kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Культура речи" для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  данной программы является формирование  культуры речи обучающихся через использование  информационно- коммуникационных технологий, обеспечивающей повышение качества образования, повышение коммуникативной  компетентности школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Культура речи" для 9 класса»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Культура речи» для 9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

Целью программы является формирование культуры речи обучающихся через использование информационно- коммуникационных технологий, обеспечивающей:

-повышение качества образования;

-повышение коммуникативной компетентности школьников;

-формирование у подростков представления о литературном языке, как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющего кодифицированный литературный язык и литературную речь;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

-привитие обучающимся лингвистического вкуса;

-формирование бережного отношения к слову;

-развитие языкового и эстетического идеала.


Задачи программы:

1. Создать возможности для углубления лингвистических знаний подростков, повышения коммуникативной компетентности обучающихся, корректировки речи, устранения речевых ошибок, правильности, уместности выбора языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысли и чувства говорящего или пишущего, соответствующие социальной ситуации; приобретения качеств, которые должен выработать каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе.

2. Применить полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.

Планируемые результаты

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в обществе;

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации;

  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.


Программа рассчитана на обучающихся 9 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 35 часов.


Содержание курса внеурочной деятельности 9 класса

Перечень,название раздела,темы

Краткое содержание учебной темы

Необходимое количество часов для изучения темы

«Речь и речевое общение»


Осознают роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Узнают основные особенности устной и письменной речи.

Владеют основными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога - нормами речевого поведения в типичных ситуациях.

Анализируют образцы устной и письменной речи; соотносят их с целями, ситуациями и условиями общения.

Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.


7

«Речевая деятельность»

Формируют представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.

Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

Овладевают различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.


6

«Текст»

Изучают признаки текста.

Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста

Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы.

Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.


5

«Функциональные разновидности языка»

Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.

Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.


6

«Общие сведения о языке»


Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Формируют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики.

Различают функциональные разновидности современного русского языка.


5

«Лексикология и фразеология»

Овладевают основными понятиями лексикологии.

Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Расширяют свой лексикон.

Находят основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Узнают общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами.

Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова.


3

«Язык и культура»

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Имеют представление об особенностях русского речевого этикета.

Уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни.

3

Итого


35





Тематическое планирование внеурочной деятельности 9 класса

№ п/п

Название разделов

Тема занятий

К-во часов

Основные формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

1


«Речь и речевое общение»





















«Речевая деятельность»















«Текст»















«Функциональные разновидности языка»













Общие сведения о языке»

Язык и общество. Нормы русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Культура речи

1

Лекция, беседа

Познавательная деятельность



2

Текст как средство самовыражения автора

1

Диспут

Проблемно-ценностное общение



3

Смысловые отношения между предложениями текста

1

Практикум

Познавательная деятельность



4

Виды речевой деятельности, их роль в формировании личности

1

Объяснение, показ

Познавательная деятельность



5

Стили и типы речи. Основные требования к речи

1

Объяснение, показ

Познавательная деятельность



6

Стили и типы речи. Основные требования к речи

1

Конференция

Познавательная деятельность



7

Текст. Признаки текста

1

Групповая работа

Проблемно-ценностное общение



8

Микротема

1

Парная работа

Проблемно-ценностное общение



9

Тип речи. Повествование

1

Индивидуальная работа

Проблемно-ценностное общение



10

Лексика. Омонимы

1

Групповая работа

Проблемно-ценностное общение



11

Описание. Композиция описания

1

Групповая работа

Проблемно-ценностное общение



12

Фразеология

1

Групповая работа

Проблемно-ценностное общение



13

Виды речевых ошибок

1

Групповая работа

Познавательная деятельность



14

Типы речи. Рассуждение

1

Парная работа

Проблемно-ценностное общение



15

Рецензия

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



16

Лингвистический анализ текста

1

Практикум

Познавательная деятельность



17

Лингвистический анализ текста

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



18

Языковая игра. Пародия

1

Деловая игра

Игровая деятельность



19

Обучение дискуссии и дискуссионной речи обучающихся

1

Дискуссия

Проблемно-ценностное общение



20

Обучение дискуссии и дискуссионной речи обучающихся

1

Дискуссия

Проблемно-ценностное общение



21

Доклад

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



22

Реферат

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



23

Развёрнутый ответ на лингвистическую тему

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



24

Рассуждения дискуссионного характера

1

Дискуссия

Проблемно-ценностное общение



25

Протокол

1

Индивид.работа

Познавательная деятельность



26

Тексты научно-популярных стилей

1

Групповая работа

Познавательная деятельность



27

Автобиография. Заявление

1

Индивидуальнаяная работа

Познавательная деятельность



28

Выписки, план, тезисы

1

Парная работа

Познавательная деятельность



29

Конспект

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



30

«Лексикология и фразеология»





«Язык и культура»


Выступление. Ораторская речь

1

Практикум

Познавательная деятельность



31

Выступление. Ораторская речь

1

Групповая работа

Проблемно-ценностное общение



32

Отзыв о произведении искусства

1

Индивидуальная работа

Познавательная деятельность



33

Речь и речевое общение


1

Беседа

Проблемно-ценностное общение



34-35

Культура речи


2

Круглый стол


Проблемно-ценностное общение












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Культура речи" для 9 класса

Автор: Хабибрахманова Гульнара Фанисовна

Дата: 24.08.2023

Номер свидетельства: 635925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства