Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 7 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. // Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2009. — С. 27 – 32).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Ермаковская средняя школа»
«Рассмотрено на педсовете»
Педсовет № ___
От «___» _августа___ 201__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УМР
МБОУ ВМР «Ермаковская средняя школа»
___________
«___» ___________ 201__г.
«Утверждено»
приказом директора МБОУ ВМР «Ермаковская средняя школа»
Приказ №____от «__»_____201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от _________ № ___ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год»;
- учебный план ОУ на 2015-2016 учеб. год.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 7 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. // Программыдля общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2009. — С. 27 – 32).
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь»: 1. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы /Под редакцией В. В. Бабайцевой. – М.: «Дрофа», 2011. 2. Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. С. Н.Пименовой. – М.: «Дрофа», 2012. – 237, [3] с. : ил. 3. Никитина, Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М.: «Дрофа», 2010. – 157 [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, из них: контрольные диктанты – 2 ч., контрольные и проверочные работы – 7 ч., уроки развития речи – 25ч.
Изучение учебного курса ориентировано на 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование рассчитано не на 140, а на 136 часов в год. Другие изменения в авторскую учебную программу не вносились.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связнойречи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Контроль уровня обученности
Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка
Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц
Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.
Формы обучения
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок - исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
-составление плана текста;
-пересказ текста по плану;
-продолжение текста;
-редактирование;
-участие в диалогах различных видов;
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
-ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
Виды контроля
1. Диагностический
2.Текущий
3.Тематический
4.Промежуточный
5.Итоговый
Формы контроля
1.Контрольная работа
2.Самостоятельная работа
3.Практическая работа
4.Словарный диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический)
5.Сочинение
6.Изложение
7.Тестовая работа
8. Комплексный анализ текста
9.Составление сложного и простого плана к тексту
10.Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).
11.Составление диалога на заданную тему.
12.Составление текста определённого стиля и типа речи.
13.Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
14. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).
15. Работа с деформированным текстом.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 7 класса по русскому языку
Оценка орфографической и пунктуационной грамотности
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:
а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
Объем диктанта в 7 классе - 110 – 120 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. В 7 классе он может состоять из 20-25 слов.
При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:
«5» - если нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5-7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста для подробного изложения в 7 классе – 250 – 350 слов.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 7 классе – 2,0 – 3,0 страницы.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов…».
Оценка тестов
«5»
«4»
«3»
«2»
100 – 90%
89 – 65%
64– 50%
49 – 0%
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умения применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) степень оформления ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Тематическое планирование уроков русского языка
№
п./п.
Название темы
Количество часов
Виды
контроля
Общее
В том
числе
☼Рр
теория
практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12
Введение.
Повторение изученного в 5 - 6 классах
Морфология
Причастие.
Деепричастие.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.
Служебные части речи.
Предлог.
Союз.
Частица.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Междометие.
ПОВТОРЕНИЕ
(В том числе в течение года)
1
7
34
10
1
1
10
10
17
1
3
17
1
4
10
2
1
1
2
2
4
1
1
6
3
24
8
8
8
13
2
11
1
8
4
1
4
2
3
2
к/и, к/т, к/с
к/т - 2, к/д, к/и
к/т, к/и
к/р
к/и
к/т, д, п/р
к/р, к/с
Итого
111
35
76
25
136
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№ п\п
Тема
Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
Коли
чество часов
Дата
Домашнее задание
план
факт
план
факт
І четверть – 36 ч.
1.
Вводный урок. Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повт.-обобщ.
1
2.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
В V – VI КЛАССАХ
Части речи. Морфемный состав частей речи.
Повт.-обобщ.
1
3.
Словосочетание и предложение. Роль второстепенных членов предложения.
Повт.-обобщ.
1
4.
Орфограммы существительных и глаголов.
Повт.-обобщ.
1
5.
Орфограммы прилагательных и наречий.
Повт.-обобщ.
1
6.
Слитное, раздельное и дефисное написания слов.
Повт.-обобщ.
1
7.
Контрольное изложение по теме «Повторение».
Урок контроля
1
8.
Контрольное тестирование по теме «Повторение».
Урок контроля
1
9.
☼Рр Контрольное сочинение на свободную тему.
Развитие речи
1
10.
Г Р А М М А Т И К А
М о р ф о л о г и я
Причастие (34+8)
Понятие о причастии. Сфера его употребления в речи.
Изуч. нового
1
§132
11.
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Усвоен. нового
1
§132
12.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам.
Закрепл. изуч.
1
§133
13.
Признаки прилагательного у причастия: согласование с существительным, наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Закрепл. изуч.
1
§133
14.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время.
Закрепл. изуч.
1
§134
15.
Действительные и страдательные причастия.
Изуч. нового
1
§134
16.
Семантика действительных и страдательных причастий.
Усвоен. нового
1
17.
☼Рр Что такое текст.
Развитие речи
1
18.
☼Рр Сочинение по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
Развитие речи
1
§132-134
19.
Понятие о причастном обороте. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Изуч. нового
1
§135
20.
Причастный оборот. Нормы согласования определений-причастий с определяемым словом.
Усвоен. нового
1
§135
21.
Причастный оборот. Понятие о синтаксической синонимии.
Закрепл. изуч.
1
22.
Нормы употребления причастного оборота в устной и письменной речи.
Усвоен. нового
1
23.
☼Рр Описание общего вида местности. Композиция описания. Понятие о перспективе.
Развитие речи
1
§135
24.
Правописание не с причастиями.
Изуч. нового
1
§140
25.
Правописание не с причастиями.
Закрепл. изуч.
1
§140
26.
Словообразование действительных причастий.
Изуч. нового
1
§136
27.
Правописание гласных в действительных причастиях настоящего времени.
Закрепл. изуч.
1
§136
28.
Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-.
Закрепл. изуч.
1
29.
Словообразование страдательных причастий.
Изуч. нового
1
§137
30.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Закрепл. изуч.
1
31.
☼Рр Описание общего вида местности. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям.
Развитие речи
1
§137
32.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Усвоен. нового
1
§138
33.
Гласные в причастиях перед нн и н.
Закрепл. изуч.
1
§138
34.
Правописание е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Усвоен. нового
1
§132-138
35.
Контрольное тестирование по теме «Полные причастия».
Урок контроля
1
36.
♦ Контрольный диктант по теме «Полные причастия».
Урок контроля
1
IІ четверть – 29 ч.
37.
☼Рр Описание общего вида местности. Подготовка к сочинению по пейзажной картине.
Развитие речи
1
38.
☼Рр Описание действий. Подготовка к домашнему сочинению – описанию действий.
Развитие речи
1
§132-138,140
39.
Краткие причастия.
Изуч. нового
1
40.
Не с краткими причастиями.
Усвоен. нового
1
41.
Закрепление навыков образования и правописания кратких причастий.
Закрепл. изуч.
1
42.
Употребление полных и кратких причастий в устной и письменной речи.
Усвоен. нового
1
43.
☼Рр Описание действий. Композиция текста-описания спортивных действий.
Развитие речи
1
44.
Правописание нн в причастиях.
Изуч. нового
1
§139
45.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Закрепл. изуч.
1
§139
46.
Повторение изученного в разделе «Причастие».
Повт.-обобщ.
1
§132-140
47.
Повторение орфограмм причастий.
Повт.-обобщ.
1
48.
Повторение норм употребления в речи причастных форм и конструкций с причастиями.
Повт.-обобщ.
1
49.
☼Рр Контрольное изложение по теме «Причастие».
Урок контроля
1
§132-140
50.
Контрольное тестирование по теме «Причастие».
Урок контроля
1
51.
Переход причастий в другие части речи.
Изуч. нового
1
52.
Деепричастие (10+4)
Понятие о деепричастии. Нормы употребления деепричастия.
Изуч. нового
1
§141
53.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Усвоен. нового
1
§142
54.
Правописание не с деепричастиями.
Усвоен. нового
1
§142
55.
Деепричастный оборот.
Усвоен. нового
1
§143
56.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Закрепл. изуч.
1
57.
Нормы использования деепричастных форм и конструкций с деепричастиями.
Закрепл. изуч.
1
58.
☼Рр Рассказ на основе услышанного.
Развитие речи
1
59.
☼Рр Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного.
Развитие речи
1
§141-143
60.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Гласная перед суффиксом деепричастия.
Изуч. нового
1
§144
61.
Повторение изученного в разделе «Деепричастие».
Повт.-обобщ.
1
§141-144
62.
Морфологический разбор деепричастия.
Повт.-обобщ.
1
63.
Контрольное тестирование по теме «Деепричастие».
Урок контроля
1
64.
☼Рр Проверочная работа – изложение по теме «Деепричастие».
Урок контроля
1
65.
☼Рр Написание изложения по теме «Деепричастие».
Урок контроля
1
IIІ четверть – 40 ч.
66.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.
Усвоен. нового
1
§145
67.
◄Повторим орфографию.
Повт.-обобщ.
1
68.
◄Повторим пунктуацию.
Повт.-обобщ.
1
69.
☼Рр Как создать киносценарий в разных формах?
Развитие речи
1
70.
Служебные части речи
Понятие о служебных частях речи.
Изуч. нового
1
С.183
71.
Предлог (10+4)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Изуч. нового
1
§146
72.
Группы предлогов по происхождению. Переход других частей речи в предлоги.
Изуч. нового
1
§146
73.
Раздельное написание производных предлогов.
Усвоен. нового
1
§147
74.
Слитное написание производных предлогов.
Усвоен. нового
1
§147
75.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Закрепл. изуч.
1
76.
Совершенствование правописания предлогов.
Закрепл. изуч.
1
77.
☼Рр Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Развитие речи
1
78.
☼Рр Отзыв о художественной книге.
Развитие речи
1
§145-147
79.
Повторение изученного в разделе «Предлог».
Повт.-обобщ.
1
80.
Нормированное употребление предлогов.
Повт.-обобщ.
1
81.
♦ Контрольная работа по теме «Предлог».
Урок контроля
1
82.
Анализ контрольной работы.
Повт.-обобщ.
1
83.
☼Рр Изобразительно-выразительная роль предлогов в тексте.
Развитие речи
1
84.
☼Рр Отзыв о научно-популярной книге.
Развитие речи
1
85.
Союз (10+2)
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи.
Изуч. нового
1
§148
86.
Сочинительные союзы, их группы по значению.
Изуч. нового
1
§149
87.
Одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Усвоен. нового
1
§149
88.
Подчинительные союзы, употребление их в сложноподчиненных предложениях.
Изуч. нового
1
§150
89.
Разряды подчинительных союзов по значению.
Усвоен. нового
1
§150
90.
Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого (что), потому (что).
Закрепл. изуч.
1
С.189
91.
☼Рр Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.
Развитие речи
1
§148-150
92.
Повторение изученного в разделе «Союз».
Повт.-обобщ.
1
93.
Нормы употребления союзов.
Повт.-обобщ.
1
94.
♦ Контрольное изложение по теме «Союз».
Урок контроля
1
95.
♦ Анализ контрольного изложения.
Повт.-обобщ.
1
96.
☼Рр Характеристика литературного героя.
Развитие речи
1
97.
◄Повторим орфографию.
Повт.-обобщ.
1
98.
◄Повторим орфографию.
Повт.-обобщ.
1
99.
◄Повторим пунктуацию.
Повт.-обобщ.
1
100.
◄Повторим пунктуацию.
Повт.-обобщ.
1
101.
Частица (17+3)
Понятие о частице как служебной части речи. Употребление частиц в речи.
Основные значения частиц не и ни. Гласные е – и в частицах.
Изуч. нового
1
§152
IV четверть – 31 ч.
106.
Правописание не и ни.
Усвоен. нового
1
107.
Проверочная тестовая работа по правописанию НЕ с различными частями речи.
Закрепл. изуч.
1
108.
♦ Диктант по теме «Правописание НЕ с различными частями речи».
Урок контроля
1
109.
Анализ диктанта.
Повт.-обобщ.
1
110.
☼Рр Интервью – жанр публицистики.
Развитие речи
1
111.
Правописание не и ни.
Закрепл. изуч.
1
§153
112.
Правописание не и ни.
Закрепл. изуч.
1
§153
113.
Слитное и раздельное написание частицы не. Правописание не с существительными, прилагательными и глаголами.
Закрепл. изуч.
1
§153
114.
Слитное и раздельное написание частицы не. Правописание не с причастиями, прилагательными и словами состояния.
Закрепл. изуч.
1
§153
115.
Слитное и раздельное написание частиц не и ни с местоимениями.
Закрепл. изуч.
1
§153
116.
☼Рр Повторение. Морфологические средства сравнения.
Развитие речи
1
117.
Правописание частиц не и ни.
Повт.-обобщ.
1
§151-153
118.
Повторение изученного в разделе «Частица».
Повт.-обобщ.
1
§151-153
119.
♦ Проверочная работа по морфологии.
Урок контроля
1
120.
Анализ работы по морфологии.
Урок контроля
1
121.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Повт.-обобщ.
1
§154
122.
Междометие (3+1)
Понятие о междометии и звукоподражательных словах.
Изуч. нового
1
§155
123.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Усвоен. нового
1
§155
124.
Знаки препинания при междометиях.
Закрепл. изуч.
1
125.
ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ
В V - VII КЛАССАХ (11+1)
◄Повторение понятия о культуре речи, норм орфоэпии и акцентологии, сведений об алфавите и его применении.
Повт.-обобщ.
1
126.
◄Повторение лексики.
Повт.-обобщ.
1
127.
◄Повторение морфемики, словообразования.
Повт.-обобщ.
1
128.
◄Повторение морфологии и норм употребления некоторых форм имен существительных в речи.
Повт.-обобщ.
1
129.
◄Повторение норм употребления некоторых форм имен существительных, глаголов.
Повт.-обобщ.
1
130.
◄Повторение норм употребления отдельных слов и словосочетаний.
Повт.-обобщ.
1
131.
◄Повторение. Стилистические нормы.
Повт.-обобщ.
1
132.
◄Свободный диктант на повторение.
Урок контроля
1
133.
◄♦ Итоговая контрольная работа.
Урок контроля
1
134.
◄Анализ итоговой работы.
Повт.-обобщ.
1
135.
☼Рр Контрольное сочинение по картине.
Урок контроля
1
136.
◄Решение лингвистических задач.
Повт.-обобщ.
1
Учебно-методические средства обучения
Список литературы для обучающихся
Арсирий, М. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / М.Т. Арсирий. – М., 1995.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово [Текст] / Э.А. Вартаньян. – М., 1987.
Горбачевич, Ю. А. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее [Текст] / Ю.А. Горбачевич. – М., 1987.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1994.
Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? [Текст] / Д.Э. Розенталь. – М., 1988.
Методическая литература
Козлова, Т.И. Промежуточное тестирование. Русский язык. 7 класс / Т.И. Козлова. – М.: Экзамен, 2011. – 45 с.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
Малюшкин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
Никитина, Е. И. Уроки развития речи: К учеб. пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 7 кл. – М.: Дрофа, 2000. - 96 с. – (Библиотека учителя).
Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 7 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. // Программыдля общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2009. — С. 27 - 32.
Соколова, Н.В. Русский язык. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате : [учебное пособие] / Н.В. Соколова. – Москва: Интеллект-Центр, 2012. – 240 с.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: