kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА по ПНШ 1 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА .

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами на­чального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

•  Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

• Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / Е. Р. Гольф-ман ; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

•   Чуракова, Я. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольф­ман. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методиче­ских рекомендаций:

•  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и вве­дении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального обще­го образования»;

•  федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством обра­зования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеоб­разовательных учреждениях, на /                      учебный год: Приказ Министерства образования

и науки Российской Федерации № ___ от___ .___.20__ «Об утверждении федеральных перечней

учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в об­разовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20___ / 20__________________________________________________ учебный год»;

•  примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Феде­рации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

• учебный план образовательного учреждения на___/___ учебный год;

• локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей програм­мы).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познава­тельную и социокультурную цели:

•  познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положе­ниями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникатив­ной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогиче­ской речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходи­мо решение следующих практических задач:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

•    формирование умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

•  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного инте­реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. При этом значение ифункции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют ка­чество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

СТРУКТУРА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие соглас­ные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Бук­вы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением:жи - ши, ча - ща, чу - щу). Буквы w,е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА по ПНШ 1 класс. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . »

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами на­чального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  • Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / Е. Р. Гольф-ман ; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  • Чуракова, Я. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольф­ман. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методиче­ских рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и вве­дении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального обще­го образования»;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством обра­зования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеоб­разовательных учреждениях, на / учебный год: Приказ Министерства образования

и науки Российской Федерации № ___ от .___.20__ «Об утверждении федеральных перечней

учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в об­разовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20___ / 20__ учебный год»;

  • примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Феде­рации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • учебный план образовательного учреждения на___/___ учебный год;

  • локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей програм­мы).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познава­тельную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положе­ниями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникатив­ной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогиче­ской речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходи­мо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • формирование умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного инте­реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. При этом значение ифункции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют ка­чество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

СТРУКТУРА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие соглас­ные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Бук­вы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением:жи - ши, ча - ща, чу - щу). Буквы w,е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова.

Слова - названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов - названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не под­тверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не под­тверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особен­ности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказыва­ния и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа и материал УМК рассчитаны на 50 часов в год, 5 часов в неделю (10 недель), что соответствует БУП в 1 классах (1-4).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русско­го народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует фор­мированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использо­ванию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного ре­шения коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные УУД

Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).

Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией).

Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос вос­становления нарушенного порядка, любовь ко всему живому, ориентирующая младшего школь­ника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллекту­альные задачи.

Контроль процесса и результатов деятельности.

Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия.

  • Обучение работе с разными видами информации:

а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради;

б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри слова­ми и словосочетаниями;

в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспек­та и выбор информации по заданному аспекту);

г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме.

  • Знаково-символическое моделирование.

  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия.

• Подведение под понятие:

1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему;

2) подведение под правило.

  • Установление причинно-следственных связей

Ребенок должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы; связь между местом ударения в слове и значением слова; связь между сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; связь между количеством гласных в слове и количеством слогов; связь между использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием ее в словах, омонимичных данным словам; связь между местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает; зависимость качества согласного звука (по линии звонкости-глухости) от его местоположения в слове; зависимость произношения слов от особенностей написания (с ъ и ъ или без них); зависимость между целью предложения и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т. д.

Постановка и решение проблемы базируется в 1 классе на сформированности логических операций.

  • Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Постановка и решение проблемы как некоего целого, включающего ряд логических шагов:

а) проблема использования в предложении предлога;

б) проблема установления качества звука [й'].

Коммуникативные УУД

Коммуникация как кооперация.

  • Задания, требующие распределения работы с соседом по парте.

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) - учёт пози­ции собеседника.

Работа с информацией по другим основаниям:

  • поиск и фиксация информации (1);

  • понимание и преобразование информации (2);

  • применение и представление информации (3);

  • оценка достоверности получаемой информации (4).

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения*

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика».

Обучающиеся научатся:

• различать звуки и буквы;

• различать буквы и их основные звуковые значения;

• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые со-гласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

• делить слова на слоги, определять ударный слог;

• пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;

• пользоваться способом обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);

• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; исполь-зовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

Раздел «Орфоэпия».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм рече­вого этикета.

Раздел «Морфология».

Обучающиеся научатся:

  • различать слова - названия предметов, признаков, действий;

  • различать главные и неглавные слова - названия предметов;

  • определять в тексте слова-помощники.

Раздел «Синтаксис».

Обучающиеся научатся:

  • различать предложение и слово;

  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложе-ния);

• писать прописную букву в именах собственных;

• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

• писать слова с сочетаниями жи - ши, на - ща, чу - щууци - це под ударением;

• выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание ьиъ,

• писать словарные слова, определенные программой;

• писать под диктовку текст объемом 18-20 словв соответствии с изученными правилами правописания;

• списывать небольшой текст по правилам списывания;

• читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделен­ный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

  • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятель­ной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и сосе­дом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:

  • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;

  • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить ис-следования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Интернет-ресурсы:

  • Электронная версия газеты «Начальная школа» (издательский дом «Первое сентября»). - Режим доступа :http://nsc.lseptember.ru/index.php

  • Я иду на урок начальной школы: уроки русского языка. - Режим доступа :http://nsc. 1 september.ru/urok/index. php?SubjectID=l50010

  • Уроки русского языка. - Режим доступа : http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/l О

  • Учительская. - Режим доступа :http://www.nachalka.com

  • Русский язык: 1 класс. Методическое пособие. - Режим доступа :http:// www.akademkniga. ru/cgi-bin/page.cgi?node=l11

  • Методическая копилка. - Режим доступа :http://www.it-n.ru/resource.aspx? cat_no=201360

  • Медиатека. Русский язык. Раздел «Начальные классы». - Режим доступа :http://pedsovet. su/load/273

  • Мы и образование. - Режим доступа :http://www.alleng.ru/index.htm

  • Журнал «Начальная школа». - Режим доступа :http://n-shkola.ru

  • Русский язык. - Режим доступа :http://nachalka.info

  • Программа «Подарок первокласснику». Программа «Русский язык за 10 минут». - Режим доступа :http://babydreams.bestnetservice.com/simulatorsll.htm

Информационно-коммуникативные средства:

  • Мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия».

  • Тренажер по русскому языку. 1 класс. Обучающая программа для детей начальной школы.

Технические средства обучения:

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран.

Учебно-практическое оборудование:

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт;

  • укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сергунина Марина Александровна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства