kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса в 8 классе "культура речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематическое планирование элективного курса

Просмотр содержимого документа
«программа элективного курса Культура речи»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

МКОУ Каменская ООШ









Рабочая программа по факультативному (элективному) курсу

«Культура речи»

8 класс





Учитель Катеренюк Зяйтуна Минахметовна






2019 год







Пояснительная записка



Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для 8 класса составлена на основе:

Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2007;

Цели и задачи:

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;



- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.





Описание места учебного курса



Рабочая программа рассчитана на 17 часов (1 час в 2 недели).





Общая характеристика учебного курса

Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс (для уроков с использованием ИКТ).



Для учителя:



1.Поурочные разработки по русскому языку для 8 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2009.

2.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009.

3. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 8 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010.

4.Русский язык. 8 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.

5.Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.

6.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.

Для учащихся:



1.Русский язык. Дидактические материалы.8 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. М.,Экзамен, 2013.

2.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. /сост. Богданова Г.А. М., Просвещение,2010.

3. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 8 класс. Москва «Интеллект-Центр», 2013г.



Образовательные электронные ресурсы:

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  • Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

  • Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

  • Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/







Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность исполь­зовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодейст­вие с окружающими людьми в процессе речевого об­щения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение националь­но-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального меж­личностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гума­нитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-дело­вой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание учебного курса

О родном языке. Русский язык среди других языков мира. (1ч) Звуковые образные средства языка. Звукопись (1 час) Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная) (1 час) Ситуация речевого общения и её основные компоненты (1 час) Речевой этикет как правила речевого общения (1 час) Культура поведения, культура речи и речевой этикет (1 час) Жесты и мимика; использование их в общении (1 час) Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (1 час) Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания (1 час) Диалог и монолог как разновидности устной речи (1 час) Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения (2 час) Роль орфоэпии в устном общении между людьми (1 час) Основные нормы современного литературного произноше­ния. Ударение; его смыслоразличительная роль (1 час) Отклонения от произносительных норм и их причина (1 час) Орфоэпические словари и справочники; работа с ними (1 час) Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в ре­чевом общении (1час)

Тематическое планирование учебного курса



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

По плану

По факту

1

О родном языке. Русский язык среди других языков мира

1

Консультирование,

беседа



2

Звуковые образные средства языка. Звукопись

1

Тренировочные упражнения



3

Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла).

Формы общения (устная и письменная)

1

Тренировочные упражнения .Беседа,



4

Ситуация речевого общения и её основные компоненты

1

Практическая работа



5

Речевой этикет как правила речевого общения

1

Беседа.

Карточки с речевыми ситуациями.




6

Культура поведения, культура речи и речевой этикет

1

Практическая работа.



7

Жесты и мимика; использование их в общении

1

Практическая работа



8

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи

1

Практическая работа.



9

Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания

1

Карточки с заданиями.



10

Диалог и монолог как разновидности устной речи

1

Беседа .



11

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения

1

Решение ситуативных задач



12

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения

1

Практическая работа.



13

Роль орфоэпии в устном общении между людьми

1

Карточки с заданием.



14

Основные нормы современного литературного произноше­ния. Ударение; его смыслоразличительная роль

1

Подготовка докладов.



15

Отклонения от произносительных норм и их причина

1

Решение ситуативных задач.



16

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними

1

Работа со словарями.



17

Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в ре­чевом общении

1

Практическая работа.

Решение ситуативных задач.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса в 8 классе "культура речи"

Автор: Катеренюк Зяйтуна Минахметовна

Дата: 21.01.2019

Номер свидетельства: 496474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_orfoghrafiia_kul_tura_riechi_dlia_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "453295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517207358"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Страноведение Германии (программа элективного курса) для учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(86) "stranoviedieniie-giermanii-proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "122339"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414214349"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Авторская программа элективного курса по казахскому языку "
    ["seo_title"] => string(63) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-kazakhskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422642726"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства