kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе "Практикум по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения курса – формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций и их практическая реализация при подготовке к ЕГЭ,  что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 10-11 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1»

Урок 1.


1) Орфоэпические нормы.


Данный вид задания включает слова общеупотребительные, общеизвестные, слова, которыми мы пользуемся в речи. К орфоэпическим нормам относят:

1.      правильное ударение

2.      правильное произношение.

В ЕГЭ требуется выбрать слово с правильно поставленным ударением / выбрать слово с ударением на определённый слог.


ЗАПОМНИТЬ!

1.      Правильно раздели слова на слоги и не перепутай с делением слова для переноса.

2.      К некоторым словам можно подобрать неформальное правило - ритмичные слова: Ель – щавЕль, берЁза – берЁста, вИдно – завИдно, диалОг – каталОг.

3.      Правильное произношение некоторых иноязычных слов можно объяснить: мизЕрный произошло от французского слова miser (бедный). Во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Следовательно, произносить необходимо именно мизЕрный.

4.      Не путайте нормы литературного произношения и слова профессиональной лексики: компАс говорят только моряки, в литературном языке принято говорить кОмпас.

5.      Помните об омографах – словах, которые пишутся одинаково, но имеют различное ударение: Атлас – атлАс

острОта – остротА

языкОвый – языковОй

ирИс – Ирис

6. сравнительная степень прилагательных: если ударение в краткой форме прилагательного женского рода стоит на основе, то в сравнительной степени оно не меняет своего места: красИва – красИвее. Если же ударение падает на окончание – то в сравнительной степени оно будет на суффиксе –ее: правА – правЕе.

7. В глаголах с приставкой ВЫ- ударение всегда падает на нее: вЫгнать – вЫгнал – вЫгнала – вЫгнало – вЫгнали.

8. В кратких страдательных причастиях, образованных от полных с суффиксом –ЁНН-, в мужском роде ударение не меняет своего места, а в остальных формах смещается на окончание: увлеченный, увлечЕн – увлеченА, увлеченЫ.


2) Лексические нормы. Разграничение паронимов.


Важно правильно уметь определять лексическое значение слов и соблюдать нормы лексической сочетаемости.

Выполняя данный тип задания, необходимо помнить о таком лексическом явлении, как паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию (но не одинаковые!), но различные по значению.

Лебединая песня

Лебяжий пух

Таинственный незнакомец

Тайный сговор

Обманчивая тишина

Обманный трюк

Ветряная мельница

Ветреная девчонка

Злой человек

Злостный браконьер

Болотная трава

Болотистая местность

Спасительная ложь

Спасательная бригада

Вековая мудрость

Вечная мерзлота

Мудрёные слова

Мудрый человек

Океанская рыба

Океанический лайнер




1) Практикум:

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) донельзЯ

2) взЯла

3) граждАнство

4) нАверх


2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) зАгнутый

2) звОнит

3) снЯла

4) красивЕе


3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) (просторные) складЫ

2) балУясь

3) прИняв

4) квАртал


4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дозировАть

2) сорвАла

3) донИзу

4) насквОзь


5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние

2) щавЕль

3) зАвидно

4) отогнАла


6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) отобралА

2) бантЫ

3) дОбела

4) сливОвый




2) Практикум:

1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.


2. В каком предложении вместо слова памятный нужно употребить слово памятливый?

1) Это было очень памятное событие для всей семьи.

2) Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.

3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.

4) Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.


3. В каком предложении вместо слова командированный нужно употребить слово командировочный?

1) Нас поселили в доме для командированных.

2) Командированное удостоверение инженер положил на стол.

3) Со мною в гостинице жил командированный — приятный человек с рыжей бородой.

4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы командированный?


4. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый?

1) Взрывной волной были выбиты все стёкла соседнего дома.

2) Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.

3) Военные без особых усилий сумели обезвредить взрывное устройство.

4) Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет им сказать.


5. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский?

1) Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, осваивается ребёнком шаг за шагом.

2) Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.

3) Враждебная оборона была сломлена, и войска вошли в город.

4) Компьютеры нередко рассматриваются в современном кинематографе как враждебная человеку сила.


6. В каком предложении вместо слова исполнительский нужно употребить слово исполнительный?

1) Наша страна может гордиться цирковым исполнительским искусством.

2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической исполнительской культуры.

3) Одна из ветвей государственной власти — исполнительская.

4) Исполнительское мастерство актёра достойно восхищения.


Просмотр содержимого документа
«Урок 10»

Урок 10.

Лексическое значение слова.


Лексическое значение – это то, что слово значит. Лексическое значение можно найти в словаре.

Слова по лексическому значению бывают многозначными (следствие переноса наименования с одного предмета на другой) и однозначными (слово с одним лексическим значением)

При выполнении этого задания следует ориентироваться прежде всего на свой речевой опыт, на собственную эрудицию, начитанность, заглядывать почаще в словари, в том числе и иностранных слов.


Что делать?

        Попробуйте «подставить» предложенное значение слова в предложение.

        Или, наоборот, заменить его близким по значению словом.





Практикум:

1. Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).

(5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.

1) вежливость

3) ошибка

2) соотношение

4) поправка


2. Укажите значение слова БИОСФЕРА в предложении 4.

(4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы?

1) Наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.

2) Раздел кибернетики, посвященный использованию биологических процессов в решении инженерных задач.

3) Электромагнитные колебания, возникающие в мозгу человека и высших животных.

4) Область распространения жизни на Земле.


3. Укажите значение слова ЭТАЛОН в предложении 3.

(3)Так, например, у каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне.

1) самое точное измерение

3) точный образец

2) форма правления

4) единица меры


4. Укажите значение слова УРБАНИЗАЦИЯ в предложении 5.

(5)Не исключение и наша страна: за последние десять лет процесс урбанизации достиг высокого уровня.

1) распространение городского образа жизни

3) процесс сохранения старых городов

2) приведение к единой формуле

4) процесс уменьшения роста городов


5. Укажите значение слова КОНЦЕНТРАЦИЯ в предложении 4.

(4)Вместо кислорода, который сгорает в фабричных печах, в двигателях автомобилей, в атмосферу поступает углекислый газ, концентрация которого, по мнению учёных, создаёт так называемый парниковый эффект: атмосфера пропускает солнечную радиацию, но обратного теплового излучения не происходит.

1) имеющий общий центр

3) система взглядов на что-либо

2) внешнее очертание

4) степень насыщенности


6. Укажите значение слова ЭКОНОМИЧНОСТЬ в предложении 6.

(6)Одна из формул «оптимального расселения» определяется следующим образом: необходимо обеспечить экономичность застройки и сохранение окружающей среды.

1) пропорциональность

3) совокупность производственных отношений

2) скупость

4) возможность сэкономить


7. Укажите значение слова ДИКИЙ (предложение 6).

(6)... эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у сельского хозяйства не будет оружия.

1) неприрученный

3) некультивируемый

2) грубый

4) специально выращиваемый


8. Укажите значение слова ПЕРЕШЕЕК в предложении 2.

(2)Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке.

1) Полоса суши, находящаяся между двумя водоёмами.

2) Часть тела, соединяющая голову с туловищем.

3) Полоса суши, соединяющая два материка.

4) Дорога с широкой колеёй.


9. Укажите значение слова ПУБЛИЦИСТИКА в предложении 2.

(2)В прежней публицистике адресат — это чаще всего однородная масса.

1) Зрители, слушатели.

2) То, что принадлежит обществу.

3) Открытая, не секретная литература.

4) Литература по общественно-политическим вопросам современности.


10. Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.

(6)... оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

1) основание из какого-либо прочного материала

3) значение, роль

2) база, основа чего-либо

4) место, участок



Просмотр содержимого документа
«Урок 11»

Урок 11.

Н и НН в разных частях речи.


Для этого необходимо знать учитывать:

1.      Какая перед вами часть речи? Это может быть существительное, отыменное прилагательное (образованное от имени существительного), отглагольное прилагательное (образованное от глагола / причастия), страдательное причастие

2.      Полная (в роли определения) или краткая (в роли сказуемого) форма причастия

3.      Есть или отсутствует зависимое слово (слова)

4.      Есть или нет приставка (кроме НЕ!)

5.      Входит или нет в список исключений

6.      Помнить написание слов иностранного происхождения: теннис, колонна - т.к. правила не существует


причастие

прилагательное

существительное

отыменные (нет действия)

отглагольное (есть действие)

  1. полная форма

  2. есть зависимое слово

  3. есть приставка

-НН-

На сковороде лежала жаренная в масле рыба

На сковороде лежала зажаренная рыба

-АН-

-ЯН-

-ИН-

серебряный


искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

  1. полная форма

  2. нет зависимого слова

  3. нет приставки

-Н-

Вязаная кофта висела на спинке кресла

  1. нет приставки

  2. суффикс -ик, -иц-а, -ец

-Н-

учёный, вареник, суженый, ряженый, труженик, мороженое, путаница

  1. краткая форма

  2. есть приставка

  3. зависимое слово есть (может отсутствовать)

-Н-

Рыба зажарена

Рыба жарена

в ИП без суффикса

-Н-

юный, румяный, рьяный, багряный, свиной, синий, зелёный

 

  1. есть приставка

  2. суффикс -ост-ь, -ик

-НН-

священник, посланник, доверенность

 

на стыке морфем (корня и суффикса)

-НН-

телефонный, банный

 

-ОНН-

-ЕНН-

государственный

искл.: ветреный

В краткой форме имени прилагательного (отыменного) пишется столько Н, сколько в полной форме (в мужском роде - всегда одна Н)


Краткая форма причастия – краткая форма имени прилагательного:

Краткая форма ИП

Краткая форма причастия

Девочка организованна

Дело хорошо организовано

Краткую форму ИП можно заменить полной формой ИП: девочка организованная

Краткое причастие сохраняет больше признаков глагола и, соответственно, может быть им заменено: дело хорошо организовали


Список  прилагательных  (исключения!):

купленный

брошенный

решённый

данный

лишённый

обещанный

обиженный

обязанный

деланный

венчанный

мыловаренный

калеченный

рождённый

медленный

священный

считанный

обыкновенный

нечаянный

невиданный

неслыханный

негаданный

казнённый

ставленник

бесприданница

мгновенный

первозданный

нетленный

блаженный

священник

смиренный

желанный

нежданный

обетованный

пленённый

умалишённый

доморощенный

надменный

чеканный

проникновенный

балованный

ворованный

рискованный

дарованный

данник

жеманный

данность





Практикум:

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3, 4

3) 1, 3

4) 1, 2, 4


2. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Терпкий запах коше..ых трав разлит в тёплом летнем воздухе.

1) Пишутся две буквы НН, так как это причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида.

2) Пишется одна буква Н, так как это слово образовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимых слов.

3) Пишется одна буква Н, так как это краткое причастие.

4) Пишутся две буквы НН, так как это причастие, имеющее зависимое существительное трав.


3. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

1) беше..ый

2) сорва..ый

3) пораже..ы

4) гости..ый (двор)


4. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Тихое озеро всё засыпа..о семенами цветущих деревьев и трав.

1) Пишется буква Н, так как это прилагательное образовано с помощью суффикса -АН-.

2) Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия.

3) Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.

4) Пишется НН, так как это краткое прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание –НН-.


5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина — вот вся обстановка.

1) 1

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 2, 3


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.

1) 1

2) 2

3) 2, 3

4) 1, 2, 3


7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

1) 1, 3

2) 3, 4

3) 2, 4

4) 2, 3


8. Укажите вариант ответа, в котором написание выделенного слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных, пишется НН, если основа оканчивается на Н».

1) речь сдержа..а

3) карма..ый фонарик

2) разукраше..ая елка

4) веществе..ое доказательство


9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.

1) 1

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 2, 3


10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стек-ля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

1) 3, 4

2) 2, 4

3) 1, 3, 5

4) 3, 5



Просмотр содержимого документа
«Урок 12»

Урок 12.

1) Правописание корней. Безударная проверяемая гласная корня.


Безударная гласная в корне в русском языке бывает трёх типов:

        Проверяемая (ставим под ударение): спИлить – пИлит.

        Непроверяемая: как правило, заимствованные слова. Правописание проверяем по словарю: экспЕрИмент

        Чередующаяся. Необходимо помнить корни с чередующимися гласными и правила их написания: кАсаться – кОснулся (написание зависит от суффикса -А).


Чередование в корне гласных А и О

корни

примеры

    правило

лаг-/лож-

предлАгать - предлОжить

если в корне Г - то пишем А; если Ж - то О

гар-/гор

загАр - загОрать

под ударением - А, без ударения - О

зар-/зор-

зАря - зОрька

под ударением - О, без ударения - А

кас-/кос-

кАсаться - кОснуться

после корня суффикс А - пишем А

скак-/скоч

скАкать - вскОчить

если в корне К - то А; если Ч - О

(искл. скачок, скачу)

твар-/твор-

твОрец - твАрь

под ударением - А; без ударения - О (искл. утварь)

плав-/плов-

плАвник- плАвать

под ударением и без ударения - А (искл. пловец, пловчиха)

мак-/мок

мОчить - обмАкнуть

"мокнуть", "мочить" - О; "обмакнуть во что-то" - А

 

равн-

"равный", "одинаковый"

ровн-

"ровный", "гладкий"

срАвнение, урАвнение, рАвномерный

вырОвнять, подрОвнять, разрОвнять 

(исключения: урОвень, рОвесник, порОвну)

исключения: рАвнина, (держать) рАвнение, порАвняться (с кем-либо)

 

раст-/ращ-

рос-

рАстение, вырАщенный

рОсли, зарОсли, порОсль

исключения: рОсток, рОстовщик, РОстов, РОстислав, подрОстковый

исключение: отрАсль


Чередование в корне гласных Е и И

корни

примеры

правило

бер-/бир

собЕру - собИрать

в корне пишется И, если после корня следует суффикс А, в остальных случаях - Е.

дер-/дир-

задЕру - сдИрать

пер-/пир-

запЕр - запИрать

мер-/мир-

замЕр - замИрать

тер-/тир-

вытЕр - вытИрать

блест-/блист

блЕстеть - блИстать

чет-/чит-

почЕт - почИтать

счет-/счит-

расчЕт - рассчИтать


Чередование в корне гласных А(Я) - ИМ (ИН)

корни

примеры

опорный факт

ня-/ним

внЯтно - внИмать

в корне пишется И, если после корня следует суффикс А, в остальных случаях - Я (после шипящих - А).

мя-/мин-

памЯть - помИнать

ча-/чин-

начАть - начИнать

жа-/жин-

пожАть - пожИнать

жа-/жим-

пожАть - пожИмать



2) Правописание приставок.


Для правильного выполнения данного задания требуется знание следующих правил:

1.      Правописание приставок 2 групп.

2.      Написание гласных И-Ы после приставок на согласный.


Приставки:

1. Неизменяемые


2. Изменяемые:


1. Приставки на З- (С-);

2. ПРЕ-/ПРИ-


Правописание приставок на З-, С-:

З- пишется перед звонким согласным:

размышлять.

С- пишется перед глухим согласным:

рассматривать.


Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-:

ПРЕ-

(предельность действия)

ПРИ-

1. высшая степень

премудрый

1. приближение

приехать

2. "пере-", "через"

преграда

2. присоединение

приклеить



3. "около чего-либо"

пришкольный



4. неполнота признака

пригорел


ЗАПОМНИТЬ:

        преамбула

        превалировать

        презумпция

        президиум

        прелюдия

        премьера

        препарат

        претензия

        престиж

        претендовать

        президент

        прецедент

        префект

        привилегия

        приватизация

        примитивный

        примат

        принцесса

        приоритет

        принципиальный

примадонна


        предел (граница)

        претерпеть (перетерпеть)

        предать (изменить)

        пребывать (находиться)

        преклоняться (относиться с уважением)

        преступный (переступить)

        преступить (нарушать)

        предание  (передать)

        претворить (воплотить)

        преходящий  (временный)

        презирать (ненавидеть)

        преемник (ученик)

        преподать (научить)

        придел (постройки)

        притерпеться (к неудобствам)

        придать (сходство чему-то)

        прибывать (на место)

        приклонять (голову)

        неприступное (место)

        приступить (начать)

        приданое (богатое)

        притворить (призакрыть)

        приходящая  (тот, кто приходит)

        призирать (заботиться)

        приёмник (радио, пункт)

        припадать (прихрамывать)



Ы-И после приставок на согласный

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы, кроме слов:

  • с приставками МЕЖ-, СВЕРХ-: межинститутский;

  • с иноязычными приставками (КОНТР-, СУБ-, ДИЗ-, ТРАНС- и др.): контригра:

  • первая часть которых сокращена: пединститут;

после числительных ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-: трехимпульсный.

1) Практикум:

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) сп..ши (на урок), бл..ндин, об..жал (малыша)

2) з..ря, посв..тить ст..хотворение, министерство просв..щения

3) р..птание, запл..тить (долг), поз..лоченный

4) ум..лять о пощаде, зам..рять, д…льфин


2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пом..рить (поссорившихся), пон..зовье, ед..ничный

2) в..н..грет, обд..лить, взгл..нуть

3) расп..лённый, ..птимист, эксп..зиция

4) б..дминтон, зал..тать, р..зарий


3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) с..ловей, разн..мать, скр..пление

2) пов..дырь, разр..дить (рассаду), ск..чок

3) п..ргамент, эг..ист, (растения) ув..дали

4) бл..госл..вение, осл..жнять, сохр..нить


4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прим..рять противников, б..хрома, д..кларация

2) погл..щенный жар, д..фирамб, соч..тание

3) тр..согузка, посв..тить книгу, од..ренность

4) в..трина, в..пиющий, тр..туар


5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) разр..дить обстановку, обл..котиться, просв..щение

2) в..нтиляция, пол..гать, выр..сший

3) подр..внять бороду, пл..вник, м..кать перо

4) обог..щаться, аккомпан..мент, прир..щение

   

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) зач..рованный, н..стальгия, к..вычки

2) выр..вненное поле, пл..вец, пром..кашка

3) ед..нение, раск..ленный, прим..рить пальто

4) обн..жить пороки, эст..када, к..рифей



2)Практикум:

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..сыпать, на..резать, пре..писать

2) фин..нспектор, об..скивать, пред..дущий

3) ра..тревожить, во..клицать, и..ведать

4) пр..ступный, пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая ситуация


2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять

2) ни..ложить, чере..полосица, в..махивать

3) о..бросить, пре..рассудок, по..ложный

4) пред..юльский, спорт..гра, с..змала.


3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр.. ступить (закон), пр..ступить (к работе), пр..емница

2) пост..мпериализм, меж..рригационный, спорт..гра

3) бе..форменный, ..дача, бе..возвратно

4) з..пирать, пр..делки, пр..бабка 


4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) во..кликнуть, ра..шить, ..держать

2) с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый

3) на..бавить, по..шутить, о..блеск

4) пр..баутка, пр..дание (старины), пр..лежный


5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..брежный, во..раст, бе..жалостный

2) пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть

3) без..дейный, без..мянный, мед..нститут

4) суб..ективный, с..экономить, без..аварийный 


6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..жарить, ни..вергать, ра..считать

2) пр..доставить, камень пр..ткновения, пр..небрежение

3) пред..дущий, сверх..зысканный, раз..грать

4) сверх..естественный, без..ядерный, без..укоризненный

Просмотр содержимого документа
«Урок 13»

Урок 13.

Правописание Е, И в глаголах и глагольных формах.


Ответ на данный вопрос требует знания следующих орфографических правил:

        Написание безударных личных окончаний глаголов.

        Написание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий.


Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола

1.      Поставить глагол в инфинитив, сохранив вид (начальную форму, неопределённую форму): что (с)делать?

2.      Посмотреть, на что оканчивается глагол. Оканчиваться на означает суффикс –ть и предшествующий суффикс глагола.

3.      Помнить! Что такое спряжение? Это изменение личных окончаний глаголов. Спряжением называют и тип, способ изменения глагола. Их два: первое и второе.

1 спряжение

2 спряжение

Все глаголы на –оть, -уть, -ять, -ать (кроме 4), -еть (кроме 7), -ыть, -ти.

+ брить, стелить, зиждиться.

Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зиждиться.

4 глагола на –ать: дышать, слышать, держать, гнать.

7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

В личных окончаниях:

Е У Ю

В личных окончаниях

И А Я

пример

Чу…т

1.      Что делать? Чуять

2.      Оканчивается на –ять

3.      Глагол 1 спряжения

4.      Следовательно, чуЕт или чуЮт

Закле…т

1.      что сделать? Заклеить

2.      Оканчивается на –ить

3.      Глагол 2 спряжения

Следовательно, заклеИт или заклеЯт

Приставки и постфиксы не влияют на спряжение глагола

В глаголах прошедшего времени перед Л пишется та же гласная, что и в инфинитиве

затеЯть – затеЯл, клеИть - клеЯл


Это же правило необходимо помнить, чтобы правильно написать суффикс причастия.

Страдательные причастия

Действительные причастия

Образованные от гл. 1 спр. – суффикс

-ОМ/-ЕМ

Чита…мый – от читать – 1 спр. - читаЕмый

Образованные от гл. 1 спр. - суффикс

-УЩ/-ЮЩ

Дремл…щий – от дремать – 1 спр. – дремлЮщий

Образованные от гл. 2 спр. – суффикс

-ИМ/-ЫМ

Слыш…мый – от слышать – 2 спр (гл.-искл.) - слышИмый

Образованные от гл. 2 спр. – суффикс

-АЩ/-ЯЩ

Крас…щий – от красить – 2 спр. – красЯщий

Если причастие или образовано от глагола на -ать/-ять, то перед Н или НН пишется А или Я. Во всех остальных случаях пишется - Е

увешАть – увешАнный

засучИт - засучЕнный

В причастиях прошедшего времени, кроме страдательных, образованных от гл на –ить, конечный гласный сохраняется.

Искл.: приравнЕнные величины (от приравнять), выровнЕнная грядка (от выровнять)

выскочИвший - выскочить





Практикум:

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

1) рыбы меч..т икру, мельники перемел..т в муку

2) ребятишки плещ..тся, кле..щий кораблик

3) искры брызж..т, кудахч..т куры

4) женщины полощ..т бельё, туристы задерж..тся в походе


2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) они просмотр..т, дремл..щий щенок

2) бор..щиеся отряды, они догон..т

3) та..щий снег, стел..щийся туман

4) они кол..т дрова, стро..щийся дом 


3. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) они кле..т, мысл..щий человек

2) бре..щийся человек, они мес..т тесто

3) ненавид..щий ложь, родители колебл..тся

4) они бор..тся за победу, завис..щий от учителя


4. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) зерно мел..тся, колебл..мый ветром

2) возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый

3) кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка

4) малыш плач..т, невид..мый объект 


5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) их выгон..т, почу..вший запах

2) расстила..щаяся по долине, собаки дремл..т

3) щипл..щий гусь, их увид..т

4) они завод..т спор, колебл..щийся лист 


6. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) назнач..т директором, пряч..щий ключ

2) люди повер..т ему, стро..щееся здание

3) все хлопоч..т о деле, держ..щий власть

4) дети увид..т мир, беле..щий парус


7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) засе..ть поле, знач..щий поступок

2) они хохоч..т до утра, часто дыш..щий

3) солдаты пиш..т письма, кле..щий карандаш

4) все души не ча..т, громко ла..щий 


8. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) изделия слав..тся стариной, хлопоч..щая хозяйка

2) зелене..щая поляна, они пиш..т письмо

3) клокоч..щий вулкан, они сбре..т бороды

4) собаки зала..т, дремл..щая долина


9. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) возглавля..мый, он езд..т, выгор..л

2) испыту..мый, он посе..т, завис..л

3) постро..нный, он потерп..т, выпрям..лся

4) взвеш..нный, он выскаж..т, посе..л


10. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

1) дети пряч..тся; дыш..щего свежестью утра

2) пыш..щее здоровьем лицо; рабочие слыш..т гудок

3) снега та..т; хлещ..щими брызгами

4) природа жажд..щих степей; клокоч..т водопад 



Просмотр содержимого документа
«Урок 14»

Урок 14.

Правописание гласных в суффиксах имен прилагательных и глаголов.


ЧР

морфема

правило

пример

примечание

запомнить

Г

Л

А

Г

О

Л



суффикс

-ОВА-/-ЕВА- -ЫВА-/-ИВА-

Ставь глагол в 1 лицо ед. ч.

Гласная выпадает в суффиксе -ОВА-/-ЕВА-

Горевать/ горюю

Закрывать/ закрываю

Будь внимателен при нахождении корня глагола! Одолевать – одолеваю. Почему гласная сохраняется? Потому что в этом глаголе другой суффикс: -ВА.

Застревать (застрять)

Затмевать (затмить)

Продлевать (продлить)

ИП

Суффикс

-ЧИВ-

-ЛИВ-

В данных суффиксах пишется только И (-чив-/-лив-)

доверчИвый (корень –вер-)

Правильно определить корень!

Гуттаперчевый

ИП

Суффикс

-ЕВ-

-ИВ-

-ЕВ- - безударный.

-ИВ- всегда ударный

кочЕвой

слезоточИвый

Милостивый, юродивый, незлобивый

ИП

Суффикс

-ЧАТ-

-ИСТ-


Всегда А

Всегда И


Узорчатый

Породистый



ИП

суффикс

маслЯный – сделанный на основе масла.

маслЕный – смазанный маслом.

маслЯная краска

маслЕный блин







Практикум:

1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. ноч..вать

В. завистл..вый

Б. гречн..вый

Г. стро..вой

1) А, В, Г

2) Б, В

3) А, Г

4) А, Б, Г


2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. завис..л

В. жемчуж..на

Б. нап..вать

Г. выздоравл..вать

1) А, В, Г

2) Б, В, Г

3) В, Г

4) А, Б, Г


3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. подразум..вающийся

В. подмиг..вать

Б. услужл..вый

Г. пол..вой

1) А, Г

2) А, Б, В, Г

3) Б, В, Г

4) А, Б, Г


4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. вытерп..л

В. обветр..вать

Б. совестл..вый

Г. умн..ца

1) А, Г

2) А, В, Г

3) В, Г

4) А


5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. доверч..вый

В. взвеш..вать

Б. рул..вой

Г. опрометч..вый

1) А, В, Г

2) А, Г

3) В, Г

4) А, Б, Г


6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. рыж..ватый

В. распил..вать

Б. дожд..вой

Г. горош..на

1) А, В

2) А, Г

3) Б, В, Г

4) А, Б


7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. глянц..ватый

В. корн..вой

Б. ткан..вый

Г. скле..вающий

1) А, В

2) А, В, Г

3) А, Б, В

4) А, Б


8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. фланел..вый

В. алюмини..вый

Б. настра..ваться

Г. претерп..вать

1) А, Б, В

2) А, В, Г

3) А, Б, В

4) Б, В, Г


9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. обескураж..вать

В. участл..вый

Б. яблон..вый

Г. настойч..вость

1) Б, В

2) А, В, Г

3) А, Б

4) В, Г


10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. забывч..вый

В. шустр..нький

Б. застег..вать

Г. ливн..вый

1) А, Б, Г

2) А, В, Г

3) А, Б

4) А, Г



Просмотр содержимого документа
«Урок 15»

Урок 15.

Правописание НЕ с различными частями речи.


Слитное / раздельное написание НЕ и НИ – одно из самых сложных правил русского языка. Первоначально частица НЕ имела только отрицательное значение (Я не пришёл). Соответственно, она писалась и пишется со словами раздельно. С течением времени она обрела новое значение: утверждение качества, противоположное тому, которое обозначено корнем. И превратилась в приставку (немолодой - старый). Приставки пишутся со словами слитно.

При выборе написания частицы НЕ и приставки НЕ- нужно учитывать следующее:

  1.  Часть речи.

  2. Синтаксическая роль данной части речи в предложении.

  3. Употребляется ли слово без НЕ.


слитно

раздельно

Слова без НЕ не употребляются

нельзя

Со словами всех ЧР при наличии противопоставления (есть или подразумевается)

не правда, а ложь

С существительными, прилагательными, наречиями (на -О), если можно заменить синонимом

неплохо - хорошо

неправда - ложь

неплохой - хороший

Со словами разных ЧР в роли сказуемого

Работа не волк, в лес не убежит.

С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога

нечего

несколько

С глаголом, деепричастием, кратким причастием, числительным, предлогом, союзом

искл.: несмотря на, невзирая на

не хватает

не под силу

не то

едва ли не

С прилагательными, причастиями и наречиями при наличии пояснительный слов  в значении "очень":

       совершенно

       очень

       крайне

       чрезвычайно

       совсем

очень неразборчивый

крайне неосторожный

С полным причастием при наличии зависимых слов

не прочитанная мною книга

С краткими прилагательными в роли сказуемого:

       при отсутствии противопоставления по одному основанию

       при отсутствии противопоставления по разным основаниям

       при наличии пояснительных слов "очень" (см. выше)

       при отсутствии в списке (см. правый столбик)

Она была чем-то недовольна

Со словами разных ЧР при наличии пояснительных слов с усилительной частицей НИ

никому не знакомый человек

С отрицательными наречиями:

       при отсутствии противопоставления по одному основанию

       при отсутствии противопоставления по разным основаниям

       при наличии пояснительных слов "очень" (см. выше)

       при отсутствии в списке (см. правый столбик)

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля

С прилагательными, причастиями и наречиями с усиливающими отрицание местоимениями, наречиями

отнюдь не весело

вовсе не...

ещё не...

Со следующими наречиями (всегда):

       нельзя

       нехотя

       недавно

       невозможно

       недаром

       невдалеке

 

со следующими краткими ИП:

       не рад

       не слышен

       не виден

       не нужен

       не должен

       не страшен

       не способен

       не согласен

       не женат

       не похож

       не готов

       не виноват

       не рад

       не склонен

       не горазд

       не властен

 

В составе приставки НЕДО-

недополучить

недоедать (в значении "есть меньше, чем требуется")

С предикативными (в роли сказуемого безличного предложения) наречиями:

       не слышно

       не видно

       не нужно

       не надо

       не дано

       не стыдно

       не жаль

       не замужем

       не против

       не прочь

       не страшно...

 

 

 

С наречиями (всегда):

       не очень

       не так

       не только

       не вовремя

       не сразу

       не случайно

       не просто

       не напрасно

       не скоро

       не в меру

       не навсегда

       не иначе

 

 

 

С отрицательными местоимениями с предлогом

не у кого

 

 

Со всеми словами, пишущимися через дефис

не по-русски


Нужно запомнить!

Едва ли не, чуть лине, ни днем ни ночью, ни свет ни заря, ни дать ни взять, ни то, ни се, во что бы то ни стало.





Практикум:

1. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?

1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался?

2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.

3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь.

4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.


2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно?

1) (Не) получается вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.

2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из домов всякую (не)чисть.

3) Воевода был (не)молод и (не)стар.

4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки.


3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.

2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода.

4) Владимир был худ и (не)хорош собою.


4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)угомонность и (не)устрашимость В.К. Арсеньева в изучении Дальнего Востока поражала его современников.

2) Заносчивость — (не)прочный материал: трещит при первом испытании.

3) Софья Павловна (не)так виновата, как кажется.

4) (Не)побежденные и (не)покоренные ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни.


5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Иной раз и честно, да (не)уместно.

2) (Не)прекращающаяся боль туманила сознание.

3) Детей иметь кому ума (не)доставало?

4) (Не)спросясь броду, (не)суйся в воду.


6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Душа, никогда (не)страдавшая, (не)может постичь счастья.

2) Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его.

3) Грибок (не)высок, да крепок.

4) Мне (не)дорог твой подарок — дорога твоя любовь.


7. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно?

1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно лениться учиться.

2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей.

3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума.

4) (Не)званый гость хуже татарина.


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно?

Не(1)подвергай осмеянию не(2)достатки и слабости других, помни, что насмешки боится даже тот, кто уже ни(3)чего не(4)боится на свете.

1) 1, 2, 4

2) 2, 3, 4

3) 2, 3

4) 1, 3, 4


9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно?

Этот не(1)благонадёжный человек ни(2)перед кем шапки не(3)ломает, ни(4)кто ему не(5)указ.

1) 1, 4, 5

2) 1, 2, 4

3) 1, 4

4) 2, 3, 5


10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется слитно?

Достойный человек не(1)тот, у кого нет не(2)достатков, а тот, у кого есть не(3)сомненные достоинства и не(4)раз повторенные добрые дела.

1) 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3

4) 2, 3, 4



Просмотр содержимого документа
«Урок 16»

Урок 16.

Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных частей речи.


Что необходимо знать?

1.      Слитное\раздельное написание наречий.

2.      Написание производных предлогов.

3.      Написание союзов.


НАРЕЧИЕ

Пишутся слитно наречия:

1.      Образованные от числительных при помощи приставок В, НА: вдвое, надвое.

2.      Наречия, образованные от кратких прилагательных при помощи приставок: докрасна.

3.      Наречия, образование от полных ИП, начинающихся на согласный: вплотную. Если на гласный – раздельно: в открытую. НО если это предлог НА, то пишутся раздельно: на боковую.

4.      Наречия, которые без приставки не употребляются: вдоволь.

5.      Наречия со значением пространства и времени, если они образованы от существительных верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, начало, ширь, век: вширь.


Сравни:

Читать сначала - Читать с начала страницы.

От существительного можно задать вопрос: с начала (чего?) страницы.


Написание наречий нужно ЗАПОМНИТЬ!

Слитное

Донельзя, навсегда, послезавтра, влево, намертво, докрасна, издавна, подолгу, попусту, неподалёку, вдвое, надвое, вплотную, врассыпную, вручную, вслепую, втёмную, вчистую, вничью, вовсю, вдоволь, вдребезги, восвояси, впритык, впросак, врасплох, всмятку, втихомолку, дотла, запанибрата, заподлицо, изнутри, исподлобья, исподтишка, кнаружи, наземь, наискось, насмарку, наспех, настороже, натощак, наугад, начеку, наяву, невдомёк, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, поодаль, поперёк, пополам, пополудни, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, сызмальства, чересчур, вперегонки, исстари, наперерез, наперечёт, нарасхват, понаслышке, вдобавок, вброд, вволю, влёт, вместе, вмиг, внаём, внакладе, вновь, вовремя, воистину, вокруг, вослед, вперебой, вперегиб, вплоть, впоследствии, вполовину, вполушутку либо вполусерьёз, вправду, вправе, впрок, вразброд, вразнобой, вразрез, вскорости, вслух, всухомятку, въявь, задаром, замужем, зараз, кряду, кстати, навстречу, навыкат, навыкате, навылет, навынос, навыпуск, навырез, навытяжку, наголову, назло, назубок, наизготовку, наизнанку, накануне, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наперевес, наперерыв, наперехват, напоказ, наполовину, напоследок, например, напрокат, напролёт, напролом, нараспашку, нараспев, наряду, насилу, наудачу, начистоту, невмочь, отчасти, побоку, подряд, подчас, позарез, поневоле, поодиночке, пополуночи, поутру, сбоку, сплеча, сразу, сроду, сряду, вдогонку, взатяжку, внакатку, внакидку, внакладку, вперебежку, вперебивку, вперевалку, вперевёртку, вперегонку, вперемежку, вповалку, вподборку, впригибку, вприглядку, вприжимку, вприклейку, вприкормку, вприкуску, вприпрыжку, вприсядку, впритирку, впритычку, вприхватку, вприхлёбку, вприхрустку, вразбивку, вразброску, вразвалку, вразмашку, враскачку, враскрутку.

Раздельное

Бок о бок, с глазу на глаз, один на один, дело делом, честь честью, чудак чудаком.

Без, без ведома, без запроса, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;

в, в дым, в лоск, в стельку, в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;

до, до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду;

за, за полночь;

на, на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу, на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;

от, от силы (три килограмма);

по, по старинке,

под, под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;

с, с ведома, с маху, с наскока, с панталыку, с разбегу, с разгона, с ходу.

мн. число, в головах, в ногах, на радостях, на часах;

на, на авось, на нет, на ура.

В насмешку, с насмешкой, за границу, за границей, из-за границы, на дом, на дому, на корточки, на цыпочки, на поруки, на память, по памяти, на руку, не с руки, на совесть, по совести, под мышку, в сердцах, за глаза, в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку,.


НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ И НАРЕЧИЯ


Приставка + суффикс


кое-

+

-то

-либо

-нибудь


Кое-как


по-

+

-ому

-ему

-ски

-ьи

По-птичьи

в-/во-

+

-ых

-их

Во-вторых

Повтор слов

Мало-помалу





ПРЕДЛОГ

Предлоги с другими словами пишутся раздельно!

На реке, на мне, к пяти.

Производные предлоги

Предлоги

Омонимичные части речи

В_течение дня (как долго?)

В_продолжение длительного времени (сколько?)

В течении реки повороты. (Сущ. в предложном падеже.)

Вследствие = из-за

Отсутствовать вследствие болезни

Ошибка в_следствии по делу о краже. (Сущ. в предложном падеже.)

Насчет = о

Договориться насчет поездки

Деньги переведены на_счет (сущ.) школы

Ввиду = из-за

Авария ввиду гололеда

Иметь в_виду (устойчив. словосочетание);

показались в виду (сущ.) города

Вроде (наподобие)

Укрытие вроде шалаша

В_роде этом были и знаменитости

Указал на_подобие явлений

Несмотря на = хотя, вопреки.

Работали, несмотря на дождь

Шел, не_смотря под ноги. (деепричастие.)

Навстречу = к

Плыть навстречу волнам

Пришли на_встречу с поэтом

Помните: предлог можно всегда заменить синонимичным предлогом

Помните: между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово:

В (бурное) течение реки.

На (интересную) встречу.

Ошибка в (этом) следствии.

Перевести на банковский счет

Раздельно пишутся следующие предлоги:

в виде, в связи, по мере, в отличие от, за счет, в силу, в заключение.

Через дефис пишутся следующие предлоги:

из-за, из-под, по-над, по-за.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным падежом: благодаря родителям, вопреки желанию, согласно приказу.


СОЮЗ

Союзы

Омонимичные части речи

Чтобы ( = для того чтобы)

Я пришёл сюда, чтобы (для того чтобы) увидеть тебя.


Что бы (местоимение + частица) (частицу бы можно опустить или переставить).

Что бы такое ещё придумать?(Что такое ещё бы придумать?)

Тоже, также (= И)

Вы тоже отдыхали на Кавказе? (И вы отдыхали на Кавказе?)


То же (местоимение и частица)

Так же (наречие и частица)

(частицу можно опустить или переставить в другое место).

Не делай то же, что и все, если все делают плохо.

Причем, притом (= «в добавление к этому»).

Эксперимент был проведён удачно, причём впервые.

Выступление содержательное и притом интересное по форме.

При чем (предлог + местоимение) употребляется в вопросительных предложениях (При чём тут он со своими претензиями?)

При том (определяет следующее далее за ним существительное) (При том издательстве имеется небольшая типография).

Зато (= НО)

Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая .

За то (предлога + местоимение)

Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока.





Практикум:

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.

2) Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу.

3) Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен.

4) (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.


2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

3) ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

4) (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной


3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

2) И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей?

3) (В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив.

4) Между тем (В)ПЕРЕДИ, сквозь деревья сверкнула вода, и (В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру.


4. В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

2) Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

3) (ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

4) Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.


5. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернёт протока - (В)ЛЕВО или (В)ПРАВО.

2) Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

3) Я часто спорил с ним, но ВСЁ(ЖЕ) благодаря ему (МАЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не всё было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определённые убеждения, ЧТО(БЫ) указания моей совести были определённы и не имели бы в себе ничего смутного.

4) (ПО)МОЕМУ, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ. 


6. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, (ПО)ТОМУ(ЧТО) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.

2) А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.

3) Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.

4) Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (В)ЛЕВО, то (В)ПРАВО, ТАК(ЧТО) поблескивающее зеркало её упиралось (В)ДАЛИ то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.


7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшенной нехоженой дороги.

2) Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

3) (ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

4) КОГДА(ТО) в центре (ПОЛУ)ОСТРОВА (В)СЛЕДСТВИЕ землетрясения образовалась гора.


8. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Не могу судить, МНОГО(ЛИ) он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, (ТАК)КАК хотел, ЧТО(БЫ) и другие ТАК(ЖЕ) знали.

2) (В)СКОРЕ (В)ЛЕВО на довольно крутой пригорок повела тропа, и через (ПОЛ)ЧАСА сосновый лес окружил нас.

3) Когда он говорил о ЧЁМ(НИБУДЬ), относящемся к медицине, то не походил ни на одного из наших городских докторов, а производил КАКОЕ(ТО) новое, особенное впечатление.

4) (НА)ВСТРЕЧУ нам ехал (ЯРКО)КРАСНЫЙ автобус.


9. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что (ВО)ВСЕ нельзя было понять, что это такое.

2) (НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и поехали (В)СТОРОНУ: нам хотелось (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса.

3) Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

4) Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выполнено правильно 


10. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?

1) В тундре, (НА)ПРИМЕР, ТО(ЖЕ) есть свои красивейшие места.

2) В открытое окно поезда пахло дождем и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции.

3) (ПО)НАПРАСНУ мы всматривались (В)ДАЛЬ: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.

4) Я заболел (В)НАЧАЛЕ осени, и это ТО(ЖЕ) (В)КОНЕЦ меня расстроило.



Просмотр содержимого документа
«Урок 17»

Урок 17.

Союз И в сложносочиненном и осложненном простом предложениях.


В простом предложении с однородными членами одна грамматическая основа (Она потупилась, переступила шаг через порог и стала в комнате).

При бессоюзной связи между однородными членами предложения запятая ставится. Затруднения вызывает постановка запятой при наличии союзов И/ИЛИ.

Запятая ставится:

        и О, и О, и О (или О, или О, или О): В его словах было и восхищение, и благодарность, и любовь.

        При союзах так, как и; не только, но и: Он был не только красив, но и благороден.

Запятая не ставится:

О и О - при одиночном союзе И, соединяющем однородные члены предложения: Стыдом и страхом замираю.

О и О, О и О – при наличии двух рядов однородных членов предложения: Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.


Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, состоящие из РАВНОПРАВНЫХ по смыслу простых предложений, соединённых сочинительными союзами. (Небо потемнело и ветер усилился.)

Простые предложения в составе ССП разделяются запятой, кроме следующих случаев:

        когда в начале ССП стоит общий второстепенный член предложения. (Перед бурей небо потемнело и ветер усилился)

        когда оба предложения имеют общее придаточное предложение (Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда мы подъехали к дому)

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо найти грамматическую основу (основы) предложения, определить, простое оно или сложное, вычленить, что соединяет союз И.





Практикум:

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 


2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Уже давно стемнело ( ) и звезды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Далекие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

2) Предложение сложносочиненное, перед союзом И ставится запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Предложение сложносочиненное, запятая перед союзом И не ставится. 


4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне ( ) и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая 


5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.


6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Страна наша богата истинными талантами ( ) и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.


7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде ( ) и стягивали челны с берега крепким канатом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член. 


8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Всем хотелось спать ( ) и теплая, ласковая ночь с мягким шелестом трав располагала к этому.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

2) Предложение простое с однородными членами, поэтому перед союзом И нужна запятая.

3) Части сложносочиненного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна. 


9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Во дворе посадили деревья ( ) и к вечеру в новый дом уже приехали первые жильцы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Начинало светать ( ) и разведчики, прячась в густой траве, потащили связанного немца к своим окопам.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому не нужна запятая.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна.



Просмотр содержимого документа
«Урок 18»

Урок 18.

Знаки препинания при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)


Знание правил на постановку знаков препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом.


Причастный оборот (ПО):

        Причастие с зависимыми словами.

        Зависит от имени существительного, местоимения.

        В предложении играет роль определения.

        Выделяется запятыми, когда стоит после определяемого слова.


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1.      Найти причастие.

2.      Найти все зависимые от него слова.

3.      Определить границы оборота.

4.      Найти определяемое слово (ОС). Если ОС стоит перед оборотом – ПО выделяем запятыми; если после – не выделяем.

5.      Дополнительно! Если ПО имеет дополнительное значение (уступительное = несмотря на или причины = из-за) то он выделяется в любом случае запятой: Утомлённый долгой дорогой, путник шёл дальше (=несмотря на усталость).


Пример: Деревянная лестница приставленная к стене дома вела на чердак.

        Причастие – приставленная (образовано от глагола приставить). Зависит от ИС: лестница какая? приставленная.

        Приставленная к чему (куда?) к стене дома.

        Границы оборота: приставленная к стене дома.

        Приставленная (кто?) лестница. Лестница – определяемое слово.

        Определяемое слово стоит перед ПО.

        Следовательно, правильная расстановка знаков препинания в данном предложении такова: Деревянная лестница, приставленная к стене дома, вела на чердак.


Деепричастный оборот:

        Деепричастие с зависимыми словами.

        Зависит от сказуемого-глагола.

        В предложении играет роль обстоятельства.

        Выделяется запятыми всегда, независимо от их места в предложении.

        Выделяется даже одиночное деепричастие.

        Исключение составляют фразеологические обороты, в которые входят деепричастия и одиночные деепричастия, стоящие, как правило, в конце предложения (выполняют роль обыкновенного обстоятельства).


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1.      Найти деепричастие.

2.      Найти все зависимые от него слова.

3.      Определить границы оборота.

4.      Расставить знаки препинания.

Пример: Наш корабль ловко примостившись между судами ещё долго стоял в гавани.

Деепричастие – примостившись (образовано от глагола примоститься). Зависит от глагола стоял.

Зависимые слова: примостившись как? ловко, примостившись где? между судами.

Границы оборота: ловко примостившись между судами.

Следовательно, правильная расстановка знаков препинания в данном предложении такова: Наш корабль, ловко примостившись между судами, ещё долго стоял в гавани.





Практикум:

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4


2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

1) 1, 2

2) 2, 4

3) 2, 3

4) 1, 4


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

1) 1, 2

2) 2, 3

3) 3, 4, 5

4) 4


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 3


5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 4


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 3


7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

1) 1, 3

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 2, 4


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

1) 1

2) 2, 3

3) 3

4) 1, 3


9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

1) 1, 2

2) 3

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 3


10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2

2) 1, 2, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 3, 4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лямина Ольга Александровна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Рабочая  программа элективногокурса по русскому языку  «Функция знаков препинания и тенденция их употребления  в современной печати» "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-eliektivnoghokursa-po-russkomu-iazyku-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "104443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402700775"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по  элективному курсу «Практикум по русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursupraktikumporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455021889"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Элективный курс "Деловая риторика" "
    ["seo_title"] => string(35) "eliektivnyi-kurs-dielovaia-ritorika"
    ["file_id"] => string(6) "136834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417192198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства