Фазлиевой Ильмиры Вакиловны.
от « __ » августа 2015 г.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса МБОУ «Старокырлайская ООШ» Арского муниципального района РТ - школы с родным (татарским) языком обучения составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ
«Об образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старокырлайская ООШ»;
- Федерального (регионального) перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-Учебного плана МБОУ «Старокырлайская ООШ».
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и не общенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения материала | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание |
план |
факт | |
1 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; готовность ученика целенаправленно использовать полученные на уроке знания в учении и в повседневной жизни Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | подбирать к глаголам родственные существительные; выделять окончание; разбирать слова по составу; писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. | | | |
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе | - образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффиксов -ист - , -ое-; работать со словообразовательным словарем; определять родственные слова; писать слова с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова; писать слова с приставками; ставить знаки препинания при обращении , слова на группы в зависимости от написания; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова: выполнять проверку написания слов по образцу. | | | |
3 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | выделять в словах суффиксы уменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми согласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово | | | |
4 | Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением. | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Регулятивные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, | Знакомство с текстом - рассуждением | | | |
5 | Различение суффиксов. Значения суффиксов | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы | выделять в словах суффиксы уменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы | | | |
6 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации | Различать слова, пришедшие из других языков | | | |
7 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | Различать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | | | |
8 | Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением. | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | работать со словообразовательным словарем | | | |
9 | Однородные члены предложения | Личностные УУД: овладение общим представлением о рациональной организации мыслительной деятельности заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: работать с разными видами информации | находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой | | | |
10 | Диктант с грамматическим значением по теме «Различение суффиксов» | Личностные УУД: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебными заданиями | Знать изученные орфограммы. писать текст под диктовку с изученными орфограммами определять вид орфограммы; называть основу в предложении; определять, какой частью речи выражены однородные дополнения | | | |
11 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | Работать над ошибками | | | |
12 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Знать, как определить спряжение глагола. ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов | | | |
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; овладение общим представлением о рациональной организации мыслительной деятельности Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой | | | |
14 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой | | | |
15 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами | | | |
16 | Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания | Личностные УУД: формирование устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения орфографических и грамматических задач заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно Коммуникативные УУД: осуществление «диалога с автором», сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске информации, способов решения учебной задачи; аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | понятие «глаголы- исключения»; что глаголы «гнать», «держать», «дышать», «слышать» относятся ко II спряжению. пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; объяснять орфограммы; выделять окончания глаголов | | | |
17 | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | Знать, что глаголы «обидеть», «терпеть» относятся ко II спряжению. объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами; объяснять написание беглого гласного в корне или в суффиксе; пользоваться обратным словарем; объяснять написание глагольных окончаний; находить в тексте глаголы-исключения; проверять работу друг друга | | | |
18 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | знать, что спряжение у многих глаголов определяется по ударным личным окончаниям. образовывать начальную форму глагола; правильно задавать вопрос, чтобы определить начальную форму глагола; определять спряжение глагола; писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа; объяснять написание глагольных окончаний объяснять написание глагольных окончаний; пользоваться словообразовательным словарем; находить чередование гласного звука с нулевым звуком в корне; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; наблюдать за местом ударения в формах глаголов; пользоваться орфоэпическим словарем; ставить ударение в словах | | | |
19 | Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов | | | |
20 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения | | | |
21 | Правило употребления предлогов о и об | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | Правильно употреблять предлоги о и об | | | |
22 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать, что глаголы «брить», «стелить» относятся к I спряжению. пользоваться обратным словарем; определять спряжение глаголов; работать с фразеологическим словарем; разбирать глаголы по составу; ставить глаголы в форму 3-го лица единственного числа | | | |
23 | Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Глагол». | Личностные УУД: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебными заданиями | писать текст под диктовку с изученными орфограммами | | | |
24 | Работа над ошибками. Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | выполнять работу над ошибками определять жанр произведения; анализировать средства художественной выразительности; цитировать строчки из текста; делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом | | | |
25 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: планирование и организация учебных действий в соответствии с целью Коммуникативные УУД: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). Познавательные УУД: умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | Знать, что у глагола в форм прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы. ; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени | | | |
26 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять в глаголах два суффикса; разбирать глаголы по составу; объяснять написание пропущенных глагольных суффиксов; образовывать начальную форму глагола Знать изученные орфограммы. | | | |
27 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» | записывать повелительные формы единственного и множественного числа данных глаголов; показывать письменно, как образуется повелительная форма единственного числа; сравнивать по составу глагольные формы | | | |
28 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» | | | |
29 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации | : выделять корень в родственных словах; пользоваться словообразовательным словарем; определять, в какой форме стоят глаголы; разбирать глаголы по составу; правильно писать частицу «не» с глаголами | | | |
30 | Проверочная работа по теме «Спряжение глагола» | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола | | | |
31 | Работа над ошибками. Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | : выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу; пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | | | |
32 | Развитие речи с элементами культуры речи. Текст- рассуждение | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Ознакомление с текстом-рассуждением | | | |
33 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: : критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений. Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. пользоваться обратным словарем; находить чередования согласных в корне; сравнивать спряжение глаголов «лечь» и «жечь» | | | |
34 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. - работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается | | | |
35 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Уметь написать изложение | | | |
36 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: : критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений. Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. Уметь: работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается | | | |
37 | Трудности написания глаголов на –ять | Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению. Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы | | | |
38 | Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). Уметь: объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах | | | |
39 | Изменение глаголов, имеющие в начальной форме суффикс -чь | ) | | | |
40 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: : критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений. Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Уметь: работать с толковым словарем; читать цитаты; находить в тексте описание, рассуждение, повествование | | | |
41 | Усекаемая основа глаголов | Уметь правильно писать основы глагола; работать с Орфографическим словарём; определять склонение имени существительного. | | | |
42 | Неусекаемая основа глаголов | Уметь работать с Обратным, Толковым и Словарём устойчивых выражений; определять склонений имени существительного; правильно писать падежные окончания существительного | | | |
43 | Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь работать со Словарём устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства. | | | |
44 | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: : критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции; Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению. : работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы | | | |
45 | Административный контрольный диктант за 2 четверть по теме «Глагол» | Личностные УУД: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебными заданиями | | | | |
46 | Работа над ошибками. Написание о и ё после шипящих | Уметь: выполнять работу над ошибками; определять спряжение глаголов; разбирать предложение по членам предложения; составлять схему предложения; выписывать словосочетания; находить главное и зависимое слова в словосочетании; писать окончания прилагательных; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | | | |
47 | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; готовность ученика целенаправленно использовать полученные на уроке знания в учении и в повседневной жизни Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | Уметь: выполнять работу над ошибками; определять спряжение глаголов; разбирать предложение по членам предложения; составлять схему предложения; выписывать словосочетания; находить главное и зависимое слова в словосочетании; писать окончания прилагательных; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов | | | |
48 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Знать понятия «однородные» и «неоднородные определения». Уметь: пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения | | | |
49 | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; готовность ученика целенаправленно использовать полученные на уроке знания в учении и в повседневной жизни Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для уч-ка по окружающему миру | | | |
50 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | делить текст на смысловые части; составлять план; писать письменное изложение по плану; цитировать отрывки | | | |
51 | Повторение no теме «Глагол» | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; называть основу предложения; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; пользоваться толковым словарем | | | |
52 | Проверочная работа по теме «Глагол» | Личностные УУД: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебными заданиями | Уметь: пользоваться обратным словарем; делить существительные на одушевленные и неодушевленные; объяснять орфограммы; подбирать синонимы; определять склонение существительных; выделять основу предложения Знать признаки имен существительных | | | |
53 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Глагол» | Знать, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени. Уметь: находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять | | | |
54 | Где используются однородные члены | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; готовность ученика целенаправленно использовать полученные на уроке знания в учении и в повседневной жизни Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | Знать понятие «краткая форма прилагательного». Уметь: работать с обратным словарем; находить слова с подвижным ударением; объяснять орфограммы | | | |
55 | Где используются однородные члены | | | | |
56 | Олимпиадное задание. Существительное | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | писать текст под диктовку с изученными орфограммами | | | |
57 | Прилагательное | | | | |
58 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | | | | |
59 | Краткая форма прилагательных | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | Знать понятие «краткая форма прилагательного». работать с обратным словарем; находить слова с подвижным ударением; объяснять орфограммы | | | |
60 | Повторение по теме «Синонимы» | Знать: понятие «синонимы»; что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования. находить устаревшие слова; сравнивать значения слов, образующих пары синонимов | | | |
61 | Глагол | Знать, что глаголы «победить», «убедить», «ощутить» не образуют форму 1-го лица единственного числа будущего времени; глаголы «дудеть», «чудить», «дерзить» не образуют форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. : | | | |
62 | Устойчивые выражения | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | | | | |
63 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени; подчеркивать основы предложения; различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | | | |
64 | Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | : определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; образовывать от основы глагола прилагательное с суффиксом -лив-; разбирать предложение по членам | | | |
65 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | | | |
66 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | Знать порядок разбора слова по составу. Уметь выполнять разбор слова по составу | | | |
67 | Личные местоимения | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; готовность ученика целенаправленно использовать полученные на уроке знания в учении и в повседневной жизни Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: работать с учебным текстом; уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | | | | |
68 | Личные местоимения | Знать, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н. ставить местоимения 3-го лица в нужную падежную форму; работать со словообразовательным словарем; находить в тексте личные местоимения; находить словарные слова в тексте; выполнять звукобуквенный разбор слова; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте | | | |
69 | Разбор слова по составу | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове | | | |
70 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Знать понятие «аннотация»; где располагается аннотация. находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой | | | |
71 | Орфограммы в корнях слов | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); | работать с обратным словарем; образовывать существительные с суффиксами -чип-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек- | | | |
72 | Орфограммы в суффиксах слов | Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный. работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе | | | |
73 | Существительные. Беглый гласный | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать правило написания букв о, е после шипящих. при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением -ок- и -ек- образовывать родственные слова; подчеркивать чередование согласных в корне, видимое на письме | | | |
74 | Существительные. Буквы о и е после шипящих | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Знать правило написания букв о, е после шипящих. | | | |
75 | Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Орфограммы в корнях слов». | Личностные УУД: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебными заданиями | - Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | | | |
76 | Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением | определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем | | | |
77 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | образовывать с помощью суффикса -ист- прилагательные; разбирать прилагательные по составу; работать со слово- образовательным словарем; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -лив- прилагательные | | | |
78 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Знать, что написание суффикса -чив- надо запомнить. Уметь: находить слова с разделительным ъ и разделительным ь знаками; выделять суффиксы прилагательного | | | |
79 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных
| | | | |
80 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог | : записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени; подчеркивать основы предложения; различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | | | |
81 | Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить | ; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных | | | |
82 | Глагольные суффиксы | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации | определять место нахождения орфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем | | | |
83 | Орфограммы в окончаниях существительных | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами. | списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного | | | |
84 | Орфограммы в окончаниях прилагательных, глаголов | образовывать начальную форму глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки | | | |
85 | Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | | |
86 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и -тся | | | |
87 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети» | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Работать над картиной | | | |
88 | Орфограммы в приставках. Контрольное списывание | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного | | | |
89 | Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | | | | |
90 | Слова, которые легко перепутать | . объяснять орфограммы; отличать предлоги от приставок; работать с обратным словарем; ставить в словах ударение; выделять приставки; с данными словосочетаниями составлять предложения | | | |
91 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | Научиться составлять аннотации | | | |
92 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | | | | |
93 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма | работать с обратным словарем; разбирать по составу прилагательные; находить ошибки в тексте; записывать данные прилагательные в формах дательного и творительного падежей единственного числа | | | |
94 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | : выбирать из пары слов в скобках нужное и записывать предложения; разбирать слова по составу | | | |
95 | Написание -ться и –тся в глаголах | объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и -тся | | | |
96 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | Различать распространенные и нераспространенные предложения | | | |
97 | Контрольный диктант за 4 четверть по теме «Морфология и лексика» | Личностные УУД: рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, использовать различные приѐмы проверки; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки Коммуникативные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебными заданиями | писать под диктовку текст с изученными орфограммами | | | |
98 | Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | | | | |
99 | Учимся давать характеристику предложению | Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факт; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения | | | |
100 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | Знать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения. подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем | | | |
101 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде. познавательные УУД: отбирать необходимые источники информации среди предложенных | оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | | | |
102 | Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» | Личностные УУД: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Коммуникативные УУД: критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиции; понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений. . | самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | | | |
Май. В полях уже зеленеет рожь. Зелёные листья деревьев блестят на солнце. Перед нами – всё богатство зелени. Горизонт горит зелёным огнём. Такой же костёр встречает нас у реки. Только лес стоит ещё голый. Там лежит снег. Он спрятался под кустами. Солнцу не удалось его достать.
Но лес не молчит. Прилетели птицы. Поют они свои звонкие песни. Мы шлём привет и птицам, и растения, и весне. (65 слов)
1 вариант. 2 вариант.
1.Разбери по составу слова. 1.Разбери по составу слова.
Подснежник, взгляд. Подружка, непростой.
2.Найди главные и второстепенные члены предложения. 2.Найди главные и второстепенные члены предложения.
Любознательные люди старательно изучают природу. Ночью скрипело в лесу старое дерево.
3.Определи, какой частью речи являются слова. 3.Определи, какой частью речи являются слова.
Электричество, настоящий. Президент, серебряный.
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий.
Диктант.
«5» – ставится если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«1» – не выполнено ни одно задание.
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).