Рабочая программа по русскому языку для 7 класса с пояснительной запиской.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса с пояснительной запиской.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, с использованием рекомендаций авторской программы «Русский язык, 7» авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, - 10 издание, - М. «Просвещение», 2009
Согласно федеральному компоненту рабочая программа для 7 класса предусматривает 170 часов.
В объёме 5часаов в неделю (170 часов в год).
Согласно школьному компоненту добавляется 1 час в неделю (34 часа в год ).
Программа рассчитана на 204 часа, из них на развитие речи 36часов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Русский язык,7» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. Научный редактор – академик РАО Н.М. Шанский; М.: «Просвещение», 2010
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, соответствует минимуму содержания основного общего образования по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса с пояснительной запиской. »
Рабочая программа по русскому языку
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, с использованием рекомендаций авторской программы «Русский язык, 7» авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, - 10 издание, - М. «Просвещение», 2009
Согласно федеральному компоненту рабочая программа для 7 класса предусматривает 170 часов.
В объёме 5часаов в неделю (170 часов в год).
Согласно школьному компоненту добавляется 1 час в неделю (34 часа в год ).
Программа рассчитана на 204 часа, из них на развитие речи 36часов.
Программой предусмотрено проведение:
- сочинений - 12
- изложений - 5
- диктантов – 9
-зачётов – 2
- практикумов- 7
Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Русский язык,7» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. Научный редактор – академик РАО Н.М. Шанский; М.: «Просвещение», 2010
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, соответствует минимуму содержания основного общего образования по русскому языку.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
-Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: «Просвещение» 2010
-Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2004.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 2005. – 586с.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 4 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,2006. – 928 с.
5) Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 5-е изд., стер. М., 2006.
6) Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
7) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 2006. – 384с.
8) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова. Интернет- ресурсы: www. slovari. ru
9) Лайло В.В. Проверь себя: Русский язык 7 класс: Рабочая тетрадь №1, №2 – М.: Дрофа 2003
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
Фёдорова М.Ф. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Издательство « Просвещение» 2009
Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7класс: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2004
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Раздаточный материал по русскому языку. 7 класс - М.:Дрофа2004
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2010
Светлышева В.Н. Русский язык: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 кл./ В.Н. Светлышева, О.А. Давыдова. – 4-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256с.- (Библиотечка «Дрофы»).
Тропкина Л.А. Дидактический материал по русскому языку (для индивидуальной работы). 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2003
Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах / Авт. – сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2005
Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 2006.- 543с
1) www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Векипедия».
2) www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
3) www.gramota.ru Справочно – информационный интернет – портал «Русский язык».
4) Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы (диктант).
Главная цель обучения:
Воспитание уважения к родному языку
Овладение русским языком как средством общения
Освоение знаний об устройстве языковой системы
Задачи обучения:
дать учащимся представление об основных функциях языка
развивать речемыслительные способности учащихся
формировать функциональную грамотность и совершенствовать речевую деятельность учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
I Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации
. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
VII КЛАСС (204 ч)
Русский язык как развивающееся явление
(1)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8+1)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
(33 ч + 7 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены); правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Деепричастие
(13 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Рассказ по картине.
Наречие
(26 ч + 8 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквыowe после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
(4 ч + 2 ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог
(14 ч + 2 ч)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
(19 ч + 2 ч)
I Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
(24 ч + 4 ч)
I Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
(4 ч +2ч)
I Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(21 ч + 6 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
I Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации
. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Примерное поурочно – тематическое планирование
Русскийязык
предмет
Класс 7
Учитель Жесткова С. Г.
Количество часов
Всего 204 час.
В неделю 6 час.
Контрольные диктанты 9 Развитие речи36 час.
Сочинения12 Изложений5
Практикумов 7
Зачётов 2
№п.п.
Тема урока
Кол-во часов
Дата
1
Русский язык как развивающееся явление.(1)
1
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8 + 1)
2
Синтаксис. Синтаксический разбор.
1
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
1
4
Лексика и фразеология
1
5
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
1
6
Морфология и орфография.
1
7
Словообразование и орфография. Морфемный разбор слова.
1
8
Р.р.Текст .Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
1
9
Контрольный диктант по теме «Повторение за курс V- VI кл. в начале года».
1
10
Работа над ошибками.
1
Причастие (31 + 7)
11
Повторение пройденного о глаголе.
1
12-13
Причастие как часть речи.
2
14
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий