kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 3 Б класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 Б класса »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ЧЕРЕПАНОВА









Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

для 3Б класса

на 2015-2016 учебный год






Учитель: Бороздина А. В.











I.Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Программа разработана на основе следующих нормативных документов:


  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г»;

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

II.Общая характеристика курса


Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


III. Место и роль учебного предмета в учебном плане.


Предмет «Русский язык» является одним из основных, так как русский язык – государственный язык Российской Федерации, национальный язык русского народа, язык великой русской литературы, язык межнационального общения и один из международных языков.

В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Информация о количестве часов.

Программа рассчитана на 136 часов в год, в соответствии с учебным планом – 4 часов в неделю (34 учебных недели)


Формы организации образовательного процесса:

-урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок-беседа;

- урок обобщения и закрепления изученного материала;

- урок-игра;

- урок-исследование;

- урок-практикум;

- урок развития речи;

- урок контроля знаний.


Технологии обучения:

- личностно ориентированное обучение;

- технология проектного обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- здоровьесберегающие технологии.


Виды и формы контроля.

  1. Формы контроля:

- индивидуальный;

- групповой;

- фронтальный.

2. Текущие формы контроля

- текущая успеваемость;

- устные ответы на уроке;

- самостоятельные и проверочные работы;

- срезы знаний.

3. Обязательные формы итогового контроля.

- годовая контрольная работа по русскому языку;

- комплексная контрольная работа.

Обязательными формами текущей аттестации являются: изложения, контрольные работы, тестирования.

4. Виды контроля:

- стартовый;

- текущий;

- тематический;

- итоговый;

- комплексная работа.


Формы промежуточной аттестации:

-контрольная работа (диктант)

-мониторинг

-тестирование

-защита проектов


Информация об используемом учебнике.

При обучении русскому языку в3 классе используется предметная линия учебников «Русский язык»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях издательство «Просвещение» 2013 г.: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе–это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии–осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  • Ценность истины–осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни её народу.

  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


V.Результаты изучения курса



Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты


1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметныерезультаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



VI.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

  • Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.

  • Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс.

  • Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронные пособия.

  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

  1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч.: 3 класс - М.: Просвещение, 2013

  2. В. П. Канакина. Русский язык: метод. Пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. нач. шк . /В.П .Канакина, Г. А. Фомичева. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.- 142 с.

  3. В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: 3 класс - М.: Просвещение


Дополнительная литература:


1.Узорова, О.В. Обязательные литературные тексты для обучения написанию сочинений о природе: 1-4-й кл. /О.В. Узорова, Е. А. Нефедова.- М.: АСТ: Астрель , 2012. – 237с.

2.Русский язык в загадках. Разрезные карточки. 1-4 классы / сост. М. М. Малахова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с.

3.Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 1-4 классы.

4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.

5.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс,

Москва «Вако» 2014г.


Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

  2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

  4. Электронное приложение к учебнику.

  5. http://5klass.net/russkij-jazyk-3-klass.html

  6. http://www.proshkolu.ru/lib/list/t11-s3-c5

  7. http://tapisarevskaya.rusedu.net/

  8. http://pedgazeta.ru/docs.php?cid=2&rid=217

  9. http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19846


VI.Календарно-тематический план.

n/n

Колчасов

Дата

Содержание программного материала

Характеристика деятельности учащихся

Формирование УУД

Язык и речь (3ч)

1

1


День знаний.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках

А. Пушкина.

Личностные: - внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - задавать вопросы.

2

1


Наша речь. Виды речи

3

1


Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч)

4-5

2


Текст. Типы текстов

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - различать способ и результат действия.

6

1


Предложение

7

1


Виды предложений по цели высказывания

8

1


Виды предложений по интонации

9

1


Предложения с обращением

10

1


Обучающее изложение

11

1


Главные и второстепенные члены предложения

12

1


Входной контрольный диктант

13

1


Простое и сложное предложения

14

1


Словосочетание

15

1


Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (18 ч)

16

1


Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Вьщелять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - знаково-символические;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

17

1


Синонимы и антонимы

18

1


Омонимы

19

1


Слово и словосочетание

20

1


Фразеологизмы

21

1


Части речи

22

1


Имя существительное

23

1


Имя прилагательное

24

1


Глагол

25

1


Что такое имя числительное?

26

1


Однокоренные слова

27

1


Звуки и буквы. Гласные звуки



28

1


Звуки и буквы. Согласные звуки

29

1


Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

30

1


Обучающее изложение

31

1


Обобщение и закрепление изученного

32

1


Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

33

1


Работа над ошибками.

Состав слова (14 ч)

34

1


Что такое корень слова?

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок).

Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при

определении в слове значимых частей.

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

35

1


Как найти в слове корень?

36

1


Сложные слова

37-38

2


Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

39

1


Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

40

1


Значения приставок

41

1


Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

42

1


Значения суффиксов

43

1

Что такое основа слова?

44

1


Обобщение знаний о составе слова

45

1


Контрольный диктант по теме «Состав слова»

46

1


Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

47

1


Обучающее изложение

Правописание частей слова (24ч)

48

1


В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших, членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

Группиррвать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Составлять объявление.

Части речи (76 ч)

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - контроль, - оценка. Коммуникативные: - умение слушать и слышать; - умение сотрудничать учителем.

Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - анализ объектов;

- выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов

49-50

2


Правописание слов с безударными гласными в корне

51-54

4


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

55-57

3


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

58-59

2


Правописание слов с удвоенными согласными

60

61

2


Правописание суффиксов и приставок

62 63

2


Правописание суффиксов и приставок

64 65

2


Правописание приставок и предлогов

66

1


Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

67

1


Работа над ошибками.

68

1


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

69

1


Обучающее изложение

70 71

2


Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Части речи

Имя Существительное 25ч.

72

1


Части речи

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и Неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объснять их значение.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён

существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать

правильность определения рода.Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - анализ объектов; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя; - прогнозирование. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.

Познавательные: - анализ, синтез, сравнение, - рефлексия. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, Коммуникативные: - умение слушать и слышать

73

1


Имя существительное и его роль в речи

74

1


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

75

1


Собственные и нарицательные имена существительные.

76 77

2


Число имён существительных

78 79

2


Род имён существительных

80 81

2


Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

82

1


Обучающее изложение

83

1

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»-

«В гостях»

84

1


Работа над ошибками. Склонение имён существительных

85 86

2


Падеж имён существительных

87

1


Именительный падеж

88

1


Родительный падеж

89

1


Дательный падеж

90

1


Винительный падеж

91

1


Творительный падеж

92

1


Предложный падеж

93

1


Все падежи.

94

1


Обобщение знаний.

95

1


Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных»

96

1



2.03



Работа над ошибками.

Имя Прилагательное 12ч.

97

1


Значение и употребление имён прилагательных в речи



98

1


Роль прилагательных в тексте

99

1


Род имён прилагательных


100 101

2


Изменение имён прилагательных по родам

102 103

2


Число имён прилагательных

104 105

2


Изменение имён прилагательных по падежам

106


1



Обобщение знаний

107

1


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

108

1


Работа над ошибками.

Местоимение 3ч.

109

1


Личные местоимения



110

1


Изменение личных местоимений по родам

111

1


Местоимение

Глагол 18ч.

113 114

2


Значение и употребление глаголов в речи



115 116

2


Неопределённая форма глагола

117 118

2


Число глаголов

119


1


Времена глаголов

120


1


Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

121 122

2


Изменение глаголов по временам

123 124

2


Род глаголов в прошедшем времени

125 126

2


Правописание частицы не с глаголами

127

1




Обобщение знаний.

128

1


Контрольный диктант по теме «Глагол»


129

1


Работа над ошибками.

130

1


Обобщение знаний.

Повторение (6ч)

131

1


Части речи


Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.

132

1


Правописание окончаний имен прилагательных

133

1


Правописание приставок и предлогов

134

1


Правописание безударных гласных

135

1


Итоговый контрольный диктант

136

1


Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 3 Б класса

Автор: Бороздина Анна Владимировна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа " Русский язык". 9 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448389055"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа русскому языку, 5 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_proghramma_russkomu_iazyku_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "422770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1498040879"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык 5 класс" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444739262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства