рабочая программа по обучению письму (русский язык ) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа по обучению письму (русский язык ) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа составлена на основе Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 класс, ФГОС , научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др, Москва, «Просвещение» 2011 год в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по обучению грамоте (обучение письму) и русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обучению письму (русский язык ) 1 класс "Школа России" »
Комитет по образованию Администрации Локтевского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ремовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Заседание ШМС
Протокол № ___ от ________
Согласовано:
_________Г.Н. Щербакова Зам директора по УВР
Утверждено:
Директор МКОУ «Ремовская СОШ»
____________ М.А. Маслова
Приказ №____ от __________
Рабочая программа учебного предмета
«Обучение грамоте»
«Русский язык»
базовый уровень
ступень I
1 класс
Срок реализации: 1 год
Разработал: Козленко Т.В.
учитель начальных классов
п. Ремовский 2014год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 класс, ФГОС , научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др, Москва, «Просвещение» 2011 год в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по обучению грамоте (обучение письму) и русскому языку и учебным планом ОУ на 2014-15 уч. год.
Используемый учебно-методический комплект:
Прописи к «Русской азбуке» № 1-4 В.Г. Горецкий , Н. А. Федосова. Пр., 2013г.
Учебник «Русский язык» 1 класс В.П. Канакина, В.Г.Городецкий, Москва «Просвещение», 2013 год
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
Развитие коммуникативных умений;
Развитие нравственных и эстетических чувств,
Развитие способностей к творческой деятельности,
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями , задачами и условиями общения;
Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии;
Формирование навыков культурной речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания ;
Воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературы.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Общая характеристика учебного процесса:
Форма организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникативные, здоровьесбережения .
Место предмета в базисном учебном плане:
В учебном плане МКОУ «Ремовская СОШ» на обучение грамоте и изучение русского языка в 1 классе отведено 5 часов в неделю. Согласно Сборнику рабочих программ «Школа России» 1-4 класс, ФГОС , научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др, Москва, «Просвещение» 2011 год в 1 классе отводится 5 часов ( всего 165 часов), что соответствует годовому календарному графику МКОУ «Ремовская СОШ» рассчитанному на 33 учебных недели в 1 классе.
2. Планируемые результаты
В ходе освоения содержания курса обучения грамоте , русского языка учащиеся овладевают различными способами деятельности: чтение, письмо, работа с книгой, преобразование и представление полученной информации
Личностные результаты освоения программы по русскому языку :
Будут сформированы не менее 70%
формирование чувства гордости за свою Родину ,российский народ и историю России ,осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы по русскому языку:
Будут сформированы не менее 45%
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Получат возможность для формирования не менее 90 %
овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
формирование умения ориентироваться в целях , задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры , применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания ( в рамках изученных орфограмм);
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
3. Содержание тем учебного курса
Структура изучаемого предмета:
№
Наименование раздела
Количество часов
Всего
К.д.
(списывание)
Р.р.
Проект
I
Обучение письму
115ч.
Добукварный период
17
Букварный период
67
Резерв
2
Послебукварный период
20
Резерв
9
II
Русский язык.
50ч.
3
11
2
Наша речь
2
Текст, предложение, диалог
3
Слова, слова, слова …
4
1
Слово и слог. Ударение
6
2
Звуки и буквы
34
3
8
2
Повторение
1
ИТОГО
165
3
11
2
4. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку.
№
Наименование раздела программы, тема урока
Всего часов
Кон.
дик
Р. Р.
Проект
Дата
По плану
Факт
I
Обучение письму
115ч.
Добукварный период
17
Пропись № 1
1
Пропись-первая учебная тетрадь.
1
2
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
1
3
Письмо овалов и полуовалов.
1
4
Рисование бордюров.
1
5
Письмо длинных прямых наклонных линий.
1
6
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
1
7
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо).
1
8
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.
1
9
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.
1
10
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.
1
11
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
1
Пропись № 2.
12
Строчная и заглавная буквы А а.
1
13
Строчная и заглавная буквы О, о.
1
14
Строчная буква и.
1
15
Заглавная буква И.
1
16
Строчная буква ы.
1
17
Строчная и заглавная буквы У, у.
1
Букварный период
67
1
Строчная и заглавная буквы Н, н.
1
2
Строчная и заглавная буквы С, с.
1
3
Заглавная буква С.
1
4
Строчная и заглавная буквы К, к.
1
5-6
Строчная и заглавная буквы Т, т.
2
7
Строчная и заглавная буквы Л ,л.
1
8
Повторение и закрепление изученного.
1
9
Строчная и заглавная буквы Р, р.
1
10
Строчная и заглавная буквы В ,в.
1
11
Строчная и заглавная буквы Е ,е.
1
Пропись № 3
12-13
Строчная и заглавная буквы П ,п.
2
14- 15
Строчная и заглавная буквы М, м.
2
16-18
Строчная и заглавная буквы З, з.
3
19-21
Строчная и заглавная буквы Б ,б.
3
22-23
Строчная и заглавная буквы Д ,д.
2
24
Заглавная буква Д.
1
25-28
Строчная и заглавная буквы Я, я.
4
29-30
Строчная и заглавная буквы Г, г.
2
31-32
Строчная буква ч.
2
33
Заглавная буква Ч.
1
34-35
Буква ь.
2
Пропись № 4
36-37
Строчная и заглавная буквы Ш ,ш.
2
38
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
1
39-40
Строчная и заглавная буквы Ж ,ж.
2
41-42
Строчная буква ё.
2
43
Заглавная буква Ё.
1
44
Строчная и заглавная буквы Й , й.
1
45-47
Строчная и заглавная буквы Х, х.
3
48
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.
1
49-50
Строчная и заглавная буквы Ю ,ю.
2
51-52
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
2
53
Письмо слогов и слов с буквами Ц ,ц и другими изученными буквами.
1
54-55
Строчная и заглавная буквы Э ,э.
2
56-57
Строчная буква щ.
2
58
Заглавная буква Щ.
1
59
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
1
60
Строчные буквы ь, ъ.
1
61
Повторение написания изученных букв.
1
62
Алфавит.
2
63-64
Письмо слов с сочетаниями «ща-щу»
2
65
Письмо слов с сочетаниями «ча-чу»
1
66
Парные согласные звуки.
1
67
Парные согласные звуки
1
Резерв.
2
1-2
Резерв учебного времени.
2
Послебукварный период
20
1-2
Повторение изученного в букварный период.
2
3-4
Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине.
2
5
6
Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, ь как показатель мягкости.
2
7
Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте.
1
8
Повторение пройденного материала: соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв е,е ,ю,я , а также ь, правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
9
Повторение пройденного материала: ь в середине слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имен нарицательных и имен собственных (клички животных)
1
10-11
Повторение изученного материала: непарные по звонкости/ глухости и мягкости/ твердости . Согласные звуки и соответствующие им буквы.
2
12-13
Повторение изученного материала : способы обозначения звука(й) на письме.
2
14-15
Повторение тем «Слог», «Ударение»
2
16-17
Повторение лексического материала «Азбуки»
2
18
Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии.
1
19-20
Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике.
2
Резерв.
9
1
Резерв учебного времени.
1
2
Резерв учебного времени.
1
3
Резерв учебного времени.
1
4
Резерв учебного времени.
1
5
Резерв учебного времени.
1
6
Резерв учебного времени.
1
7
Резерв учебного времени.
1
8
Резерв учебного времени.
1
9
Резерв учебного времени.
1
II
Русский язык.
50
Наша речь
2
1
Язык и речь, их значение в жизни людей.
1
2
Русский язык — родной язык русского народа.
1
Текст, предложение, диалог
3
1
Текст (общее представление)
1
2
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль
1
3
Диалог.
1
Слова, слова, слова …
4
1
1
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.
1
2
Развитиеречи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
1
1
3
Тематические группы слов. Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.
1
4
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
1
Слово и слог. Ударение
6
2
1
Слово и слог.Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
1
2
Деление слов на слоги.
1
3
Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
1
4
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.
1
1
5
Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.
1
6
Развитие речи .Коллективное составление содержания основной части сказки.
1
1
Звуки и буквы
34
3
8
2
1
Звуки и буквы . Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
1
2
Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
1
1
3
Русский алфавит, или Азбука . Значение алфавита.
1
4
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.
1
5
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).
1
6
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
1
7
Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.
1
1
8
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
1
9
Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
1
10
Ударные и безударные гласные звуки .Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).
1
11
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»
1
1
12
Развитиеречи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
1
1
13
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).
1
14
Слова с удвоенными согласными.
1
15
Согласные звуки Буквы Й и И
Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
1
16
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
1
17
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.
1
18
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
1
19
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
1
20
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
1
21
Развитиеречи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
1
1
22
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
1
23
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.
1
24
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
1
25
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».
1
1
26
Развитиеречи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».
1
1
28
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
1
29
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Развитиеречи.
1
1
30
Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».
1
1
31
Развитиеречи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»
1
1
32
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).
1
33
Развитиеречи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.
1
1
34
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).
1
1
Повторение
1
1
Повторение изученного.
1
ИТОГО
165
3
11
2
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения письму и русскому языку на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
•Все буквы русского алфавита и правильно называть их , основное отличие звука от буквы (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Уметь:
• вычленять звуки из слова, правильно их произносить,
• различать гласные и согласные звуки и буквы,
• правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова,
• обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и ,ю , я,
• делить слово на слоги,
• выделять в слове ударный слог,
• переносить слово по слогам ( простые случаи),
• вычленять слова из предложений,
• четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова,
• правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом,
• грамотно ( без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3- 5 слов, правописание которых не расходится с произношением,
• употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения,
• писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных,
• устно составлять текст из 3 – 5 предложений на определенную тему.
5. Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 класс, ФГОС , научный руководитель А.А. Плешаков, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др, Москва, «Просвещение» 2011 год
Прописи к «Русской азбуке» № 1-4 В.Г. Горецкий , Н. А. Федосова. Пр., 2013г.
Методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте» 1 класс ФГОС «Школа России» В.Г. Горецкий, Н. М. Белянкова Москва «Просвещение» 2012г.
Система уроков по прописям В.Г. Горецкого Русский язык: Обучение грамоте (обучение письму) 1 класс Авторы-составители: Т.В. Ковригина, Е.А. Виноградова, Н.Н. Черноиванова. Волгоград «Учитель» 2013г
Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Обучение грамоте 1 класс. Авторы М.В. Бойкина, Н.В. Баканча и др. Москва «Просвещение» 2013 г.
Учебник «Русский язык» 1 класс В.П. Канакина, В.Г.Городецкий, Москва «Просвещение», 2013 год
Поурочные разработки по русскому языку . ФГОС К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 1 класс. Автор О.Н. Крылова. Москва «Экзамен» 2013г
Поурочные разработки . Технологические карты уроков по русскому языку . ФГОС К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 1 класс. Авторы И.А. Бубнова, Л.С. Илюшин и др. Москва «Просвещение» 2013 год
Сборник диктантов и самостоятельных работ 1- 4 класс Русский язык Авторы В.П. Канакина, Г.С. Щеглова Москва «Просвещение» 2013 год
Методическое пособие с поурочными разработками . Русский язык 1 класс В.П. Канакина Москва «Просвещение» 2013 год