Рабочая программа по кружковой работе «Занимательный русский язык» составлена на основе:
- комплекса учебно-развивающих пособий курса «Занимательный русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам».
- авторскому пособию Л.В. Мищенкова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» М.:РОСТкнига, 2014.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения, в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила: орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
в различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык. 4 класс. Рабочие тетради в 2 ч. — М., РОСТ.
Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык.. 4 класс. Методическое пособие для учителя. — М., РОСТ.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Развиваемые способности |
1 | | | И снова о русском языке | Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, артистические способности. |
2 | | | Крылатые слова и афоризмы | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображение, речь |
3 | | | Копилка занимательных заданий | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторские способности |
4 | | | Игротека | Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, фонематического слуха, чувство рифмы |
5 | | | Об именах, о русских фамилиях. | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, чувства рифмы, воображения, артистические способности. |
6 | | | В поисках сбежавших головоломок. | Развитие внимания, мышления, воображения, речь. |
7 | | | Игротека. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь. |
8 | | | Мы играем в логогрифы. | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, чувства рифмы. |
9 | | | Учимся распознавать речевые ошибки. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти. |
10 | | | Коллекция заморочек. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь. |
11 | | | Игротека | Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей. |
12 | | | Ох уж эти фразеологизмы. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации. |
13 | | | Работаем над рифмами. | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, речи. |
14 | | | Словесные забавы. Игротека. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей, речи. |
15 | | | Продолжаем работу над фразеологизмами. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, чувства рифмы, речи, расширить словарный запас. |
16 | | | Русские пословицы и поговорки. | Развитие внимания, мышления, воображения, расширить словарный запас. |
17 | | | Ассорти для любителей русского языка. | Развитие внимания, мышления, памяти, пространственной ориентации, речи. |
18 | | | ЧАСТЬ 2. Игротека. | Развитие внимания, мышления, памяти, артистических способностей, речи. |
19 | | | И снова о фразеологизмах. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. |
20 | | | Однородные члены предложения. | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, речи. |
21 | | | Ошибочка вышла. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. |
22 | | | Игротека. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, конструкторских способностей, речи. |
23 | | | Про омонимы и их разновидности. | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, пространственной ориентации, расширить словарный запас. |
24 | | | Еще много фразеологизмов. | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей. |
25 | | | В стране перевертундии. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, пространственной ориентации, чувства ритма и рифмы. |
26 | | | Игротека. | Развитие внимания, мышления, речи, конструкторских способностей. |
27 | | | Что такое «паронимы». | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей. |
28 | | | Запоминаем словарные слова. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. |
29 | | | 31 июня. | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей. |
30 | | | Игротека. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей. |
31 | | | Повторяем… | Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, расширять словарный запас. |
32 | | | Повторяем, повторяем… | Развитие внимания, мышления, воображения, расширять словарный запас. |
33 | | | Повторяем, повторяем, повторяем… | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей. |
34 | | | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». | Обобщение пройденного за год. |