диктант. | 09.09.-14.09. | Запись текста под диктовку. Проверка написанного. | + | + | Повторить словарные слова стр. 3- 13. |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками диктанта. | 09.09.-14.09. | Орфография. Группирование слов по видам орфограмм. Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. | + | + | § 4, упр. 33. |
-
| Лексика и фразеология. Употребление фразеологических оборотов в речи. | 16.09.-21.09. | Лексический состав русского языка. Активная и пассивная лексика. Фразеологизмы. | | + | Повторить словарные слова стр. 3- 13. |
-
| Словарный диктант. Лексика и фразеология. | 16.09.-21.09. | Лексика и лексикология. Лексическое и грамматическое значение слова. | + | + | § 4, упр. 27. |
-
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 16.09.-21.09. | Части речи. Грамматическое и лексическое значение слова. Порядок морфологического разбора слова. | + | + | § 5, словарные слова, порядок морфологического разбора слова, упр. 40. |
-
| Р.р. Строение текста. Стили речи. | 16.09.-21.09. | Текст. Строение текста. Типы текстов. Виды и средства связи частей текста. Особенности стилей речи. Сфера употребления. Составление текстов разных типов речи. | + | + | § 6, упр. 46, словарные слова. |
-
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 23.09.-28.09. | Части речи. Порядок морфологического разбора слова. | | + | Стр. 227-228, повторить порядок морфологического разбора слова. |
-
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». | 23.09.-28.09. | Текст повествовательного характера. План. Литературные нормы. | + | + | Упр. 54 (III) |
-
| Р.р. Подробное изложение по предложенному плану. | 23.09.-28.09. | Подробный пересказ. Запись составленного текста. | + | + | Работа над ошибками сочинения. |
3. Синтаксис и пунктуация (113 часов) Цель: повторение изученного в 5-7 классах, углубление и расширение материала по теме. |
Словосочетание (3 часа) Цель: показать строение словосочетаний; научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы; определять способы связи в словосочетании; закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; дать понятие о синонимичных словосочетаний. |
-
| Словосочетания, их строение и грамматическое значение. | 23.09.-28.09. | Словосочетание. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. | + | + | § 7, стр. 32-33 (прочитать), работа над ошибками изложения. |
-
| Словосочетания и предложения. | 30.09.-05.10. | Выделение словосочетаний из предложений. | | + | § 7, словарные слова, упр. 65. |
-
| Связь слов в словосочетании. | 30.09.-05.10. | Строение словосочетаний. Типы словосочетаний. Схема словосочетания. | + | + | § 7, вопросы стр. 43, словарные слова, упр. 81. |
Предложение (102 часа, из них 25 р.р.) |
Простое предложение (4 часа + 1 р.р.) Цель: дать понятие об интонации, её роли в предложении; совершенствовать навыки устной речи; обучать описанию памятника архитектуры. |
-
| Строение и грамматическое значение предложений. | 30.09.-05.10. | Грамматическая основа предложения. Связь слов в предложении. Простые и сложные предложения. | + | + | § 8, стр. 45, упр. 83. |
-
| Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения. | 30.09.-05.10. | Интонационные особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. | + | + | § 9, повторить словарные слова стр. 3-53, порядок синтаксического разбора предложения, стр. 54. |
-
| Предложение как средство выражения мысли. Грамматическое значение предложения. | 07.10.-12.10. | Вычленение словосочетаний из предложений. | | + | Вопросы стр. 53. |
-
| Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 07.10.-12.10. | Прямой/обратный порядок слов. Логическое ударение. Интонация. | + | + | § 10, словарные слова, упр. 105. |
-
| Р.р. Описание памятника архитектуры. Подготовка к домашнему сочинению. | 07.10.-12.10. | Тема текста. Заголовок. Тезис. Стиль и тип текста. | + | + | Р.р. упр. 114 (сочинение-описание памятника архитектуры.) |
Двусоставные предложения (17 часов) Цель: расширить представления учеников о членах предложения, их признаках и способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц. |
Главные члены предложения (13 часов + 2 р.р.). Цель: расширить представления о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц; расширить представление о сказуемом, его признаках; дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения; дать понятие о составном именном сказуемом; закрепить умение различать простое глагольное сказуемое «быть» и глагол-связку «быть» в составном именном сказуемом; углубить знания о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. |
-
| Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 07.10.-12.10. | Способы выражения подлежащего. Согласование подлежащего и сказуемого. | + | + | § 11, упр. 116. |
-
| Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | 14.10.-19.10. | Двусоставные предложения. Грамматическая основа предложения. | | + | |
-
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 14.10.-19.10. | Сказуемое. Признаки и формы простого глагольного сказуемого. | + | + | § 12, упр. 120. |
-
| Составное глагольное сказуемое. | 14.10.-19.10. | Способы выражения составного глагольного сказуемого. Группы вспомогательных слов. | + | + | § 13, упр. 123. |
-
| Составное именное сказуемое. | 14.10.-19.10. | Способы выражения составного именного сказуемого. Группы глаголов-связок. Нулевая связка. | + | + | § 14, словарные слова, упр. 148. |
-
| Способы выражения составных сказуемых. Синтаксический разбор предложения. | 21.10.-26.10. | Способы выражения лексического и грамматического значения сказуемого. | | + | § 10-14, подготовиться к словарному диктанту. |
-
| Словарный диктант. Составное именное сказуемое. | 21.10.-26.10. | Способы выражения именной части сказуемого. | + | + | |
-
| Контрольный диктант за I четверть. | 21.10.-26.10. | Запись текста под диктовку. Проверка написанного. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками. Тире между подлежащим и сказуемым. | 21.10.-26.10. | Орфография. Группирование слов по видам орфограмм. Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | + | + | § 15, правило, упр. 160. |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | 28.10.-01.11. | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | | + | § 15, словарные слова, упр. 157, |
-
| Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | 28.10.-01.11. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Рассуждение. | + | + | |
-
| Р.р. Изложение с элементами сочинения-рассуждения. | 28.10.-01.11. | Выдерживание текста в одном стиле и в рамках заданной темы. | + | + | |
-
| Закрепление темы «Главные члены предложения». | 28.10.-01.11. | Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. | + | + | |
2 четверть |
Второстепенные члены предложения (11 часов, из них 2 р.р.). Цель: закрепить знания о второстепенных членах предложения; расширить представления о дополнении, способах его выражения; расширить представление об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида; дать понятие о приложении; расширить представление об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их определения; дать понятия об обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами; развивать умение письменно излагать прочитанный и услышанный текст. |
-
| Второстепенные члены предложения. | 11.11.-16.11. | Дополнение, определение, обстоятельство. | | + | Упр. 160 (устно). |
-
| Словарный диктант по упражнению 160. Дополнение. Способы выражения дополнений. | 11.11.-16.11. | Способы выражения дополнений. Прямое/косвенное дополнение. | + | + | § 16, упр. 166. |
-
| Дополнение. Способы выражения дополнений. | 11.11.-16.11. | Трудные случаи выражения дополнения. | + | + | § 16, упр. 167. |
-
| Определение. | 11.11.-16.11. | Способы выражения определений. Согласованные/ несогласованные определения. | + | + | § 17, словарные слова, упр. 176. |
-
| Согласованные и несогласованные определения. | 18.11.-23.11. | Способы выражения определений. Синтаксический разбор предложения. | | + | § 17, 18, словарные слова. |
-
| Приложение. | 18.11.-23.11. | Приложение как разновидность определения. Собственные наименования как особый вид приложений. Знаки препинания при приложении. | + | + | § 18, правило, словарные слова, упр. 187. |
-
| Р.р. Подготовка к изложению «Русский язык» по упражнению 178. | 18.11.-23.11. | Тема. Основная мысль текста. План текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. | + | + | |
-
| Р.р. Изложение «Русский язык» по упражнению 178. | 18.11.-23.11. | Запись текста с соблюдением литературных норм. | + | + | Повторить словарные слова. |
-
| Работа над ошибками. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 25.11.-30.11. | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств. | | + | § 19, таблица, упр. 191. |
-
| Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. | 25.11.-30.11. | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств. | + | + | Стр. 100, правило. Р.р. Сочинение об истории родного края по упр.201. |
-
| Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 25.11.-30.11. | Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. | + | + | |
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым (8 часов + 2 р.р.). Цель: расширить представление о предложении; дать понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым, об определённо-личных, неопределённо-личных, безличных предложениях; научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений; развивать навыки описания картины; научить использовать односоставные предложения в творческих работах. |
-
| Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные. | 25.11.-30.11. | Односоставные и двусоставные предложения. Формы глагола-сказуемого в определенно-личных предложениях. | + | + | § 20, 21 упр. 206. |
-
| Предложения определённо-личные и неопределённо – личные. | 02.12.-07.12. | Формы глагола-сказуемого в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях. | | + | |
-
| Предложения неопределённо – личные. | 02.12.-07.12. | Формы глагола-сказуемого в неопределенно-личных предложениях. | + | + | § 22, р.р. упр. 220 (сочинение по заданному началу). |
-
| Безличные предложения. | 02.12.-07.12. | Способы выражения сказуемых в безличных предложениях. Роль безличных предложений в тексте. Знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения. | + | + | § 23, упр. 222. |
-
| Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения. | 02.12.-07.12. | Разнообразие безличных предложений по значению. Синтаксический разбор предложения. Формы глагола-сказуемого в обобщенно-личных предложениях. Назначение обобщённо-личных предложений. | + | + | § 23, таблица, упр. 234. |
-
| Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым». | 09.12.-14.12. | Двусоставные и односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. | | + | |
-
| Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым». | 09.12.-14.12. | Двусоставные и односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Способы выражения сказуемых в односоставных предложениях. | + | + | |
-
| Р.р. Описание картины. | 09.12.-14.12. | Настроение картины. Сочинение-описание по картине. | + | + | § 20-23, упр. 239 (I-III). |
-
| Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | 09.12.-14.12. | Выдерживание текста в одном стиле и в рамках заданной темы. Соблюдение литературных норм. | + | + | |
-
| Основные группы односоставных предложений. | 16.12.-21.12. | Знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. | | + | |
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим (7 часов + 1 р.р.). Цель: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников; развивать умение письменно излагать прочитанный и услышанный текст. |
-
| Назывные предложения. | 16.12.-21.12. | Назывные предложения, их значение, сфера употребления. | + | + | § 24, упр. 246. |
-
| Контрольный диктант за I полугодие. | 16.12.-21.12. | Запись текста под диктовку. Орфографические и пунктуационные нормы. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками. | 16.12.-21.12. | Орфография. Группирование слов по видам орфограмм. Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. | + | + | |
-
| Обобщение по теме «Односоставные предложения». | 23.12.-27.12. | Знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. | | + | § 24, упр. 248 (устно). |
-
| Обобщение по теме «Односоставные предложения». | 23.12.-27.12. | Знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. | + | + | §24, схема, упр. 249 (у). |
-
| Р.р. Изложение «А вот был случай» | 23.12.-27.12. | Развитие умения письменно излагать прочитанный и услышанный текст. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками. | 23.12.-27.12. | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. | + | + | |
3 четверть |
Неполные предложения (5 часов). Цель: дать понятие о неполных предложениях, показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения; закрепить навыки грамматического разбора. |
-
| Понятие о неполных предложениях. | 13.01.-18.01. | Предложения полные и неполные. Назначение неполных предложений. | | + | § 25, правило, словарные слова. |
-
| Неполные предложения. | 13.01.-18.01. | Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. | + | + | р.р. упр. 250 (рассказ на свободную тему). |
-
| Знаки препинания в неполных предложениях. | 13.01.-18.01. | Пунктуационное оформление неполных предложений на письме. | + | + | § 25, упр. 255, вопросы 1-6 на стр. 129. |
-
| Контрольная работа по теме «Односоставное предложение» | 13.01.-18.01. | Основные группы односоставных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками контрольной работы. | 20.01.-25.01. | Орфография. Пунктуация. | | + | |
Предложения с однородными членами (9 часов, из них 3 р.р.) Цель: закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях; углубить представление об однородных членах; научить различать однородные и неоднородные определения; показать синтаксическую роль определений-эпитетов; углубить знания об однородных членах, связанных сочинительными союзами; повторить изученное об обобщающих словах при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания; учить приёмам рассуждения; развивать навыки пересказа текста; развивать навыки описания картины. |
-
| Понятие об однородных членах предложения. | 20.01.-25.01. | Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности. | + | + | § 26, упр. 263 (устно). |
-
| Однородные и неоднородные определения. | 20.01.-25.01. | Знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами. | + | + | § 26, упр. 261. |
-
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | 20.01.-25.01. | Группы сочинительных союзов. Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. | + | + | § 26, стр. 131-132, упр. 267. |
-
| Знаки препинания при однородных членах предложения. | 27.01.-01.02. | Схемы предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами. | | + | § 27, таблица, упр. 272. |
-
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | 27.01.-01.02. | Простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения. | + | + | Р. р. Сочинение-рассуждение по упр.292. |
-
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 27.01.-01.02. | Обобщающие слова и знаки препинания при них. | + | + | § 28,таблица, упр. 286. |
-
| Р. р. Описание картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» | 27.01.-01.02. | Репродукция картины. Настроение картины. Сочинение-описание по картине. | + | + | Закончить сочинение. |
-
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 03.02.-08.02. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | | + | §28, упр. 295 (устно). |
-
| Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | 03.02.-08.02. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Рассуждение. | + | + | |
-
| Р.р. Изложение с элементами сочинения-рассуждения. | 03.02.-08.02. | Выдерживание текста в одном стиле и в рамках заданной темы. | + | + | Вопросы 1-6, стр. 149. |
-
| Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 03.02.-08.02. | Комплексный анализ текста. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками контрольной работы. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | 10.02.-15.02. | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. | | + | Стр. 149, порядок синтаксического разбора предложения. |
Предложения с обособленными членами (12 часов + 2 р.р.) Цель: дать понятие об обособлении членов предложения; познакомить с обособлением определений и приложений; закрепить умение находить в тексте обособленные определения и приложения, пунктуационные навыки; повторить правила образования причастий; показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными; |
-
| Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. | 10.02.-15.02. | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания. | + | + | § 29, правила, упр. 299. |
-
| Обособленные определения и приложения. | 10.02.-15.02. | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания. | + | + | § 29, правило, упр. 307. |
-
| Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. | 10.02.-15.02. | Причастные обороты, пунктуация при них. | + | + | § 29, правило, упр. 308. |
-
| Обособленные определения и приложения. | 17.02.-22.02. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | | + | Стр. 157, правило. |
-
| Особенности обособления приложений. | 17.02.-22.02. | Согласованные приложения. Приложения с союзом как. Пунктуация при них. | + | + | Стр. 157, правило, упр. 317. |
-
| Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения». | 17.02.-22.02. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками контрольной работы. Обособленные обстоятельства. | 17.02.-22.02. | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Границы деепричастного оборота. | + | + | § 30, правила, упр. 325. |
-
| Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 24.02.-01.03. | Знаки препинания при обособлении. | | + | § 30, словарные слова §§ 26-30. |
-
| Словарный диктант. Обособленные обстоятельства. | 24.02.-01.03. | Деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Границы деепричастного оборота. | + | + | |
-
| Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства». | 24.02.-01.03. | Разбор предложения с обособленными членами. | + | + | |
-
| Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 24.02.-01.03. | Устный разбор и письменный разбор предложения с обособленными членами. | + | + | |
-
| Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 03.03-08.03. | Устный разбор и письменный разбор предложения с обособленными членами. | | + | § 30, упр. 338 (устно) |
-
| Р.р. Подготовка к изложению «Яков Карлович Грот» по упр.338. | 03.03-08.03. | Стиль текста. Правописание числительных. Подробный пересказ. | + | + | |
-
| Р.р. Изложение «Яков Карлович Грот» по упр.338. | 03.03-08.03. | Выдерживание текста в одном стиле и в рамках заданной темы. | + | + | |
Предложения с уточняющими обособленными членами (7 часов + 2 р.р.). |
-
| Понятие об обособленности уточняющих членов предложения. | 03.03-08.03. | Уточняющие члены предложения, выраженные существительными с предлогами. Выделительные знаки препинания. | + | + | § 31, правило, упр. 345. |
-
| Обособление уточняющих членов предложения. | 10.03.-15.03. | Обстоятельства места и времени. Союзы то есть, или и знаки препинания при них. | | + | § 31, правило, упр. 349 (устно) |
-
| Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. | 10.03.-15.03. | Функции знаков препинания. Разделительные и выделительные знаки препинания. Парные знаки препинания. | + | + | Стр. 174, упр. 348. Вопросы 1-7, стр. 179. |
-
| Контрольный урок по теме «Обособленные члены предложения». | 10.03.-15.03. | Обособленные члены предложения и знаки препинания при них. | + | + | |
-
| Контрольный диктант за III четверть. | 10.03.-15.03. | Запись текста под диктовку. Проверка написанного. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками контрольной работы и диктанта. | 17.03.-21.03. | Орфография. Группирование слов по видам орфограмм. Пунктуация. Синтаксический разбор предложения. | | + | Упр. 352 (устно). |
-
| Р.р. Изложение "Характеристика Суворова. | 17.03.-21.03. | Выдерживание текста в одном стиле и в рамках заданной темы. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками изложения. | 17.03.-21.03. | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. | + | + | Упр. 354 (устно) |
-
| Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему. | 17.03.-21.03. | Требования к устному выступлению. Аргументы. | + | + | |
4 четверть |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (11 часов + 1 р.р.) |
-
| Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. | 31.03.-05.04. | Члены предложения. Связь слов в предложении. | | + | Стр. 179 |
-
| Обращение и знаки препинания при нём. | 31.03.-05.04. | Обращение. Выделительные знаки препинания. Интонация. | + | + | § 32, правило, упр.360. |
-
| Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 31.03.-05.04. | Вводные слова. Значения вводных слов. Интонация. | + | + | § 33, таблица, упр.364. |
-
| Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. | 31.03.-05.04. | Междометия. Выделительные знаки препинания. Интонация. | + | + | § 33, словарные слова, упр.373. |
-
| Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. | 07.04.-12.04. | Вводные слова. Вводные предложения. Выделительные знаки препинания. | | + | § 33, правило, таблица, словарные слова. |
-
| Словарный диктант. Вставные конструкции. | 07.04.-12.04. | Слово. Словосочетание. Предложение. Группы вводных конструкций по значению. | + | + | § 34, правило, упр. 376. |
-
| Вставные конструкции. | 07.04.-12.04. | Структура вставной конструкции. Логическое ударение. Знаки препинания при вставных конструкциях. | + | + | § 34, правило, упр. 376. |
-
| Вставные конструкции. | 07.04.-12.04. | Синтаксический разбор предложения с вставными конструкциями. | + | + | § 34, вопросы 1-7 стр. 197. |
-
| Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». | 14.04.-19.04. | Обращение. Вводное слово. Вводная конструкция. Междометие. | | + | § 34, правило, упр. 390. |
-
| Контрольный урок по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». | 14.04.-19.04. | Обращение. Вводное слово. Вводная конструкция. Междометие. Знаки препинания. | + | + | |
-
| Урок коррекции знаний. Работа над ошибками. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на заданную тему. | 14.04.-19.04. | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. Тезис. Аргументы. Доказательства. | + | + | § 34, правило, упр. 385 (сочинение-рассуждение). |
-
| Повторение по теме «Осложненное простое предложение». | 14.04.-19.04. | Виды осложненных предложений. Знаки препинания. | + | + | |
-
| Повторение по теме «Осложненное простое предложение». | 21.04.-26.04. | Синтаксический разбор осложненных простых предложений. | | + | |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (8 часов + 3 р.р.) |
-
| Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. | 21.04.-26.04. | Схемы предложений с прямой речью. | + | + | § 35, правило, упр. 393 (II). |
-
| Диалог. | 21.04.-26.04. | Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге. Монолог. | + | + | § 35, стр. 202-203, правило, упр. 396. |
-
| Предложения с косвенной речью. | 21.04.-26.04. | Прямая речь. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. | + | + | § 36, таблица, упр. 381. |
-
| Способы передачи чужой речи. | 28.04.-03.05. | Замена прямой речи косвенной. | | + | § 36, словарные слова. |
-
| Цитаты и знаки препинания при них. | 28.04.-03.05. | Знаки препинания при цитировании. | + | + | § 37, правило, упр. 405. |
-
| Способы передачи чужой речи в художественном произведении. | 28.04.-03.05. | Знаки препинания при цитировании. | + | + | § 37, правило, упр. 409. |
-
| Закрепление темы «Способы передачи чужой речи». | 28.04.-03.05. | Знаки препинания при цитировании. | + | + | § 37, правило, упр. 410 (устно). |
-
| Способы передачи чужой речи. | 05.05.-10.05. | Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при передаче чужой речи. | | + | Вопросы 1-4, стр. 214. |
-
| Р.р. Изложение «А.Ахматова». | 05.05.-10.05. | Тема. Тип речи. Языковые средства. | + | + | |
-
| Р.р. Сравнительная характеристика героев. Подготовка к сочинению по картине К.Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых»). | 05.05.-10.05. | Композиция. Сочинение-описание сравнительного характера. | + | + | Работа над ошибками изложения. Упр. 411 (черновик) |
-
| Р.р. Сочинение по картине К.Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых». | 05.05.-10.05. | Правила сравнения. Высказывание на основе типовой схемы. | + | + | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (11 часов + 1 р.р.) |
-
| Повторение по теме «Словосочетание». | 12.05.-17.05. | Связь слов в словосочетании. Типы словосочетаний. | | + | Работа над ошибками сочинения. |
-
| Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 12.05.-17.05. | Члены предложения. Схемы предложений. Знаки препинания. | + | + | Упр. 413. |
-
| Повторение по теме «Двусоставные предложения». | 12.05.-17.05. | Разнообразие синтаксических конструкций. Виды и средства синтаксической связи. | + | + | Упр. 415. |
-
| Повторение по теме «Односоставные предложения». | 12.05.-17.05. | Виды односоставных предложений. | + | + | Упр. 417. |
-
| Повторение по теме «Синтаксический разбор предложения». | 19.05.-24.05. | Члены предложения. Схемы предложений. | | + | |
-
| Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 19.05.-24.05. | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Схемы предложений. | + | + | Упр. 428 (устно). |
-
| Р.р. Сжатое изложение. | 19.05.-24.05. | Обособленные и необособленные определения и приложения. | + | + | |
-
| Контрольный диктант за год. | 19.05.-24.05. | Запись текста под диктовку. Проверка написанного. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм. | + | + | |
-
| Работа над ошибками диктанта. Повторение по теме «Синтаксический разбор предложения». | 26.05.-31.05. | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. Члены предложения. Схемы предложений. | | + | Упр. 429. |
-
| Резервный урок. | 26.05.-31.05. | | + | + | |
-
| Резервный урок. | 26.05.-31.05. | | + | + | |
-
| Резервный урок. | 26.05.-31.05. | | + | + | |