Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса »
«РАССМОТРЕНО»
.
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДАЮ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 4б класса
(ФГОС НОО)
(Базовый уровень)
Срок реализации программы
2014-2015 уч.год
Составитель:
Федорова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии :
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373);
- с примерной программой начального общего образования, предметная линия «Русский язык» (под ред. А.М. Кондакова) Москва. Просвещение 2011г.
- с примерной программой начального общего образования системы учебников «Перспектива», «Сборник рабочих программ», Москва «Просвещение»,2011), предметная линия «Русский язык»
( авт. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева)
- с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253)
- с образовательной программой НОО МОБУ СОШ на 2014-2015 уч. год
- с Учебным планом МОБУ СОШ на 2014-2015 уч. г.
- с Положением о рабочей программе МОБУ СОШ
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует основную цель: познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся), социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основной формой организации образовательного процесса является урок. Типы уроков: открытия нового знания, уроки рефлексии, уроки обучающего контроля, уроки систематизации знаний. Все уроки строятся на основе метода системно-деятельностного подхода. Формы текущей аттестации: фронтальный опрос, самостоятельная работа, письмо по памяти, тесты. Формы промежуточной аттестации: словарные диктанты, проверочные диктанты, списывание текста.Формы итоговой аттестации: контрольный диктант за четверть, итоговый контрольный диктант за учебный год, комплексная интегрированная работа.
Программа реализуется на основе УМК «Перспектива», предметная линия «Русский язык»
( авт. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева) и обеспечивается учебно-методическим комплектом : Русский язык.4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина;–М.: Просвещение, 2014. Ч.1,Ч.2., утвержденных к использованию в образовательном процессе в МОБУ СОШ, на 2014/2015 учебный год
Учитывая специфику учебного плана МОБУ СОШ на 2014-2015уч.г - 35 учебных недель и особенности класса в авторскую программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на
изучение разделов: «Состав слова» - 4ч, «Слово как часть речи»- 10ч, ( итого 14 часов) – за счет увеличения количества учебных недель -5ч, уменьшения количества часов на изучение разделов «Повторяем - узнаем новое» -3 часа, «Язык как средство общения» - 6 ч. ( итого 14часов)
Сроки реализации программы : 1 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Отличительной особенностью предмета «Русский язык» является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание раскрывается в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной программы имеет личностно -ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
В число основных содержательных линий Программы входят:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову.
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов.Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные),по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
В курсе русского языка реализуются следующие межпредметные связи:
Литературное чтение: чтение и анализ отрывков из художественных произведений, определение типов текстов, составление и запись предложений, мини – текстов (рассказов, сказок), письмо по памяти небольших по объему стихотворений, инсценировки речевых ситуаций.
Изобразительное искусство: описание картины,составление текстов – описаний по картинам художников.
Музыка: произношение, распевание звуков речи.
Технология: письмо текста поздравления на изготовленной открытке.
Региональный компонент. На уроках используется краеведческий материал , отражающий особенности природных явлений, сезонных изменений , охраны природы Республики Башкортостан, культурное наследие народов Башкортостана, на уроках развития речи - составление текстов о родном крае, чтение произведений башкирских писателей и художников и их анализ, составление текстов – описаний по картинам башкирских художников.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебного плана МОБУ СОШ на 2014-2015 г на изучение предмета отводится 175 часов в год из расчета 35 учебных недель по 5 часа в неделю.
Четверть
Количество недель
Количество часов
Практическая часть
диктант
Проверочное списывание
Проверочная работа
Изложение и сочинение
( обучающие)
Словарный диктант
1
9
45
3
1
1
2
1
2
8
40
3
2
3
1
3
9
45
3
1
1
1
4
9
45
3
1
2
1
1
Всего за год
35
175
12
3
6
6
4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность для формирования:
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
У обучающегося будут сформированы:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,
анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Поучит возможность для формирования:
самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием
Познавательные:
У обучающегося будут сформированы:
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.
Поучит возможность для формирования:
Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Умение соотносить слово и набор его грамматических характеристик.
Коммуникативные:
У обучающегося будут сформированы:
Умение слушать собеседника и вести диалог.
Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения.
Поучит возможность для формирования:
Договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка;
зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Обучающийся получит возможность научится:
проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
определять три типа склонения существительных;
определять название падежей и способы их определения;
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
определять члены предложения: главные и второстепенные;
определять однородные члены предложения;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Обучающийсянаучится:
применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
Подбирать примеры с определённой орфограммой;
При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
Обучающийся научится:
Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
Создавать тексты по предложенному заголовку;
Подробно или выборочно пересказывать текст;
Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Содержание учебного предмета.
Повторяем-узнаем новое (25ч)
Речевое общение. Речь устная и письменная.Содержание речи и её словесное оформление.
Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи.
Цель речевого общения.
Речевая культура. Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.Устная и письменная формы общения.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы.
Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения.Различные типы текстов.План текста простой и развёрнутый.Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки.Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля.
Язык как средство общения (40ч)
Средства общения.
Роль языка в общении.
Предложение.Различение предложений и словосочетаний.
Разные виды предложений.Главные члены и второстепенные члены предложения.Подлежащее сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами.
Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи.
Словосочетание.Различие между словосочетанием, словом и предложением.
Слово и его значение.Слово как языковой знак, имеющий не только план выражения и план содержания.Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность.
Метафора и сравнение.Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
Различные виды лингвистических словарей. Их устройство и назначение.
Состав слова (20ч)
Состав слова. Однокоренные слова.Орфограммы корня.
Значимые части слова, единообразное их написание.
Значение, которое привносит в слово каждая морфема
Разбор слов по составу.
Правописание суффиксов –ек, -ик.
Сложные слова.
Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Слово как часть речи (90ч)
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении.
Критерии выделения частей речи.Грамматическое значение частей речи.
Имя существительное.Общее значение предметности существительных, вопросы.Род имён существительных (постоянный признак).Число, падеж (изменяемые признаки).Три склонения имён существительных. Склонения имён существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.Склонения имён существительных во множественном числе.Варианты падежных окончаний имён существительных.Разбор имёни существительного как части речи.Роль имён существительных в речи и в составе предложений.
Имя прилагательное.Склонения имён прилагательных.Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе и способы их проверки.Образование имён прилагательных.Разбор имёни прилагательного как части речи.
Местоимение Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа.Склонение личных местоимений.Правописание личных местоимений с предлогами.Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении.
Глагол. Общее значение действия, состояния, вопросы.Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола как его начальная форма.Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).I и II спряжение глаголов.Личные окончания глаголов I и IIспряжений.Способы определения спряжения глаголов.Правописание глаголов на тся и ться. Определение написания –тсяи –тьсяс помощью вопроса к глаголу.Глаголы – исключения. Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряженияРазбор глагола как части речи.
Имя числительное.Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи.
Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Основные виды деятельности
обучающихся
дата
примечание
план
факт
Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению
3.09
Речь устная и письменная
4.09
Цель речевого общения
Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации.
5.09
Правила общения
6.09
Правила общения. Закрепление
8.09
Речевая культура. Обращение
Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении.
Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.
Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов
10.09
Обращение. Знаки препинания при обращении
11.09
Деловая речь. Составление планов
12.09
Научная речь и художественная речь
13.09
Метафора и сравнение
15.09
Входной проверочный диктант «Клюква»
17.09
Работа над ошибками. Текст. Признаки текста
Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста. Излагать текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения.Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
18.09
План текста простой и развернутый. Типы текстов
19.09
Р/р Обучающее изложение
20.09
Текст-рассуждение, текст - описание, текст - повествование
22.09
Составление текстов разных типов
24.09
Составление собственного текста.
25.09
Закрепление по теме «Текст»
26.09
Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя»
27.09
Проверочный диктант «Осень»
29.09
Работа над ошибками
1.10
Средства общения. Роль языка в общении
Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.
Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.
Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.
Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов
2.10
Способы передачи сообщения
3.10
Повторение. Звуки и буквы русского языка
4.10
Основные правила орфографии
6.10
Словесное творчество. Основные правила орфографии
8.10
Повторение изученных орфограмм. Ударение
9.10
Проверочная работа №1
10.10
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания
Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях(устных и письменных)
11.10
Различение предложений и словосочетаний
13.10
Р/р. Составление текста-рассуждения на заданную тему
15.10
Проверочное списывание «После тяжелого боя»
Выделять главные и второстепенные члены предложенияРаспространять предложения второстепенными членами.Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Устанавливать связь слов в предложении
16.10
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения
17.10
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
18.10
Способы выражения подлежащего и сказуемого
20.10
Связь слов в предложении
Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и не соединенными союзами. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения.Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Отличать простое предложение от сложного. Использовать и конструировать предложения с однородными членами
22.10
Контрольный диктант за 1 четверть «Гроза»
23.10
Работа над ошибками
24.10
Однородные члены предложения
25.10
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления
27.10
Знаки препинания при однородных членах предложения
29.10
Знаки препинания при однородных членах предложения
30.10
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но
Словарный диктант №1.
Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении.
Составлять элементарные сложные предложения.
5.11
Обобщение знаний о предложении
6.11
Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением
Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Составлять тексты – рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.
Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
7.11
Обобщение знаний о предложении и словосочетании
8.11
Р/р . Обучающее изложение
10.11
Анализ изложения.
Различные виды лингвистических словарей
12.11
Проверочный диктант
« Трусиха»
Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).
Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.
Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
13.11
Анализ проверочного диктанта. Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение
14.11
Синонимы, антонимы, омонимы
15.11
Синонимы, антонимы, омонимы
17.11
Многозначные слова
19.11
Прямое и переносное значение слова
20.11
Состав слова. Разбор слов по составу
21.11
Образование новых слов с помощью приставок
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. Объяснять написание слов с точки зрения орфографии. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.Различать приставки и предлоги, верно писать их. На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях.
22.11
Проверочная работа №2
24.11
Образование новых слов с помощью приставок
26.11
Разделительный твердый знак
27.11
Разделительный мягкий знак
28.11
Разделительные твердый и мягкий знаки
29.11
Образование новых слов с помощью суффиксов
1.12
Правописание суффиксов -ик-, -ек-
3.12
Однокоренные слова
4.12
Правописание гласных и согласных в корне слова
5.12
Проверочный диктант
« Кукушка»
6.12
Анализ проверочного диктанта
8.12
Правописание гласных и согласных в корне слова
10.12
Закрепление по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»
11.12
Удвоенные согласные в корне слова
12.12
Однокоренные слова и формы снова
13.12
Правописание соединительных гласных в сложных словах
15.12
Р/р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану
17.12
Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня
18.12
Повторение изученных орфограмм
19.12
Р/р. Обучающее сочинение на тему «Первый снег»
20.12
Контрольный диктант за 2 четверть «Беда»
22.12
Анализ проверочного диктанта.
Различие и общность частей речи
24.12
Проверочная работа №3
Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст – рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
25.12
Грамматические значения частей речи. Словарный диктант №2
26.12
Распределение слов по частям речи
27.12
Роль частей речи в предложении
29.12
Систематизация знаний о частях речи
15.01
Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; род, число, падеж.
16.01
Проверочное списывание « В тундре»
17.01
Число и род имен существительных
19.01
Алгоритм определения падежа имени существительного
Применять алгоритм определения падежа имени существительного.
Определять падеж у несклоняемых имён существительных. Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
21.01
Упражнение в распознавании падежа имен существительных
22.01
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные
23.01
Три склонения имен существительных( общее представление )
24.01
Р/р .Обучающее изложение
26.01
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения
Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имёни существительного для верного написания его окончания.
28.01
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения
29.01
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения
30.01
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения
31.01
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения
2.02
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения
4.02
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения
5.02
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения
6.02
Падежные окончания имен существительных в единственном числе
Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число
Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
7.02
Падежные окончания имен существительных в единственном числе
9.02
Склонение имен существительных во множественном числе
11.02
Склонение имен существительных во множественном числе
12.02
Проверочный диктант
« Лес»
13.02
Анализ проверочного диктанта
14.02
Склонение имен существительных во множественном числе
16.02
Повторяем, что знаем
Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. Образовывать имёна прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, род, падеж, число. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приемы запоминания. Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
18.02
Безударные окончания имен прилагательных
19.02
Безударные окончания имен прилагательных
20.02
Склонение имен прилагательных
21.02
Склонение имен прилагательных
23.02
Склонение имен прилагательных.
Словарный диктант №3
25.02
Склонение имен прилагательных во множественном числе
26.02
Склонение имен прилагательных во множественном числе
27.02
Склонение имен прилагательных во множественном числе
28.02
Разбор имени прилагательного как части речи
2.03
Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя»
4.03
Проверочный диктант
« Зимний день»
5.03
Анализ проверочного диктанта
6.03
Местоимение как часть речи
Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
7.03
Склонение личных местоимений 1 -го и 2-го лица
9.03
Склонение личных местоимений 3-го лица
11.03
Изменение личных местоимений по падежам.
12.03
Проверочная работа №4
13.03
Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке
14.03
Контрольный диктант за 3 четверть« Лесной голосок»
16.03
Анализ проверочного диктанта
18.03
Прошедшее время глагола
Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.
19.03
Неопределенная форма глагола
20.03
Неопределенная форма глагола
21.03
Спряжение глаголов в настоящем времени
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.
Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
1.04
Спряжение глаголов в будущем времени
2.04
2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени
3.04
I спряжение глаголов
Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
4.04
II спряжение глаголов
6.04
I и II спряжение глаголов
8.04
I и II спряжение глаголов
9.04
Способы определения спряжения глаголов
10.04
Способы определения спряжения глаголов
11.04
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени
13.04
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени
15.04
Правописание глаголов на -тся и -ться
Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.
16.04
Правописание глаголов на -тся и -ться
17.04
Глаголы-исключения
Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения глаголов к группе глаголов – исключений. Пользоваться алгоритмом для правильного написания безударного окончания глаголов.
18.04
Глаголы-исключения
20.04
Написание безударных окончаний глаголов
22.04
Написание безударных окончаний глаголов
23.04
Закрепление по теме : Написание безударных окончаний глаголов
24.04
Разбор глагола как части речи
Разбирать глагол как часть речи, определять начальную форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.
25.04
Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя»
Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
27.04
Проверочный диктант
« Весеннее утро»
29.04
Анализ проверочного диктанта
30.04
Имя числительное
Объяснять различие функций имён числительных разных разрядов
1.05
Имя числительное
2.05
Систематизация знаний по теме «Имя числительное»
4.05
Наречие
Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространять предложения наречиями.
6.05
Наречие
7.05
Систематизация знаний по теме «Наречие»
8.05
Проверочный диктант
« Предсказатели природы»
Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
9.05
Анализ проверочного диктанта
11.05
Служебные части речи. Предлоги, союзы
Объяснять различие предлогов, частиц, союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи
13.05
Служебные части речи. Предлоги, союзы
14.05
Повторение. Части речи
Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
15.05
Повторение. Части речи
16.05
Итоговый контрольный диктант
18.05
Анализ контрольного диктанта
20.05
Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно составленному плану
21.05
Повторение. Части речи Словарный диктант №4
22.05
Итоговый тест за 4 класс
23.05
Повторение. Части речи
25.05
Повторение. Орфограммы в корне
26.05
Контрольное списывание
27.05
Повторение пройденного
28.05
Повторениепройденного
29.05
Повторение пройденного
30.05
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатные издания
для обучащихся
для учителя
1..Русский язык.4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014. Ч.1,Ч.2
2. Климанова Л.Ф, Т.В.Бабушкина .. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.
1.Рабочие программы. Л.ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы, Издательство Просвещение, 2011
2.Уроки русского языка.4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
4.Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. ./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014
5. Климанова Л.Ф, Т.В.Бабушкина.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок
Магнитная доска
Интерактивная доска
Принтер лазерный
Ноутбук
Документ – камера
Система Интерактивного Тестирования «Votum»
Программное обеспечение
Операционная система Windows 7
Пакетпрограмм: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint
Программа для интерактивной доски MULTI TouchSeries
Программа для интерактивной доски RMeasiteach
Программа для Системы Интерактивного Тестирования «Votum» - Votum – web Базовая
Демонстрационный материал
Памятки разбора слов по составу, определение части речи, разбор предложения и т.д.
Картинный словарь
Лента букв
Алфавит
Демонстрационный электронные таблицы по темам , которые изучаются в данном классе
Необходимый иллюстративный материал к урокам включен авторами в учебники и «Рабочие тетради»
Экранно- звуковые пособия
СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкина «Русский язык 4класс»
Презентации к урокам
Мультимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Основная литература:
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, Просвещение, 2009г
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Под ред. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Просвещение, 2009г
Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Просвещение, 2009г.
Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Просвещение , 2009 г
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык Программа. Сборник Рабочих программ. Начальные классы, «Перспектива» М., Просвещение, 2011.
И.Ф. Яценко «Поурочное планирование . Русский язык 4 класс УМК «Перспектива», ВАКО , 2014г
Русский язык. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. «Просвещение» 2013г.
Русский язык 4-5 класс. Мониторнг качества знаний , сост. А.Б. Малюшкин, Ю.и. Рогачева, ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
Мониторинг качества знаний . Русский язык 1-4 кл. Г.Г. Шамрицкая из – во «Учитель» 2011г.
«Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку» Составитель Н.Н. Максимук, И.Ф. Яценко из-во «ВАКО2 Москва 2013г
«Итоговая аттестация 1-4кл. Т.В. Губернская ЭКСМО Москва 2013г.
Мониторинг качества знаний . Русский язык 1-4 кл. Г.Г. Шамрицкая из – во «Учитель» 2011г.
«Контрольно- измерительные материалы. Русский язык.4.класс» Составитель Яценко И.Ф., ВАКО 2012г.
Контрольно – измерительные материалы . Промежуточный и итоговый контроль 3-4 классы, математика, русский язык, литературное чтение. Электронный диск из-во «Учитель»
Интернет ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/