СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА по ПНШ 1 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА .
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА по ПНШ 1 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА .
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
• Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / Е. Р. Гольф-ман ; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
• Чуракова, Я. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольфман. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на / учебный год: Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № ___ от___ .___.20__ «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20___ / 20__________________________________________________ учебный год»;
• примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
• учебный план образовательного учреждения на___/___ учебный год;
• локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• формирование умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. При этом значение ифункции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
СТРУКТУРА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением:жи - ши, ча - ща, чу - щу). Буквы w,е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА по ПНШ 1 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . »
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / Е. Р. Гольф-ман ; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова, Я. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольфман. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на / учебный год: Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № ___ от .___.20__ «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20___ / 20__ учебный год»;
примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
учебный план образовательного учреждения на___/___ учебный год;
локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
формирование умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. При этом значение ифункции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
СТРУКТУРА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением:жи - ши, ча - ща, чу - щу). Буквы w,е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова.
Слова - названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов - названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал УМК рассчитаны на 50 часов в год, 5 часов в неделю (10 недель), что соответствует БУП в 1 классах (1-4).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные УУД
Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).
Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией).
Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка, любовь ко всему живому, ориентирующая младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Контроль процесса и результатов деятельности.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия.
Обучение работе с разными видами информации:
а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради;
б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями;
в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту);
г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме.
Знаково-символическое моделирование.
Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия.
• Подведение под понятие:
1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему;
2) подведение под правило.
Установление причинно-следственных связей
Ребенок должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы; связь между местом ударения в слове и значением слова; связь между сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; связь между количеством гласных в слове и количеством слогов; связь между использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием ее в словах, омонимичных данным словам; связь между местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает; зависимость качества согласного звука (по линии звонкости-глухости) от его местоположения в слове; зависимость произношения слов от особенностей написания (с ъ и ъ или без них); зависимость между целью предложения и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т. д.
Постановка и решение проблемы базируется в 1 классе на сформированности логических операций.
Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Постановка и решение проблемы как некоего целого, включающего ряд логических шагов:
а) проблема использования в предложении предлога;
б) проблема установления качества звука [й'].
Коммуникативные УУД
Коммуникация как кооперация.
Задания, требующие распределения работы с соседом по парте.
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) - учёт позиции собеседника.
Работа с информацией по другим основаниям:
поиск и фиксация информации (1);
понимание и преобразование информации (2);
применение и представление информации (3);
оценка достоверности получаемой информации (4).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения*
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика».
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• различать буквы и их основные звуковые значения;
• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые со-гласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
• делить слова на слоги, определять ударный слог;
• пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
• пользоваться способом обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; исполь-зовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия».
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Морфология».
Обучающиеся научатся:
различать слова - названия предметов, признаков, действий;
различать главные и неглавные слова - названия предметов;
определять в тексте слова-помощники.
Раздел «Синтаксис».
Обучающиеся научатся:
различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложе-ния);
• писать прописную букву в именах собственных;
• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
• писать слова с сочетаниями жи - ши, на - ща, чу - щууци - це под ударением;
• выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание ьиъ,
• писать словарные слова, определенные программой;
• писать под диктовку текст объемом 18-20 словв соответствии с изученными правилами правописания;
• списывать небольшой текст по правилам списывания;
• читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить ис-следования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы:
Электронная версия газеты «Начальная школа» (издательский дом «Первое сентября»). - Режим доступа :http://nsc.lseptember.ru/index.php
Я иду на урок начальной школы: уроки русского языка. - Режим доступа :http://nsc. 1 september.ru/urok/index. php?SubjectID=l50010
Уроки русского языка. - Режим доступа : http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/l О
Учительская. - Режим доступа :http://www.nachalka.com
Русский язык: 1 класс. Методическое пособие. - Режим доступа :http:// www.akademkniga. ru/cgi-bin/page.cgi?node=l11
Методическая копилка. - Режим доступа :http://www.it-n.ru/resource.aspx? cat_no=201360
Медиатека. Русский язык. Раздел «Начальные классы». - Режим доступа :http://pedsovet. su/load/273
Мы и образование. - Режим доступа :http://www.alleng.ru/index.htm
Журнал «Начальная школа». - Режим доступа :http://n-shkola.ru
Русский язык. - Режим доступа :http://nachalka.info
Программа «Подарок первокласснику». Программа «Русский язык за 10 минут». - Режим доступа :http://babydreams.bestnetservice.com/simulatorsll.htm
Информационно-коммуникативные средства:
Мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия».
Тренажер по русскому языку. 1 класс. Обучающая программа для детей начальной школы.
Технические средства обучения:
магнитная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт;
укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).