Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 7класс»
Согласовано:
Председатель МС:______
Утверждена приказом
директора МБОУ СОШ № 2
________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика» в 7А классе
Учителя русского языка и литературы
Гориной Людмилы Николаевны
2017 – 2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ№2. Программа курса «Занимательная грамматика» является модифицированной.
На изучение предмета отводится 1 часов в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Учебно-методический комплект:
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва: Просвещение, 2011
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
9. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- уметь выделять нравственный аспект поведения;
- усваивать теоретические знания и ориентации на обобщенные способы действий, формировать рефлективность самооценки в учебной деятельности;
- соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- ставить задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
- учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
- уметь давать логическую оценку действий своих и других;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- строить логические цепи рассуждений, выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия;
- уметь строить схемы, находить пути решения лингвистических задач;
- ставить и решать проблемы на данном этапе обучения;
- осознавать выбор способов решения поставленных задач;
- понимать и давать оценку информации, учебного материала специальных знаний по русскому языку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
-уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
- устраивать групповые обсуждения;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уметь участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;
- уметь давать точную оценку, анализ действий при решении поставленных задач
Обучающиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
-оценивать адекватно собственное поведение и поведение окружающих.
-передать результаты изучения грамматических особенностей языка; владеть рассуждением, описанием, повествованием
Предметные результаты:
- иметь представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формировать базовые умения, обеспечивающие возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
- расширять и систематизировать научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова
- формировать ответственность за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№
Раздел
Содержание
Формы организации и виды деятельности
Кол-во часов
1
Занимательная фонетика.
Разночтение слов в звучании и написании. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
Игровая деятельность
Работа в команде. Сюжетно – ролевая игра: «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». Решение метаграмм. Сюжетно – ролевая игра «Стань ведущим»
7
2
Занимательное словообразование.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения
Игровая деятельность
Работа в команде. Решение кроссвордов. Представление собственных презентаций «Знаете ли вы…» Ролевая игра «Раз, два, три-говори!»
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Путеводные звёзды орфографии.
Игровая, познавательная деятельность
Составление и разгадывание кроссвордов. Викторина по теме. Лингвистическая игра «Мудрено сотворено»
3
4
Занимательная морфология
Братство глагольное. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Главнее главного. Действую по-разному. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Грамматике учиться всегда пригодится Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом.
Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.Разряды частиц. Игры на внимание. Союз. То же, так же иль за то?Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То же, так же иль за то? «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте.
Игровая, познавательная деятельность
Анализ текста. Работа в команде. Ролевая игра «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Составление сборника «Это интересно».Написание лингвистических сказок «Не любо- не слушай, а врать не мешай» . Игра «Кто быстрее?» Конкурс на
восстановление деформированного текста.
14
5.
Культура речи.
Заговори, чтоб я тебя увидел.Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета
Рефлексивно-оценочная деятельность
Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде
4
Всего
35
Тематическое планирование
№
Дата проведения
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Учебно-лабораторное и наглядное оборудование, ЭОР (указать)
Занимательная фонетика-7
1
Разночтение слов в звучании и написании.
1ч.
Учебник, презентация
2
Разночтение слов в звучании и написании.
1 ч.
Учебник, тексты,
3
Для чего используют звуковые повторы в речи.
1ч.
Учебник, тексты
4
Для чего используют звуковые повторы в речи.
1 ч.
Учебник, тексты
5
Какова роль интонации в устной речи
1ч
Учебник
6
Какова роль интонации в устной речи
1 ч.
Учебник, тексты
7
Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
1ч
Раздаточный материал
Занимательное словообразование-7
8.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
1 ч.
Учебник, таблица
9.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
1 ч.
Учебник, схемы
10
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова