Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 класса
Базовый уровень
(ФГОС НОО)
Срок реализации программы
2014-2015 уч.год
Составитель:
Калиниченко Ирина Викторовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии:
с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г.N 373)
с примерной программой начального общего образования под ред. А.М.Кондакова, Москва. Просвещение 2011г.
с примерной программой начального общего образования система учебников «Перспектива», «Сборник рабочих программ», Москва «Просвещение», 2011, предметная линия «Литературное чтение» ( авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина)
с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253)
с образовательной программы НОО МОБУ СОШ
с учебным планом МОБУ СОШ на 2014-2015учебный год
с Положением о рабочей программе МОБУ СОШ
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
Цель: развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
Развитие коммуникативных умений;
Развитие нравственных и эстетических чувств;
Развитие способностей к творческой деятельности.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися .
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Типы уроков: урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок; урок контроля умений и навыков.
Формы организации учебного процесса на уроке: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, личностно- деятельностный подход
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Формы промежуточной аттестации: проверочные работы.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа за четверть, комплексная итоговая работа.
Учитывая специфику учебного плана МОБУ СОШ на 2014-2015 уч.год – 35 уч. недель(приказ МОБУ СОШ), и особенности образовательного учреждения в авторскую программу внесены следующие изменения : в 3 классе на уроки русского языка отводится 175 часов (5часов в неделю, 35 уч.недель)
Срок реализации 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Региональный компонент.
При изучении всех разделов используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие народов Республики Башкортостан.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной из расчета 35 учебных недель по 5 часов в неделю, 175 часов в год.
1 четверть 9 недель – 45ч
2 четверть 8 недель – 40ч
3 четверть 9 недель – 45ч
4 четверть 9 недель – 45ч.
Практическая часть программы
Четверть
Количество недель
Количество часов
Практическая часть
диктант
Проверочное списывание
Проверочная работа
изложение
Словарный диктант
проекты
1
9
45
3
1
1
2
8
40
3
1
1
1
3
9
45
3
1
2
1
1
4
9
45
3
1
1
1
Всего за год
35
175
12
3
3
1
4
2
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературного чтения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность добра– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно - популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.
Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Содержание учебного курса
Название раздела
Кол-во часов
Краткое содержание учебой темы
Мир общения. Повторяем- узнаем новое
13 ч
Собеседники. Диалог.
Собеседники. Диалог.
Диалог.Спор
Диалог.
Культура устной и письменной речи
Культура устной и письменной речи
Текст. Виды текста
Части текста.План текста
Научные и художественные тексты
Проверочное списывание №1
Обобщение по разделу «Текст.»
Проверочный диктант №1 « Осенний лес»
Работа над ошибками
Язык – главный помощник в общении
43 ч
Язык – главный помощник в общении
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Слог. Ударение
Звуки и буквы.
Слог. Ударение
Десять правил орфографии
Десять правил орфографии.
Словарный диктант № 1
Прописная буква в именах собственных
Буква безударных гласных
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласных в корне слова
Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласных в корне слова
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста
Приставка.
Приставка.
Суффикс.
Суффикс.
Окончание слова
Окончание слова
Как образуются слова.
Как образуются слова.
Проверочный диктант №4 «Синички»
Работа над ошибками
Части речи
3 ч
Части речи
Развитие речи . Письменные ответы на вопросы по содержанию текста
Имя существительное
Имя существительное
39 ч
Контрольный диктант за 2 четверть
Работа над ошибками Собственные и нарицательные имена существительные
Словарный диктант №2
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Развитие речи. Сочинение – описание с использованием элементов олицетворения
Число имени существительного.
Число имени существительного.
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста
Проверочный диктант №5 «Веселая елочка»
Работа над ошибками
Род имени существительного
Род имени существительного.
Род имени существительного.
Проверочная работа.№2
Род имени существительного.
Род имени существительного.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Мягкий знак после шипящих.на конце существительных женского рода
Мягкий знак после шипящих.на конце существительных женского рода
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
Изменение имён существительных по падежам Именительный падеж.
Изменение имён существительных по падежам Именительный падеж.
Изменение имён существительных по падежам Родительный падеж
Изменение имён существительных по падежам Родительный падеж
Изменение имён существительных по падежам Родительный падеж
Изменение имён существительных по падежам Дательный падеж.
Изменение имён существительных по падежам
Винительный падеж
Изменение имён существительных по падежам Творительный падеж
Изменение имён существительных по падежам Творительный падеж
Изменение имён существительных по падежам Предложный падеж
Изменение имен существительных по падежам ( склонение)
Изменение имен существительных по падежам ( склонение)
Имя существительное
Проверочная работа №3
Имя существительное
Проверочный диктант №6 «Летучая мышь»
Работа над ошибками
Местоимение
3 ч
Местоимение
Местоимение
Словарный диктант №3. Местоимение
Глагол
28ч
Глагол
Глагол
Проверочное списывание №2 «Ворон»
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Глаголы настоящего времени.
Контрольный диктант за 3 четверть
Работа над ошибками.
Глаголы прошедшего времени.
Глаголы будущего времени.
Глаголы будущего времени.
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма глагола
Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
Развитие речи. Обучающее изложение
Разбор глагола как части речи.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Не с глаголами
Не с глаголами
Закрепление по теме «Глагол»
Закрепление по теме «Глагол»
Проверочный диктант №7 «Не бери в лес ружье»
Работа над ошибками
Имя прилагательное
18ч
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи.
Проверочное списывание №3 «Планетарий»
Изменение прилагательных по родам и числам
Изменение прилагательных по родам и числам
Изменение прилагательных по числам.
Изменение прилагательных по числам.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
Развитие речи. Сочинение- описание.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
Закрепление по теме «Имя прилагательное»
Повторение . Слово. Предложение. Текст
Повторение . Слово. Предложение. Текст Работа над ошибками
Повторение . Слово. Предложение. Текст
Повторение
13ч
Итоговый контрольный диктант за год
Работа над ошибками
Развитие речи. Изложение
Работа над ошибками
Словарный диктант №4
Повторение изученных орфограмм
Проверочный диктант №8 «Деревья скрипят».
Работа над ошибками. Повторение . Правила правописания.
Повторение . Правила правописания.
Обобщающий урок. Игра «По океану речи»
Обобщающий урок. Игра «По океану речи»
Повторение и закрепление пройденного
Повторение и закрепление пройденного в 3 классе
Повторение и закрепление пройденного в 3 классе
Итого
175ч.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Основные виды деятельности
Примечание
план
факт
1
Собеседники. Диалог.
2.09
Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнёра к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т. е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать её основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии.
2
Собеседники. Диалог.
3.09
3
Диалог.Спор
4.09
4
Диалог.
5.09
5
Культура устной и письменной речи
6.09
6
Культура устной и письменной речи
9.09
7
Текст. Виды текста
10.09
8
Части текста.План текста
11.09
9
Научные и художественные тексты
12.09
10
Проверочное списывание №1
13.09
11
Обобщение по разделу «Текст.»
16.09
12
Проверочный диктант №1 « Осенний лес»
17.09
13
Работа над ошибками
18.09.
14
Язык – главный помощник в общении
20.09
Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа
Проводить звуко-буквенный анализ слов
Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам
Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты
Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова
Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении
Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения
Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам
Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами
15
Звуки и буквы.
23.09
16
Звуки и буквы. Слог. Ударение
24.09
17
Звуки и буквы.
25.09
18
Слог. Ударение
26.09
19
Десять правил орфографии
27.09
20
Десять правил орфографии.
Словарный диктант № 1
30.09
21
Прописная буква в именах собственных
1.10
22
Буква безударных гласных
210
23
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
3.10
24
Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласных в корне слова
4.10
25
Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласных в корне слова
Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса)
Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять нужный алгоритм для её проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю.
58
Корень.
25.11
59
Корень.
26.11
60
Корневые орфограммы
27.11
61
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста
28.11
62
Приставка.
01.12
63
Приставка.
02.12
64
Суффикс.
03.12
65
Суффикс.
04.12
66
Окончание слова
05.12
67
Окончание слова
08.12
68
Как образуются слова.
09.12
69
Как образуются слова.
10.12
70
Проверочный диктант №4 «Синички»
11.12
71
Работа над ошибками
12.12
72
Части речи
15.12
Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их
73
Развитие речи . Письменные ответы на вопросы по содержанию текста
16.12
74
Имя существительное
17.12
75
Контрольный диктант за 2 четверть
18.12
Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний
Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода
Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие
Называть падежи имён существительных по порядку. Называть вопросы падежей имён существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму
Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж
Образовывать слова по указанным схемам
Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка
Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов
Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании
Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу
76
Работа над ошибками Собственные и нарицательные имена существительные
19.12
77
Словарный диктант №2
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
22.12
78
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
23.12
79
Развитие речи. Сочинение – описание с использованием элементов олицетворения
24.12
80
Число имени существительного.
25.12
81
Число имени существительного.
26.12
82
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста
29.12
83
Проверочный диктант №5 «Веселая елочка»
30.12
84
Работа над ошибками
15.01
85
Род имени существительного
16.01
86
Род имени существительного.
19.01
87
Род имени существительного.
20.01
88
Проверочная работа.№2
21.01
89
Род имени существительного.
22.01
90
Род имени существительного.
23.01
91
Развитие речи. Обучающее изложение.
26.01
92
Мягкий знак после шипящих.на конце существительных женского рода
27.01
93
Мягкий знак после шипящих.на конце существительных женского рода
28.01
94
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
29.01
95
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
30.01
96
Изменение имён существительных по падежам (склонение)
02.02
97
Изменение имён существительных по падежам Именительный падеж.
03.02
98
Изменение имён существительных по падежам Именительный падеж.
04.02
99
Изменение имён существительных по падежам Родительный падеж
05.02
100
Изменение имён существительных по падежам Родительный падеж
06.02
101
Изменение имён существительных по падежам Родительный падеж
09.02
102
Изменение имён существительных по падежам Дательный падеж.
10.02
103
Изменение имён существительных по падежам
Винительный падеж
11.02
104
Изменение имён существительных по падежам Творительный падеж
12.02
105
Изменение имён существительных по падежам Творительный падеж
13.02
106
Изменение имён существительных по падежам Предложный падеж
16.02
107
Изменение имен существительных по падежам ( склонение)
17.02
108
Изменение имен существительных по падежам ( склонение)
18.02
109
Имя существительное
19.02
110
Проверочная работа №3
20.02
111
Имя существительное
23.02
112
Проверочный диктант №6 «Летучая мышь»
24.02
113
Работа над ошибками
25.02
114
Местоимение
26.02
Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения
115
Местоимение
27.02
116
Словарный диктант №3
Местоимение
02.03
117
Глагол
03.03
Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков
Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени
Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы
Наблюдать за изменением глаголов по числам
Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина)
Писать раздельно не с глаголами
Определять грамматические признаки глаголов (время и число).
Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения глаголов к группе глаголов – исключений. Пользоваться алгоритмом для правильного написания безударного окончания глаголов.
118
Глагол
04.03
119
Проверочное списывание №2 «Ворон»
05.03
120
Изменение глаголов по временам.
06.03
121
Изменение глаголов по временам.
09.03
122
Изменение глаголов по временам.
10.03
123
Глаголы настоящего времени.
11.03
124
Контрольный диктант за 3 четверть
12.03
125
Работа над ошибками.
Глаголы прошедшего времени.
13.03
126
Глаголы будущего времени.
16.03
127
Глаголы будущего времени.
17.03
128
Неопределенная форма глагола
18.03
129
Неопределенная форма глагола
19.03
130
Неопределенная форма глагола
20.03
131
Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.
01.04
132
Изменение глаголов по числам
02.04
133
Изменение глаголов по числам
03.04
134
Развитие речи. Обучающее изложение
06.04
135
Разбор глагола как части речи.
07.04
136
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
08.04
137
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
09.04
138
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
10.04
139
Не с глаголами
13.04
140
Не с глаголами
14.04
141
Закрепление по теме «Глагол»
15.04
142
Закрепление по теме «Глагол»
16.04
143
Проверочный диктант №7 «Не бери в лес ружье»
17.04
144
Работа над ошибками
20.04
145
Имя прилагательное как часть речи.
21.04
Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах.
Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи
Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.
Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст – рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
146
Имя прилагательное как часть речи.
22.04
147
Имя прилагательное как часть речи.
23.04
148
Имя прилагательное как часть речи.
24.04
149
Проверочное списывание №3 «Планетарий»
17.04
150
Изменение прилагательных по родам и числам
28.04
151
Изменение прилагательных по родам и числам
29.04
152
Изменение прилагательных по числам.
30.04
153
Изменение прилагательных по числам.
01.05
154
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
04.05
155
Развитие речи. Сочинение- описание.
05.05
156
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
06.05
157
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
07.05
158
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
08.05
159
Закрепление по теме «Имя прилагательное»
11.05
160
Повторение . Слово. Предложение. Текст
12.05
161
Повторение . Слово. Предложение. Текст Работа над ошибками
13.05
162
Повторение . Слово. Предложение. Текст
14.05
163
Итоговый контрольный диктант за год
15.05
Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.
164
Работа над ошибками
18.05
165
Развитие речи. Изложение
19.05
166
Работа над ошибками
20.05
167
Словарный диктант №4
Повторение изученных орфограмм
21.05
168
Проверочный диктант №8 «Деревья скрипят».
22.05
169
Работа над ошибками. Повторение . Правила правописания.
23.05
170
Повторение . Правила правописания.
25.05
171
Обобщающий урок. Игра «По океану речи»
26.05
172
Обобщающий урок. Игра «По океану речи»
27.05
173
Повторение и закрепление пройденного
28.05
174
Повторение и закрепление пройденного в 3 классе
29.05
175
Повторение и закрепление пройденного в 3 классе
30.05
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатные издания
для учащихся
Для учителя
1..Русский язык.3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2012. Ч.1,Ч.2
2. Климанова Л.Ф, Т.В.Бабушкина .. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.
1.Рабочие программы. Л.ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы, Издательство Просвещение, 2011
2.Уроки русского языка.3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.
4.Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. ./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.
5. Климанова Л.Ф, Т.В.Бабушкина.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2011.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок
Магнитная доска
Интерактивная доска
Принтер лазерный
Демонстарционный материал
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Разрезные слоги для составления слов Слово и слог. Деление на слоги и для переноса Ударение. Ударные и безударные гласные. Состав слова. Части речи.
Картинный словарь
Лента букв
Алфавит
Традиционные написания слов (жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК-чн, нч, нщ)
Необходимый иллюстративный материал к урокам включен авторами в учебники и «Рабочие тетради»
Экранно- звуковые пособия
СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкина «Русский язык 3класс»
Презентации к урокам
Мульттимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Дополнительная литература:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. Просвещение
Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой