Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5), примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы Ельцовой О.В.(Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/ Сост. Ельцова О.В.- М. Вако, 2011).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " Русский язык". 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей английского языка,
русского языка и литературы
Протокол №________
от « » августа 2014г.
Руководитель ШМО
______ __________________
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
________ В.А.Чепелюк
Приказ №_____________
от « »________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
9 б КЛАСС
Срок реализации данной программы 1 год
Составитель: учитель русского языка МБОУ СОШ №3
Бучина А.Х.
Согласовано
Зам.дир.по УВР
__________Е.А.Шайгородская
« »___________2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5), примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы Ельцовой О.В.(Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/ Сост. Ельцова О.В.- М. Вако, 2011).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 9 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, при обучении синтаксису (материал 9 класса) учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе – 68часов. В течение года учащиеся пишут 7 контрольных работ: 4диктанта, 3 сочинения (2 контрольных), 3 изложения (2 контрольных).
Контрольные диктанты – 4
Изложения - 3
Сочинения – 3
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно ПОЛОЖЕНИЮ о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения.
Общеучебные умения, навыки способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Русский язык среди других языков мира. Международное значение русского языка.
Раздел 1
Повторение изученного в 5-8 классах
Разделы науки о языке. Трудные случаи орфографии: буквы Н-НН в суффиксах различных частей речи, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Синтаксис и пунктуация. Роль знаков препинания. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Предложения с обособленными членами, вводными конструкциями и обращениями.
Обучающиеся должны знать: орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться приобретёнными знаниями в различных речевых ситуациях.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.
Синтаксис сложного предложения
Раздел 2
Сложносочинённое предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого предложения. Способы их выражения с помощью союзов. Особенности интонации. Запятая в сложносочинённом предложении.
Развитие речи: использование ССП в речи, способы сжатия текста.
Обучающиеся должны знать: сочинительные союзы, состав сложносочинённого предложения, интонацию.
Обучающиеся должны уметь: различать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; правильно выбирать интонацию и грамотно ставить запятые в сложносочинённых предложениях; грамотно использовать ССП в устной и письменной речи.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольное сжатое изложение.
Раздел 3
Сложноподчинённое предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями, входящего в состав сложноподчинённого. Строение сложноподчинённого предложения; главное и придаточное предложение; место придаточного предложения ; средства связи главного и придаточного. Употребление сложных союзов в сложноподчинённом предложении. Особенности интонации. Основные виды придаточных по значению. Особенности употребления сложноподчинённых предложений в разных стилях речи. Запятая в сложноподчинённом предложении.
Развитие речи: использование СПП в речи, рассуждение на лингвистическую тему.
Обучающиеся должны знать: значение придаточных, интонацию сложноподчинённого предложения, сложные союзы.
Обучающиеся должны уметь: различать сложноподчинённые предложения по значению придаточных; правильно интонировать сложноподчинённые предложения с разным положением придаточного по отношению к главному; соблюдать литературную норму при построении сложноподчинённых предложений; различать стилистическую окраску союзов; правильно ставить запятые в сложноподчинённом предложении: использовать СПП в устной и письменной речи; составлять рассуждение на лингвистическую тему.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа; сочинение на лингвистическую тему.
Раздел 4
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные и союзные сложные предложения как синтаксические синонимы. Употребление бессоюзных сложных предложений в различных стилях речи. Запятая, точка с запятой, двоеточие или тире в бессоюзном сложном предложении.
Развитие речи: использование БСП в речи; содержательная сторона текста.
Обучающиеся должны знать: смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения; интонацию бессоюзного сложного предложения;
Обучающиеся должны уметь: различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; правильно интонировать бессоюзные сложные предложения; правильно ставить знаки препинания; применять БСП в речи; анализировать содержательную сторону текста и составлять рассуждение по данному тексту.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-рассуждение по данному тексту.
Раздел 5
Сложные предложения с различными видами связи
Виды сложных предложений по основному типу связи. Употребление сложных предложений с различными видами связи. Особенности пунктуации при стечении знаков препинания.
Обучающиеся должны знать: сложные синтаксические конструкции по основному типу связи, интонацию предложений с различными видами связи.
Обучающиеся должны уметь: различать сложные синтаксические конструкции, правильно их употреблять в речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными типами связи.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.
Раздел 6
Повторение и систематизация изученного
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Особенности формирования и развития русского языка. Богатство и стилевые разновидности русского литературного языка. Разделы русского языка. Основные орфографические и пунктуационные правила.
Обучающиеся должны знать: основные орфографические и пунктуационные правила, стили и типы речи; выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; писать сочинения-рассуждения; находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые иллюстрации к правилам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/ Сост. Ельцова О.В.- М. Вако, 2011
Л.А. Тростенцова. Т.А.Ладыженская и др. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 32-е издание, М., «Просвещение», 2011.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М., 2010.
Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. – М.,2011
Материально-техническое обеспечение.
Ноутбук
Календарно- тематическое планирование.
№
п/п
№ урока
по теме
Т е м а у р о к а
Дата
проведения
№ недели в семестре
Се
мес
тр
примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
1
1
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Повторение. Синтаксис и пунктуация
Устная и письменная речь. Монолог, диалог.
Стили языка
Простое предложение и его грамматическая основа
Предложения с обособленными членами
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Проверочный диктант по теме «Словосочетание и предложение»
РР Изложение №1.
Сложные предложения
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения.
Понятие о сложносочиненном предложении.
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Знаки препинания в сл-сочин.предложении.
Повторение.
Контрольный диктант №1 по теме «Сложносочиненные предложения».
Отличие союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО в сл-соч. предложении от самостоятельных частей речи
Практическая работа по тестам ОГЭ.
Сложноподчиненные предложения.
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
РР Сочинение №1
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
РР Изложение №2 .
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.
РР Сочинение №2 по упр. 134.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Самостоятельная работа по теме «Сложное предложение»
Контрольный диктант №2 по теме «Сложные союзные предложения»
Практикум по материалам ОГЭ.
Бессоюзные сложные предложения
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении
Диктант «Проверяю себя» по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Повторение по теме «Сложное предложение»
Практикум по материалам ОГЭ.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
РР Сочинение №3
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи.
РР. Публичная речь.
Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения»
Комплексный анализ текста
Систематизация и обобщение изученного в курсе русского языка в 5 – 9 кл.
Фонетика. Графика. Орфография
Лексика. Фразеология. Орфография
РРИзложение №3
Состав слова и словообразование
Практикум по теме «Словообразование. Орфография»
Морфология.
Синтаксис. Орфография и пунктуация.
Контрольный диктант №4 по теме «Обобщение изученного материала»
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}