Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1) Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень). М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2009
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку,
5) Учебника «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011».
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1) Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень). М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2008
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку,
5) Учебника «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шан-ский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011».
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, при обучении синтаксису (материал 9 класса) учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего уроков
18 часов
14 часов
20 часов
16 часов
Цели и задачи изучения русского языка в 9 классе
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе – 68часов.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Обязательные формы контроля
Формы учета достижений
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность
- тестирование
- творческие работы
- проверочная работа
- контрольная работа
- сочинение
- различные виды диктантов
- изложение
-традиционные диагностические и контрольные работы - разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий
Письменный экзамен в новой форме
- ведение
тетрадей по русскому языку
- анализ текущей успеваемости
- ведение тетрадей с тестами
- анализ внеучебной
активности учащихся
- участие в
предметных
олимпиадах
- участие в
выставках,
фестивалях,
конкурсах,
соревнованиях
- участие в творческих выездах
- участие в работе коллективов и объединений ЦВР
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Международное значение русского языка (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (5ч + 2ч)
Разделы науки о языке. Трудные случаи орфографии: буквы Н-НН в суффиксах различных частей речи, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Синтаксис и пунктуация. Роль знаков препинания. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Предложения с обособленными членами, вводными конструкциями и обращениями. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей
Обучающиеся должны знать: орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться приобретёнными знаниями в различных речевых ситуациях.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сложные предложения (1ч)
Союзные сложные предложения (6ч)
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3ч + 2ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. .
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Обучающиеся должны знать: сочинительные союзы, состав сложносочинённого предложения, интонацию.
Обучающиеся должны уметь: различать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; правильно выбирать интонацию и грамотно ставить запятые в сложносочинённых предложениях; грамотно использовать ССП в устной и письменной речи.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольное сжатое изложение.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Обучающиеся должны знать: значение придаточных, интонацию сложноподчинённого предложения, сложные союзы.
Обучающиеся должны уметь: различать сложноподчинённые предложения по значению придаточных; правильно интонировать сложноподчинённые предложения с разным положением придаточного по отношению к главному; соблюдать литературную норму при построении сложноподчинённых предложений; различать стилистическую окраску союзов; правильно ставить запятые в сложноподчинённом предложении: использовать СПП в устной и письменной речи; составлять рассуждение на лингвистическую тему.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа; сочинение на лингвистическую тему.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Обучающиеся должны знать: смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения; интонацию бессоюзного сложного предложения;
Обучающиеся должны уметь: различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; правильно интонировать бессоюзные сложные предложения; правильно ставить знаки препинания; применять БСП в речи; анализировать содержательную сторону текста и составлять рассуждение по данному тексту.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-рассуждение по данному тексту.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ(5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
П. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Обучающиеся должны знать: сложные синтаксические конструкции по основному типу связи, интонацию предложений с различными видами связи.
Обучающиеся должны уметь: различать сложные синтаксические конструкции, правильно их употреблять в речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными типами связи.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ(3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,КУЛЬТУРЕ РЕЧИ(4 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Обучающиеся должны знать: основные орфографические и пунктуационные правила, стили и типы речи; выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; писать сочинения-рассуждения; находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые иллюстрации к правилам.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС IX КЛАССА
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
— составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
— определять стиль и тип текста;
— соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). 1 час из раздела программы «Повторение пройденного в V—VIII классах» перенесён на раздел «общие сведения о языке».
Учебно-тематический план
№
п\п
Название раздела
Кол-во
часов
В том числе
Уроки
развития речи
Контрольные
работы
1.
Международное значение русского языка
1
2.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V - VIII КЛАССАХ
6
2
1
3.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
51
11
3
3.1.
Сложные предложения
1
3.2.
Союзные сложные предложения
6
3.3.
Сложносочиненные предложения
5
2
3.4.
Сложноподчиненные предложения
24
5
2
3.5.
Бессоюзные сложные предложения
8
2
3.6.
Сложные предложения с различными видами связи
7
2
1
4.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
4
5.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
6
2
Итого
68
15
7
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.
№ п/п
Раздел программы.
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Знания,умения,навыки
Формы контроля
Дата
проведения
Примечание
по плану
по факту
Международное значение русского языка(1)
1.
Международное значение русского языка
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык — один из мировых языков. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис
Анализ текста упр. 1. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст. Сформулировать основную мысль текста
Повторение изученного в 5-8 классах(4ч+2ч)
2.
Р.р.
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог
1
Урок
развития речи
Знать разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией
Анализ ответа ученика. Чтение с соблюдением определенной интонации. Анализ текста
3.
Р.р. Стили языка. Анализ текста. Средства связи его частей
1
Урок
развития речи
Знать названия стилей. Уметь различать стили,
определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи
Заполнение схемы «Стили литературного языка». Анализ текста
4.
Простое предложение и его грамматическая основа
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные); виды односоставных предложений; способы выражения главного члена в односоставных предложениях; виды сказуемого. Уметь выделять грамматическую основу в предложении; разграничивать двусоставные и односоставные предложения; определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях; определять вид сказуемого
Зрительный диктант. Объяснительный диктант.
С.18 упр.30
5.
Предложения с обособленными членами
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать содержание понятия обособления, об интонации обособления; виды обособленных предложений.
Уметь находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении; правильно выделять их запятыми на письме; объяснять устно и графически условия обособления / необособления определений и обстоятельств
С.19 упр.32 Письменно ответить на вопрос: «Какие члены предложения называются обособленными?»
6.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями. Уметь интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания
С.31 упр.38
7.
Контрольный диктант «Повторение»
1
Урок
контроля
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
Диктант с грамматическим заданием
Сложное предложение.Культура речи.(40ч+11ч)
Сложные предложения(1)
8.
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать два основных структурных типа предложения (простое и сложное); знать, что сложные предложения передают больший объем информации, чем простые; что сложные предложения имеют две или более грамматические основы, на письме оформляются знаками завершения в конце предложения. Уметь разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений
Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»
Союзные сложные предложения(6ч)
9.
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные, союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные;
Уметь разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от средств связи
Анализ текста.
10.
Союзные и бессоюзные сложные предложения. Средства связи частей в предложении
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать средства связи частей в сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложениях.
Уметь находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью; составлять схемы сложных предложений
Составление схем предложений. Взаимодиктант
11.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать о назначении знаков препинания в сложном предложении (передача на письме смысловых отношений между частями сложного предложения, особенностей его строения и интонации); об употреблении знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения; перечень знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов.
Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения (сложносочиненного, бессоюзного, сложноподчиненного); составлять схемы сложных предложений
Устное сообщение. Работа с таблицей «Знаки препинания в сложных предложениях»
12.
Авторская пунктуация
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать об авторском употреблении знаков препинания в сложных предложениях.
Диктант по учебнику
13.
Интонация сложного предложения
1
Урок
усвоения
новых знаний
Знать особенности интонации простого и сложного предложения, графические способы их обозначения.
Уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений
Интонационное чтение
14.
Тренировочные упражнения
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь записывать предложения в соответствии с пунктуационными правилами.
Запись предложений. Составление схем
Сложносочинённые предложения(3ч+2ч)
15.
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненное предложение с союзами (соединительными, раз-делительными и противительными)
1
Урок
новых знаний
Знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам; уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам; определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения
Подготовить устное сообщение на тему: «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении»
Работа в группах:
I гр. - упр. 63.
II гр.-упр. 65.
III гр. - упр. 67
16.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль
1
Урок
новых знаний
Знать о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений, их текстообразующей роли
упр.66
17.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения
1
Комбинированный урок
Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора сложносочиненного предложения. Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях, опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения, различать ССП и простые предложения с однородными членами
Упр. 71 (самостоятельно)
Работа по вариантам:
I в. - упр. 75;
II в. - упр. 76 (согласно заданию)
18.
Р.р. Сочинение-рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм
1
Урок
развития
речи
Знать композиционные особенности сочинения-рецензии. Уметь составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка
Самостоятельная
работа над черновиком
19.
Р.р. Написание сочинения
1
Урок
развития
речи
Написание сочинения
Сложноподчинённые предложения(19ч+5ч)
20.
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1
Урок
новых знаний
Знать структуру СПП, средства связи его частей, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному (следовать за главным, находиться перед ним, располагаться в середине главного), условия выделения запятыми на письме придаточного предложения. Уметь находить главное и придаточное предложения, определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью постановку знаков препинания
Работа по вариантам:
I в. - составить план §18, проиллюстрировать собственными примерами.
II в. - составить план §19, проиллюстрировать собственными примерами
с.57 упр.90 редактирование предложений
21.
Союзы и союзные слова как средства связи придаточного с главным
1
Урок
новых знаний
Знать, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов; что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; знать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов. Уметь различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении; определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово; правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений; составлять схемы сложноподчиненных предложений с составными союзами
Самостоятельная
работа:
упр. 93, 94, 96
(по группам)
22.
Указательные слова в главном предложении
1
Урок
новых знаний
Знать, что в главной части сложноподчиненного предложения могут использоваться указательные слова; что указательные слова (местоимения или наречия) образуют с союзными словами и некоторыми союзами пары; что в зависимости от коммуникативной задачи говорящего или пишущего подчинительные составные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом; что перед второй частью расчлененного составного союза ставится запятая. Уметь находить главное предложение с указательным словом и без него; определять, каким членом предложения являются указательные слова, какой частью речи они выражены
План теоретического материала
с.66 упр.102, 103 редактирование предложений
23.
Роль указательных слов в сложноподчиненном
предложении
1
Урок
закрепления изученного
Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания
Тест
24.
Контрольный диктант «Сложные союзные предложения»
1
Урок
контроля
Уметь воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Диктант с грамматическим заданием.
25.
Р.р. Изложение с элементами сочинения
1
Урок
развития
речи
Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме
Изложение с элементами сочинения
Основные группы сложноподчинённых предложений(виды придаточных предложений)
26.
Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
1
Урок
новых знаний
Знать основные группы сложноподчиненных предложений и их признаки; признаки придаточных определительных. Уметь определять значение придаточных определительных; ставить к ним вопросы; находить место придаточных определительных в сложноподчиненных предложениях; определять средства связи придаточного с главным.
Составить развернутый план §22, привести собственные примеры.
Знать о возможности и целесообразности синонимической замены придаточных определительных. Уметь строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; правильно употреблять их в речи; производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; обосновывать (устно) условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях
с.74 упр.115 составить по схемам предложения
28.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
1
Урок
новых знаний
Знать определение придаточных изъяснительных. Уметь находить придаточные изъяснительные в тексте; ставить к ним вопросы; определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; определять средства связи придаточного с главным
Комментированное письмо упр. 117
29.
Приемы разграничения придаточных изъясни-тельных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что.
1
Урок
закрепления изученного
Знать признаки придаточных изъяснительных; приемы разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом что. Уметь строить по указанному началу, опорным глаголам сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
с.76 упр.118, 119 построение предложений
30.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
1
Урок
новых знаний
Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания
с.79 конструирование предложений по схемам (работа в группах)
31.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места
1
Урок
новых знаний
Знать определения придаточных времени и места. Уметь ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места
Списать предложения, поставить вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.
Конструирование предложений по схемам (работа по вариантам)
32.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия
1
Урок
новых знаний
Знать определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, уметь правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи
Конспект теоретического материала
33.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
1
Урок
новых знаний
Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания
Конструирование предложений (работа в группах)
34.
Р.р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности
1
Урок
развития
речи
Уметь свободно и грамотно говорить на заданные темы
Устное выступление на заданные темы
35.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
1
Урок
новых знаний
Знать классификацию СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы СПП с несколькими придаточными
Составить план §28
36.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
1
Урок
закрепления изученного
Знать правила постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Уметь правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными
Тест
37.
Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения
1
Урок
новых знаний
Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
38.
Р.р. Сообщение на лингвистическую тему
1
Урок
развития
речи
Уметь составлять сообщение на лингвистическую тему
Сообщение на лингвистическую тему
39.
Повторение и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения».
1
Повторительно-
обобщающий урок
Знать определение СПП, уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания
Комплексный анализ текста
40.
Тренировочные упражнения
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь составлять ССП и СПП, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста
Комплексный анализ текста
41.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»
1
Урок
контроля
Знать определения ССП и СПП, уметь различать разные виды предложении, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания
Работа с текстами по вариантам. Комплексный анализ текста
42.
Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление)
1
Урок
развития
речи
Уметь писать заявление, автобиографию
Написание заявлений, автобиографии
43.
Р.р. Сочинение «Что такое подвиг?»
1
Урок
развития
речи
Понимать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения. Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение
Сочинение-рассуждение
Бессоюзные сложные предложения(6ч+2ч)
44.
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного предложения.
1
Урок
новых знаний
Знать синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации; расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении
Составить развернутый план изучаемой темы. Составить предложения по схемам.
Передача с помощью интонации смысловых отношений (упр.190)
45.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
Урок
новых знаний
Знать условия постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления. Уметь различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления; правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения; обосновывать условия выбора знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения; составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую и точку с запятой
Составить схемы предложений.
Комментированное письмо.
46.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1
Урок
новых знаний
Знать условия постановки двоеточия в БСП, уметь конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП
Объяснительный диктант
Самостоятельная работа (упр.197)
47.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
1
Урок
новых знаний
Знать условия постановки тире в БСП. Уметь выявлять смысловые отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать
Зрительный диктант.
Контрольный словарный
диктант
48.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль
1
Урок
новых знаний
Знать о синтаксических синонимах бессоюзных сложных предложений, их текстообразующей роли. Уметь опознавать БСП в тексте.
Анализ текста
49.
Р.р. Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка»
1
Урок
развития
речи
Знать структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. Уметь свободно выражать собственные мысли, не скупиться в выражении эмоций от восприятия данной картины
Сочинение
50.
Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения
1
Усвоение и закрепление нового материала
Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП.
Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания
Фронтальный опрос (контрольные вопросы и задания)
Взаимодиктант.
Синтаксический и пунктуационный разборы БСП
51.
Р.р. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
1
Урок
развития
речи
Уметь сделать реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Реферат
Сложные предложения с различными видами связи(5ч+2ч)
52.
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью
1
Урок
новых знаний.
Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова
Составление предложений по схемам. Работа в группах. Упр. 209.
53.
Разделительные знаки препинания и сочетание знаков в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
1
Урок
новых знаний
Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи; производить выбор необходимого знака препинания; правильно ставить необходимые знаки препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи
Анализ текста
Самостоятельная работа
(упр.217)
54.
Р.р. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
1
Урок
развития
речи
Уметь составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критический статьи (или фрагмента большой статьи) на лингвистическую тему.
Конспект
55.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
1
Комбинированный урок
Знать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с различными видами связи. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Тренировочные упражнения
56.
Р.р. Сжатое изложение текста
1
Урок
развития
речи
Уметь сжато пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним
Сжатое изложение текста
57.
Публичная речь
1
Урок
новых знаний
Знать, что такое публичная речь, уметь отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи
Анализ текстов.
Работа в группах
58.
Контрольный диктант «Сложные предложения»
1
Урок
контроля
Уметь воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Диктант с грамматическим заданием.
Общие сведения о языке(4ч)
59.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать о роли языка в жизни общества, об изменениям, происходящих в языке; о языковых контактах русского языка. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис
Доклады, рефераты,
сообщения учащихся
60.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать основные признаки стилей, уметь различать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей речи, создавать собственные высказывания в указанных стилях речи. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис
Доклады, рефераты,
сообщения учащихся.
Комплексный анализ текста
61.
Функции русского языка. Место русского языка среди языков мира. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность.
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать функции русского языка, его место среди языков мира. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис
Доклады, рефераты,
сообщения учащихся
62.
Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать основные разделы науки о языке, видных ученых-русистов и их деятельность в исследовании языка. Уметь обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Доклады, рефераты,
сообщения учащихся.
Заполнение таблицы
(с.157)
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(4ч+2ч)
63.
Фонетика и графика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; характеристику гласных и согласных звуков; взаимоотношение звуков и букв в языке; звуковое значение букв е, ё, ю, я; порядок фонетического разбора слова. Уметь составлять фонетическую транскрипцию указанных слов; определять звуковое значение букв е, ё, ю, яв указанных словах; уметь соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника
Рассказ на лингвистические темы
64.
Лексикология (лексика) и фразеология. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ слова
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать определение лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; знать, что слово может быть многозначным и однозначным, иметь прямое и переносное значение; знать определение омонимов, синонимов, антонимов; знать общеупотребительные и необщеупотребительные слова; исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы. Уметь определять лексическое и грамматическое значение слов; находить в тексте слова, употребленные в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты; определять значение устаревших, заимствованных слов; подбирать профессиональные слова
Рассказ на лингвистические темы
65.
Морфология. Синтаксис. Признаки текста, тема и основная мысль высказывания, средства связи частей текста. Типы речи. Орфография. Пунктуация
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать определение понятий, связанных с повторяемыми разделами; определение синтаксиса, основных единиц синтаксиса, орфографии и пунктуации; о связи между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; содержание понятия орфограмма; вид орфограмм; условия употребления знаков завершения, разделения, выделения. Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; определять их вид; правильно расставлять знаки препинания; объяснять условия выбора постановки знаков препинания, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
Работа в группах.
Анализ текста
66-
67.
Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ
1
Урок
контроля
Знать: теоретический материал года, орфографические и пунктуационные нормы. Уметь: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять итоговую контрольную работу в новой форме
68.
Р.р. Доклад. Реферат. Тезисы статьи. Конспект и тезисный план.
1
Комбинированный урок
Уметь подготовить и сделать доклад, составить тезисы или конспект