Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ Каменская ООШ
Рабочая программа по факультативному (элективному) курсу
«Культура речи»
8 класс
Учитель Катеренюк Зяйтуна Минахметовна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для 8 класса составлена на основе:
Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2007;
Цели и задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.
Описание места учебного курса
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (1 час в 2 недели).
Общая характеристика учебного курса
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс (для уроков с использованием ИКТ).
Для учителя:
1.Поурочные разработки по русскому языку для 8 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2009.
2.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009.
3. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 8 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010.
4.Русский язык. 8 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.
5.Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.
6.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.
Для учащихся:
1.Русский язык. Дидактические материалы.8 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. М.,Экзамен, 2013.
2.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. /сост. Богданова Г.А. М., Просвещение,2010.
3. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 8 класс. Москва «Интеллект-Центр», 2013г.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного курса
О родном языке. Русский язык среди других языков мира. (1ч) Звуковые образные средства языка. Звукопись (1 час) Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная) (1 час) Ситуация речевого общения и её основные компоненты (1 час) Речевой этикет как правила речевого общения (1 час) Культура поведения, культура речи и речевой этикет (1 час) Жесты и мимика; использование их в общении (1 час) Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (1 час) Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания (1 час) Диалог и монолог как разновидности устной речи (1 час) Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения (2 час) Роль орфоэпии в устном общении между людьми (1 час) Основные нормы современного литературного произношения. Ударение; его смыслоразличительная роль (1 час) Отклонения от произносительных норм и их причина (1 час) Орфоэпические словари и справочники; работа с ними (1 час) Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в речевом общении (1час)
Тематическое планирование учебного курса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
По плану | По факту |
1 | О родном языке. Русский язык среди других языков мира | 1 | Консультирование, беседа | | |
2 | Звуковые образные средства языка. Звукопись | 1 | Тренировочные упражнения | | |
3 | Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная) | 1 | Тренировочные упражнения .Беседа, | | |
4 | Ситуация речевого общения и её основные компоненты | 1 | Практическая работа | | |
5 | Речевой этикет как правила речевого общения | 1 | Беседа. Карточки с речевыми ситуациями. | | |
6 | Культура поведения, культура речи и речевой этикет | 1 | Практическая работа. | | |
7 | Жесты и мимика; использование их в общении | 1 | Практическая работа | | |
8 | Особенности устной речи: использование средств звучащей речи | 1 | Практическая работа. | | |
9 | Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания | 1 | Карточки с заданиями. | | |
10 | Диалог и монолог как разновидности устной речи | 1 | Беседа . | | |
11 | Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения | 1 | Решение ситуативных задач | | |
12 | Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения | 1 | Практическая работа. | | |
13 | Роль орфоэпии в устном общении между людьми | 1 | Карточки с заданием. | | |
14 | Основные нормы современного литературного произношения. Ударение; его смыслоразличительная роль | 1 | Подготовка докладов. | | |
15 | Отклонения от произносительных норм и их причина | 1 | Решение ситуативных задач. | | |
16 | Орфоэпические словари и справочники; работа с ними | 1 | Работа со словарями. | | |
17 | Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в речевом общении | 1 | Практическая работа. Решение ситуативных задач. | | |