kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Деловая риторика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Элективного курса «Речеведение»  составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, Базисного учебного плана РТ 2013г, Учебного плана МБОУ «Абдрахмановская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год, Положения школы «О рабочей программе педагога»2013г.

 Предназначена для  углубленного обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 68 часов  (2 часа в неделю)  за счёт школьного компонента, в связи с подготовкой учащихся  к ЕГЭ по русскому языку, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов части «С» ЕГЭ предыдущих лет. Продолжительность одного занятия 45 мин.

 

Используется  в качестве программно-методического сопровождения следующий УМК:

*учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»;

*Г. Т. Егораева. «Русский язык. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части С »;

*Т. А. Ладыженская. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка»;

*Т. А. Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах».                                                                                                                         Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.»                                       для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Деловая риторика" »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор ________Мубаракшина Ф.З. МБОУ«Абдрахмановская СОШ» МБО«Абдрахмановская СОШ» Протокол № 1 _______ Ямалтдинова К.Х. _________ Ханипова Р.М. от «28» 08.2014г. «____ » _____2014г. Приказ № от «29.08 » 2014г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



предпрофильного образования

по русскому языку

Деловая риторика”



для 9 класса



учительницы русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Мубаракшиной Фариды Загитовны



























2014 год

с.Абдрахманово





Пояснительная записка

Программа разработана на основе

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

- Базисного учебного плана РТ;

-Авторской программы Безменовой Л.Р.и Русинова.

Концепция модернизации российского образования, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции.

Элективный курс русского языка « Деловая риторика» в рамках предпрофильной подготовки ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой- позволяют глубже познакомить учащихся с официально-деловым стилем русского языка,с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией, как разновидностью письменной деловой речи и т. д. Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Элективный курс деловой риторики нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста— участника профессионального общения — комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный(творческий)уровень профессиональной деятельности.

Элективный курс русского языка предпрофильной подготовки «Деловая риторика»- 1 час из школьного компонента учреждения обеспечивает поддержку смежных предметов, удовлетворяет познавательные интересы учащихся.

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

  Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится  не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей.

Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Именно поэтому так важно помочь ребенку приобрести необходимый  для жизни  опыт общения.

        Вниманию учащихся предложена интересная и очень нужная информация о языковых явлениях русского языка: язык SMS, правила переписки по электронной почте, современные требования к деловому письму и деловому телефонному разговору, особенности языка рекламы.

Его значение в условиях современной школы определяется рядом факторов:

  • снижение речевой культуры общества в целом требует особого внимания к этой проблеме в школе;

  • на базовом уровне предпочтение отдается изучению орфографических и пунктуационных норм (правил) языка, поэтому представления учащихся о лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических нормах нуждаются в систематизации;

  • совершенствование речевой культуры учащихся, углубление их знаний о законах правильной речи, воспитание интереса к истории русского языка создает предпосылки для выбора профильного предмета на следующем этапе обучения.



Основная цель курса  - обучение учащихся коммуникативным умениям и навыкам, необходимым в современной жизни, формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать/понимать:

-владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; - понимать природу стилистических ошибок;

-роль языка в жизни современного успешного человека;

-основные признаки современного официально - делового стиля, его использование в речи;

-требования к оформлению деловых бумаг.

Уметь:

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей жизни;

-корректно и грамотно составлять деловые бумаги (заявление, расписка, объяснительная записка);

-составлять тексты рекламного характера (резюме);

владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; - понимать природу стилистических ошибок

-грамотно (с точки зрения употребления языка) пользоваться современными средствами связи (телефоном, сотовой связью, электронной почтой) для осуществления делового общения;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни;

 Элективный курс рассчитан на       17 часов.

        Формы организации учебных занятий, контроль знаний и умений отражены в «Содержании элективного курса».

Задачи курса:

-        задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять границы своей деловой  компетенции;

-        способствовать расширению делового речевого опыта;

-        способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации;

-        дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

-        развитие и формирование готовности учащихся к успешному, позитивному деловому общению;

-        формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т. е. преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, умение организовывать коллективную и групповую работу, участие в дискуссиях, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов.









В результате изучения курса обучающиеся должны:

 -понимать назначение официально-делового стиля; -усвоить понятия “подстили деловой речи”, “жанры речевых произведений”,“стилистическая норма”, “регламентированность речи”, “шаблон”,“стандартизация текста” и другие

- знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля,

-уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;

- владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;

- понимать природу стилистических ошибок;

- находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;

- уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять тексты выступления, деловые бумаги.

Организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, на соблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование(создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные.

Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего контроля- подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся– контрольное тестирование.

 




Учебно-тематический план (17 ч) 

Тема курса

Кол-во часов

Форма контроля

Дата проведения



1.

Введение Цели и задачи, структура и содержание курса.

Риторика в Древней Греции и Древнем Риме.

1


Устный опрос

22.01





2.

Ораторская речь: ее роды и виды Темп речи, сила и высота голоса Композиция речи.

1

Устное выступление

29.01


3.

Риторика-часть культуры делового общения

1

Устные выступления

05.02


4.

Официально-деловой стиль как язык

документа

От приказного языка эпохи Петра 1 к официально-деловому стилю современной России

1

Самостоятельная работа Моделирование текстов

12.02


5.

Словарный запас человека: резервы развития.

Провожают по уму…   А как встречают?

(Как начать деловое общение?)

1

Составление опорного конспекта

19.02


6.


Единая государственная система делопроизводства

1

Составление опорного конспекта

26.02





7.

Документация-разновидность в деловой письменной речи Синтаксис письменной и устной деловой речи

Пишем электронные письма.

Язык SMS: быть или не быть?

1

Самостоятельная работа


05.03




8.


Нормы языка. Речевые ошибки. Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной деловой речи


1

Работа с текстами-образцами.

12.03


9.


Фонетические нормы устной деловой речи

1

Аудирование, выявление ошибок

19.03




10

Деловое знакомство по телефону.

Семь правил  делового телефонного знакомства

1

Сопоставление и анализ текстов

02.04



11


Публичное выступление (сообщение) Публичное выступление (доклад)

1

Публичное выступление

09.04


12

Презентация «Искусство красноречия»,»Деловой этикет».

1

Моделирование текстов


16.04


13


Формирование речевой и коммуникативной компетенции. Нормы     устной деловой речи.

1

Сопоставление и анализ текстов.

22.04




14


Лексические нормы письменной деловой

речи

Лексические нормы устной деловой речи. Паронимы. Плеоназм. Тавтология

1

Моделирование текстов

30.04


15

Книжная, профессиональная,  межстилевая, незнаменательная лексика и терминология.

1

Моделирование текстов

07.05


16


Спор.Полемика.Дискуссия. Рецептивная и продуктивная речь в устной форме. Диалог и полилог в деловых ситуациях.

1

Моделирование текстов

14.05





17


Круглый стол. Презентация.

1

Контрольная работа

21.05






Оценка знаний, умений, навыков

Возможны различные подходы к выбору форм контроля. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок о проведении итоговой аттестации в форме тестирования в конце курса. Возможна и рейтинговая система, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыком осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во и неурочное время.



Примерные практические работы



  • составление тезисного плана лекции учителя;

  • составление схемы /обобщающей таблицы/ опорного конспекта по заданной теме или по материалам лекции учителя;

  • обсуждение в группе и составление плана работы с предложенным текстом;

  • составление тематического словаря — тезауруса;

  • подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой курса;

  • написание разножанровых творческих работ;

  • рецензирование устных и письменных работ одноклассников;

  • написание и защита рефератов;

  • самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной и научно-популярной литературой;

  • составление библиографических списков, работа с каталогами.

Литература для учителя.

2.Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. –М.: 1979.

3.Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка.– М.: 1999.

4.Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.

5.Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977.

6.Кожина М.Н. Стилистика русского языка.- М.: 1993.

7.Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред.Ладыженской Т.А. – М.: 1991.

8.Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А.,Роговой К.А. –М.: 1982.

9.Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи.– М.: 1987.

10.Программно-методические материалы: Русский язык .10-11 классы . – М./2001,

11.Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений.– М.: 1998.

12.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка .- М: 1998.

13.Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989.

14.Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе.– М.: 1987.

15.У.И.Никитин « Русская речь» 5-9 класс, М., «Просвещение», 1996 г.

16..Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А. Гвоздарев «Русское слово» ( факультативный курс 8-9 кл.) М., Просвещение, 1991г.

17.Д.Э. Розенталь «Русский язык», М., «Дрофа», 2001г.

18.Е.А. Панова, А.А. Позднякова «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004г.


  Литература для учащихся

2.Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.

3.Одинцов В.В., Иванов В.В.,Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.

5.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение,ударение,грамматические формы. / Под ред.Аванесова Р.И.- М.: 1989.

6.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.

7.Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи.– М.: 1996.

9.Учебный словарь сочетаемости слов русского языка ./ Под ред.Денисова П.Н.,Морковкина В.В. - М.: 1978.



















Контролирующий материал



  1. Задания и упражнения для работы с текстом (приложение 1).

  2. Тестирование (приложение 2).

  3. Контрольная работа «Изобразительно-выразительные средства языка» (приложение 3).

  4. Защита рефератов.



Темы рефератов

    1. Изобразительно-выразительные средства в конкретном произведении русской литературы (по выбору ученика)

    2. Особенности стиля конкретного писателя или поэта (по выбору ученика)

  1. Анализ прозаического произведения

    1. Анализ лирического произведения

    2. Жанры и сфера употребления публицистического стиля

    3. Рассуждение на нравственную тему, сформулированную самим учеником

Приложение 1



Задания и упражнения для работы с текстом



  • Прочитайте текст.

(1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей; и когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать. (2) Они вас хотят предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек - это какое-нибудь беспокойство.

(3) Они считают, что когда выплескивают с вашей кухни помои, то это для них; и за то это, что они ведь ваши вороны, вашего двора, вашего и еще двух-трех поблизости, но не дальше трех: там уже начинаются свои вороны, а еще дальше - свои. (4) У них строго разграничены все дома в населенном месте: эти - наши, а вот эти - ваши, другие вороны. (5) И что бы там ни говорили, а когда с конька вашей крыши они кидаются на ястреба, который вьется над вашими курами, они ведут себя как дворовые собаки; и когда ястреба прогонят, они прилетают снова на крышу и каркают по-особенному, пригибая и выставляя голову и распушив хвост. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смутной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.

(8) В старину, когда люди были ближе к природе и непосредственней, ворон называли вещуньями, но теперь вороны потеряли способность вещать. (9) Сейчас вороны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности - неловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторожны и домовиты.

(С. Сергеев-Ценский)

Теперь по клише напишите рецензию. Обратите внимание на построение высказывания, на способы выполнения основных действий.



1. Обозначим тему. Обратите внимание на прием «маска».

О чем __________________ в этом тексте? (Маска неискушенного читателя.) Неискушенный читатель, (в-1; невнимательно, быстро, бегло, лениво) скользнув глазами по первым строчкам, вероятно, решит, что Сергеев-Ценский написал (в-1; научную монографию, газетную статью, занимательный рассказ, научно-популярный очерк) о жизни и повадках _____________________ для какого-нибудь журнала вроде «Юного натуралиста». Но если (в-1; внимательно, вдумчиво, сосредоточенно, не торопясь _____________________ текст, то станет понятно: автор пишет не о____________________, он пишет о нас, людях.

2. Анализ композиции и лексико-морфологической выразительности.

«___________________...» - так начинается рассказ. Уже в ______________________ предложении четко (в-1; выражен, назван, представлен, обозначен) главный композиционный прием -(в-1; оппозиция, антитеза, аллегория, противопоставление) яркого, удивительного мира и тех, кому этот мир кажется одинаковым, ________________________, однотонным. Эта (название выбранного Вами композиционного приема из предыдущего набора ___________________постепенно развивается, наполняется (в-1; символическим, обобщающим, новым, более широким) смыслом. «Вы» - это те, кто ничего не замечает, ничего не______________, ничего не __________________, а (личное местоимение 3 лица) «________» - все замечают, все ______________, все _______________. Не случайно автор вместо слова «_______» часто использует (в-1; имя существительное, личное местоимение) «они». Кто они? Птицы? Только ли? Это местоимение обозначает ту живую вселенную вокруг нас, которая беспрестанно тревожится, ищет нашего внимания, незаметно помогает нам. Вот почему автор, описывая ворон, так часто использует глаголы: «___________________», «____________________», «___________________».

Вокруг нас - беспокойный, полный напряженной борьбы мир, и (название части речи) ___________________________ активного действия передают его (в-1; неподвижность, безмятежный покой, изменчивость, динамику).

3. Определение авторской позиции.

Автор не поучает своих читателей, не осуждает нашей глухоты. Он только стремится быть услышанным и понятым нами. С этой целью автор использует (в-1; диалектные слова; общеупотребительные слова), лексические повторы (подтвердите примерами ________________, _____________________), синтаксический параллелизм (когда ..., когда ...), (в-1; анафоры, инвер­сии) (они вас хотят предупредить), разговорные конструкции («И что бы там ни говорили...», «_________________________...»), которые позволяют создать особую интонацию - доверительного, непосредственного, живого диалога. Автор выступает как бы от имени вороньего племени, eму ведомы их тайные устремления, он даже использует (в-1; косвенную, прямую) речь для передачи их мыслей и добивается главного: мы начинаем слышать и ________________________ окружающую нас жизнь. Птицы из однотонного фона наше__ (в-1; реальности, действительности, обыденности, повседневности) _____________________в живых существ, которые, оказывается, могут иметь живые чувства.

4. Финальная часть текста - итоговый момент в развитии авторской мысли.

Антитеза птиц и людей к концу текста (в-1; усиливается, ослабевает). В голосе автора начинает звучать надежда: может, вы их увидите, услышите и кинете им за службу «____________ кусок хлеба». Последний абзац становится заключительным аккордом авторской мысли. Раньше люди, птицы, звери представляли собою единый организм, и вот тогда вороны были ____________. Сейчас все _________________________: люди (в-1; обрели, утратили) живую связь с природой, вороны могут что-то и _________________________. Шутка, основанная на использовании каламбура, выдает (в-1; едкую насмешку; грустную иронию; злую сатиру; добрую авторскую улыбку): ротозея, нерасторопного человека до сих пор называют (в-1; ослом, щеглом, оленем, вороной). Вот видите, как будто хочет сказать нам __________________, как все мы похожи, как прочно _________________________ все живое, как ярок и (в-1; красочен, неистов, разнообразен, многоцветен) мир, который мы часто не замечаем!

(393 слова)

Сократите это высказывание до 150 слов. Примеры использования приемов опускать нельзя!

  • Прочитайте текст и выполните задания

(1) Олег Меньшиков - первый русский актер, удостоенный премии имени Лоуренса Оливье. (2) Эта премия была вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала», где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв. (3) Эта престижная ежегодная премия - нечто вроде американского Оскара у кинематографистов. (4) Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме Генриха V и диплом в рамке под стеклом. (5) Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег, тем более для актера, получившего эту награду впервые.

(Из газеты)

1. Кто удостаивается премии имени Лоуренса Оливье?

а) танцовщики; б) театральные актеры; в) оперные певцы; г) кинематографисты.

2. К какому стилю речи относится текст?

а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к официально-деловому.

3. Каков тип речи текста?

а) описание с элементами рассуждения; б) рассуждение; в) повествование; г) описание.

4. С помощью каких языковых средств связаны 1 -е и 2-е предложения?

а) указательное местоимение; б) лексический повтор; в) синоним; г) указательное местоимение и лексический повтор.

5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

а) вводные слова; б) метафора; в) эпитет; г) разговорные выражения.



  • Прочитайте текст и выполните задания

(I) В организме человека насчитывается около 200 типов различных клеток. (2) С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. (3) Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. (4) Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. (5) Клетки можно рассматривать и живыми. (6) Для этого на микроскоп монтируют специальное устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. 7) Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.

(Из энциклопедии)

1. Какое суждение противоречит содержанию текста?

а) Микроскопия - ведущий метод изучения клетки.

б) Большинство компонентов клеток непрозрачны.

в) Клетки можно рассматривать живыми.

г) Человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.

2. Какова цель автора этого текста?

а) Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для ученого-биолога.

б) Выразить личное отношение к описываемым фактам.

в) Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки.

г) Доступно изложить научные факты.

3. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

а) Текст рассчитан на широкий круг читателей.

б) Научная информация в тексте упрощена.

в) Незначительное количество терминов.

г) Лексика текста может быть понятна только специалисту.

4. С помощью каких языковых средств связаны 1 -е и 2-е предложения?

а) указательное местоимение; б) лексический повтор; в) синоним; г) антоним.

5. Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неверна?

а) Все слова в тексте употреблены в прямом значении.

б) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные и термины.

в) В тексте мало прилагательных, все они имеют точное значение.

г) Тексту свойственна нечастая повторяемость ключевых слов.



  • Прочитайте текст и выполните задания

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

(А. Гербер)

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

а) Не место красит человека, а человек место.

б) Мал золотник, да дорог.

в) Не все золото, что блестит.

г) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. К какому стилю речи относится текст?

а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к официально-деловому.

3. Каков тип речи текста?

а) описание с элементами рассуждения; б) рассуждение; в) повествование с элементами описания; г) описание.

4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?

а) союз; б) синонимы; в) личное местоимение и лексический повтор; г) союз и частица.

5. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?

а) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;

б) метафора, антонимы, синонимы;

в) эпитеты, фразеологизм, антонимы;

г) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.



  • Прочитайте текст и выполните задания

(1) Звезды еще только начали выцветать... (2) Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3) Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4) За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (5) Тропинка уже сузилась и постепенно исчезла среди толчеи валунов... (6) Он опустился на траву и вдохнул яркий воздух. (7) Запыхавшийся пес улегся в его ногах. (По В. Набокову)

1. В каком значении в тексте употреблено слово яркий (воздух)?

а) сияющий всеми красками, красочный;

б) солнечный, так как поднялось солнце;

в) резкий по чистоте и свежести;

г) теплый.

2. К какому стилю речи относится текст?

а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к художественному.

3. Каков тип речи текста?

а) описание; б) рассуждение; в) повествование; г) повествование с элементами описания.

4. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

а) указательное местоимение; б) лексический повтор; в) синоним; г) указательное местоимение и лексический повтор.

5. Какое из языковых средств выразительности используется в 1, 3, 4-м предложениях этого текста?

а) антитеза; б) метафора; в) эпитет; г) олицетворение.



  • Текст для сочинения

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, — он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. (По Д. Лихачеву)

Основные проблемы: 1) проблема выбора жизненной цели (как правильно выбрать цель своей жизни);

2) проблема подлинных и мнимых жизненных ценностей (в чем заключаются подлинные жизненные ценности).

Позиции автора: 1) главная цель человеческой жизни — делать людям добро, приносить счастье;

2) подлинные жизненные ценности заключаются не в личном материальном благополучии, а в доброте к людям, любви ко всему живому на земле.



Приложение 2

Тесты



Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Наедине с толпой

(1)Человек в условиях многолюдства - вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.

(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2003 в большом городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя - дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно - так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21)0 том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...

(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни - это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По 3. Паперному)

1. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, содержится в тексте в виде прямого высказывания?

1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.

2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; повествование;

2) художественный стиль; повествование;

3) разговорный стиль; рассуждение-доказательство;

4) публицистический стиль; есть все типы речи.

3. В каком значении в тексте используется слово «толпа»?

1) скопление народа по поводу какого-либо события;

2) люди из народа, простолюдины;

3) много людей;

4) невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом.

Прочитайте текст и выполните задания 112.

(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. (4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

(5)Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. (6)Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. (7)Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

(8)Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. (9)Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. (10)Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. (11)Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало.

(12)Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (13)От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

( По И. Гончарову)

1. Какую задачу автор романа ставит перед собой в этом фрагменте?

  1. Описать типичный городской быт того времени.

  1. Показать характер человека через окружающую его обстановку.

  1. Высмеять людей, которые не обладают хорошим вкусом.

  2. Объяснить причины лени и пассивности Обломова.

2. Выберите верное утверждение.

1) Комната Ильи Ильича была убрана с утончённым вкусом.

2) Убранство комнат заботило только Захара — слугу Обломова.

  1. Разнообразные хлопоты не давали Обломову возможности заняться домашними делами.

  2. Комнаты Обломова были обставлены довольно богато.

3. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5—11?

  1. повествование

  2. описание и повествование

  3. описание и рассуждение

  4. рассуждение-размышление

4. Какие из языковых средств выразительности не встречаются в этом фрагменте?

  1. риторические восклицания

  2. сравнительные обороты

  3. эпитеты

  4. ряды однородных членов

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью наречия?

1)6 3)8

2)2 4)13

6. Из предложений 9—11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

7. Назовите вид связи, который использован в словосочетании ОСЕЛ ВНИЗ (предложение 11).

8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово РАССЕЯННО (предложение 12).

9. Из предложения 9 выпишите частицу.

10. Среди предложений 1—4 найдите такое, в котором имеется вводное (или вставное) предложение. Укажите номер этого предложения.

11. Среди предложений 5—7 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

12. Укажите номер сложного предложения с сочинительной и подчинительной связью.







Текст 1

(1)В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. (2)Когда бы ценностная культура овладевала массами, когда бы лучшие ее образцы прошлого и настоящего становились хлебом насущным, - что могло бы быть полезней столь широкого ее распространения?! (3)Ибо тогда широта способствовала бы и глубине. (4)06 этом мечтали и мечтают все творцы прекрасного - чтобы их слушали, читали, смотрели и впитывали не узкие круги, а миллионы. (5)Однако в том понятии, в каком утвердилась сейчас массовая культура, ничего общего с желаемым она не имеет. (6)Условия культуры — эстетическое просвещение народа, возделывание его души таким образом, чтобы она оказалась способной принимать добро и красоту. (7)Из того состава, который есть в нас, с одинаковым успехом можно сделать и человека, и зверя. (8)В зависимости от того, кто возьмется за эту работу.

(9)В 20-е годы происходило директивное, силовое вытеснение традиционного искусства новым, которое назвало себя революционным. (10)Оно и было революционным - вызывающим, чужеродным и агрессивным, не желающим делить власть с плодами той земли, на которой утвердилось, и не стесняющимся в борьбе с ними применять динамит в прямом и переносном смыслах. (11)Пользуясь революционными лозунгами, оно диктовало условия, какие хотело, свергало и насаждало, кого хотело, и хотя в условиях того времени даже и это не могло казаться естественным, но в общей раскаленной обстановке, когда все вокруг с ног становилось на голову, когда революционному классу внушалось, что даже и хлеб он может получать из революционного духа, переворот в искусстве, пожалуй, мало кого удивил. (12)Однако при всем при этом художественный вкус народа продолжал оставаться здоровым. (13)В деревне, отпев положенную новую песню, брались за старые. (14)Слишком велика была крестьянская Россия. (15)Да и средства массового давления на человека, называющиеся почему-то средствами информации, были не те, что ныне, и не могли от начала до конца объять страну показательно-воспитательной обработкой. (1б)Вспомним, что еще совсем недавно опасным проявлением дурного тона нам представлялся городской романс. (17)А уж как пугались мы мелодрамы, расслабляющей душу пустопорожней чувствительностью! (18)Сейчас бы нам эти тревоги! (19)Сейчас, когда все, что насильно прививалось в 20-е, привилось как бы само собой и пошло в массы, когда двигателем искусства стала реклама и конкуренция, когда дурное самым демократическим путем заступило место хорошего, когда мораль, без которой не сочинялась ни одна басня, превратилась в кукиш в кармане, а гармония вырядилась в шутовской наряд. (20)Ни Чайковский, ни Глинка, ни Свиридов не отменяются, только пусть их мелодии на основе свободного выбора посоревнуются с ритмами рокеров. (21)Каждому свое. (22)Насильно, как известно, мил не будешь.

(По В. Распутину)

В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Острый публицистический пафос рассуждений В. Распутина о нашей культуре создается многими средствами выразительности, к которым, прежде всего, относятся ______(«эстетическое просвещение», «революционный класс», «художественный вкус», «средства массового давления», «показательно-воспитательная обработка» и др.), (предложение 18), ______(в предложении 2 и особенно — два последних предложения текста, которые образно выражают позицию автоpa). Острота полемики о том, какой должна быть массовая культура, подчеркивается и синтаксическими средствами, среди которых ______(предложение 3)».



Список терминов:

1) фразеологические обороты

6) парцелляция

2) книжная лексика

7) синтаксический параллелизм

3) риторическое восклицание

8) разговорная лексика

4) сравнительные обороты

9) публицистическая лексика

5) инверсия




Текст 2



ВКУС ТАЛОГО СНЕГА

(1)Лет уже тому... много лет, кажется, век назад, сидел я на склоне Урала, на старых вырубках с ружьем среди пеньев и кореньев, слушал и не мог наслушаться весеннего разгульного хора птиц, от которого качалось небо. (2)3емля и все на ней замерли, не шевелились, веточкой единой не качали, дивясь тому чуду, тому празднику, которому сама же она и была творцом.

(З)Утро пролетело, туманы осели, солнце поднялось высоко, но птицы всё не унимались, и меж пеньев, кореньев и кустов всё шипели, всё уркали и воинственно подпрыгивали распетушившиеся косачи.

(4)Поднявшись из засидки, я тут же подрубленно осел - занемели ноги. (5)Много я часов просидел, от темнозори до солнца, и не заметил времени. (6) И только сделал я шаг, из-под ног моих, затрещав крыльями, черной бомбой катнулся косач, ткнулся в одинокую березу и вытаращился на меня.

(7)Я выстрелил. (8)Косач, ударяясь о ветви, клубя перо, покатился вниз, захлопался под березой, и только протянул я руку, чтобы взять птицу, как услышал над головой мелкую сыпь и щелчки дождя. (9)Я поднял голову—небо было чисто, солнечно, однако в лицо мне, сгущаясь, падали и падали капли. (10)Облизнувшись, я почувствовал вкус талого снега, слабенькую, нежную сладь на губах и понял — это сок, березовый сок.

(11)Падая вниз, косач выбил из пазухи березы, оторвал от ствола ветку, да и дробью пробило белую кору, и дерево тут же заплакало, зачастило слезами, будто нутром и кожей предчувствовало, что следующей весной с самолетом обсыплют порошком эти бесконечные вырубки, эту землю, на которой природе почти удалось залечить раны и нарожать зверюшек, птиц и разной живности.

(12)Сам охотник будет идти в полуубитых молодых зарослях по щиколотки в пере и плакать, слыша, как хрустят под сапогами хрупкие косточки, и со смятением в сердце думать о будущем. (13)Брызнет ли березовый сок в лицо детишкам нашим и внукам? (14) Почувствуют ли они пенную сладость талого чистого снега на губах? (15)Услышат ли пенье птиц, да такое, что от него даже качается небо и забывается хмельная земля, ошалелая от вешнего удальства и разгула?..

(По В. Астафьеву)

В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Раздумья известного русского писателя В. П. Астафьева об ответственности человека перед природой полны глубокого лиризма и скрытой поэзии. Автор широко использует приём ______, придающий фразе особую выразительность (например, предложения 1,5,6). Втексте множество ______(«разгульного хора птиц», «воинственно подпрыгивали», «слабенькая», «нежная сладь»), ______(«дерево заплакало», природе удалось «залечить раны» и «нарожать зверюшек»), есть ______ («на склоне Урала») и других образных средств».



Список терминов:

1) сравнительный оборот

6) антитеза

2) инверсия

7) анафора

3) олицетворение

8) эпитет

4) риторический вопрос

9) синекдоха

5) метафора






Прочитайте текст и выполните задания 1—11.

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

— (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

— (29)Потёрпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!

(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

— (33)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

— (36)Никитин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

— (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком.

(41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

— (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди.

(По К.Акулинину)

1. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста?

  1. Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги.

  2. Герой текста ощущает свою потерянность перед увиденным.

  3. Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно.

  4. Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 24-44?

  1. рассуждение

  2. описание

  3. повествование и описание

  4. повествование и рассуждение

3. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1)10 2)14 3)16 4)4

4. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (предложение 7).

5. Из предложения 16 выпишите все предлоги.

6. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ (предложение 25).

7. Среди предложений 14—24 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 21—31 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 17—35 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

10. Среди предложений 24—28 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1—10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина. _____ («лампочка... разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24), _____ («женщины,... старики, старшеклассницы»), _____ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности не случайны в тексте, как не случайны и _____ (например, предложение 39), которые обусловлены включением в текст диалога».

Список терминов:

  1. антитеза

  2. фразеологизм

  3. разговорные синтаксические конструкции

  4. эпитеты

  5. диалектизмы

  6. гипербола

  7. градация

  8. ряд однородных членов

  9. метафора

Приложение 3



Контрольные работы



Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Вариант I.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1) Метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) Метонимия

б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

3) Парафраз (парафраза)

в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) Ирония

г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

5) Литота

д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

II. Назовите троп, который использован

1) в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты...

(Жуковский);

2) в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»:

Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии... (Гоголь);

3) в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

(Некрасов);

4) в монологе Фамусова:

Не то на серебре — на золоте едал.

(Грибоедов);

5) в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь).

Варианты ответов:

а) ирония;

б) олицетворение;

в) синекдоха;

г) метонимия;

д) гипербола.

III. Определите вид эпитета:

а) постоянный;

б) изобразительный;

в) эмоциональный;

г) метафорический.

1) Ночевала тучка золотая... (Лермонтов).

2) Вот идет он к синему морю... (Пушкин).

3) Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

(Лермонтов).

4) Роняет лес багряный свой убор... (Пушкин.)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1) Эпифора

а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

2) Антитеза

б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) Эллипсис

в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

4) Градация

г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) Параллелизм

д) усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

V. Назовите синтаксический прием, который

1) подчеркивает авторскую мысль:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

(Пушкин);

2) использован для изображения лирических переживаний:

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край.

(Фет);

3) придает яркость описанию природы:

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков);

4) использован для усиления выразительности речи в строке:

Где стол был яств, там гроб стоит.

(Державин);

5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:

Нет; я хотел... быть может, вы... я думал,

Что уж барону время умереть.

(Пушкин).

Варианты ответов:

а) анафора;

б) антитеза;

в) умолчание;

г) инверсия;

д) градация.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(Пушкин).

Ответы:

I. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.

II. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.

III. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б.

IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5) г.

V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5) в.

VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

Вариант II.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1) Синекдоха

а) уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака

2) Аллегория

б) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

3) Сравнение

в) иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

4) Гипербола

г) приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

5) Олицетворение

д) непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления

II. Назовите троп, который использован

1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

(Есенин);

2) в прозаической строке:

Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов);

3) для передачи лирического переживания в строчках:

Только слышно — на улице где-то

Одинокая бродит гармонь.

(Исаковский);

4) для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

(Маяковский);

5) для создания неожиданного, запоминающегося образа в строке:

Стекло стрекоз сновало по щекам.

(Пастернак).

Варианты ответов:

а) синекдоха;

б) метафора;

в) метонимия;

г) развернутая метафора;

д) сравнение.

III. Закончите фразу:

«Сравнение как троп трехчленно и состоит из следующих компонентов:

1) предмет сравнения;

2) образ сравнения;

3) ……….»

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1) Анафора

а) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ

2) Оксюморон

б) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

3) Инверсия

в) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

4) Парцелляция

г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое

5) Риторический вопрос

д) членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

V. Назовите синтаксический прием, который

1) использован для усиления смыслового оттенка высказывания:

Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький);

2) использован для изображения лирических переживаний:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

(Блок);

3) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи:

Офицер — из пистолета,

Тёркин — в мягкое штыком...

(Твардовский);

4) использован для усиления выразительности речи:

Мы любим все — и жар холодных числ...

(Блок);

5) подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(Берггольц).

Варианты ответов:

а) оксюморон;

6) парцелляция;

в) эпифора;

г) градация;

д) эллипсис.

VI. Назовите художественные средства (тропы и стилистические фигуры), использованные в строках стихотворения:

У меня в Москве — купола горят,

У меня в Москве — колокола звенят.

(Цветаева.)

Ответы:

I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.

II. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б.

III. Признак сходства.

IV. 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.

V. 1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5) г.

VI. Анафора, метафора, параллелизм.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "Деловая риторика"

Автор: Мубаракшина Фарида Загитовна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "новое в образовании "
    ["seo_title"] => string(20) "novoie-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "221065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435034241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства