Программа внеурочной деятельности "Культура речи" для 9 класса
Программа внеурочной деятельности "Культура речи" для 9 класса
Целью данной программы является формирование культуры речи обучающихся через использование информационно- коммуникационных технологий, обеспечивающей повышение качества образования, повышение коммуникативной компетентности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Культура речи" для 9 класса»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Культура речи» для 9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Целью программы является формирование культуры речи обучающихся через использование информационно- коммуникационных технологий, обеспечивающей:
-формирование у подростков представления о литературном языке, как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющего кодифицированный литературный язык и литературную речь;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
-привитие обучающимся лингвистического вкуса;
-формирование бережного отношения к слову;
-развитие языкового и эстетического идеала.
Задачи программы:
1. Создать возможности для углубления лингвистических знаний подростков, повышения коммуникативной компетентности обучающихся, корректировки речи, устранения речевых ошибок, правильности, уместности выбора языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысли и чувства говорящего или пишущего, соответствующие социальной ситуации; приобретения качеств, которые должен выработать каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе.
2. Применить полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа внеурочной деятельности «Культура речи» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.
Планируемые результаты
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
готовность к самостоятельной творческой деятельности;
толерантное сознание и поведение в обществе;
навыки сотрудничества со сверстниками;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать, осуществлять, корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
владение навыками познавательной рефлексии.
Программа рассчитана на обучающихся 9 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 35 часов.
Содержание курса внеурочной деятельности 9 класса
Перечень,название раздела,темы
Краткое содержание учебной темы
Необходимое количество часов для изучения темы
«Речь и речевое общение»
Осознают роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.
Узнают основные особенности устной и письменной речи.
Владеют основными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога - нормами речевого поведения в типичных ситуациях.
Анализируют образцы устной и письменной речи; соотносят их с целями, ситуациями и условиями общения.
Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
7
«Речевая деятельность»
Формируют представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.
Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Овладевают различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
6
«Текст»
Изучают признаки текста.
Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста
Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы.
Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).
Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
5
«Функциональные разновидности языка»
Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.
Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.
Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
6
«Общие сведения о языке»
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Формируют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики.
Различают функциональные разновидности современного русского языка.
5
«Лексикология и фразеология»
Овладевают основными понятиями лексикологии.
Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Расширяют свой лексикон.
Находят основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Узнают общие принципы классификации словарного состава русского языка.
Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами.
Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова.
3
«Язык и культура»
Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
Имеют представление об особенностях русского речевого этикета.
Уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни.
3
Итого
35
Тематическое планирование внеурочной деятельности 9 класса
№ п/п
Название разделов
Тема занятий
К-во часов
Основные формы организации учебной деятельности
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения
план
факт
1
«Речь и речевое общение»
«Речевая деятельность»
«Текст»
«Функциональные разновидности языка»
Общие сведения о языке»
Язык и общество. Нормы русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Культура речи
1
Лекция, беседа
Познавательная деятельность
2
Текст как средство самовыражения автора
1
Диспут
Проблемно-ценностное общение
3
Смысловые отношения между предложениями текста
1
Практикум
Познавательная деятельность
4
Виды речевой деятельности, их роль в формировании личности
1
Объяснение, показ
Познавательная деятельность
5
Стили и типы речи. Основные требования к речи
1
Объяснение, показ
Познавательная деятельность
6
Стили и типы речи. Основные требования к речи
1
Конференция
Познавательная деятельность
7
Текст. Признаки текста
1
Групповая работа
Проблемно-ценностное общение
8
Микротема
1
Парная работа
Проблемно-ценностное общение
9
Тип речи. Повествование
1
Индивидуальная работа
Проблемно-ценностное общение
10
Лексика. Омонимы
1
Групповая работа
Проблемно-ценностное общение
11
Описание. Композиция описания
1
Групповая работа
Проблемно-ценностное общение
12
Фразеология
1
Групповая работа
Проблемно-ценностное общение
13
Виды речевых ошибок
1
Групповая работа
Познавательная деятельность
14
Типы речи. Рассуждение
1
Парная работа
Проблемно-ценностное общение
15
Рецензия
1
Индивидуальная работа
Познавательная деятельность
16
Лингвистический анализ текста
1
Практикум
Познавательная деятельность
17
Лингвистический анализ текста
1
Индивидуальная работа
Познавательная деятельность
18
Языковая игра. Пародия
1
Деловая игра
Игровая деятельность
19
Обучение дискуссии и дискуссионной речи обучающихся
1
Дискуссия
Проблемно-ценностное общение
20
Обучение дискуссии и дискуссионной речи обучающихся